24. Загадочная кошачья душа

Элеонора Ковалева
 В мифах, легендах и истории

  Всем известно, что кошек почитали как священных животных в Древнем Египте: зверьков содержали в храмах, после смерти - бальзамировали; убийство кошки простыми смертными каралось смертью. Однако это не относилось к жрецам, и кошек бальзамировали не всегда после естественной кончины: бедные зверьки служили жертвенными животными. Богиня Баст, или Бубастис, дочка всемогущего бога Ра изображалась с головой кошки. По последним данным, при храмах этой богини кошек специально разводили, чтобы продавать их мумии паломникам, а уж те – приносили свои скромные подношения богини. (Надо полагать, за мумию кошки и проведения церемонии в храме с последующим торжественным захоронением дара, предназначенного богам,
жрецы взимали плату).
  Во времена раннего христианства кошки окраса агути2) (серенькие в полосочку) почитались как посвященные Деве Марии: в рисунке на их головках прочитывался вензель «М». В среднем и позднем Средневековье кошки неожиданно стали приспешниками дьявола и пособниками ведьм и колдунов. Не хочется перечислять все те мерзости, которые творили люди с кошками (впрочем, как и друг с другом). И христиане, и мусульмане виноваты перед этим маленьким домашним животным: первые – топили их, сжигали на кострах, сбрасывали с башен, вторые – зашивали в мешок вместе с провинившейся женой и бросали в «очистительный» огонь и женщину, и кошку. Хотя, в целом, мусульмане кошку почитали, особенно выделяли белых с рыжими пятнами.
  На Дальнем Востоке человек никогда не превышал грань жестокости, допустимой по отношению к животному (например, мясо кошек употреблялось в пищу). Свернувшаяся в кольцо спящая кошка символизировала вечность и полноту бытия. Кошки жили при буддийских храмах, они покровительствовали влюбленным. До сих пор представителей породы корат в Таиланде дарят молодым парам.
    Одновременно с гонением кошек, в средневековой Европы родилась легенда об их независимости: в таком качестве изображение котов вошло в геральдику.
   В России (как в Европе и Азии) кошек, в качестве хранителей домашнего очага, как и петухов, первыми пускали в новый дом. Православие благоволило к домашней любимице. Но бедные животные тащили за собой целый шлейф суеверий. Их замуровывали в фундамент строящихся домов, хоронили заживо, чтобы остановить эпидемию холеры или при колдовских обрядах. До сих пор часть россиян верит, что черная кошка, перебежавшая дорогу, свидетельствует о приближающемся несчастье. Одновременно кошка выступает в роли «лекарства» в зоотерапии. Считается, что она ложится на больные места человека и теплом своего тела уменьшают боль, в некоторых случаях – приводя к полному выздоровлению.
  В Древнюю Русь кошки попали через Византию, они весьма ценились и стоили дорого, пока не распространились повсеместно. Тогда они превратились в непременных героев фольклора. В сказках Кот Котович иногда действует вместе с Иваном-царевичем. Он может оказаться змееборцем, а может – выступить на его стороне. Например, герой Вол Волович после битвы со змеем вынужден противодействовать Котищу, Вытаращи Глазищи, пособником Бабы-Яги. Кот-Баюн – чудовище, от песен которого люди засыпают и тогда он их поедает. В восточнославянских сказках об Иване – Кошкином сыне, главный герой превращается в кота, а кот – в человека. Кот служит наградой за добрую службу. А.С. Пушкин использует образ Кота Ученого, знающего множество сказок. Благодаря влиянию средневекового Запада, кошки выступают как пособники нечистой силы (ведьм, чертей).
  Представление о кошках как о тварях, имеющих таинственное, мистическое предназначение, сопутствовало этим животным и в литературе XIX-XXI веков. Начиная с конца ХХ века и до наших дней, человек «открыл» лечебные свойства живых кошек. Считатся, что они ложатся на больные места и своим «биополем» приносят облегчение.

