26. Собачий лик в мифологии

Элеонора Ковалева
 В мифах, легендах и истории
   
   Представление о собаках у разных народов в разные времена было различным. Больше того: даже в одно и то же время, в одном и том же месте собака воспринималась неоднозначно!  Звездный пес, Сириус, или Сотис, появлялся на небосклоне перед благодатным разливом Нила, предвещая хороший урожай. Поэтому древние египтяне обожествляли собаку. Однако с головами собак (или шакалов) изображались боги подземного царства, например, бог смерти Анубис. У огнепоклонников (Передний и Ближний Восток) «светлый» верховный бог Ахурамазда имел крылатую собаку Сэнмура, которая выполняла на земле его волю. Изображаемый ныне как крылатый лев – грифон –считался  в античности, по вышеуказанной аналогии, собакой Зевса. Трехглавый Цербер охранял вход в царство Аида у древних греков. Он был поставлен для того, чтобы не пропускать сюда живых, а отсюда - не выпускать тени. Как известно, царь Эрисфей, на службе которого состоял Геракл, послал как-то героя привести ему адского пса. Геракл спустился в подземное царство, вступил в бой с Цербером и, полузадушив его, вытащил наружу. Бедный пес повел себя так, как повел бы его одноглавый собрат, который всю жизнь провел на цепи или в вольере питомника – испугался до полусмерти. Но, к счастью для Цербера, Эрисфей оказался не лучше – на коленях умолял Геракла отвести собаку туда, откуда он ее взял. И Геракл вернул Цербера на привычную ему территорию.
У древних германцев страшный пес (или волк) Гарм, порождение злого Локи, был посажен на цепь богом-героем Бальдром. Правда, бедняге пришлось пожертвовать рукой – отгрыз ее Гарм.   
  Грифоны на древнерусской земле превратились в дивов, которые упоминаются в «Слове о полку Игореве», а Сэнмур, как говорилось выше, стал Семарглом.
   Таким образом, прослеживается явная связь собак с земледельческими культами, смертью-возрождением, подземным миром и расцветающей и плодоносящей природой. Из чего можно сделать вывод, что собака, охраняющая хозяйское добро, была более важна не для скотовода-кочевника (его она только сопровождала), а для земледельца.
  ... Люди, жившие на «краю света» - в тайге или арктических просторах - не могли обойтись без помощи четвероногого друга. Шпицеобразные собаки – остроухие и остромордые – помогали выследить и загнать зверя, пасти олешков, копытивших мох-ягель. А когда одни племена вытесняли другие на морское побережье – тогда оставался только один способ существования – охота на морского зверя (кита, моржа). Там, где зимой трещат невиданные морозы и ночь длится по много месяцев в году, жить означало – передвигаться. И человек стал запрягать собак в упряжки. Он вывозил на них разделанные туши морского зверя и разъезжал сам – от стойбища к стойбищу. Случалось, собака и человек спали под одним пологом. И женщина кормила последнего оставшегося в живых щенка собственной грудью, а ребенок, если у матери не хватало молока, тянулся губами к соскам суки. И та вылизывала его и согревала своим теплом. Любопытные сведения о ездовых собаках сообщил А.Э. Брэм в знаменитых томах «Жизнь животных», изданной в  России первый раз в начале второй половины ХIХ века: «падеж собак нередко сопровождается голодом населения. ...туземцы не в состоянии приготовить достаточного запасов провизии, да к тому же и лишаются другого заработка – промысла пушных зверей, невозможного без содействия собак. Когда во время падежа юкагирское население потеряло всех собак, за исключением двух еще слепых щенят, одна мать семейства кормила их своим молоком, отнимая его у собственного ребенка…»
   Изображение ездовой собаки – один из традиционных мотивов древней народности - кереков, живших на побережье Берингова моря. Они занимались весьма нехитрым хозяйством: ловили птиц на птичьих базарах, добывали пушнину, вели промысел рыбы и морского зверя; поклонялись как и многие другие северные народности, Ворону, и приносили собак в жертву.
Благодарность к собаке отразилась в мифах народов Гренландии, Аляски, Чукотки и Камчатки, у некоторых из них она являлась священным животным.
    Селькупы полагали, что свои собаки имеются у духов леса: по тому, как человек относится к собаке, духи судят о самом человеке. У этой народности было не принято оставлять ребенка одного в жилище: рядом с ним обязательно должна находиться собака. Умерших собак они хоронили в сходных с человеческими погребениях.
     По представлениям ненцев, собаки, как шаманы, обладали способностью видеть духов «нижнего» мира. И отношение к собаке было двойственным: это был домашний прирученный злой дух «нга», именно поэтому собака могла шаманить сама. У нее имелся «высший» хозяин - Вен Мир Метта Нгылико – «Собачий образ, несущий дух», который обитал в лесу. Люди-шаманы против него были бессильны, требовался посредник – собака. Те, кто плохо обращался с ней, теряли над ней власть. Собака охраняла «дыру» между нижним миром и миром человека.
   У долган имелся обычай давать родившемуся ребенку имя собаки, чтобы дух болезни принял его за щенка.
     Пришедшие на смену язычества три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – так же не обошли собаку своим вниманием. Для буддизма было характерно благожелательное восприятие всего живого – от змеи до слона. Если цепь твоих поступков приведет к тому, что в следующем рождении ты воплотишься в собаку – как же можно принижать ее достоинство? И по сей день в странах, где преобладает буддизм, бродячих собак подкармливают на каждом рынке, чтобы они отгоняли злых духов.
    В христианстве, утратившим гармонию между духом и телом, восприятие собаки, как и кошки, также распалось на полюса: собака могла стать и орудием Божьего суда, и приспешницей дьявола. Существует немало легенд о том, что великим магам прислуживали черные псы. А когда дьявол забирал их грешные души, собаки бежали к реке и, бросившись в воду, бесследно исчезали. К тому же по небу частенько проносилась «бешеная охота»: охотники на призрачных конях трубили в рога, и целая свора псов травила чью-нибудь грешную душу. Ислам обошелся с собакой неласково: она была обвинена в том, что съела тело пророка. Поэтому ангелы никогда не сойдут в тот дом, где находится это нечистое животное. Некоторое исключение делается лишь для борзых. Они служат олицетворением мгновенной, а потому – милосердной смерти.
От кочевых народов на Русь пришли легенды о Белых и Черных собаках, вестниках беды и смерти, выходцев из преисподней и одновременно – верных защитников, связанных с богами плодородия, а значит – приносящих в дом достаток и счастье.

