Записки ни о чем и обо всем

Эрик Петров
Записки ни о чем и обо всем

Первый, радостный школьный день. Сияющие лица родителей, растерянный, но радостный взгляд первоклассников.
Какие все они разные, немного смущенные, гордые, в новеньких костюмчиках и платьицах. Но, что это? Заплаканное личико, налитые страхом глазенки, руки, судорожно вцепившиеся в подол стоящей рядом высокой нарядной женщины. В чем дело? Мама сурово наклоняется над ним и громко произносит:
- Замолчи! Стыдно! Как ты мне надоел своим хныканьем! Мальчик закрывает лицо руками и делает судорожные попытки заглушить рыдания. А мне как-то даже становится чуть страшно. Типичная ситуация: властная, грубоватая мать и задерганный, вечно живущий в страхе сделать что-то не так, маленький человечек. Нелегко будет учителю вытащить такого ученика из «этой черной комнаты страха». И если вовремя не остановить «мамашу», то из него может вырасти и типичный «подкаблучник», и «волчонок».
Запреты родителей - «не бери!», «не трогай!», «не ходи!», «не лезь!», «не мешай!» и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка. Сына этой властной мамы очень трудно вызвать на откровенность. Он боится отвечать, боится сказать что-то не так, боится снова быть наказанным. Все силы этого мальчика уходят на то, чтобы угодить собственной матери.
 Как часто вскользь брошенные слова, косой взгляд, пренебрежение его интересами загоняют ребенка в «угол».
Однажды утром около школы наблюдаю такую сцену. Мама, провожая сына в школу, вложила ему в руку яблоко:
- Съешь сам, смотри, никому не давай!
Вот он наглядный пример двоедушия. И в школе, и дома дети слышат, что нужно помогать ближнему, делиться с ним всем, а на практике...
Возможно, мама и не вспомнит о своих словах, когда вдруг узнает, что ее сына в школе зовут «жадиной». Ее возмущению и негодованию не будет предела, что с ее чадом никто не хочет играть, все его сторонятся. Она станет жалеть своего сына, ругать «нехороших» детей, тем самым усугубляя его отчуждение в коллективе.
Ребенок копирует поведение взрослого, которого любит или боится, во всем подражает ему. Зачастую дети видят и то, что мы хотели бы от них скрыть.
В одной семье мальчик, ученик третьего класса Сергей послал бабушку «к черту». Когда об этом услышал отец, он очень возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь!
Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говоришь, а мама о тебе тоже заботится!
- Да как ты смеешь отца учить?!
Вмешивается мать:
- Что ты на него кричишь? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
На следующий день после разыгравшегося скандала, женщина обращается к коллегам по работе:
- Скажите, кто же виноват? Я считаю, что муж подает плохой пример. А муж считает, что сын не имеет право делать замечание родителям.
Как она права и как не права! Своей ошибки в этом конфликте она и не заметила. Как часто мы замечаем просчеты других, но не замечаем своих!
Учитель не может быть «нехорошим»
Утро... На этой неделе класс Марии Ивановны является дежурным по школе. А потому ученики дежурного класса пришли в школу раньше всех, чтобы встретить учителей и детей. И как же по-разному они входят в школу. Вот входит учительница, приветливо со всеми здоровается, с улыбкой смотрит на повязки дежурных:
- Дежурные на месте, значит, в школе порядок и уроки начнутся вовремя.
Подопечные Марии Ивановны заулыбались, а потом с удивлением повернулись к ней:
- А Анастасия Петровна с нами первая поздоровалась.
Мария Ивановна терпеливо объясняет своим ученикам, что первым здоровается тот, кто входит в помещение. И тут же напомнает, что первым здоровается всегда тот, кто вежливее.
Вслед за Анастасией Петровной появляется другая учительница. Стремительно направляется в свой кабинет.
- Здравствуйте! - приветствуют ее дети дежурного класса.
Учительница, мельком посмотрев на детей, второпях, сквозь зубы:
- сссте!
Первая часть слова не слышна. Учительница уже скрылась за дверью своего кабинета. Дети растеряны, удручены. Они смотрят на свою классную руководительницу широко открытыми глазами, но она тоже на миг растерялась: особенно сильно ранило детей пренебрежение после предыдущего радостного возбуждения.
- А Елена Матвеевна… Она нехорошая?
Как им объяснить, что этот человек считается только со своими желаниями и капризами, что люди существуют для нее только тогда, когда они ей нужны. Но настоящая учительница не имеет право говорить этого детям.
- Просто что-то ее расстроило, а, может быть, она больна, - отвечает, краснея на глазах детей, Мария Ивановна.
