Сердце друга 109

Гунаев Иса
* * *
Ближе к обеду следующего дня, Сулиман выехал в Грозный на встречу с Сергеем. Связавшись по телефону, они определились со временем и местом встречи. Сулиман приехал к указанному кафе первым, занял кабину и стал ждать Сергея.
Через двадцать минут прибыл и Сергей. Приятели приветствовали друг друга, и заказали обед.
- Как дела, Сулиман? - спросил Сергей.
- Могло быть и лучше. Но, не сильно жалуюсь. Ты как?
- Да так. Весь в работе. Я слышал, ты уволился с органов. В чем причина? Если не секрет, конечно.
- Быстро тебя проинформировали.
- Ну, ты же по моей рекомендации устроился. Вот, меня и проинформировали.
- Да. Я уволился из органов, и не жалею об этом. Я больше жалею, что устроился туда на работу. Это останется позорным пятном в моей биографии. И плюс, здесь я потерял больше друзей чем на войне. В смысле, с другой стороны.
- Я тебя не понимаю. Почему ты жалеешь что устроился на работу, и о каком позоре ты говоришь? Ты же служил своему народу. Много своих товарищей вернул к своим семьям. К мирной жизни.
- Да. Это единственное, что меня успокаивает.
- Так в чем же дело? Вернись на работу и продолжай. Ты нам нужен.
- Нет, Сергей. Не я вам нужен. Вам нужен Висхан, и такие же ублюдки как он. Сегодня в Чечне нет террористов, кроме искусственно создаваемых Висханом и ему подобными. Но мне с ними не по пути. И самые опасные террористы для Чечни сегодня, это взяточники. Но, они не мои противники. С оружием в руках, я пошел бы против них. Но, они защищены законом, властью, милицией.
Висхан - командир роты ОМОНа прославившийся особой жестокостью и подлостью. Не только в отношении простых граждан, но и к своим подчиненным. Он являлся зятем одного из новоявленных высокопоставленных чиновников республики. До устройства своего влиятельного родственника по линии жены, на высокую должность, Висхан занимался торговлей на рынке. Потом, чудесным образом стал юристом с высшим образованием. Он жестоко избивал задержанных по тем или иным причинам молодых ребят, заставляя их подписывать документы подтверждающие их участие в тех или иных преступлениях. Если же молодые люди отказывались, он прятал их в своем владении. Затем приводил в отделение милиции их родителей и заставлял их на камеру обратиться к своим детям, которые якобы находятся в горах, с просьбой сложить оружие и сдаться властям. Те же, кто не мог видеть страданий родителей, соглашались на любые требования. Но тех, кто ни под каким предлогом не брал на себя преступления которых он не совершал, через несколько месяцев, находили убитыми в лесу. Так же, Висхан присваивал себе и часть заработанной платы своих подчиненных. Таким образом, он быстро поднялся по служебной лестнице до должности командира роты, и звания полковника милиции. Он мог бы продвинуться и дальше, но не позволяли уровень образования и интеллекта. Но он дальше и не рвался. Его вполне устраивало свое нынешнее положение. Он настолько увлекся своими пытками, что уже не мог остановиться. Но чтобы не скатиться вниз по служебной лестнице, он продолжал свои зверства, и даже пошел дальше. Круг его жертв, расширялся. Теперь он привлекал не только родителей, но и соседей, одноклассников, и всех кто так или иначе был связан с "террористом". Он понимал, что своими издевательствами над людьми, он нажил себе огромное количество врагов. Как среди простого населения, так и среди подчиненных, и обратного пути, у него нет, и даже остановиться, он не может.
- Висхан, это пес - сказал Сергей. - И почему ты считаешь что нам нужен он, а не ты?
- Да. Он пес. Но это ваш пес, который работает под вашим прикрытием. С вашего молчаливого, даже не согласия, а поддержки. А я пить кровь своего народа, не буду. Я ни делал этого при Ичкерии, не буду делать и при вас.
- Почему ты считаешь что мы одобряем зверства Висхана?
- Ты хочешь сказать, что вам об этом ничего не известно?
- Мы в курсе что он вылавливает и уничтожает террористов. Но методы им применяемые, признаюсь, нас мало интересуют. Нас интересует безопасность России. Мы видим шакалью сущность Висхана. Но мы видим и результат.
- Вы видите фальшивый результат. Который вас, в принципе, устраивает. Но вы видели и мой результат. Который вас, не особо устраивал. Так как я был больше заинтересован в возвращении "террористов" к мирной жизни и к своим семьям. И в то время, когда мы встречались с настоящими террористами в открытом бою и вылавливали их, Висхан, и ему подобные, боролись с искусственно, самими же создаваемыми террористами и членами их семей. На что вы, закрываете глаза.
- Повторюсь. Мы видим результат. И мы не можем убрать, остановить или мешать Висхану.
