В помощь искренним душам

Андрей Кузнецов 30
На наш взгляд,  первопричина любого кризиса, покоится в неправильном понимании знаний о душе - сознании и его возможностях, значении, либо в полном отсутствии желания узнать об этом. Осознание себя телом, а не личностной душой, включает низшие контуры сознания. Магическая концентрация внимания на чувствах, на внешнем, что фактически проводится в мир через системы религий и образования, есть причина падения абсолютно всех цивилизаций мира и восстание на их месте других. Знания о душе – это главное средство, приводящее к осознанному выбору «предназначений, средств и целей»*. Если я не знаю, что я это вечное сознание, я всё, что есть в этом мире, то я буду делать не то, что надо мне нужно, буду страдать, и буду разменной монетой в «умелых» руках.
"Ни мудрые своею мудростию, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости, или сказать о душе, что она такое, только при содействии Духа Святаго открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с. 312).
     Центром личности человека является душа. Душа не может существовать сама собой: как капля является частью океана и всегда стремится к нему, так и душа человека есть часть Бога, и всегда стремится к Нему. На первый взгляд, слово душа, употребляемое в Ветхом Завете, непонятно что означает.  То оно означает жизнь, то тело, то кровь, то дух. Но при пристальном рассмотрении можно заметить, что разные авторы писаний при использовании термина «душа», означали какую-то часть системы человеческой личности. Просто, ветхозаветные писатели не отделяли части от целого. И когда встречаем в Священном Писании слово  «душа», то должны понимать, что всё включено, и дух, и душа, и разум, и тело с чувствами. Кажущееся упрощение в обобщении всего словом «душа», при отсутствии исходных знаний о предмете и попытки с помощью «соборного голосования» решить вопрос, с течением времени, привело к большим сложностям (с-ложно-сетям), связанным с множеством различных теорий происхождения души. Пришло время более подробно исследовать личность человека для выяснения причин успеха или неудач в его жизни. Сделаем это со Словом Божьим: «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» [Евр.4:12]. Современные люди привыкли всё постигать не сердцем, а привязывать всё к каким-то авторитетным высказываниям.
*Н.В.Маслова (ПСОЗЧО, с. 166, II. H6c).
 "Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?" [Гал.3:3] — пишет Боговдохновенный Апостол Павел, который взял на себя смелость смотреть на жизнь сквозь призму Духа в его сердце. В святоотеческой традиции сложили такое понятие о душе, как о чём-то, что есть у меня. То есть, есть я и есть моя душа.  Это главная и основная подмена понятий. А кто же тогда я? Может, я тело, которое умрёт?   Может, мозг, который об этом теле думает? А когда я умру, что будет продолжать жить? Вот с этим нам с вами предстоит разобраться.  Нам известно, что душа Богоподобна и имеет такие качества: вечность, знание, блаженство.
Вечность – «ибо видимое (тело) временно, а невидимое (душа) вечно» [2 Кор.4:18]. Мы считаем, что душа бессмертна по благодати Бога. Нужно понимать, что называется благодатью.

Благодать – Святой Дух Животворящий, спасающая Сила Божья, всегда присутствующая в сердцах живых существ. Святые Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией.
"Бог хочет, чтобы она (душа) жила" (св. Иустин Мученик); "душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною" (Кирилл Иерусалимский и др.).
«Душа "разумна и бессмертна", "она, быв создана по образу Единородного... имеет несравненную красоту" (христ.: Мефодий Патарский. 1996, с. 74);
"душа есть сущность живая, простая и бестелесная..." (христ.: Иоанн Дамаскин. 1992, с .81)…";
      "душа наша есть существо простое, одаренное разумом и бессмертное» (христ.: Феодорит Кирский. 1844, с. 218).
 В Новом Завете вечность, бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, воодушевляющую христианина, наполняющую его сознание (душу) радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. "Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение..., имею желание разрешиться и быть с Христом" [Филип. 1:21-23]; разрешиться от ига телесной обусловленности. "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина (тело) разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" [Кор. 5:1-2]. Мы временно живём в нашем теле.

1) Знание – «Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей (мы считаем, что здесь Сирах говорит о чувствах: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, ум, интуиция), сидящих на высоком месте для наблюдения» [Сир.37:17-18]. «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» [Пс.138:14].
