25. Хвостатая рать

Элеонора Ковалева
    В мифах, легендах и истории

   Эти маленькие зверьки могут причинить большие бедствия порчей съестных припасов и различных материалов. Они стали синантропными животными с возникновением запасов зерна у человека, т.е. с началом земледелия. Немецкий исследователь К. Е. Келлер пришел к выводу, что слово «мышь» употреблялось уже в древнейших языках. Современное латинское наименование рода мышей – Mus: латинское «mus», или «mys» происходит от санскритского корня в глаголе «mush», «воровать». На Руси мышей называли «серыми воришками». Плиний в труде «Естественная история» дал первую классификацию различных видов мышей, назвав домовую - «Mus musculus»; это название сохранилось в современной научной литературе.
    Боязнь хищников у человека – в крови, с тех самых времен, когда лишь неверный свет очага в углу пещеры отделял его не только от холода, но и от зубов и когтей голодных зверей. Что касается крыс и мышей, то никакого «инстинктивного» страха перед ними человек не испытывал. Если современный житель (а чаще – жительница) мегаполиса боится маленькой мышки – эдакого серого шарика с хвостом – то инстинкты тут ни при чем, все зависит от воспитания. Наши предки – охотники и собиратели – не брезговали пойманной мышью или крысой, отправляя зверьков в общий котел.
   Первые земледельцы невзлюбили мышей по вполне понятным причинам: эти зверьки стали повреждать запасы зерна, собранного с таким трудом. Когда человек осознал, какую тайную и одновременно разрушительную работу проводят мыши и крысы, прогрызая и загрязняя постройки, вещи, припасы, у него появляется страх перед ними. Поэтому в легендах оседлых земледельческих племен они превратились в хтонических созданий. В античности мышь служила символом слабости и ничтожества, но одновременно – и силы.
    В земледельческом Древнем Египте мышей не любили. Там обожествляли их вечных врагов – кошек. Древние иудеи относили мышей к нечисти. В Левите (третья книга Ветхого завета) говорится, что тот, кто дотронется до погибшей мыши, сам станет «нечистым». В Греции и Риме к этим зверька относились двояко. Согласно легендам Гомера, Апполон, бог искусства, был одновременно и богом мышей. Критяне поклонялись мышам, которые помогли избавиться от захватчиков. Завоеватели высадились на остров, собираясь основать здесь колонию. Местные жители сразились с ними и одержали победу не без помощи Аполлона: бог приказал мышам и крысам подгрызать кожу, скреплявшую вражеские щиты. Культ Аполлона был распространен во многих городах древней Эллады. Аполлон в качестве мышиного бога особенно почитался во времена Александра Македонского (300 лет до н. э.).
   Весьма примечательно, что некоторые из зверьков (мышей и крыс) были белыми: о них, в частности, упоминает Аристотель. Сохранились сведения, что таких зверьков содержали во многих храмах. Плиний писал, что белых мышей использовали авгуры (прорицатели). Настоящих линий белых мышей и крыс тогда еще не было, но в популяциях любых животных попадались белые экземпляры – альбиносы. Их и разводили жрецы. Неудивительно, что в Риме белая крыса означала удачу.
    Многие сказки и легенды кочевали от народа к народу в течение долгих веков. В древнейшей зороастрийской легенде использован такой образ: луна преследует облака, как кошка охотится на мышей. Гомер описал «Битву лягушек и мышей», якобы происходившую в Ионии около 750 лет до н. э.
   Мышино-крысиная война оказалась излюбленным сюжетом в раннехристианской Европе: здесь она фигурировала под названием «Битва  ласок и мышей». Гораций (65-68 гг. до н. э.) описал дошедшую до нас историю о том, как деревенская мышь пришла в гости к своей городской кузине. Эзоп поведал басню о мыше и льве: царь зверей, попав в сети охотников, вынужден признать превосходство над собой крошечного зверька; этот зверек перегрыз сети и освободил льва.