- Ты пропустил мимо ушей, что я тебе сказал о том, что вы видите фальшивый результат. А убрать, остановить или помешать Висхану в его зверствах, вы можете легко. Просто нет желания. Нашего бывшего муфтия ведь, вы смогли убрать?
- С чего ты взял, что это мы его убрали? Это серьезное обвинение, Сулиман. У тебя есть доказательства?
- У меня есть мозги. Он не позволил бы так издеваться над народом. И вы заменили его теми, чья работа будет вас устраивать. Ты наверное не замечаешь оттока населения из республики. Люди в таком количестве, не покидали отчий край даже во время бомбардировок. Такие люди как Висхан, и его родственники чиновники, которые до войны были ни кем, а сегодня считают себя боярами, выдавливают своей жестокостью и подлостью народ. Вы и на это глаза закрываете.
- Ты это, из-за суда над Мусой так изменился?
- Я не изменился. Я есть тот, каким был и каким ты со мной познакомился. Но происходящее здесь, заставляет задуматься. И не только из-за Мусы я зол. Я о ситуации в целом.
- Что касается Мусы. Ты же видел, как дерзко он вел себя на суде. Он не сделал даже попытки смягчить себе наказание.
- Он вел себя не дерзко, а достойно. Да. Он не признал своей вины и не раскаялся. Хоть я его и просил так сказать. Но он человек гордый, честный и прямой. Он не умеет фальшивить.
- Не умеет фальшивить? Не слишком ли ты высокого о нем мнения? Он признался в нападении на пять колонн военнослужащих. Из засады. Заметь. Исподтишка. Это честность? Это ведь подлость. Согласись?
- Не соглашусь.
- Почему?
- Я бы согласился с тем что это подлость, если бы он исподтишка напал на бабушку торгующую на рынке семечками. Скажи мне правду. Ты пошел бы против более чем ста обученных военных, вооруженных бронетехникой, авиацией и артиллерией? Один! С одним лишь автоматом. Пошел бы?
- Нет конечно. Это же безумие.
- А мы шли. Может мы и безумцы. Может мы и без башенные. Но мы пошли. Пошли и победили. И это факт, который ты не можешь отрицать. Весь мир был этому свидетелем. И Муса, стоял до последнего. Это для вас он террорист, а для меня, он герой и достойный сын своего народа. Он нападал не на беззащитных или мирных людей. Он нападал на вооруженных до зубов, и значительно превосходящих себя в численности и силе хорошо обученных военных, которые убили всю его семью и разрушили дом.
- У меня создается такое впечатление, что ты не любишь Россию.
- Не люблю? Я тебе скажу прямо. Я ее ненавижу.
Сергея словно ударило током. Он резко облокотился на спинку стула и посмотрел на Сулимана с широко раскрытыми, удивленными глазами.
- Удивлен? - спросил Сулиман.
- Я шокирован. Ты же российский офицер, Сулиман. Как ты можешь такое говорить?
- Бывший! Я тебе скажу больше. Эта ненависть, растет во мне с каждым днем наблюдения за происходящим в республике и с моим народом. А ты считаешь, что я ее должен любить?
- Ну-у. Во-первых, ты присягал на верность России...
- Демократической России - уточнил Сулиман.
- Ты считаешь Россию не демократической?
- Если приведенные мной выше факты, тебе ни о чем не говорят, мне сложно будет тебе объяснить. И ты, и Висхан тоже давали присягу на верность России, соблюдения конституции и защиты прав человека, гражданина. И что? Вы не можете не видеть нарушения конституции Висханом и его товарищами. Вы же видите как они приводят стариков в отделение и требуют с них обращаться к своим детям с требованием сдаться властям. Детей, которые возможно уже находятся в руках Висхана, а не в горах. Я уже не говорю о пытках, поджогах домов и выселении граждан. Вы на все это, закрываете глаза. Это разве не прямое нарушение присяги, конституции и прав граждан страны?
- Я считаю что родители, в ответе за детей.
- В воспитании в национальном духе, да. Но в социальном обеспечении и образовании, в ответе государство. Эти люди, платят государству налоги. Платят за свет, за газ, за тепло, за землю, за дороги, за каждый квадратный метр жилплощади и коммунальные услуги. Налоги, за которые в свою очередь, государство обязано обеспечить их безопасность, дать образование детям. Не слишком ли много власть от населения требует? Чтобы и чиновников кормили и безопасность им обеспечивали. Пусть тогда власть освободит людей от налогов, или трудоустроит граждан. И потом требуйте с них соблюдения закона, и покажите пример с себя. А за что ты считаешь, я должен любить эту страну?
- Приведи сначала ты, аргументы в пользу своих высказываний.
