Война. Подвиг пограничников

Валерий Федин
Война. Подвиг погранич                Подвиг пограничников
    С первых минут пограничники первыми вступили в смертельную схватку с фашистскими захватчиками и мужественно защищали нашу Родину, отстаивая каждую пядь советской земли.
    По плану предстоящей войны с Германией с 13 июня 1941г. пограничные войска сдавали охрану границы частям Красной Армии. Их отводили за старую госграницу, за «линию Сталина», там из них сформировали три армии, укомплектованные пограничниками и чекистами: 29, 30, 31 армии. Командующим 29 А стал заместитель наркома НКВД Л.П.Берии, генерал-лейтенант И.И. Масленников. 30 А командовал  ген.-майор НКВД В.А.Хоменко, бывший зам. командующего КОВО по охране тыла. 31 А командовал ген.-майор НКВД К.А.Ракутин, а потом – ген.-майор НКВД В.Н.Далматов, бывший командующий войсками НКВД Карело-Финской ССР. Истинные цели и задачи Третьего (чекистского) Стратегического эшелона до сих пор точно неизвестны. Все три армии вскоре были использованы как общевойсковые.
   На границе остались лишь некоторые  пограничные заставы, они-то и встретили первыми немцев. По планам Генерального штаба РККА главные силы Красной Армии сосредоточились во Львовском выступе, на границе с Румынией и Венгрией, чтобы в случае войны сразу отрезать Германию от источников нефти в Плоешти. Здесь Красной армии противостояли относительно слабые армии Румынии и Венгрии. При наступлении им бы пришлось форсировать крупные горные реки: Днестр, Южный Буг, Прут, преодолевать карпатские горы, поэтому немцы считали это направление второстепенным.   
    Граница же с Восточной Пруссией проходила по равнине с большим количеством дорог, без речных преград. Именно на этом участке развернулась и наносила удар основная мощная немецкая группа армий «Центр» в составе 4 и 9 полевых армий, усиленных 3 ТГ (ген-полковник Гот), частью сил группы армий «Север». и 2 ТГ (ген.-полковник Гудериан). С воздуха эту мощную группировку поддерживал 2 воздушный флот.
    В 4 часа по московскому времени 22 июня 1941 года германская авиация и артиллерия одновременно на всем протяжении государственной границы СССР от Балтийского до Черного морей нанесли массированные огневые удары по военным и промышленным объектам, железнодорожным узлам, аэродромам и морским портам на территории СССР на глубину 250 – 300 километров от государственной границы. Армады фашистских самолетов сбрасывали бомбы на мирные города Прибалтийских республик, Белоруссии, Украины, Молдавии и Крыма. Пограничные корабли и катера, вместе с другими судами Балтийского и Черноморского Флотов, своим зенитным вооружением вступили в борьбу с вражеской авиацией. Передовые отряды фашистских войск атаковали пограничные заставы от Балтийского до Черного моря.
   В ночь на 22 июня фашистские диверсанты перерезали практически все телефонные провода в передовых войсках Красной Армии и полностью нарушили всю связь в приграничных войсках, что ликвидировало всякую возможность координации действий частей Красной Армии и сильно повлияло на ее разгром в приграничных сражениях. 
    Тридцать минут отвел гитлеровский генеральный штаб сухопутных войск (ОКВ) на уничтожение советских пограничных застав. Но этот расчет оказался несостоятельным. Ни одна из 715 застав, которые приняли на себя неожиданный удар превосходящих сил противника не дрогнула, не сдалась, ни одна!
Наиболее мощным атакам подверглись пограничные заставы, находящиеся на направлении главных ударов немецко-фашистских войск. В полосе наступления группы армий «Центр» на участке Августовского погранотряда границу перешли две дивизии фашистов. Враг рассчитывал уничтожить пограничные заставы за 20 минут.
    1-я пограничная застава старшего лейтенанта А. Н. Сивачева оборонялась 12 часов, полностью погибла, но ни один пограничник не сдался врагу.
    3-я застава лейтенанта В. М. Усова сражалась 10 часов, 36 пограничников отбили семь атак фашистов, а когда кончились патроны. поднялись в штыковую атаку.
    4-я застава лейтенанта Ф. П. Кириченко вела бой до вечера 22 июня.
    Мужество и героизм проявили пограничники Ломжинского погранотряда. 14-я застава лейтенанта В. Г. Малиева вела бой до 12 часов 23 июня, в живых осталось 13 человек израненных бойцов. 17-я пограничная застава вела бой с противником до 7 часов 23 июня, а 2 и 13 заставы держали оборону до 12 часов и только по приказу оставшиеся в живых пограничники отошли со своих рубежей.
    Храбро сражались с врагом пограничники 2-й и 8-й застав Чижевского погранотряда.
    Немеркнущей славой покрыли себя пограничники Брестского погранотряда. 2-я и 3-я заставы держались до 18 часов 22 июня. 4-я застава старшего лейтенанта И. Г. Тихонова, расположенная у реки, несколько часов не давала возможности противнику переправиться на восточный берег Западного Буга. При этом было уничтожено свыше 100 захватчиков, 5 танков, 4 орудия и отбито три атаки противника.
    В своих воспоминаниях, немецкие офицеры и генералы отмечали, что в плен попадали только раненые пограничники, ни один из них не поднял руки, не сложил оружие.