    На Востоке мышей и крыс любили изначально. Мыши служили символом богатства и накопления. Китайский бог богатства - веселый старик - всегда появлялся с мешком добра, по которому бегали мыши. У японцев имелась поговорка: «Хотите разбогатеть - пригласите крысу».
   В христианской демонологии Аполлон, бог света и искусств, трансформировался в дьявола астрального света – Люцифера. И разделил с Велиалом сомнительную честь «заведовать» мышино-крысиным хозяйством. Эти зверьки оказались прочно связаны с черной магией. Их плодовитость вызывала изумление и ассоциировала у людей со сладострастием и похотью. Поэтому ведьмы не только напускали «мышиную напасть» на дома своих добропорядочных соседей, но и рожали мышей и крыс после греховных похождений с демонами на шабашах. В сказках европейских народов людоеды и колдуны частенько оборачивались мышами и крысами. Они шныряли повсюду, разнося и собирая слухи, сплетни, а также – заразу. Но именно в этом своем облике они оказывались наиболее уязвимы – их побеждали обыкновенные кошки!
  Однако ученые античности и средних веков не отличались последовательностью: обвиняя зверьков в похотливости, они одновременно верили, что мыши способны к самозарождению. Плутарх (46-120 гг. н. э.) полагал, что зачатие происходит у мышей, когда они лижут соль. Аристотель (300 г. до н. э.) писал, что мыши самозарождаются в домах и на кораблях от грязи. Колдуны и алхимики «получали» этих зверьков таким же способом. Кроме того, лекари делали из них различные снадобья. Крыса, имевшая сродство с процессами гниения и чумой, «помогала» от этой страшной болезни.
    Все мифические мотивы, связанные с мышами и крысами, так или иначе, упомянутые античными или средневековыми авторами, рано или поздно доходили и до России. Литературные обработки античных и средневековых европейских источников встречаются в России, начиная с XVI-XVII веков. В XIX веке многие народные  европейский сказки были переработаны братьями Гримм, а также Э.Т.А. Гофманом. Кто не помнит балета «Щелкунчик»? Либретто написал Мариус Петипа по сказке Гофмана, а музыку сочинил П.И. Чайковский. Но откуда  взялись легенды о Крысиных королях?
   Существует два варианта этих историй. Первый вариант, «крысиный король» – это убийца других крыс. Таких зверьков с нарушением социального поведения получали искусственно. Для этого нескольких самцов помещали в бочку, не кормили и не поили. Тот, кто выживал, и становился «королем». Впоследствии его использовали для истребления других крыс и мышей и в крысиных боях. Нравы тогда были жестокими: люди развлекались, устраивая бои быков и собак, травлю собаками различных зверей, и бои крыс. Второй вариант, «крысиный король» – это больные животные из одного гнезда, слипшиеся воспаленными хвостами, к которым пристала к тому же часть подстилки (всякого мусора). Считалось, что таких зверьков кормят «приближенные». На самом деле, они очень быстро погибали. В настоящее время заболевания с такими симптомами  у крыс не отмечено.
   Что касается Гаммельнского крысолова, то он, как известно, подрядился вывести всех грызунов с помощью волшебной дудочки. Жители города с ним не расплатились, и тогда он перенастроил свою дудочку и увел детей. Между прочим, крысы чувствительны к низкочастотным колебаниям; 10 % зверьков в естественных популяциях подвержены эпилептическим припадкам разной степени тяжести – от подергивания усами до настоящих судорог – в ответ на звуки определенной частоты. В настоящее время в России существует лабораторная линия крыс Крушинского-Молодкиной, выведенная специально для медико-билогических исследований: представители этой линии стабильно «выдают» припадок, похожий на эпилептический, при звуках звонка. Если не считать неприятного момента судорог, о котором сами зверьки вряд ли помнят, эта особенность ничуть не сказывается на их здоровье, жизнеспособности и продолжительности жизни. Кто его знает, какая у Гаммельнского крысолова была дудочка? Вряд ли он увел крыс, однако распугать – мог. Ведь сейчас изобретены ультразвуковые отпугиватели крыс и мышей.