 "Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с. 192);
"Душа – дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа" (там же, с. 296);
Душа "разумна и бессмертна", "она, быв создана по образу Единородного... имеет несравненную красоту" (христ.: Мефодий Патарский. 1996, с. 74). Это высказывание относится к качествам вечности и знанию души.
Анастасий Синаит: "Душа есть сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, без;бразная, но образ и тип Божий" (цит. по: Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с. 204); 
 "душа есть сотворенная сущность, сущность живая, разумная..." (Григорий Нисский. О душе и воскресении. 1862, с. 214);
2) Блаженство –  Желание блаженно наслаждаться присуще душе. И хотя наслаждение во многих религиях являются греховной блажью, душа должна наслаждаться, в этом её природа. Часто путаясь, неопытная душа вместо законных наслаждений, получаемых от служения, правильного питания, аскез, скатывается к запретным наслаждениям. Поэтому:
 «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» [Пс.145:5]. 
«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» [Пс.31:2]
«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» [Пс.33:9]
«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» [Пс.39:5].
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» [Притч.3:13].
«Блажен человек, который упражняется в мудрости и в разуме своем поучается святому» [Сир.14:21].
Из всех писаний и высказываний святых отцов было удалено понятие, что я, моё сознание и моя душа есть одно и то же. Душа находится в сердце живого существа. Она его сознание! Она связана с внешним миром  через органы чувств. Всё, что я вижу, слышу, обоняю, осязаю, ощущаю на вкус,  – всё это чувствует не мой материальный мозг, а именно моё сознание - душа. И когда моей душе придётся оставить тело, то я понесу с собой в новую жизнь весь багаж опыта, знаний, переживаний, отношений, полученный мной в этой материальной жизни.   
                Одна из составляющих личности человека – его ум. Это часть биовыживательного контура головного мозга. Является органом, обобщающим электронные сигналы, поступающие от периферического отдела головного мозга, обрабатывает их, даёт заключение: это мне приятно или неприятно.  Таким образом, ум участвует в жизненном процессе. Поскольку ум определяет приятное и неприятное, то быстро привыкает выбирать приятное. Он может срывать душу к низким, чувственным, запретным наслаждениям. Хотя и это не без наития Духа. Сирах говорит о нём как о душе лукавой: «Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов» [Сир.6:4].
Но ум не сам наслаждается, он делает это путём анализа ощущений, поступающих от  органов чувств. Повинуясь желанию или ожиданию чувственных наслаждений, – «душа моя (ум и чувства) влекла меня к колесницам знатных народа моего» [Песн.6:12]. Ум желает наслаждаться тактильными (чувственными), визуальными, вкусовыми и слуховыми ощущениями.  Это рабство доводит до гибели:  «душа горячая, как пылающий огонь, не угаснет, пока не истощится»  [Сир.23:21]. И в другом месте говорится о душе, но уже как о теле: «Душа моя близка была к смерти, и жизнь моя была близ ада преисподнего» [Сир.51:8].
Выше органов чувств и ума стоит разум. Он ближайший страж души и заботится о ней, распознавая, полезно это для души или неполезно.
 Разум – ложное эго – «И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика – прелюбодея, ослабевающего в рассудке» [Сир.25:3-4]. Душа не может питать ненависть. Она знающая и лишена двойственности, эта субстанция не может ненавидеть. Значит, надменность нищего, лживость богача и прелюбодейство старика неприятны разуму. Разум оценивает: это вредно для меня и общества и отвращается от того или иного. Если бы премудрый Сирах стоял на платформе ума, то это не вызывало бы у него такого возмущения. Он бы думал приблизительно так: «Смотри, какой молодец, старый, а всё ещё пытается наслаждаться тем, что просто смотрит на женщин». Описывая это, Сирах находился на платформе разума и видел всю вредность состояния душ «надменного нищего, лживого богача – старика прелюбодея».
Чувства души – «чтобы не склонилась к ней (замужней женщине) душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель» [Сир.9:11]. Отсутствие контроля со стороны разума позволяет чувствам «стянуть» душу к страданиям.
Разум души: «Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе» [Сир.7:23]. «Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей» [Сир.14:2]. А здесь говорится о Совести как о душе.
Эго души: «Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых» [Пс.122:4].