       В природе

В настоящее время существует более 70 пород кошек, и с каждым годом их становится все больше. Кошки в качестве домашним любимцев занимают прочное лидерство во всем мире.
   Почему так произошло? Почему еще в античности кошки повсеместно вытеснили почти одомашненных хорьков? Ведь хорьки ловили мышей ничуть не хуже кошек! Ручные хорьки сохранились вплоть до эпохи Возрождения. На картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаями» изображен отнюдь не горностай, а альбиносная форма африканского хорька, фуро.
  Предположительно, домашняя кошка была одомашнена в Древнем Египте 2 тыс. лет до н. э. Однако здесь содержали при храмах и бальзамировали и других животных, которые не стали домашними. Из Египта кошки попали в Индию и Китай. Римляне завезли кошек во все свои колонии. Так кошки распространились по Европе.
   Так в чем же дело? Почему человек столь упорно хочет видеть в кошках тайну, загадку, сакральность? Вероятно, он заключил союз с кошкой и возвел ее в ранг священных животных потому, что видел в ней маленького «заместителя» больших кошек (леопардов, тигров), которых боялся. И с одомашниванием кошки не все ясно. У нее в резерве имелось значительно больше предпосылок, чем человек видел ранее.   
  До последней трети ХХ века считалось, что все виды мелких диких кошек ведут одиночный территориальных образ жизни. Только кошка с котятами некоторое время держится семейной группой. В конце ХХ века было доказано, что, при разливах Нила предки домашней кошки, местные подвиды степной кошки (Felis libyca), оказывались на изолированных островках. И тогда одиночные животные переходили на иерархические отношения, создавая сообщества. Существование кошачьих сообществ было изучено на примере беспризорных домашних кошек. Выяснилось, что образ жизни зависит от распределения пищи: кошки, которые охотятся на мелких животных, держатся поодиночке. Они образуют сообщество при наличие запасов пищи, сконцентрированных в одном месте. Вот тогда между его членами возникают сложные и одновременно прочные связи, как и в стаях волков или собак. Значит, деревенские кошки, живущие охотой (держат-то их ради истребления грызунов!) ведут совершенно иной образ жизни, нежели городские, существующие, в основном, за счет пищевых отходов человека.
  Сообщества кошек Портсмутских доков прослеживается на протяжении последних 200 с лишним лет. Такой же почтенный срок (если не больше! ведь речь идет лишь о сроках наблюдений) имеет сообщество кошек в развалинах Колизея и других исторических памятниках Рима, где кошки находят пропитание возле многочисленных кафе и ресторанов, обслуживающих туристов. Кроме того, и в доках, и в исторических руинах достаточно подходящих убежищ для того, чтобы спокойно вывести свое потомство.
  Ядро кошачьего сообщества составляет кошка с разновозрастными котятами. Низкоранговые кошки выселяются на периферию территории, высокоранговые – занимают центр, богатый пищевыми запасами и убежищами для устройства гнезда. Участок кота охватывает территории нескольких кошек. Из выводка в первую очередь изгоняются молодые коты (еще матерью), а вот кошки – распределяются по рангам. Человек считает кота бродягой, но на самом деле, коты – домоседы. Т.е. они регулярно обходят свою территорию, метят ее мочевыми метками и царапаньем когтей приметных мест, но уходят с нее лишь в том случае, если изгоняются другими котами. У городских котов известно почасовое распределение территории: у них хорошо развито чувство времени, и они посещают то или иное место в отсутствии соперников. Зато кошки иногда оставляют территорию подросшим котятам и отправляются «на поиски приключений».
    Вероятно, часть диких степных кошек сама собиралась вокруг человеческого жилья, привлеченная обилием мышей в зернохранилищах. Некоторые из них в меньшей степени боялись человека и даже искали его общества! Практическую пользу от этих животных начали получать древние римляне: завоевав Египет, они превратили его в свою житницу. Именно отсюда привозили первосортную по тем временам пшеницу.
   Почему кошка породила столько суеверий? Лишь потому, что кошка слишком сильно была связана с женской сущностью! Виной тому – ее брачное поведение и неблагозвучные, с точки зрения человека, крики. Кошка вызывала сомнение человека тем, что приходила утром погреться у домашнего очага, потереться о ногу хозяина, а ночью – уходила в темноту, превращаясь в дикого зверя. Но через какое-то время повсеместно возобладало представление о кошке как о хранительнице домашнего очага. Мурлыканье кошек – комфортный, успокаивающий человека звук. Кошки мурлычат, когда им хорошо, но иногда даже – когда им плохо. Этим они выказывают доверие партнеру (другой кошке, человеку). Мурлыканье – отличительная черта мелких и средних кошек. Они производят этот замечательный звук, благодаря не сросшейся подъязычной кости. У крупных кошек эта кость срастается, чтобы было легче «отлизывать» шершавым, как терка, языком, куски мяса с добычи.
   Что касается лечебных свойств живых кошек, так они несомненны! Поглаживание своего любимца, когда он трется о ноги хозяина, его громкое мурлыканье, тепловой компресс из кошки, которая спит прямо на нем, порождают столько положительных эмоций, перед которыми не устоят ни болезни, ни стрессы!