Рыжик

Сергей Падышев
      
       Скажите, вы  когда-нибудь теряли  лучших  друзей?  Нет  не  людей, собак. Поверьте, это нелегко. Особенно, когда простая привязанность и симпатия переросла в настоящую дружбу. Особенно, если ты и собака начинаете понимать друг друга с простого жеста, слова, мимики и внутреннего состояния души.
       Я случайно познакомился на соседней улице в частном секторе с одним маленьким симпатичным щенком какой-то неизвестном мне маленькой низкорослой домашней породы.   Я шёл  с работы летом мимо одного  дома и из-под ворот вдруг выкатился этот пёсик совершенно рыжего цвета на коротких ножках мне прямо под ноги. Пёсик был очень доброго нрава и ласковый. Конечно, я не удержался от желания потрепать по-дружески его маленькую симпатичную мордашку и почесать за ушком. Мне сразу почему-то пришла в голову мысль, что зовут его Рыжик. Пришлось угостить сорванца тем, что осталось от рабочего обеда. Конечно, Рыжик остался, очень доволен! Как я потом узнал, соседу привезли с деревни трёх таких щенят  разного цвета. У них мать умерла при родах, но щенков удалось спасти, и они остались живы. И хозяин, старый татарин Рашид, увёз щенков в город, где у него была дома ещё одна взрослая собака. Затем Рашид  подарил одного щенка-девочку другу с нашего дома. Остались только два щенка. Вот с одним из я и познакомился! Второй щеночек, девочка, была пугливая и высовывала только свой нос из-под ворот и звонко лаяла на прохожих, в отличие от Рыжика. Я позже назвал вторую собачку Жуча. Хотя наверно хозяин дал им другие прозвища, но я их не знал. Да только собаки всё равно отзывались потом и на Жучу и Рыжика. Рыжик, пёсик был очень приветливый и обаятельный, стал всех прохожих систематически встречать. Ведь его угощали многие сердобольные прохожие, подкупленные его внешним обаянием. Он естественно сообразил в отличие от Жучи, что можно неплохо таким образом жить и ещё таскать кусочки для Жучи и другой собаки, что была во дворе постарше и сидела на цепи. Как говорится всё дело во вкусе,  привычке и смекалке. Пёс оказался на редкость сообразительным. И чем больше я с ним знакомился, то через угощение наша дружба конечно крепла! Конечно, крепло и доверие Рыжика ко мне. Хозяин и его сын, были не против, что Рыжика все прохожие угощали разными вкусняшками. Одна бабушка с соседнего дома даже шаньгу с творогом Рыжику приносила, и он счастливый долго ходил с этой шаньгой по улице, дабы все видели, что у него есть! Я тоже  и моя семья взяли за правило оставлять для Рыжика куриные косточки, печеньки и прочие остатки вкусностей.  Таким образом маленький, но очень сообразительный Рыжик стал добытчиком! Конечно, сначала он ел сам, а уже потом давал полакомиться  Жуче и другой собаке, то, что осталось. Почему-то через несколько встреч с Рыжиком я его приучил к условному сигналу, если я иду рано утром или вечером в темноте по улице мимо его двора. Это был звук чириканья воробья очень резкий и громкий. Рыжик выбегал на звук и получал угощение. Видимо тут, как при дрессировке сработал условный рефлекс по Павлову. Рыжик уже издалека слышал мои шаги по улице и иногда выбегал сам, даже без сигнала. Но если я проходил мимо с угощением и Рыжик спал, я подавал сигнал, «чирикал» и он с радостью выбегал. Причём,  выбегал он весьма интересно! Сначала протискивался под воротами и боком, боком начинал семенить ко мне, виляя приветливо хвостиком. Он даже зимой натёр проплешину на спине, когда снегу было у ворот много, и щель под воротами была слишком узкой. Только пёсик всё равно как блин умудрялся протиснуться под воротами, чтобы со мной поздороваться и получить что-то вкусное. Но не всегда ему это удавалось, и он ложился на бок у щели под воротами и открывал просто свой рот, чтобы ему положили еду прямо туда прямиком! Иногда летом он проделывал из-за лени или когда боялся кого-то тоже самое, и принимал пищу лёжа на боку. Но бывало иногда и так, что у меня не было ничем угостить, то Рыжик сначала долго шёл за мной, а потом обидчиво поджимал хвост, разворачивался ко мне хвостом и важно уходил домой. Мне всегда было приятно особенно видеть Рыжика, если у меня было плохое настроение или усталость после работы. От ликующего и бегающего вокруг меня пёсика мне всегда становилось легче. Усталость и раздражённость как рукой снимало! А уж если удавалось с ним поиграть, то это вообще было здорово. Я даже как-то сшил ему из тряпок крысу очень похожую, которую Рыжик сначала испугался. Но потом, поняв, что крыса не живая, взял её в зубы и с отвращением оттащил её на край дороги, подальше от ворот.  А потом таскал её в зубах и дурачился.