  Природа души: «Душа моя ожидает Господа… более, нежели стражи – утра» [Пс.129:6]. «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля» [Пс.142:6].
Личность – душа: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» [Пс.123:7].
Поскольку предлагаемые нам знания о душе не имеют чёткого определения, то нам сложно разобраться и понять все особенности происходящего в психике человека. Подумайте об этом сами: если в средние века скрыли анатомию человеческого тела, запрещалось вскрывать трупы и исследовать принцип работы внутренних органов системы человек, то, как можно было лечить органы?   Амвросий Оптинский пишет:  "Как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей" (Амвросий (Гренков). 1896, с. 3). Поэтому назрела необходимость прояснить «тайну», снять табу на исследования строения психики системы человек.
     "Как Бог проявляет Свои силы и энергии через материальные и видимые твари, т. е. через небо,  воздух, солнце, луну, дожди, землетрясение и море, Сам будучи невидим; точно также и наша невидимая душа, созданная по Его образу, проявляет свои энергии через свое видимое тело, как через некий мир"– Анастасий Синаит (цит. по: Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с. 204).
Можно сказать, что состав личности таков: Дух Божий, душа, эго, разум, ум, чувства и всё это Божественное.
 У Верховной Личности Бога много Имён. В иудаизме есть практика повторения шестидесяти четырёх Имён Бога, в исламском зикре (молитве) повторяют девяносто девять Имен, в индуизме совершают повторение ста восьми Имен. Славяне понимали, что всё есть Имена Бога. При переводе Библии для христиан, чтобы не было путаницы, Имена Бога заменили номенклатурным словом «Господь». Так и употребляемое в Священном Писании слово «душа» означает всякий раз особую часть личности человека. Мы выбрали и разделили на условные части человеческой личности, к которым прилагается эпитет душа.  Поэтому из сказанного можно заключить: центр человеческой личности – душа, которая оживотворяется Святым Духом. У души и Духа есть также покрывающие их оболочки, образующие систему личности человека: эго, разум, ум, чувства, тело. В настоящее время мы  стали отождествлять себя  более с телом, нежели с душой. И немудрено, из за некачественной вводной информации любой здравомыслящий человек начнёт позиционировать себя с телом более, нежели с душой. Было время, когда говорили: «В доме нет ни души»; сейчас американцы говорят: «Нет ни тела». Военные и вовсе говорят: «У меня в отряде двести штыков». Иными словами, человечеству предложили отождествлять себя с телом, а не с душой. Господь Иисус чётко различал земное тело, от небесной души: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» [Мф.10:28].
  Отождествление себя с телом  глубоко проникло во все слои общества, даже в религиозные структуры. Например, мы говорим: «Я, ФИО, национальность, вероисповедание, профессия, пол, возраст, и у меня есть душа». Подобные подмены как заблуждения обязательно приводят со временем к атеизму. Империя наших чувств заставляет отождествлять себя, свою душу со своим телом. Поэтому, что делает современный человек?  Заботится о своём теле. Господь Иисус Христос  спрашивал: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир (для наслаждений тела), а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" [Мф. 16:26]. Для чего учёные хотят всё узнать о природе? Чтобы господствовать над ней! Для наслаждения своего тела! Для чего человек зарабатывает миллиарды, разве не для того, чтобы затем наслаждаться властью над телами и душами других людей? О чём в Храмах молятся прихожане?  О хорошем стечении обстоятельств, для совершения определённых сделок! Разве всё это для души? Нет, всё это для смертного тела.
  Подчас, даже так называемая молитва становится очередной сделкой с Богом: «Я Тебе жертвую, а Ты мне помогай». Всё это для того, чтобы в конечном итоге наслаждать своё тело. Вот к чему привела формула: «Я человек, и у меня есть душа». В этом случае душа второстепенна, незаметна, непонятна, и нужно всем доказывать, что она действительно существует. Если бы люди имели знания, то правильная формулировка должна была звучать так: «Я душа, и у меня есть тело! Я душа, я живу, вижу, думаю, наслаждаюсь или страдаю, будучи обусловлена помещением тела. Когда приходит время расставания с телом, всё тот же я, со своими мыслями, переживаниями, планами,  желаниями, опытом, освобождаюсь от уз тела. В зависимости от деятельности, которой я занимался, что мне доставляло удовольствие, какие качества характера и какого уровня сознания я достиг, определяется дальнейшая судьба моей бессмертной души».
