Об Италии - текущие впечатления

Галина Коревых
     Глядя на итальянцев, в данный момент - на сицилийцев, вижу: здесь комфортно размножаться и стареть.  Много и детей, и стариков. В воскресенье всей огромной семьей идут обедать в ресторан. Приносят новорожденных и приводят столетних стариков и старух.  Каждый чувствует себя на месте, нужным и счастливым в данный момент.

     Они умеют жить радостью того, что происходит сейчас. Никакой  в них нет рефлексии, никаких комплексов. Возможно, поэтому темы воскресных обедов крутятся вокруг семьи, быта, повседневности.
Женщины обсуждают быт, мужчины - футбол. На политику им глубоко плевать, но если спросить, ответ будет всегда одинаков: «Политики - негодяи, чиновники - воры, бюрократия и коррупция заели».

     Счастливые они, живут в благословенном климате, солнце постоянно заряжает их на радость.  Проходила паспортный контроль в Катанье и, стоя в очереди, не могла не улыбнуться. Предпенсионного возраста пограничник, лысый, но красивый, - как комиссар Монтальбано,  перед длинной очередью прибывших пританцовывал в своей будке, не проклиная наплыв работы. Переговаривался с напарником, заливаясь от смеха. Попутно проверял отпечатки пальцев: не у всех, - знал у кого нужно.  Застрял на русском мужчине, везущем в Италию ребёнка.  Имя девочки Варвара его удивило и, возможно притворившись,  он долго выяснял, что же это за имя.  Проверил отпечатки и со смехом отпустил.

      Моя очередь подошла человек через шесть. Услышав приветствие на своём языке, спросил:

   - Говорите по-итальянски?
   - Получше вас!
   - Вот вы и скажите, что это за имя «Варвара»?
   - То, что вы знаете, наверное, как  Барбара, но в русском языке буква V находится не в конце алфавита, а в начале: она третья, а пишется как ваша В.

      Он был доволен своей бдительностью, артистизмом, хитростью и новым ценным знанием. Диалог занял три секунды, и очередь не успела возмутиться.

     Воскресный итальянский  обед продолжается... Когда семья такая большая, обязательно у кого-то и день рождения придётся на  выходной, а у кого-то годовщина свадьбы.  Официанты на бешеной скорости проносят огромные блюда с лангустинами, омарами,  тонкими рыбными копчёностями  и одуряюще пахнущей пастой. Компании большие, блюда обильны. Орут младенцы, гул беседы не тонет в ритмах и песнях:  самый музыкальный в мире народ прав, - застолье существует для общения. Заглушать его - дурной вкус. Всему своё время и место: танцам - в дискотеке или танцклубе,  песням - в караоке или в гостях, ну а «шансону» в Италии места нет нигде, - потому что он просто некрасив. 

     Количество звёзд поп-музыки здесь бесконечно.  Известных в России, конечно, не забыли, но великими считают совсем других. Над Тото Кутуньо молодые его земляки-сицилийцы могут и поиронизировать, что он поёт фальшиво. Фестиваль Сан-Ремо смотрят, но совсем не так, как во времена Луиджи Тенко. Он превратился в довольно вымученное зрелище.

     Итальянский музыкальный рынок, как во всем мире, ориентирован на молодых.  Там картина довольно однообразна.  Нельзя сказать, что заполонила англоязычная музыка, но итальянцев мирового масштаба нет. Как-то все стало однообразно. Все равно слушают  своих, - какие есть.

     Память и ностальгия у них не напоказ, но сильны. Если где-то аниматор намекнёт перед залом на  «Vagabondo» группы Nomadi, зал подхватит, без единой фальшивой ноты,  словно это «Только рюмка на столе».  Поют чудесно: стройно, дружно, с чувством.

     Телевидение не забывает о звёздах прошлого века. Устраивают бенефисы и посвящают документальные истории.  Мина, Доменико Модуньо, Лучо Далла, Дзуккеро, гениальный Лучо Баттиста остаются итальянскими классиками.  Их так много, талантливых и любимых народом, - всех не перечислишь.

     С неожиданной стороны можно увидеть на ТВ и нынешних музыкальных звезд.    Андреа Бочелли - сама элегантность,  похорошевший с возрастом, в  тонких бежевых очках, с улыбкой комментирует своё последнее падение с лошади:

   - Я в жизни не меньше пятидесяти раз падал с лошади, но раньше это не было медийным поводом. Да, упал, - конь большой, высокий.  Хороший.  Езжу на нем постоянно, но так случилось...
   - Вы же вообще феноменально спортивный. Какими видами спорта занимаетесь?
   - Сёрфинг, горные лыжи, верховая езда  и куча других. Я всегда был спортивным.

   Вот так.

    ...Итальянцы, и вообще все европейцы, большие трудяги.  В тяжелый воскресный день в ресторане при наплыве огромных семей они не позволяют себе опустить планку.  Заказываю «морскую закуску»: это лицо заведения в Италии. Приносят большое блюдо,   знакомое уже лет десять.  То, да не то.  В этот раз из шестнадцати лежащих на нем вкусняшек  обнаруживаю новинок треть, хотя прошёл лишь год с последней встречи.

      В раковине морского гребешка старательно приготовленное чьими-то руками  маленькое чудо. Понятно, что оно не делается за пять минут, а возможно даже и за час. Там есть и мелкие серые креветки,  и артишок, и жареный лучок, и  сухарики.  Ещё много непонятного.  Это не просто вкусно,- это сделано с любовью.

      Съеденное мной большое блюдо, состоящее из шестнадцати дегустаций, от креветок до маринованной семги,  стоит по нынешнему курсу тысячу - тысячу сто рублей. Оно празднично и оставит добрую память о себе, как гостеприимная Сицилия.
Пропитаться можно и скромнее: роскошные фрукты и овощи дешевы, супермаркеты плюс снятая квартира на море с кухней, террасой вполне доступны. Лучше ехать парой, группой - можно здорово сэкономить.

      Хотите съездить туда?   Могу дать массу советов: куда, когда, как, что посмотреть и во что выливается.

Фото: Г.Коревых, 2015