Последняя гавань Белого флота ч. 2

Николай Мринский
Тунисцы уважительно называли её «Анастасией Бизертской», французы – «бабу», а русские – Анастасией Александровной. Ширинская с офицерами Российского флота. Фото Н. Сологубовского

«НАСТОЯЩЕЕ БЕЗ ПРОШЛОГО - ЭТО НАСТОЯЩЕЕ БЕЗ БУДУЩЕГО!» Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн - Ангел Русской эскадры.

Или всё, или ничего. Или Москва, и он, барон на белом коне въезжает в первопрестольную или, как говорится, голова в кустах. Об этом раньше судачили и знали многие. Но в эмиграции и нынешним, так сказать, либералам нужен белый рыцарь, а красным был нужен палач, чёрный барон, который готовил царский трон. Врангель же был ни тем, ни другим. Он был игроком. Между тем долго находиться в неопределенном состоянии на константинопольском рейде русская эскадра не могла. Требовалось срочно решить её судьбу. Сложности с размещением, базированием и содержанием кораблей бывшего ЧФ в Босфоре, а также стремление французов заполучить русские корабли в качестве платы за обеспечение эвакуации и содержание армии, привели к перебазированию флота. Франция поспешила с одной стороны, как бы убрать его подальше, а с другой - поближе к своим морским границам. Для этой цели была выбрана Бизерта - потерявшая стратегическое значение военно-морская база на севере Африки, в Тунисе. В 1900 г. в порт Бизерты заходил броненосец «Александр Второй». В 1904 г. в порту побывал корабль «Николай Второй». В 1908 г. в Бизерту заходили русские моряки – балтийцы после кругосветного плавания. Интересна и такая деталь: морской отряд под командованием Небогатова бросил здесь якоря на пути к Цусиме. Ещё до Первой мировой войны правительство России вело переговоры об аренде побережья Бизертского озера с целью создания там опорного пункта для базирования кораблей, которым предстояло бы действовать против Дарданелл. И вот теперь, по иронии судьбы, остатки российского флота отправлялись в свой последний поход из Черноморских проливов к тем самым пирсам, что готовились как раз для русских кораблей.

Через полтора месяца после исхода из Севастополя, уже в декабре 1920 г., когда русские корабли находились в Константинополе, Франция принимает решение предоставить эскадре под стоянку порт Бизерта в Тунисе, находившемся в то время под французским протекторатом. Правда, при этом было заявлено, что отныне Русская эскадра «не принадлежит никакому государству, а находится под покровительством Франции». Переход российских кораблей в Бизерту возглавил командир французского крейсера «Эдгар Кине» Бергасс Пти-Туар. Корабли шли с французскими флагами на грот-мачтах, а на корме развевались Андреевские флаги. К моменту перебазирования, к середине декабря 1920 г., 113 кораблей и судов торгового назначения были куплены или реквизированы Францией, Англией, Грецией и Турцией. Самое интересное, что сначала англичане и французы не дали белогвардейцам создать свой флот и, все лучшие корабли, в частности «Император Александр III», и новейшие турбинные эсминцы были уведены в порт Измир и другие турецкие порты. Кстати, сказать, «Александру III», там пришлось стоять рядом с печально известным «Гебеном», и тот и другой стали трофеями англичан. Зачастую имущество продавалось кому попало, к примеру транспорт № 411 заполучил один из деловых греков за 22 тыс. турецких лир. Он сразу же перепродал его за 35 тыс., предварительно очистив корабль от имущества и многих механизмом - тоже на продажу. Французы торопили и уже 8 декабря эскадра вице-адмирала М.А. Кедрова, где начштаба был его верный приятель контр-адмирал Н.Н. Машуков, поделённая на четыре отряда, стала выходить в Мраморное море. Никто не знал, что эскадре было отмерено лишь 4 года жизни.

Переход осуществлялся в сложнейших условиях из-за нехватки угля, воды для котлов и неустойчивой погоды. К примеру, на переходе под напором ураганного ветра на старом линкоре «Георгий Победоносец», не выходившем в море с 1913 г. на мостик упала проржавевшая дымовая труба, убив 2 офицеров и сигнальщика. Корабли прошли архипелагом в Наварин, где всё же были загружены углём и пресной водой и взяли курс на африканское побережье, следуя в тунисский порт Бизерту. Путь до неё в 1200 миль оказался нелёгким, так как надорванная войной материальная часть отказывалась работать и не раз приходилось прибегать к помощи плавмастерской «Кронштадт». Положение флота с точки зрения международного права, было особенно неопределенное. В бухте Аргостоли греческие власти потребовали удаления крейсера «Генерал Корнилов» в течение 24 часов; такое же предупреждение получил «Жаркий» в итальянских и английских портах. Только заступничество французов спасло суда, лишённые угля, воды, с изношенными и попорченными машинами и только твёрдая воля довела их благополучно до Бизерты. Из сообщения штаба русского флота: «Из Константинополя в Бизерту вышли корабли с 6388 беженцами, из которых – 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей». Значительные сложности возникали и в системе управления кораблями, на которых числилось 700 офицеров, около 2 тыс. команды, жёны и дети - около 2,5 тыс., 23 адмирала, 18 генералов, 112 капитанов I ранга. Тем не менее 23 декабря корабли эскадры вошли в глубокую бухту Каруба, из которой уже были видны белые стены Бизерты, за ними виднелись горы и очертания пальм.