    Душа, по распространённому сейчас в церковных кругах сказочному мнению, творится родителями в процессе зачатия ребёнка. Сторонники этого мнения считают, что эта возможность творить перешла к нам от Бога как часть Его подобия. В подтверждение этого мнения говорится, что дети, поэтому похожи на родителей.
    Мы не согласны с данным распространённым, подчинённым  эмпирическим исследованиям, мнением, потому что Бог всё творил очень хорошо. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» [Быт.1:31]. Получается, что перешедший нам Божий дар творить – это значит всё делать хорошо. Откуда же такие неадекватные личности? И как два (сейчас могут быть и более двух) смертных тела могут создать бессмертную душу? Наше мнение таково – вечная и бессмертная душа может выйти только из Царства Вечного Бога!  Этим мы вторим апостолу Павлу: "Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии" [1 Кор. 6:20].   Душа не только вечная, но ещё по наитию Духа и всеведущая. Находится в сердце человека, поэтому мы  всё чувствуем сердцем. Причём, быстрее, чем умом. Какая-то опасность – и мы «ах»! И через доли секунды приходит осознание происшедшего умом. Сердце – средоточие чувств и наша связь с Богом. Поэтому: «при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» [3 Цар.8:38-39]. Посредством Святого Духа, постоянно пребывающего в сердце каждого живущего, Господь знает все движения его мысли.
Хотя тело имеет второстепенное значение, однако мы не считаем, что телом можно пренебрегать и издеваться над ним, в том числе и недопустимыми аскезами. Это Божье творение и Божественная энергия. Тот, кто не заботится о своём теле, подобен человеку, не обслуживающему свой дорогой автомобиль. Чем автомобиль дороже, тем внимательнее нужно быть при обслуживании. Как автомобиль управляется водителем, так тело должно управляться разумной душой. Какой бы трудной и опасной ни была  дорога, по которой автомобиль несут  силы инерции, водитель – разумная душа – не должен давать отклониться ему от заданной траектории. Не автомобиль управляет водителем, а водитель автомобилем. Если будет наоборот, то неминуема авария. Не тело, чувства и ум должны управлять душой, а душа – сознание телом.  Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: "Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным (телом). Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый... Рекло Слово (Господь - А.В.) и, взяв часть новосозданной земли (тело – А.В.), бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него Дух, который есть струя невидимого Божества" (Сл. 7, о душе). По этим словам великого святого ясно видно, что душа  есть Божье произведение. Господь даёт душу, покрывает телом и посылает в неё Свой Дух.  Она является небесным светом, божественным и неугасимым. И как могут сторонники «новых идей» происхождения душ говорить, что души делают родители? Родитель – это тот, кто роди–л – тело, а душа и Дух приходят от Бога по непростому и индивидуальному для каждой души сценарию.
В "Догматическом Богословии" Митрополита Макария (Булгакова), можно заметить следующую особенность учения Отцов Церкви (не всей церкви, а её части) о моменте, когда в тело входит душа. 
 «Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, "в то время, когда тело образуется уже и сделается способным к принятию оной" [Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 28]. Так учили и некоторые древние учители Церкви: Кирилл Александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: Исх. 21:22-24. Вот как раскрывает свою мысль блаж. Феодорит: "Тот же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит; что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: "Когда кто ударит беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (младенец ее не изображен), то взять с виновного пеню... а если будет вред (если же [младенец] изображен будет), то отдай душу за душу, око за око" и проч. [Исх. 21:22-24]. Этим самым блж. Феодорит  дает понять, что «неизображенный» или «необразовавшийся» младенец еще не имеет души. Подобный  комментарий слов пророка Моисея несостоятелен. Как может тело жить и расти без жизни? Конечно, бывают случаи, когда зомби, мёртвые тела, ходят, выполняют работу, но в этом случае их «хозяин» сделал в них подселение неких сущностей. Это другое явление, к случаю с внутриутробным младенцем это не подходит.  Поскольку далее в своей речи Моисей говорит о членах тела – «око за око и зуб за зуб», то возможно,  что речь идёт о повреждениях тела самой женщины? На подобных выводах зачастую и строилось догматическое учение?
