Снег без грязи, что долгая жизнь без вранья...

Людмила Марава
        СНЕГ БЕЗ ГРЯЗИ, КАК ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ БЕЗ ВРАНЬЯ…                ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.
 
В последнее время я с пристальным вниманием всматриваюсь в деревца юных лип, прочно укоренившиеся в моем городе. На одной из центральных аллей. Липушки… Слово неожиданно родилось в моем сознании, само собой. Когда приунывшие, было, малыши переживали стресс врастания в незнакомую землю. Деревья тоже переживают такое состояние. По-своему. Наверное, все-таки болезненно. Отторгая от себя часть листьев. Во имя того, чтобы незамедлительно родились новые. И, вот теперь, золотом теплого осеннего спокойствия улыбаются мне быстро взрослеющие подростки, если мерить по человеческим возрастным меркам. Повзрослевшие за лето, звонко звенящие смехом беззаботного детства деревья, прочувствовавшие своими корнями Земную силу и жизненную благодать Донецкой степи, сполна пропитанную ласковым южным солнцем. 
   …Липята, доверившиеся воле жителей Липецка, на Земле которого саженцы родились, продолжат свои судьбы в Донецке.
  Из недавней личной переписки:         
“Мгновение Земного счастья из Донецка! У нас цветут липы! В дивном многоголосном пении своего ликующего жизнью цветения, тонко и очень интонационно чисто звенящего умопомрачительным запахом первого в этом году меда. И свершившейся свежестью желтых, какими еще бывают мило-озорные новорожденные цыплята, искусно сотворенных Природой соцветий, дружно и аккуратно умытых, цветочек к цветочку, шалящими теперь в нашем городе, почти что каждый день, дождями. Все это звучит очень по-новому и очень запоминающе. Без будничной суеты. И без былого равнодушия… Хотя, ведь, это же так очевидно, горе даже в малом своем проявлении, безжалостно подавляет все другие цвета. Умудряясь одним мазком разведенного черной сажей страдания превратить Земные радости в слезоточивую печаль. Пригорюнившуюся серость отчаяния в черную полосу спустившегося с Небес неумолимого рока… А Природа не сдается. Малыми крупинками своего запрограммированного календарем гордого упрямства спорит бесстрашно с терзающими Землю страстями. Лишь бы только не прислушиваться к ним в это волшебно-чарующее время начала лета! Его не удержать в его беге…, за ним не угнаться… Но им, этим бесценным краткосрочным счастьем, можно насладиться… Сама пробовала. Запах липового цветения особенно пьянит и услаждает, когда вдыхаешь его закрытыми глазами…, запрокинув голову назад… А зацвели-то липы аккурат ко Дню Рождения ПЕТРА, к 9-ому июня. И разве это не символично!? Преисполненный достоинства Балтийский ветер, золото-тканные россыпи словесности из Подмосковья. И вольно вихрастые просторы Донецких степей… С одной большой, и не пытайся обхватить руками, любовью к тенисто-зеленоглазым красавицам лИпушкам…
  Какие же сахарно-упоительные на слух есть все ласкательные суффиксы в русском языке… Привораживающие к себе добром и лаской…, как ароматный, густо заваренный липовый чай в белой фарфоровой чашечке… Заигрывающий с твоим обонянием пирамидными колечками такого же ароматного пара…”

   Все это вспомнилось, незамедлительно вырвалось из убежища памяти сегодня. В эти дни, когда достопочтимое сообщество отдает дань памяти и глубокого уважения академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Долгая жизнь, особый, уникально-личностный тембр звучания его трудной судьбы. И благородная строгость, страстная одержимость человеколюбием. Без единой доли притворства, присущая тщеславным приспособленцам. Мировоззрение миротворца с ясным и непритворно исконно русским восприятием бед и радостей своей Отчизны. Неповторимо искреннее упоение ученого русским языком, который всем нам посчастливилось называть родным. Именно языком, на котором мы все говорим, формируется особая психология огромного многонационального народа, душой своей, вывернутого нараспашку. Язык, который объединяет. Язык, который стирает границы враждебной недоверчивости людей друг к другу. Язык, который Ну…, а, уж коль, ругнуть, то сгоряча. А, коль, рубнуть, так, уж, сплеча!

  Сегодня есть блестящая возможность не коротко и дежурными фразами, а значимо и по существу, вспомнить, каким бесценно огромным есть наследие человека, который умел по-человечески необъятно и неповторимо гениально любить Землю, на которой родился.   Выстроившим свою жизнь так, как подобает достоинству настоящего ученого, не позволившего себе предать себя унизительным поскуливанием о неудовлетворенности потребительских запросов.
 Да, можно сказать, вечные мытарства, вечные неудобства. Вероломно одураченных и униженных в своем Отечестве. Но и познавших ценность озарения разумом. Вполне вероятно, историко-трагическое торжество обреченных нести бремя своего унижения. А на самом деле – вечно оголенный, блуждающий в мыслях и в пространстве истонченный нерв восприятия действительности. Как вечная скорбная боль за все происходящее в мире.

  “Зрелище – петля, чтобы заарканить совесть короля” – устами Гамлета говорит Шекспир.
 Но только не душевная опустошенность и распад нравственности.
 Ибо – у каждой мысли свое возрождение.
 Но только тогда, когда мысли присуща совесть. Совесть, словами Дмитрия Лихачева, подсказывает. А честь действует. Но только не в мире, в котором стали привыкать жить двойной жизнью… Его же слова, прозвучавшие назидательным укором всем и каждому. 
 Прозвучавшие однажды слова. Такое впечатление, однако, что мелким драгоценным бисером рассыпались они по Земле…   

  …Если хоть на самую малость это почувствуется, устремите взор свой на растущие деревья. Поразительно радостное явление…, не подвластное человеческому лицемерию. Свершаемое в сознании таинство омовения души и мыслей, как будто постигаешь смысл жизни по-настоящему хороших людей… Как будто слушаешь материнский голос Земли, на которой живешь… Он всегда глаголит по-русски. Там, где твои корни. Там, где закаляется характер и мужает воля.
  И становится Всемирной историей каждый прожитый миг жизни…   
 
          Благодарю за любезность в Вашем желании читать мои статьи, Людмила Марава. 1 сентября, 2017 года. ДОНЕЦК.