Здесь произошла постановка кораблей на якоря, чтобы остаться на многолетнюю, а для большинства кораблей и на последнюю стоянку. Через протоку корабли ввели в круглое Бизертское озеро и на них подняли карантинные флаги. Экипажи сошли на берег и занялись расселением. Так на далёком африканском берегу возникла русская военно-морская колония. Её то и назвал «русским «Карфагеном» писатель Сент-Экзюпери. Во время перехода из Константинополя в Бизерту ни один наш корабль не погиб. Затонула только французская «Авиза», сопровождавшая корабли ЧФ. Вопрос об отправке кораблей Русской эскадры и чинов флота и Морского ведомства в Бизерту - базу французского флота, расположенную на территории французского Тунисского протектората (с 1881 г.), решился положительно 2 декабря 1920 г. При этом французское командование не скрывало того, что в Бизерте оно хотело бы видеть, как можно меньше русских людей и кораблей. Как объясняли французы, Бизерта - не оборудованный порт и разместить в нём значительное количество семей офицеров не представлялось возможным. Поэтому, корабли старались укомплектовывать преимущественно холостыми офицерами и матросами. По воспоминаниям дочери командира миноносца «Жаркий» А.А. Манштейн-Ширинской, «ещё в Константинополе любящим парам посоветовали оформить свои отношения: только семейные моряки уходили в Бизерту. Надо было расставаться или венчаться, и в те несколько дней на эскадре сыграли много свадеб. Молодоженов сразу же разлучили. В то время как их мужья оставались на военных судах, их молоденьких жен посадили на транспорт «Константин».

Кроме того, с целью сокращения числа кораблей эскадры, в Константинополе оставлялись гидрографические суда «Казбек» и «Веха». Впрочем, вместо «Вехи» в Бизерту в качестве учебного парусника Морского корпуса взяли учебное судно «Свобода». Ранее судно, находившееся в Константинополе с 1918 г., принадлежало Одесскому училищу торгового мореплавания. Также в Константинополе оставались эсминцы «Гневный», «Цериго» и «Поспешный» - их позже собирались отбуксировать в Бизерту, после завершения на этих кораблях ремонтных работ. Для перехода в Бизерту Русскую эскадру разделили на 4 отряда: в 1-й отряд (младший флагман контр-адмирал П.П. Остелецкий) входили - линейный корабль «Генерал Алексеев»; крейсер «Генерал Корнилов»; посыльное судно «Алмаз». Подводные лодки: «Буревестник», «Тюлень», «Утка», «АГ-22»; база подводных лодок - транспорт «Добыча»; 2-й отряд (младший флагман контр-адмирал М.А. Беренс) - эскадренные миноносцы: «Цериго», «Гневный», «Беспокойный», «Дерзкий», «Пылкий», «Капитан Сакен», «Жаркий», «Звонкий», «Зоркий»; спасательный буксир «Черномор»; буксир «Голланд»; 3-й отряд (младший флагман контр-адмирал A.M. Клыков) - посыльные суда (в др. источниках - канонерские лодки), «Грозный», «Страж», «Якут», «Китобой»; учебное судно «Свобода»; посыльное судно (яхта) «Лукулл»; тральщики: «Альбатрос», «Баклан»; сторожевой катер «Капитан 2-го ранга Медведев». Гидрографические суда: «Казбек» и «Веха». Буксиры: «Бельбек», «Севастополь». 4-й отряд (мл. флагман инженер-механик ген.-л-нт М.П. Ермаков) - Вооружённые ледоколы: «Илья Муромец», «Всадник», «Джигит», «Гайдамак».

Транспорты: «Дон», «Крым», «Далланд», «Шилка», «Самара», «Екатеринодар», «Рион», «Инкерман», «Поти», «Ялта», «Сарыч», «Осторожный», «Туркестан», «Ольга» («Сухум»), «Заря», «Псезуапе», «№ 410» («Вера»), «№ 412», «№ 413». Пароходы Добровольного флота: «Владимир», «Саратов», «Колыма», «Иртыш», «Херсон», «Витим», «Омск» и «Доброволец». Пароходы Дунайского пароходства: «Александр Невский», «Русь», «Моряк» и «Адмирал Кашерининов». Суда Русского Константинопольского порта: «Радость», «Трапезунд», «Надежда», «Днепр» и «Почин». Буксиры: «Днепровец», «Ипполай», «Скиф» и «Чурубаш». В распоряжении командующего эскадрой: линейный корабль «Георгий Победоносец», транспорт-мастерская «Кронштадт», учебное судно «Свобода». При эскадре также находились: угольный транспорт «Форос» («Далланд»), пароход «Константин» (с семьями чинов эскадры). После принятия на борт запасов и проведения ряда ремонтных работ, в основном силами транспорта-мастерской «Кронштадт», русские корабли стали покидать Константинополь. Флот вышел в Бизерту в следующем порядке: 8 декабря 1920 г. - линейный корабль «Генерал Алексеев», транспорт-мастерская «Кронштадт» и транспорт «Далланд» с углём для эскадры. 10 декабря - посыльное судно «Алмаз» на буксире «Черномора», эскадренный миноносец «Капитан Сакен» на буксире ледокола «Гайдамак», эсминец «Жаркий» на буксире «Голланда», эсминец «Звонкий» на буксире ледокола «Всадник», эсминец «Зоркий» на буксире ледокола «Джигит», транспорт «Добыча», подводные лодки «АГ-22» и «Утка», ледокол «Илья Муромец», имея на буксире подводные лодки «Тюлень» и «Буревестник», посыльные суда «Китобой» и «Якут», канонерские лодки «Грозный» и «Страж», на буксире которой шло учебное судно «Свобода».

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2019/09/07/1319