- Да запросто. К тому что уже сказано, добавлю еще. Россия-убила моего отца. Россия-разрушила мой дом. Россия-убила десятки моих друзей и родственников. Россия-убила более трехсот тысяч моих соотечественников. Это почти тридцать процентов населения. Если распределить этот процент на всю Россию, это более сорока миллионов человек. Это очень много, Сергей. Очень много. Точной цифры погибших пока нет. Потому что власть пытается скрыть по возможности максимум информации. Но правда, все равно всплывет, рано или поздно. Я привел достаточно аргументов? Я могу продолжить. А теперь, приведи аргументы ты в пользу своих слов.
- Ну. Во-первых, войны без жертв не бывает. А во-вторых, мы принесли вам мир...
- Мир? Ты сам себя хоть слышишь? Вы не можете принести нам мир. Ни нам, ни кому либо другому. Вообще не можете.
- Почему это?
- Потому что у вас нездоровое представление о здоровом мире.
- Поясни.
- У меня полон дом детей. К примеру. Грязных, ободранных, голодных и обосраных. Которых, у меня не хватает ума или средств искупать, обуть одеть и накормить. И вот я иду в соседний дом с лозунгами, что подарю счастье их детям. Это нормально по твоему?
- Ты не прав Сулиман. Посмотри на дома которые здесь строятся.
- Ты не сравнивай жизнь человека с гипсокартоном. Даже самый высокий и красивый небоскреб мира, не стоят человеческой жизни.
- Согласен. Но ведь вы, и ваши дети получают образование. Учат русских классиков.
- Ты хочешь сказать, что если бы не вы, мы были бы дикарями? В то время, когда ваши предки были безграмотными и платили дань Чингисхану, наши предки жили в башнях и мирно трудились на земле. К твоему сведению, мы жили еще далеко до появления на карте земли России. И до появления на карте земли России, у нас не было ни царей ни рабов, ни тюрем ни полицейских, ни пьянства ни разврата. И грамота была, и медицина, и власть. Народная власть. Реально демократическая. Это Мехк Кхел (совет старейшин. Чеч.). Парламент, в современном понимании.
- Судя по твоим словам, от России у вас одни только беды.
- Одни только беды, и не только у нас. Так и есть. Ты говорил о русских классиках. А ты знаком с их биографиями? Ты знаешь, что многие из них, начали свой творческий путь, именно с Кавказа. Что Кавказ их окрылил и вдохновил на творчества. И многие из них, пришли сюда военными. Лермонтов, например, или Толстой. Это не вы нам подарили этих классиков, а мы вернули их классиками вам и подарили всему миру. Наша культура их окрылила, а ваша, погубила. Как погибли тот же Лермонтов, или Пушкин? Они погибли на дуэлях вызванных аморальным образом жизни. Пьянством и развратом.
- Ты меня удивляешь и удивляешь Сулиман. В тебе оказывается было столько ненависти к нам.
- Нет никакой ненависти к вам. Есть ненависть к вашей политике на Кавказе и к отношению российской общественности и власти к кавказцам. Если я ее не озвучивал, это не значит, что я скрывал. И эта ненависть, она обоюдна. И Хизир говорил, что мир с Россией, будет хрупким и фальшивым. Потому что они не простят нам своего поражения, а мы не простим им их зверства и убийства. Вы и не простили. Не простили и мы. Я с уважением отношусь к тебе. К другу отца, который по настоящее время остается верным дружбе. Хоть отца уже давно нет в живых. Я с уважением отношусь к своим одноклассникам, учителям. Но это никак не влияет на ситуацию в общем.
- Ты не прав Сулиман. А на что ты думаешь строится все здесь вокруг?
- На то же, на что и разрушалось, все вокруг. Если ты у меня украл, или отобрал сто рублей. Если из них вернул мне один рубль, а оставшиеся у себя девяносто девять, плюс имеющиеся к ним своим тысячам рублей, ты пропил. А я свой рубль использовал рационально. Не нужно меня попрекать тем что благодаря тебе и твоим знаниям я использовал свой рубль рационально. Оставь мои сто рублей и используй свои тысячу во благо себе.
- Мда-а. Не клеится у нас с тобой сегодня разговор.
- Увы. Встреча тяжелая. Как и жизнь. Но в чем я не прав?
- В том то и весь фокус. Что у меня нет ответа на этот вопрос. Не потому что его нет вообще. Просто, ни к этому разговору я был сегодня расположен.
- Ну, мы никуда не бежим. Я всегда готов к диалогу. К конструктивному диалогу, а не просто балаболить. Когда будешь готов, позвони. Если будет желание. Встретимся и пообщаемся.
- Меня очень расстроило то что ты уволился с работы. И я пригласил тебя, чтобы обсудить этот вопрос. Но я так понимаю, о возвращении на работу, говорить и не следует.
