Посвящается Жарких Н. А

Лауреаты Фонда Всм
ХИТРОПУЗЫЙ ДРАКОН - http://www.proza.ru/avtor/dasha2m - ПЯТОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК -2" ПАМЯТИ НИКОЛАЯ КОНДРАТЬЕВИЧА ИВАНЕНКО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

Любимому учителю и наставнику с любовью.

***

- Эх ты, Маруся! – воскликнула Наталья Анатольевна, вглядываясь в чертёж, что лежал перед ней. – Вот здесь как измеряла? Это что за ерунда?

Я опускаю глаза и что-то бормочу в своё оправдание. Но все мои слова немедленно отметаются решительным жестом.

- Переделать.

Со вздохом забираю плод своих стараний с большого деревянного стола, уступая место однокласснице Ксюше, которая аккуратно разворачивает свою работу перед учителем.

- Ещё одна Маруся! – слышу восклицание за спиной. Следом грянул дружный смех остальных девочек. Я тоже широко улыбаюсь.

Как сильно мне хочется вновь посетить этот огромный светлый кабинет с мягкими креслами, деревянной мебелью и множеством замечательных старых швейных машинок. С каким удовольствием я села бы за свой стол на первом ряду и в предвкушении воззрилась бы на большую зелёную доску. С замиранием сердца я бы ждала, когда войдёт Она, женщина с большой буквы. Наталья Анатольевна Жарких. Всегда собранная и внимательная, прекрасно одетая и ухоженная, с буйной гривой тёмных жёстких волос и с по-настоящему «учительскими» квадратными очками. Из под густых бровей сверкнут тёмные глаза и внимательно оглядят класс. Низкий, чуть бархатистый голос заполнит комнату, обращая всех присутствующих во внимание.

Здесь бывало тихо только во время контрольных работ или при объяснении нового материала. И пусть кто-нибудь только попробует прослушать или отвлечься! Суровый взгляд поверх квадратных очков немедленно находил среди всего класса нарушителя спокойствия. А о списывании даже не могло быть и речи. С самым серьёзным и невозмутимым видом Наталья Анатольевна не раз просвещала нас, что имеет третий глаз на затылке, а потому всё видит, даже когда поворачивается к нам спиной. Мы смеялись, но не раз я ловила себя на мысли, что было бы любопытно посмотреть на этот самый таинственный глаз. Как он за такой копной волос что-то видит?!

Но как только уроки  заканчивались, кабинет заполнял гомон и шум, а во второй половине дня здесь было почти не протолкнуться. Девчонки всех возрастов усердно трудились тут до самого вечера. Дополнительные занятия всегда были неофициальные и совершенно необязательные, но сюда бежали с большим удовольствием при первом удобном случае.

Наталья Анатольевна Жарких вела технологию у девочек. Сначала она учила нас готовить, а потом шить. Уроки были сложные, а она, как всегда, требовательной, поэтому любая провинность оказывалась страшнее самого ужасного кошмара. А похвала - дороже золота, благо Наталья Анатольевна на слова скупилась, когда та была заслужена. В такие моменты она призывала всех находящихся в классе обратить внимание на прекрасно выполненный чертёж, замечательную выкройку или прекрасно продвигающийся процесс шитья или готовки. Та счастливица, которая получала подобный ряд комплиментов и ставилась в пример остальным, сияла и, широко улыбаясь, гордо оглядывая остальных. Мол, вот, посмотрите, какая я молодец! В остальное же время все мы были беспробудными Марусями, которые не могли даже ровно отрезать, не поругав при этом ножницы.

Маруся являлась неким общим собирательным образом очень уж невнимательной девочки. Это был местный титул, который уважаемая Наталья Анатольевна раздавала направо и налево. Стать Марусей было не то, чтобы неприятно, но достаточно досадно. Самолюбие наше после этого заставляло трудиться ещё более усердно, чтобы заслужить в дальнейшем одобрительный кивок учительницы.

