Н. В. Гоголь Невский проспект и др. повести. Лекци

Сергей Сиротин
Лекции для…

Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект» и другие...

Между 1835 и 1842 годами Николай Васильевич пишет цикл повестей под общим названием «Петербургские повести». В него вошли повести: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», более поздние «Нос», «Коляска», «Шинель».
 Здесь Петербург не только место действия, но и своеобразный герой, образ словно города, живого существа увиденного и воссозданного писателем. Особенно это проявляется в повести «Невский проспект», открывающей цикл. За пространным описанием Невского проспекта возникает обобщённый образ города. Гоголь рисует жизнь Петербурга в различных её проявлениях, знакомит читателя с людьми разных сословий, показывает различные сферы петербургской жизни, в особенностях её проявлений, от драматизма и комедийности до фантасмагории повести «Нос».
В центре повести 2 истории. Одна, произошедшая с робким художником Пискарёвым, живущим в романтических грёзах и трагически столкнувшимся с реальностью жизни города, что приводит к краху личности. Герой другой истории – поручик Пирогов, наоборот настолько мелок в своих человеческих проявлениях, которого не пронимают даже унижения. Автор показывает два основных типа петербургского жителя, большой обобщающей силы: первый тип идеалиста-мечтателя, второй изначального дураковатого пошляка. Повествование  о безумном, полном контрастов, безрадостном мире усугубляется тем, что чистое, хорошее, что несёт в себе Пискарёв погибает в водовороте жизни, а пошлое, грязненькое тупое продолжает жить и множиться…
Одна из оригинальных повестей цикла «Записки сумасшедшего» автор приводит читателя к мысли, что только став безумцем герой повести Поприщихин обретает чувство собственного достоинства, видимо иметь это чувство считалось равнозначным безумию…
В повести «Портрет» Г. изобразил губительную власть денег, скорее всего от этой повести мог позднее оттолкнуться английский писатель конца XIX Оскар Уайльд, написавший «Портрет Дориана Грея». Трагедия художника Черткова – современна для всех времён, когда предмет повести искусство требует бескорыстного служения, иначе оно превращается в свою противоположность и губит художника…
Особенной является фантасмагорическая повесть «Нос». История о пропавшем у майора Ковалёва носе. Фантасмагория в том, что нос отдельно от самого майора, делает карьеру, получает чины и власть, писатель снова подчёркивает, что для этого в окружающем социуме не нужны ни знания, ни заслуги, ни какие-либо качества, что вообще-то в человеческой сущности и должно составлять основу и ценность в чине, мундире, занимаемом месте… Юрий Тынянов, продолжая проблематику «Носа», написал в 1934 году повесть «Подпоручик Киже»
Повесть «Шинель» продолжила линию великой темы русской литературы, темы «маленького человека», начатую А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель». Продолжая традицию Пушкина и, проследив распад личности маленького человека под воздействием непреодолимых обстоятельств, Гоголь показал героя, задавленного гнетущей силой обстоятельств, механически действующего и даже живущего, но где-то в глубине своего естества пытающегося хоть в чём-то уйти из-под давления обстоятельств. Писатель акцентирует читательское восприятие на социальной стороне расчеловечивания человека. Проследив  трагическую историю превращения Акакия Акакиевича в малый механизм бюрократической машины, он всё же показывает, как сущность человеческая борется в нём с автоматизмом прозябания, что в человеке всегда присутствует потенциальная возможность для возрождения, и самая мощная из возможных  –  это мечта. В данном случае мечта о новой форменной шинели. И только тогда когда цель всей маленькой мечты, длинною в целую жизнь, достигнута, но силою гнусных обстоятельств порушена, наш герой Акакий Акакиевич уже не может начать новое движение к ней: жизнь закончилась, а вместе с нею и сюжет повести…

ФАНТАСМАГОРИЯ – (с греч.  - видение, призрак…, говорю)  повествование о нечто нереальном, причудливых видениях; бредовые фантазии…