Дети вздохнули с облегчением. Учительница не может быть «нехорошей», просто у нее что-то случилось.
Простите нас, взрослых, наши хорошие, но сколько раз вам еще придется разочаровываться в людях!
А Мария Ивановна для себя делает очередной вывод: «Если даже у тебя плохое настроение, оставь его за порогом школы. Никто об этом не должен знать, особенно дети. Сделай над собой усилие и улыбнись!»
Важны искренние чувства
Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся, при этом его лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым - имеет ли это значение?
Оказывается, имеет, и очень большое. Приветствие - начало установления контакта.
И снова мы в школьном коридоре. На праздник пришли родители. Вот около одной женщины собралась стайка ребят. Они о чем-то весело говорят, стараются подойти к ней ближе, невзначай ее коснуться. А около другой не задержалась даже ее собственная дочь. Перевожу взгляд с одной родительницы на другую. Почему так произошло? Вот, оказывается, в чем дело! Лицо первой женщины так и лучится радостной улыбкой и обаянием. А у другой рассеянный взгляд, равнодушное лицо. А для наших детей важны искренние чувства. Дети чутко реагируют даже на намек на фальшь.
- Играет с нами не понарошку!
Это дети говорят о родительнице, которая сегодня капитан в одном из начальных классов и водит свой экипаж от станции к станции в игре «В страну Знаний». Она очень переживает, волнуется, вся раскраснелась, а глаза ее так и горят.
- Она не хочет с нами играть!
Это о другой родительнице. Если посмотреть со стороны, кажется, что и она старается: громко смеется, суетится. Но в ее глазах пустота, движения неестественны, слышны крикливые интонации.
Каждому человеку присущи свои интонации, т.е. наряду с разнообразной гаммой оттенков, звучит доминирующий.
Вслушиваюсь в интонации и скорость речи родителей. Маме Коли присущи интонации спокойные, доброжелательные, уважительные. Коля тоже спокойный, рассудительный мальчик. А у Светиной мамы - торопливые, постоянно меняющиеся, от радостных до раздраженно-крикливых интонаций. Света и сама нервная, тихая девочка. А для папы Тани характерен тон требовательный, властный. Таня тоже очень любит командовать, но всего боится. Она властвует над слабыми, но безоговорочно подчиняется сильным натурам. А у папы Марины улавливаются нотки нетерпимости, даже грубости. Марина тоже часто хамит своим сверстникам.
Что ж, люди все разные, и взрослых уже не переделаешь.
А что мне за это дашь?
Однажды мне пришлось невольно стать свидетелем интересного разговора. Шел сильный дождь, а женщина пришла на работу в туфлях. Она позвонила домой и попросила своего сына принести ей сапоги.
- А что ты мне за это купишь? - последовал вопрос.
Я от удивления «раскрыл» рот, а мать, как ни в чем не бывало, стала с ним торговаться. После долгих переговоров сын согласился. Мать, довольно улыбаясь, положила трубку. Видимо «добрый » поступок ее сына обошелся ей сегодня не очень дорого.
Откуда в сыне такая черствость? А женщина с улыбкой стала рассказывать о денежных «премиях», которые получает ее сын за каждое сделанное доброе дело.
Она считала, что знакомит сына с рыночной экономикой. Мы с коллегой переглянулись и отвели глаза. Неужели она не понимает, что в старости у нее уже не будет сына! Хотелось прервать ее рассказ, остановить, чтобы она поняла, до чего нелепо все это.
А ведь и в школе есть такие, с позволения сказать «бизнесмены».
У Сашки пакостный характер. В течение дня он, как хамелеон, меняется: с учителем всегда вежлив (не дай Бог, еще поставит двойку!), с робкими одноклассниками высокомерен и груб, с более сильными одноклассниками услужлив. В его портфеле всегда полным-полно детских драгоценностей. За них он покупает покровительство более сильных ребят и поддразнивает слабых. Спровоцировав драку, он сам всегда остается в стороне, подзадоривая дерущихся ехидными словечками. Никогда и ничего не дает своим одноклассникам просто так, за все требует: «А что ты мне за это дашь?».
Когда я как-то заговорил об этом с его родителями, отец, ухмыляясь, рассмеялся:
- Хочешь жить - умей вертеться! Он у меня получает зарплату за учебу и работу по дому. Пусть с детства умеет добывать и авторитет, и копейку.
Вот такой получился разговор. Нет, не сумею я, пожалуй, и этим рассказом доказать этому самовлюбленному «папаше», что это мнимый авторитет, что его нельзя заработать, пакостя другим. Но жизнь, она такая штука, где все возвращается бумерангом...