 Слава Богу, иерей Вадим Коржевский в книге "Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии" говорит о том, что Отцы Церкви долгое время тайну происхождения души предпочитали обходить "благоговейным молчанием, нежели изъяснять".  Поэтому на этот предмет в Церкви долгое время не существовало определенного и установившегося учения. Но в результате дальнейших рассуждений Отцов Церкви сформировалось несколько теорий о происхождении души:
 1. креационизм – теория непосредственного творения Богом душ;
2. генерационизм – теория рождения душ от родителей.
 Из чего следует, что почти все теории о происхождении души есть милые, душевные, сантиментальные теории, рассчитанные на определённый уровень развития общества того времени. На наш взгляд, хватит обходить «благоговейным молчанием»  сложившееся невежество. Можно благоговейно молчать, причём благоговейное молчание прекрасно. Но это, когда всё знаешь и молчишь. Это как учитель, знающий материал, терпеливо молчит до тех пор, пока его не спросит ученик. И совсем другое дело, когда ученик спрашивает учителя, а он не знает, что отвечать и «благоговейно» молчит. Если благоговейно молчать и при этом выдавать себя за нечто, то это невежество. Да, это тоже определённый уровень развития части общества, но какой и кому он полезен?
 "Согласно первой теории, каждая душа человеческая в момент зачатия творится Богом из ничего. Правда, на этот счет существует еще мнение, что творение души происходит не в момент зачатия, т.е. не тогда, когда две клетки сливаются в одну и приходит душа и генерирует жизнь, а лишь на сороковой день или даже позже, а именно "в то время, когда тело образуется уже и соделается способным к восприятию оной" (Правосл.Испов.Ч.1.,Отв.вопр.28). То есть, внутри матери до «вселения» души – растёт и быстро развивается мёртвый плод? На наш взгляд, это «учение», могло способствовать абортам на ранних сроках беременности. Это богословие есть результат сказочных теорий?  Анастасий Синаит пишет: "Душа есть сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, без;бразная, но образ и тип Божий" (цит. по: Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с. 204). Удивительные богооткровенные слова, подтверждающие наши знания о том, что пришедшая душа, оживляет и заставляет расти тело зачатого ребёнка.
 Слава Богу, несостоятельность мнения о внедрении души на «поздних» сроках беременности, показал преп. Максим Исповедник (7 в.). Это и понятно, как может образоваться тело, которое не одушевленно; ведь дух творит формы, а не наоборот. Да и, к тому же, пятый Вселенский Собор засвидетельствовал, что «душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одно творилось прежде, а другое после».  Эту теорию первым начал доказывать Ириней Лионский, а затем, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский. А Иоанн Златоуст, чтобы не попасть в очередной запрет иль ссылку, говорит об этом осторожно: "душа творится вместе с телом, но не так, чтоб с самым семенем, из которого образуется тело, и она получает бытие, но является в теле по воле Творца". Дипломатично!?
"Наряду с гипотезой о творении душ существует ещё гипотеза о рождении душ, возникшая одновременно с первой. Впервые она встречается у Тертуллиана. Из этого хорошо видно, что отсутствие единого мнения говорит об отсутствии знаний о предмете споров, а есть одни теории. Согласно его теории, душа происходит путем рождения от подобной себе душе, по подобию того, как и тело рождается от подобного себе тела. И как от рождающегося тела отделяется семя для образования из себя другого тела, так же и от души отделяется свое собственное душевное семя, для образования из себя новой же души. Первым и единственным источником душ человеческих является душа праотца Адама. К этому мнению, хотя и с некоторым ограничением, склонялась большая часть Восточных Отцов", которые считают, что "Бог после первой недели мироздания ничего уже не творит, а если и творит что-либо, то только через посредство других тварей". Раз Бог «почил от дел своих», то, считают они, бессмертные души творятся людьми.   Скажите, это отождествление души с телом, или как? Такое было время, когда не имеющая полноты знаний и вырвавшаяся из-под контроля Совести система церкви, строила концепцию религиозных верований.
 Поскольку большинство теорий строилось не на основании знания предмета,  мы предлагаем прекратить споры, в которых погибает истина, и просто принять как аксиому, что душа приходит от Бога и является самой личностью человека.