   Вообще, можно считать, что у крыс была своя история, параллельная человеческой. Греки, основывая свои колонии по всему Причерноморью, встречали в плодовых садах и оливковых рощах изящных, ушастых, длиннохвостых зверьков - черных крыс. Когда наступала зима и кончались фрукты и зерна, зверьки заходили в человеческое жилье и начинали уничтожать чужие припасы. На речных судах любопытные зверьки проделали путь «из греков в варяги». Во времена Киевской Руси, когда князь со дружиною объезжал земли, подчиненных ему племен, собирая дань, черные крысы расселились от Черного моря до Прибалтики. А в Европу эти зверьки попали из Палестины, благодаря Крестовым походам: уцелевшие в битвах рыцари возвращались на родину и вместе с экзотическими товарами и провиантом привозили притаившихся зверьков. Отец систематики, Карл Линней, описал в своем труде в 1758 г. как раз черную крысу – никакой другой он не знал.
    А тем временем где-то в Южной или Центральной Азии расплодились без меры пасюки – рыжие, или серые крысы. Они были крупнее, тяжелее, с густой шерстью и чуть менее длинными хвостами. (До сих пор в Центральной Азии попадаются колонии свободно живущих пасюков – не нуждающихся ни в человеческом обществе, ни в «мировом господстве».)
     По одной теории, первых пасюков в Европу привез Васка де Гамма в 1497 г. (Сам он, разумеется, об этом и не подозревал!) По другой, более занятной, крысы мигрировали сами: шли неисчислимыми полчищами, переплывали реки, многие гибли, но часть – достигала городов и разбегалась по домам. Кстати, еды в средневековых городах хватало: помои выплескивались прямо на улицу, ну а в человеческих постройках захватчиков загоняли непогода и естественные враги – хорьки, кошки, хищные птицы. А за крысами шла чума... Увы, оказалось, что многие грызуны (и крысы в их числе) не только болеют ею, но могут быть носителями – бациллы страшной болезни не вызывают у них видимых  симптомов. Человек заражался, поедая загрязненную грызунами пищу. Кроме того, и крыс, и людей, разнося чумных бацилл, кусали одни и те же блохи.
    Крыс начали бояться. Люди, видевшие, как зверьки мигрируют целыми стайками, не могли не сочинить легенд о крысиных войсках. Крысы и мыши расселились по всему Земному шару: плыли на купеческих кораблях вместе с товарами (кстати, первая пасючиная лапка ступила на Американский континент в 1775 г), ехали в каретах и использовали все последующие достижения цивилизации – железную дорогу, автомобили и самолеты. Везде пасюки вытесняли черных крыс, хотя занимали несколько иные места обитания: первые предпочитали подвалы, вторые чердаки. А мыши осваивали Крайний Север, двигаясь по линиям теплоцентралей.
   В настоящее время процесс мифотворчества, посвященного крысам, отнюдь  не закончен. Фантасты пугают читателей цивилизацией крыс, которые сменят на земле людей. Рассказывают про огромных крыс-мутантов, живущих в метро. Представители одного из молодежных движений конца ХХ-начала ХХI века выбрали в качестве непременного атрибута крыс и регулярно появляются с ними на Арбате.
     А происходит это потому, что битву человека с мышами и крысами до сих пор выигрывают грызуны. Ни ловушки, ни яды, ни ультразвуковые отпугиватели не являются панацеей. Зверьки не только плодовиты: они способны к когнитивному поведению; их сообщества имеют сложную социальную организацию. Иным крысиным колониям в старых домах более сотни лет.