В дальнейшем Наталья Анатольевна заняла ещё и должность учителя биологии, где так же проявляла себя как самая незаурядная личность. Мужской коллектив нашего класса оценил по достоинству её мастерство, трудолюбие и чувство юмора, поэтому принял как педагога, заслуживающего самое настоящее уважение. Каким удовольствием для всех нас стало готовиться к урокам, искать захватывающий материал для докладов и вместе узнавать что-то новое и совершенно невероятное. Наталья Анатольевна была рада вместе с нами учиться и открывать для себя много интересного. Поэтому, когда мне довелось готовить доклад об одной из совершенно фантастических версий происхождения человека, она с гордостью оповещала коллег, что я  читала труды Елены Блаватской и неплохо разбираюсь в данной теме. Совершенно изумлённые взгляды учителей вгоняли меня в краску не менее недели.

Как давно это было? Неужели прошло больше десяти лет? Я закрываю глаза, слушая тишину. Её уже никогда не нарушит тот самый суровый голос. Наталья Анатольевна ушла от нас. Внезапно. Шокирующе. И слишком больно.

- Собирайся быстро. Надо ехать в школу пораньше. Наталья Анатольевна умерла.

С этих слов началось то самое утро, когда нечто важное ушло из жизни всего нашего класса. Как в тумане я одевалась, садилась в машину и писала задеревеневшими руками смс-сообщения одноклассницам, которые готовились к её первому уроку. Мне не верили, слали ответные сообщения с недоумёнными вопросами, но я ничего больше не могла им сказать. Внутри неожиданно стало очень пусто. Я не могла даже попытаться убедить себя в том, что это не правда. Потому что знала - это не так. И чувствовала, что мы потеряли нашу любимую учительницу навсегда. Одна врачебная ошибка оборвала жизнь ещё очень молодой и полной сил женщины.

Страшно было видеть лица одноклассников, когда они один за другим узнавали новость, невольной вестницей которой я стала. С болью я наблюдала, как улыбки медленно сходят с их лиц, уступая место неверию, а затем невыразимому горю. Я отводила взгляд от потрясённых учителей, когда они без сил опускались на стулья, не в силах удержаться на ногах. Мы бесцельно бродили по коридорам, практически не разговаривая друг с другом, погружённые в свои мысли и находясь в прострации. Ко многим из нас смерть ещё никогда не оказывалась так близко.

А потом я увидела её фотографию, висящую на большом стенде, наряду с остальными учителями. Наталья Анатольевна была на ней такая живая, такая жизнерадостная и полная сил. Я смогла сдержать слёз. Всё потрясение, весь ужас и осознание произошедшего выплеснулись в один миг, заставляя трястись от безудержных рыданий. Один из одноклассников без лишних слов притянул меня к себе, позволяя плакать на своём плече столько, сколько потребуется. Не знаю, как долго я не могла остановиться. Нас утешали. Нам говорили, что это неизбежно и что нужно жить дальше. Нас просили отвлечься и не думать об этом. Увы, это было не так просто.
Мы приходили на её похороны, попрощаться. Наша Наталья Анатольевна, такая любимая, такая родная, лежала в гробу посреди комнаты. Тёмные волосы поразительно контрастировали с белизной кожи. Только я смогла приблизиться к ней, чтобы последний раз взглянуть в это строгое лицо. Сделать это было невыносимо тяжело.
За свою недолгую жизнь я не раз сталкивалась со смертью родных, но  тогда возраст не позволял полностью прочувствовать горечь утраты. Однако чем старше ты становишься, чем лучше узнаёшь людей вокруг и чем больше привязываешься к ним, тем сложнее смириться, когда они уходят из нашей жизни.

Это невероятно больно.

Каждый из нас рано или поздно узнает, насколько. А потому каждый из нас должен помнить, что жизнь конечна. И ценить её. Каждый день. Каждое мгновение. Не тратить время на то, что приносит только разочарование и неудовлетворение. Быть с теми, с кем хочется быть, работать там, где хочется работать, заниматься тем, что действительно приносит неподдельное удовольствие и ни о чём не сожалеть. Все наши ошибки – это бесценный опыт. А победы… Что ж, часто их даже не замечают. Но каждодневные маленькие победы формируются в то, что остаётся в каждом из нас навсегда. Наталья Анатольевна, вы научили нас этому. Ваши маленькие победы на каждом уроке, в каждом дне заложили в нас столь многое. Любовь к рукоделию, к учению, к познанию, к своему делу и столь многое ещё, о чём так сразу и не вспомнить. В каждом из нас вы оставили свой неизгладимый след, который согревает в трудные минуты.

Спасибо вам.

Мы вас любим и помним.