    В природе

Собака – это, без сомнения, наше первое одомашненное животное. И произошло это в Каменном веке, более 10 млн. лет назад. С помощью современных генетических методов в последней трети ХХ века было доказано, что самый близкий родственник собаки – это волк, следовательно, он и является ее предком. Вероятно, волкоподобные предки пришли к костру первобытного охотника, привлеченные объедками. Они охраняла территорию, предупреждая о вторжении чужаков или хищных зверей. Они сопровождали человека на охоте, невольно помогая загонять дичь, в надежде получить свою порцию при разделке туши. В конце-концов человек оценил пользу, приносимую четвероногими союзниками и стал приносить в свой дом волчат, приручать их.
   Двойственное отношение к собакам легко объясняется их поведенческими особенностями: они не только защищают человека и его добро, охотятся вместе с ним, пасут скот, но и поедают падаль, различные отбросы, фекалии. Бродячие собаки во все времена на всех континентах устраивали свои собственные поселения рядом с человеческим жильем. Не найдя подходящих убежищ, выращивали щенков в вырытых земляных норах. К тому же среди них часто вспыхивали эпизоотии бешенства, болезни крайне опасной для человека.
   Почему некоторые из нас до сих пор боятся собак? «Однажды собака меня укусила, поэтому я боюсь собак!» – такое логическое объяснение не всегда оказывается правомерным! Не боятся же собак ветеринары или инструктора по дрессировке, не раз «подвернувшись» под зубы наших четвероногих друзей! Они клянут себя за нарушение правил техники безопасности и впредь стараются вести себя осторожнее. Очень часто собаки служат олицетворением наших иррациональных страхов. Особенно, если мы ничего не знаем о них, рассуждая «кто его знает, что у собаки на уме?» К тому же, многое зависит от воспитания. Боязливый от природы ребенок, которого напугала собака, обращается за помощью к взрослым и... зачастую находит подтверждения своим страхам. В настоящее время многие матери, напуганные страшными сообщениями в СМИ о «собаках-убийцах», при виде собаки, чинно идущей рядом с хозяином, хватают свое чадо на руки. Дети, которые растут в обществе собак, напротив, не только не боятся их, но и вообще вырастают психически более сбалансированными. Если, конечно, родители правильно выбрали породу и сумели стать для собственных собак «вожаками стаи», а для детей – примером, достойным подражания. А это - согласитесь - ой, как непросто! Людям мягким не стоит заводить «серьезные» служебные породы, проявляющие агрессию - как одно из рабочих качеств, а волевым, авторитарным – собак слишком ласковых и добродушных. Кроме того, кинологами и психологами отмечено, что агрессию к собственным хозяевам или членам семьи, в первую очередь, проявляют те собаки, что живут в семьях, пораженным конфликтами и раздорами, иногда явными, иногда не до конца проходящими в сознание людей. В таких семьях не каждая собака принесет пользу детям. Нельзя взваливать ответственность за собаку на маленьких детей. Конечно, собака учит аккуратности, умению заботиться о других. Но все это, возможно, начиная лишь с определенного возраста. Так что собака – это  достояние всей семьи и друг каждого из его членов.
    Вернемся к рассуждению «собака меня укусила, и поэтому я теперь на всю жизнь боюсь собак». А может быть, совсем наоборот? Собака потому и укусила, что почувствовала страх? Ведь страх – как и любая наша эмоциональная реакция – имеет свой специфический запах. Собака, стерегущая «дыру» между «нижним миром» и миром людей, и в наше время вполне способна принять на себя наши иррациональные страхи и стать одним из них...