Вместо послесловия

Элеонора Ковалева
   В мире действительно существует немало тайн и волнующих загадок. И нет ничего удивительного, что завтра, может статься, будет открыт легендарный снежный человек. Или доказана возможность общения с параллельными мирами. Или «всего-навсего» какое-нибудь животное вернется в места своего прежнего обитания, где его не видели десятилетиями, и даже старожилы успели забыть, как оно выглядит. Только не надо в каждом «пришельце» видеть монстра. Мифы – мифами, а незнание своих соседей по планете – это все-таки невежество.
   У современного человека, особенно жителя города, очень мало возможностей встретиться в лесу с настоящим живым медведем и даже увидеть зайца в лесопарке, хотя зайцы до сих пор живут рядом с нами. Но по дороге на работу в городе, на прогулке на даче он обязательно встретит представителей бесчисленной когорты беспозвоночных: почвообразователей, утилизаторов органических остатков, опылителей цветов. Бабочка присядет на цветок, таракан пробежит по стене… Поэтому в качестве героев свежеиспеченных мифов в настоящее время лидируют пауки или насекомые. Голливудские фильмы ужасов пугают нас нашествием то пауков, то жуков, то мыслящих тараканов. Причем, в качестве объектов для показа избирают, как правило, самых безобидных из них, формируя, тем не менее, образ врага. Ведь членистоногие, действительно, так не похожи на нас!
  Так давайте все же перешагнем через эту непохожесть! Большинство людей уже свыклось с мыслью, что многие звери и птицы, увы, стали столь редки, что занесены в Красные Книги. Но в необходимости защищать закованных в хитин членистых созданий мы пока еще сомневаемся.
   …В начале XXI века в один из биологических музеев Москвы как-то обратилась семья, у которой на даче, в искусственном водоеме, было обнаружено некое неведомое существо. «Пришелец! Наверняка страшный и опасный!» - решили они и забетонировали свой водоем. Однако сохранили фотографию, на которой был изображен… обыкновенный щитень!

    В мифах, легендах, истории

   Находя этих мелких ракообразных в колеях от телег и прочих временных водоемах, наши предки утверждали, что щитни выпадают на землю вместе с дождем.

    В природе

   Щитень летний (Triops cancriformis) –пресноводный рачок, дальний родственник тех рачков, которыми в живом или сушеном виде кормят аквариумных рыбок. Однако его длина достигает 5 см. Сверху он покрыт хитиновым панцирем, спереди которого торчат три пары жгутикоподобных ножек, а сзади – пара длинных придатков. На передней части туловища можно сосчитать две пары глаз и разглядеть… нечто вроде третьего глаза перед ними! Снизу видно, что тело щитня расчленено на сегменты, которые несут разное количество ножек – от 4 до 6. Это очень древнее ракообразное, известное ученым по триасовым отложениям. Размножается яйцами; яйцевую капсулу самка долго вынашивает на себе, придерживая грудными ножками. Питается щитень и частичками грунта, и мелкими организмами, например, другими пресноводными рачками, циклопами и дафниями, иногда нападает на более крупную добычу - головастиков. Глаза щитня не только отличают свет от тьмы (как у его далеких предков), но и помогают ему гоняться за добычей. На юге европейской части, где щитней много, они могут нападать на мальков рыб. Но в Москве и Московской области – относятся к 1 категории редкости и находятся под охраной закона. Наблюдать за тем, как это ракообразное плавает с помощью передних ножек, весьма забавно. Задние ножки выполняют дыхательную функцию: они продолжают шевелиться, даже когда рачок останавливается.
  Откуда берутся и куда исчезают щитни, поселившие в пересыхающих лужах и колеях? Оказываются, яйца щитней покрыты столь прочной оболочкой, что выдерживают летнее пересыхание и зимнее вымерзание в течение 9 лет и при этом сохраняют жизнеспособность! Именно поэтому летний дождь может спровоцировать их массовое появление.
   Жизнь столь древнего и почтенного существа до сих пор полна для ученых загадок. Например, зачем им так называемый науплиальный (личиночный) глаз? Предполагается, что он служит железой, вырабатывающей какой-то секрет. Да и с яйцами все не просто: даже из неоплодотворенных яиц выводятся маленькие личинки. Так, в наших широтах среди щитней вообще нет самцом, плавают только самки; на юге же они присутствуют в должном количестве. У щитня существует, как минимум, три личиночные стадии, причем, личинки (науплиусы) этих стадий совершенно не похожи друг на друга. Чтобы стать взрослым щитнем, удивительному существу приходится перелинять 40 раз.
   И такую диковину мы, движимые исключительно страхом, заливаем бетоном.