   К борьбе с дикими мышами и крысами, человек, как всегда, подходит не с того конца. Причиной вольготного существования этих зверьков является антисанитария. Чем больше неубранных свалок и помоек, непереработанного мусора, плохо оборудованных складов и зернохранилищ сохраняется рядом с человеком, тем больше грызунов плодится в мегаполисах и сельской местности.

     В природе

   Крыса серя, рыжая, или пасюк (Rattus norvegicus) отличается от черной крысы (Rattus rattus) некоторыми морфологическими признаками; оба вида крыс распространены, практически, по всему миру.
   Старые самцы пасюков ведут территориальный образ жизни. К тому же они чтут «табель о рангах». Самцам-доминантам достаются лучшие участки. Горе чужаку, забежавшему не на свой участок! Жестокой драки и увечий не избежать. Только бегунки (крысята до 2-х месячного возраста) могут беспрепятственно шнырять по чужим владениям. Самки стараются выбрать того самца, что побогаче (корма и убежищ на его участке побольше) и селятся рядом. Возникает целая колония. Молодые низкоранговые зверьки выселяются на периферию, образуют «выселки» и «форпосты».
     Крысы делятся на «демонстраторов» и «наблюдателей». В роли первых выступают молодые зверьки – они пробуют новую еду и всюду суют свои носы. Старые территориальные крысы – всегда «наблюдатели». Они лишний раз не рискуют собой. Все крысы умеют делать выводы из чужих ошибок, стараясь их не повторять. Это и позволяет им избегать ядов и ловушек. В экспериментах зверьки проявляют ярко выраженное исследовательское поведение и недюжинный ум.

    Мышь домовая (Mus musculus) включает множество подвидов и встречается повсеместно. Зверьки живут демами, т. е. колониями одного чердака или подвала, образуя вокруг ряд временных поселений в полях, садах и огородах. Мыши погибают от наводнения, холода, бескормицы, их поедают хищники. Но при благоприятных условиях временные поселения превращаются в постоянные, происходит захват новых человеческих построек. При перенаселении мыши становятся агрессивными друг к другу, перестают размножаться и разбегаются в поисках новых мест обитания.
    Вообще, мыши – невероятно воинственное племя. Самцы делятся на сверхдоминантов, доминантов и подчиненных. Так что «короли» у них образуются естественным путем. Сверхдоминанты плохо уживаются даже с самками. Доминанты – образуют сообщество с нормальной структурой, гоняют подчиненных, но в меру. «Дамы» выбирают «кавалеров» из доминантов, однако иногда спариваются и с низкоранговыми: чтобы в популяции сохранялась изменчивость. Сверхдоминанты частенько ведут себя как агрессоры и выгоняют доминантов с их участков. Однако выселенные доминанты идут основывать новые колонии. А сверхдоминанты – уживаются с низкоранговыми. Те от них прячутся, хотя иногда и попадают на роль «мальчиков для битья». Зато контакт с самками у сверхдоминантов в присутствии низкоранговых проходит нормально и кончается мышиным прибавлением.
      Беременность длится у мышей и крыс около трех недель, в помете бывает от 4-6 до 12-ти детенышей. С двухмесячного возраста грызуны уже способны сами размножаться. Правда, их век недолог: для мышей – 1,5-2 года, для крыс – от 1,5 до 3 лет.
  Мыши и крысы давно стали не только синантропными, но и одомашненными животными. Хотя альбиносы почитались в Древнем Риме, первых по-настоящему декоративных мышек стали разводить в Китае. Сейчас известно множество лабораторных линий мышей и крыс. Есть среди них зверьки любых гаплотипов (несущих определенные наборы генов) – различных цветных вариаций, голые или с ангорской или курчавой шерстью, хвостатые и бесхвостые, умные, агрессивные и, наоборот, добродушные и спокойные – для любых опытов. Эти маленькие мученики науки имеют столь огромные заслуги перед человечеством, что им давно пора поставить памятник, как и собаке.