      Собачка Жуча, видя как её собрат по разуму неплохо устроился, тоже начала понимать, что неплохо бы и ей взяться за промысел добычи вкусняшек.  Она с опаской, очень осторожно, но начала выходить и тоже брать еду. Жуча, тоже привыкла, к моему условному сигналу, и стала даже иногда выбегать на зов первой. А потом даже стала драться с Рыжиком, чтобы первой получить что-то вкусное. Жуча и Рыжик, даже потом придумали новый метод получать еду даже с тех, кто просто мимо проходил и ни чем не делился! Видя новых людей, обе собачки, как по команде выбегали и начинали заливисто и громко лаять на проходивших. Но потом, если их угощали, собачки запоминали этих людей и не лаяли.  Главное, что они никогда никого не пытались укусить, особенно детей. Только вымогательски лаяли. Потом их кто-то сильно напугал,  и  Жуча  снова перестала выходить из ворот. Один Рыжик на свой страх и риск ходил промышлять! Однажды старый татарин увидев, что я кормлю его малышей, удивился и с улыбкой сказал: «Странно, дома полные чашки еды, а собаки ещё и на улице попрощайничают!»
       Прошло два года. Жуча и Рыжик подросли, а весной случилась первая беда. Жуча умерла при тяжёлых родах, как и её мать когда-то. Щенки Жучи тоже погибли, так и не появившись на свет. Собака не смогла разродиться,  и скончалась в сильных муках. Рыжик не понимал, почему Жуча не двигается и лежит. Он тыкал её носом и пытался поднять. Когда хозяин  пошёл хоронить Жучу, Рыжик всё время шел за хозяином, хотя тот постоянно прогонял его. Он не мог понять своим собачьим умом почему его подружка не встаёт и не двигается! Почему же она так крепко спит? Но, потом Рыжик оставил попытки разбудить бедную  Жучу.
      После смерти Жучи мне показалось, что Рыжик как-то погрустнел, но так же исправно выходил ко мне и  встречал остальных людей на дороге у ворот. Он остался один и чувствовал себя потерянным и одиноким. После смерти Жучи Рыжика подстерегла новая беда, он стал слепнуть. Это было заметно, когда он начинал различать мой силуэт только с близкого расстояния. И ещё он начал прищуриваться, когда хотел что-то увидеть. У него  на зрачках  стали появляться белые пятна. Я решил Рыжику немного скрасить печаль и стал покупать недорогие мясные дешёвые косточки  в одном из мясных магазинов. Рыжик немного повеселел и стал даже при встрече со мной  вставать на задние лапы и трясти передними лапами в воздухе. Если я нагибался к Рыжику, то он касался своим носом моего носа, засовывал свой нос в мой рюкзак и пытался угадать, что же там я принёс! Потом бегал перед всеми демонстративно со счастливой мордашкой и костью в зубах.
     Прошёл ещё год, уже без Жучи. Рыжик по утрам ровно в семь часов как по будильнику садился на краю дороги у столба и ждал меня всякий раз. А вечером я его либо сам вызывал, либо он слышал мои шаркающие шаги и выбегал мне на встречу.
      И вот однажды осенью Рыжик не вышел, хотя я его звал и утром и вечером. Я как-то не придал этому значение и подумал, что хозяин, может, закрыл его дома. Моя супруга и сын тоже сказали, что его не видят на улице. А на следующий день утром, к нам на застеклённый балкон в окно влетела синица. Я пытался несколько раз её выпустить, но она билась о высокие стёкла  и, забившись в угол крыши балкона, сидела упрямо и смотрела на меня. Моя супруга взяла швабру, поднесла к синице и она, перепрыгнув на швабру, не улетала. Пришлось швабру высунуть далеко с балкона на улицу, и только тогда синица упорхнула в кусты под балконом. Мы дома не придали этому значения и подумали, что может, синица спасалась от коршуна или дроздов – рябинников, которых развелось очень много. А через три дня старый татарин Рашид увидел меня и сказал: «Всё нет больше собаки. Убили её!» Он рассказал, что три дня назад услышал  у ворот сильный визг Рыжика, и когда выбежал, пёс бездыханный в крови лежал у ворот. Рядом воротами по улице бегала  крупная молодая лайка. Рыжик просто вовремя не смог увидеть своими подслеповатыми глазами опасности и убежать. И лайка быстро подбежав, просто задушила его, сомкнув челюсти на шее Рыжика. Подбежал её хозяин. Рашид так зыркнул него, что тот, постояв, молча,  развёл руками, как будто говоря: Ну, что тут теперь поделать? Хочешь, я пристрелю свою собаку?»  Но Рашид махнул с досадой рукой и сказал вздохнув: «Зачем, не надо!» И пошёл хоронить Рыжика. Как выяснилось потом, хозяин лайки отпустил её без поводка погулять и  сработал простой охотничий инстинкт! Она увидел в нём добычу! Подвели Рыжика его маленькие короткие ножки. Вот так и не стало моих друзей,  Жучи и  Рыжика. К Рыжику я привязался больше всего!
     После смерти Рыжика я до сих пор по привычке, проходя дом и ворота, откуда он выскакивал мне навстречу, смотрю с тоской. Мне всё время кажется, что Рыжик выскочит из под ворот и кинется мне навстречу! Мне  стало не хватать чего-то, очень нужного и важного для меня…