    Бывший командующий немецкой 3-й танковой группой генерал-полковник Г. Гот впоследствии признал: «обе дивизии 5-го армейского корпуса сразу же после перехода границы натолкнулись на окопавшееся охранение противника, которое, несмотря на отсутствие артиллерийской поддержки, удерживало свои позиции до последнего».
    Вслед за ударами авиации и артиллерии, германское Верховное Командование двинуло свои войска на фронте 1500 километров от Балтийского моря до Карпатских гор, имея в первом эшелоне 14 танковых, 10 механизированных и 75 пехотных дивизий общей численностью 1 миллион 900 тысяч человек, при поддержке 2500 танков, 33 тысяч орудий и минометов, 1200 бомбардировщиков и 700 истребителей.
    Сопротивление пограничников во многом зависело от рельефа местности. Так, например, участок государственной границы в Прибалтике атаковали немецкая группа армий “Север“ и часть группы армий «Центр». Здесь граница проходила по равнинной местности, и пограничникам пришлось особенно трудно. А на южном участке советско-германского фронта, где возвышались Карпатские горы и протекали реки Сан, Днестр, Прут, Дунай, действия крупных группировок войск противника были затруднены, и условия для обороны пограничных застав – благоприятные.
    В последнюю ночь перед войной пограничные части западных пограничных округов вели усиленную охрану государственной границы. Часть пограничников находилась на участке границы в пограничных нарядах, основной состав - во взводных опорных пунктах, часть пограничников оставались в помещениях застав для их охраны. Личный состав резервных подразделений пограничных комендатур и отрядов находился в помещениях по месту своей постоянной дислокации.
    Для командиров и красноармейцев, видевшим сосредоточение вражеских войск, неожиданным было не само нападение, а мощность и жестокость авиационного налета и ударов артиллерии, а так же массовость движущейся и стреляющей бронетехники. Однако среди пограничников паники, суеты и бесцельной стрельбы не было. Случилось то, что ожидали целый месяц. Безусловно, потери были, но не от паники и трусости.
     Впереди главных сил каждого немецкого полка двигались ударные группировки силою до взвода с саперами и разведгруппы на бронетранспортерах и мотоциклах с задачами ликвидации пограничных нарядов, захвата мостов, установления позиций войск прикрытия Красной Армии, завершения уничтожения пограничных застав.
    В целях обеспечения внезапности, эти вражеские подразделения на некоторых участках границы начали выдвижение еще в период артиллерийской и авиационной подготовки. Для завершения уничтожения личного состава пограничных застав использовались танки, которые находясь на удалении 500 – 600 метров, вели огонь по опорным пунктам застав, оставаясь вне досягаемости вооружения заставы.
     Первыми, кто обнаружил переход через государственную границу разведывательных подразделений немецко-фашистских войск, были пограничные дозоры. Используя заранее подготовленные окопы, а так же складки местности и растительность, как укрытие, они вступили в бой с противником и тем самым дали сигнал об опасности. Многие пограничники погибли в бою, а оставшиеся в живых отошли к опорным пунктам застав и включились в оборонительные действия.
    При защите мостов через реку Западный Буг в полном составе погибли 4, 6, 12 и 14 пограничные заставы Владимир-Волынского пограничного отряда. Так же погибли 7 и 9 пограничные заставы Перемышльского пограничного отряда в неравных боях с противником, защищая мосты через реку Сан.
    В полосе, где наступали ударные группировки немецких войск, передовые подразделения противника по численности и вооружению были во много раз сильнее, чем пограничная застава, и, к тому же, имели в своем составе танки и бронетранспортеры. На этих направлениях пограничные заставы могли сдерживать противника лишь один – два часа. Пограничники огнем из пулеметов и винтовок отражали атаку пехоты противника, но вражеские танки, после разрушения оборонительных сооружений огнем из пушек, врывались в опорный пункт заставы и завершали их уничтожение. Однако личный состав многих застав продолжал бой с противником из опорных пунктов застав до последнего человека. Эти бои продолжались в течение 22 июня, а отдельные заставы вели бой в окружении несколько суток.
    Например, 13 застава Владимир-Волынского пограничного отряда, опираясь на прочные оборонительные сооружения и выгодные условия местности, вела бой в окружении в течение одиннадцати суток. Обороне этой заставы способствовали героические действия гарнизонов дотов укрепрайона Красной Армии, которые в период артиллерийской и авиационной подготовки противника подготовились к обороне и встретили его мощным огнем из орудий и пулеметов. В этих дотах командиры и красноармейцы оборонялись многие сутки, а кое-где и больше месяца. Немецкие войска были вынуждены обходить этот район, а затем, используя ядовитые газы, огнеметы и взрывчатку, уничтожали героические гарнизоны.
   Многие подробности боев десятков пограничных застав остаются до сих пор неизвестными, как и судьбы многих защитников границы. Среди безвозвратных потерь пограничников в боях в июне 1941 года, более 90% составили “пропавшие без вести”.


               

ников