 Достаточно вспомнить о том, как развивалась медицина. Только с  открытием микроскопа Антони ван Левенгуком (1632–1723), был увиден удивительный мир микроорганизмов. Но всё равно до Николя Аппера (1749 – 1841) считалось, что чем сильнее испачкан халат врача кровью, тем он популярнее и опытнее. Неужели сейчас мы должны жить гипотезами, высказанными полторы – две тысячи лет назад? Некоторые из них не соответствуют священным писаниям. Именно гипотезами, потому что знания о душе были спрятаны очень быстро, потому что искажения в этом вопросе дают неограниченную власть над сознанием – душами людей. Самое постоянное в нашем мире – это перемены. Душе, которой тогда было достаточно информации о ней самой, сейчас нужно большее. Она хочет по своей природе знаний. Так какая же она –  душа?
 Душа – вечная сущность, часть Бога, как капля океана в миниатюре имеет его качества, но будучи идентична Ему качеством, она разница объёмом, мощностью, могуществом  и славой, но есть образ Божий. Правда сознание, душа из-за нецелевого использования своей свободы, не всегда имеет подобия святости Бога, но настрадавшись в безпринципности, она должна приобрести утерянное Богоподобие. Сама она не в силах преодолеть земное притяжение чувств. Сделать это, она может только в сотрудничестве с Богом. Но, тем не менее, мы должны знать, что душу нельзя убить, сжечь, разделить, иссушить, утопить, в своём бессмертии она богоподобна. Но, не имея возможности уничтожить душу, демоны стремятся остановить её эволюционный процесс и направить его на деградацию. Лишая человека знаний, они получают власть над его сознанием. Они «умело» могут расслоить и дефрагментировать сознание. Отвлечь душу от стремления в Духовный мир Творца. И подсунуть ей иллюзию «вечного» наслаждения,  в сотворённом Божественными энергиями разрушающемся теле человека. Это умелые убийцы предназначения, миссии человека, цели всей его жизни. Она, душа, теряет ориентацию и путается в несбыточных желаниях, расстраивается, ищет выход, но вновь попадает в руки «напёрсточников», а созерцая процесс умирания тела, терпит невыносимые страдания.
Есть ещё одна форма убийства миссии души. Это «медвежья услуга», когда «заботливые» люди пытаются нести бремя ленивого человека. От этого само дело не устоит, а человек не получит необходимых энергий и энтузиазма для решения своих задач. Это такое же убийство миссии.
 Мы считаем, что знания о природе своей души, смогут преобразить мир. Равно как и незнания о ней преображали мир, но в сторону деградации. «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» [Ин.14:2],  – так говорил Господь Иисус своим последователям. В этих обителях предстоит жить человеческому сознанию-душе и тонким преображённым телам. Чтобы вернуться к Богу, нужно научиться отличать в себе своё сознание-душу от своего тела. Не нужно быть как сапожник, который смотрит только на поверхность предмета и видеть только покрывающие его кожаные оболочки.
Наша задача состоит в том, чтобы предоставить сознанию-душе человека сведения о ней как она есть, и тем самым помочь обусловленным телами душам вернуться к Богу. Здесь нужно понять, что душа обусловлена телом, это не значит унижена или как учат некоторые «святые» - тело мешок с костями и комок невежества. Личность человека это и тело, и душа, и Дух. И не виновато тело, что вы в нём, как в авто, поехали в неблагонадёжный район, где «пустились во все тяжкие». Прежде всего, необходимо знать, что предназначение души – служение наполненное любовью. Если она не служит Богу и Его детям, то она, повинуясь своему долгу наслаждаться в служении, служит иллюзорному материальному миру.  Это происходит многоразличными способами, со множеством комбинаций, в зависимости от привязки то к возбужденному, то к просвещенному, или к невежественному образу жизни. В любом случае, находясь в материальном мире, душа подвержена многим страданиям. Её заблуждение в том, что, видя некоторых наслаждающихся праздной жизнью, она думает: «Я тоже скоро начну наслаждаться. Вот чуть-чуть поработаю, и всё начнётся». В этом случае она похожа на человека, ожидающего свой поезд на перроне вокзала, но поезд никогда не подойдёт.
