Дочка приехала к отцу-старику

Леонид Аронов
 
    Поле долгого отсутствия дочка Тоня приехала одна к отцу-старику, оформив на работе отпуск без содержания.
    Три часа пополудни. Летнее солнце освещало сквозь тюль на окнах переднюю комнату, в углу которой дочка и папа за квадратным столом  пообедали тем, что приготовил отец. Тоня сказала:
    — Спасибо, папа! Мне твой борщ понравился. Ты молодец — всегда прекрасно готовишь еду. Я отдохну с полчасика и примусь за дела.
    — Доченька! Какие могут быть дела?!  Я готовился к твоему приезду — сделал генеральную уборку. Не забывай — тебе уже пятьдесят два года. В таком возрасте полагается больше отдыхать. Полежи на диванчике,  посмотри телевизор, расслабься.
    — И что ж, батя, по-твоему, я должна все восемь дней валяться на диване? Да я от этого ослабну и заболею. Первым делом освободим вторую комнату — там я побелю потолок, потом переклею обои. Затем вымою пол, и когда он высохнет, — покрашу. Потом возьмёмся ремонтировать переднюю комнату, в которой мы сейчас находимся. А между делами я буду  отдыхать.
    — Ой, дочечка, как я не люблю ремонт в квартире — это такая колгота. Без этих хлопот мы бы с тобой чудесно провели время.
    — Не беспокойся, отец, я тебя не буду просить, чтобы ты мне в чём-то помогал. Управлюсь одна.
    — Тонечка, да я работы не боюсь. Я о тебе забочусь. Ну что ж, ты уже давно взрослая. Быть по-твоему. Но ещё раз тебя попрошу и напомню: «Пожалуйста, больше отдыхай. Ты уже в возрасте — за пятьдесят».

    Тоня принялась энергично снимать шторы с гардин, передвигать  мебель в середину комнаты, сдирать со стен старые обои. Весь хлам вынесла во двор. Трудилась допоздна.
    Они с отцом поужинали, поговорили о прошлой жизни. Папа стал ночевать в сенях, дочка — в комнате.
    Утром  Тоня побелила потолок, вымыла пол. Отец успел приготовить завтрак. Они поели. Она рулеткой измерила все стены; сосчитала, сколько потребуется рулонов обоев. Сходила в магазин, купила всё необходимое для приклеивания обоев. Закончив ремонт одной комнаты, принялась за другую.  На обе комнаты у неё ушло шесть дней. Затем расставила мебель по-новому. Постирала занавески и бельё, повесила их сушиться. Потом целый день наводила порядок в шкафах и в чулане. К юмористическому негодованию отца выкинула много ненужных вещей.  Утром последнего дня пребывания у папы она погладила высохшее бельё и разложила его аккуратно по привычным для отца местам. Вымыла люстры. Развесила шторы.
    В комнатах стало свежо, светло и просторно.

    Присев на диван, родитель сказал:
    — Доченька, глядя на то, как ты энергично всё делаешь, я устал. Слава богу, все дела поделаны. Мы можем теперь хоть полдня отдохнуть и пообщаться.
    — Осталось ещё почистить чайник, — зевнув, произнесла Тоня.
    — Лишняя затея. Я перед твоим прибытием чайник хорошо вымыл.
    — Ты, папаша, молодец. Но, наверное, не помнишь, каким был чайник, когда  принесли его из магазина.
    — Что-о-о? Да я приобрёл его так давно, что даже не вспомню когда.
    — Ты, дорогой, забыл: один чайник, сильно обгоревший, мы выкинули. А этот я купила два года назад, когда вместе с семьёй в последний раз была у тебя. В магазинах продаются средства, чтобы удалять накипь внутри чайника и грязь с его наружной поверхности. Я кое-что прикупила и привезла. Я его хорошо очищу.
Дочка взяла не очень закопчённый чайник, осмотрела и сказала, что его надо замочить. Она приготовила больше половины ведра какого-то раствора и погрузила в него полностью чайник. Потом что-то кипятила в нём, затем тёрла губкой с порошками. Часа через три он засиял, словно новый.
    — Ну, доченька, теперь-то все дела поделаны, — с отчаянием произнёс пожилой отец, сидя на диване.
   
    Тоня присела рядом с родителем и доброжелательно ответила:
    — Я на этих днях кое-что успела сделать. Всё остальное доделаю, когда приеду в следующий раз.
    — А вот твоя бывшая одноклассница Эмма целый месяц гостюет у родителей, ничего не делает, спит до полдня, потом ходит на речку и отдыхает. Даже ведра воды не занесёт в дом.
    — Да, она такая. Я по пути в школу, бывало, зайду за ней, а она ещё спит. Мама будит её. Эмма второпях одевается, мы выскакиваем на улицу, почти бежим в школу. В общем, родители не приучали её ни к труду, ни к распорядку дня. Помнишь, папа, как ты мне купил маленькую косу. Я научилась косить и была рада, когда косила траву наравне с тобой. Я всё делала и по дому, и в огороде. Вся соль не в конкретной работе. Дело в принципе: трудолюбие и организованность в быту — залог успеха в жизни.

    В калитку кто-то постучался. Начинающая седеть дочка выглянула в окно и радостно сообщила:
    — Цветы принесли. Сейчас двенадцать. Папочка, мы с тобой сходим на могилы мамы и других родственников. Как говорят военные: кончай перекур, выходи, строиться.
    Они пришли на кладбище. Навели порядок на могиле матери, возложили цветы. Отец с дочкой постояли возле её могилы, склонив голову, вспоминая минуты жизни с ней. Потом отыскали могилу бабушки и дедушки, родителей отца. И там навели порядок, возложили цветы. И ещё некоторое время побродили по кладбищу, читали надписи на памятниках, вспоминали односельчан. Домой Тоня с отцом вернулась в четвёртом часу. Они пообедали и присели на диван. Дочка спросила:
    — Ты не удивляешься, что мне завтра надо на работу, а я не спешу и не собираюсь на вокзал?
    — Конечно, нет. Я знаю, что ты всё продумала.
    Дочка, сдерживая  улыбку, гордо сообщила:
    — Я с завтрашнего дня  — главный инженер большого завода, на котором проработала более двадцати лет. За мной закрепили служебную машину вместе с водителем. Он должен к нам  подъехать сегодня в шестнадцать часов. А моя бывшая однокашница Эмма пусть спит и благодарит своих родителей за то, что они не мешают ей спать.  Я довольная, что переклеила обои. Скоро вернутся из санатория бабушка с дедушкой. Они обрадуются новым светлым обоям. И тебе, папа, когда ты оформишь курортную карту, я тоже куплю путёвку в санаторий.
Она взглянула на часы. В этот момент на улице раздался требовательный сигнал автомобиля.
    — Молодец, вовремя приехал, — сказала Тоня, встала, поцеловала отца. — Ты меня не провожай. Не люблю проводы. Эмме от меня передай привет. — Она, взяв пакет, вышла.
    Отец наблюдал в окно: водитель услужливо открыл дверцу машины. Тоня сначала закинула в салон пакет, затем с достоинством заняла  переднее место пассажира. Шофер аккуратно закрыл дверцу пассажира; обежал машину, занял своё место, захлопнул  за собой дверцу водителя, завёл двигатель. Автомобиль умчался.