- Да. К сожалению или к счастью, у меня с этой работой, покончено навсегда. Я сжег всю свою форму и документы связывающие меня с этой профессией.
- Ты серьезно? - удивился Сергей.
- Да. И не жалею об этом.
- Эта встреча для меня, сеанс шокотерапии. Ты понимаешь Сулиман, что своим заявлениями ты делаешь из меня преступника? Или я должен буду предпринять меры, или держать все услышанное в себе.
- Понимаю. А ты понимаешь, почему я это делаю?
- Понятия не имею.
- Для того, чтобы ты понял, какую боль вы причинили мне, Мусе, и всему нашему народу. Боль, с которой нам жить всю оставшуюся жизнь. Вы убили всю семью Мусы, разрушили его дом, и объявив его террористом, упрятали в тюрьму, за то, что он защищал свой дом и свою семью. По его ситуации, можно судить и о всем народе. На его месте мог оказаться любой из нас. И ты говоришь, что вы принесли нам мир?
Зазвонил телефон Сулимана.
- Да Роза. - ответил он.
- Сулиман! - услышал он радостный голос сестры. - Поздравляю тебя. У тебя сын, братец. Я так счастлива. Дай Аллах ему долгой и счастливой жизни. Такой красивый. Весь в тебя...
Но Сулиман дальше ее уже не слышал. Он чуть не поперхнулся от этой новости. Глаза в миг увлажнились. Он закрыл глаза ладонью левой руки чтобы собеседник не увидел его влажные глаза. Конечно он ждал этой новости последние несколько дней. Но не думал, что это вызовет в нем такую реакцию. Он вспомнил отца. Только сейчас он понял, как отец любил его. Лавина эмоций обрушилась на него, но вспомнив, что он не один, Сулиман быстро взял себя в руки. Он поблагодарил сестру за новость, и сообщив что он не один, отключил телефон.
- Что-то случилось? - спросил Сергей, заметив резко изменившийся вид собеседника.
- Сестра звонила. - сделав глубокий вдох, ответил Сулиман. - Говорит, сын родился.
- У кого?
- У меня.
- Да ты что? - появилась улыбка на лице Сергея. - Вот это новость. Поздравляю тебя. Очень за тебя рад.
- Спасибо.
- Первенец?
- Да.
- И ты так спокойно принял эту новость? Ты же прыгать, летать и кричать от счастья должен. И ты, зная что вот вот станешь отцом, приехал на встречу со мной? Я это очень высоко ценю, Сулиман. Не буду тебя задерживать.
Сергей попытался встать.
- Ты куда? - спросил Сулиман.
- Тебе же ехать надо.
- Куда?
- Как куда? К жене и сыну.
- Ты что, смеешься?
- Как? - удивился Сергей. - Разве ты не поедешь к ним?
- Конечно нет. Может, ты еще скажешь, что я при родах должен был присутствовать? - улыбнулся Сулиман.
- Конечно. Как можно не присутствовать на таком событии?
- Ха ха ха — громко рассмеялся Сулиман.
- Что я такого смешного сказал? - не понимал его Сергей.
- Просто представил что чеченец присутствует при родах своей жены.
- А что тут такого?
- У нас так не принято. Я даже несколько дней не должен появляться на глазах соседей и старших родственников. Как и на свадьбе.
- То что у вас жених не присутствует на своей свадьбе, я знаю. Но в этом как можно?
- Такие у нас обычаи. Мы должны контролировать свои чувства.
- Все больше удивляюсь и восхищаюсь вашей стойкости. Вы кремень.
- Если будешь дружить и общаться со мной, и с другими чеченцами. Не с Висханом и ему подобными, а настоящими чеченцами, может тоже, возьмешься за перо и станешь известным поэтом и писателем. Как Лермонтов, например — улыбнулся Сулиман. - Его творческий путь ведь так и начался, здесь.
- Лермонтовым я вряд ли стану. Но настоящих чеченцев, всегда буду уважать. Ладно. Понимаю. Сейчас тебе не до меня.
- Почему же? Продолжим разговор.
- Нет-нет. Я понимаю твое состояние, хоть ты и пытаешься его скрыть. Потом посидим.
- Как скажешь — Сулиман тоже поднялся с места и подошел к Сергею протягивая руку. - Ты хороший человек, Сергей. Порядочный. Ты патриот! Ты любишь свою страну. Это похвально. Но гордиться своей страной, какой бы она ни была, ни есть патриотизм. Патриотизм, это когда ты делаешь что-то полезное для своей страны и своего народа. Не там и не так вы защищаете Россию. С себя, со своего дома надо начинать строить счастливую и стабильную жизнь. Тогда вам не придется силой заставлять другие народы жить с вами. Сделайте счастливым свой народ, и другие сами потянутся к вам. А насильно, мил не будешь.
Пожелав друг другу удачи, приятели расстались.
* * *