Истинное благо обретает тот, кто приходит к Всевышнему. Служить ему можно многоразличными способами. Простой преподаватель, если он искренне выполняет своё служение, использует самые авангардные методики, рождает в ученике его высшее «Я», тем самым служит Богу и народу более, нежели правительство страны. Душа должна всецело предаться Богу, но в этом своём предании она должна иметь опытного наставника. Когда душа захочет принимать от Бога знания, Господь голосом в сердце, начнёт назидать готовую к обучению душу. Трудно для нашего эго признать, что просвещение, которое мы имеем, на самом деле глубокое помрачение. Но это подвиг!  Именно об этом говорит Господь Иисус: «…Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» [Мф.6:23]. Поэтому, преодолев гордыню, нам лучше сказать: «Мой Господь, отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе!» Страдаем мы телом от неопытной души, но наше тело рождается и рано или поздно умирает, поэтому, как оно не прекрасно, всё же не первостепенно как душа.
Душа, пронизывающая наше материальное тело, неразрушима. Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело. Поэтому так важно заботиться о росте своего сознания. Для этого нужен самоконтроль. Если глянуть на себя и оценить, какие реализации были у меня сегодня, за неделю, за месяц и за год? Если обнаружите, что за последние десять или двадцать лет ничего не изменилось, не отчаивайтесь, смело поблагодарите ваших наставников, просто начинайте учиться. Прислушивайтесь к голосу сердца! Отдавайте детей только квалифицированным преподавателям.
Никто не может уничтожить бессмертную душу, но разложить её стараются демоны и их союзники. Уж так устроен мир и душе придется страдать вечно, если мы по-прежнему будем продолжать поверхностно смотреть на происходящее. При этом перекладывая  ответственность за образование своих детей, иногда на неквалифицированных людей, а иногда на педофилов. Освобождение от страданий было предметом надежды, и ожидалось, что пришедший Господь Иисус Христос даст его людям. Эти чаяния были распространены повсеместно, даже до Тибета и  Китая. Но не приход Христа в этот мир, а приятие Его евангельских мировоззрений даёт освобождение от страданий. От внешнего приятия, без глубоких внутренних преображений,  душа человека во время земной жизни начинает страдать от незнания своей природы. Будучи бессмертной, знающей и желающей блаженства, она испытывает желания наслаждения и пробует это делать навязанными ей средствами посредством своего и чужого тела. Не получив от этого желаемого результата, не выполнив своего предназначения, она страдает ещё больше. Гениальность учения Господа Иисуса в том, что Он дал простейший и самый действенный метод избавления от страданий. Используя его, мы начинаем получать в жизни непередаваемое наслаждение и этим устраиваем себе и окружающим нас жизнь в социуме и в вечности. Это тайна тайн, и только чистое сердце способно принять её.  Тайна эта – чистое, искреннее служение с полным преданием, посвящением  себя Богу. Это тот необходимый «хлеб наш насущный», о котором мы просим: «дай нам на сей день» [Мф.6.11]. По меньшей мере, нерационально думать, что любящий и питающий всех  Господь может не дать необходимого для пропитания «хлеба». Подобные мысли – это хула и навет на милосердие Бога: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» [Мф.12:31]. Все голодные времена были устроены людьми, потерявшими знания о своей душе и о Боге. Это явление – продукт желания усердного служения богатству как Богу. В таком состоянии люди считают, что Бог где-то далеко и увидятся они с Ним не сейчас, а может потом, а данном моменте Жизни Он как бы не присутствует. Поэтому процесс зарабатывания денег происходит без Него и вопреки человечности. Ведь память о нём иногда даже мешает. Поэтому стремление некоторых лиц,  сознание которых принадлежит демонам,  нажиться любой ценой. Это приводит к войнам и голоду.  «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» [Мф.6:24].
Отсутствие желания у души думать и беспринципное подчинение мнению сомнительных «авторитетов», приводит к её полному подчинению материальному. Заблуждаясь, душа становится потребителем выгодной для кого-то информации.  Потребитель, жизненно необходим производителю, но нельзя быть в отношениях и не запачкаться. Поэтому наши души необходимы производителям материальных грёз и эти отношения стягивают душу на территорию невежества.  Каждой душе нужно начать думать, восстать от глубокого сна!  "Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии" [1 Кор. 6:20], таким образом мы "очистим себя от всякой скверны плоти и духа" [2 Кор. 7:1].