22. Мать сыра земля

Элеонора Ковалева
   Славяне имели пантеон божеств, в частности, супружескую пару – Мать Сыру Землю и Отца Небо. Солнце, Молния и Огонь считались родными братьями, сыновьями главной пары. Земля служила главным тотемом земледельческих племен. Земля, как женское начало, оплодотворялась мужским: первую борозду проводили, как праздник, причем, часто это поручалось вождям племени или жрецам, позднее - князям. Богатыри набирались «силушки», прикоснувшись к земле. При клятвах землю целовали или даже ели, что служило признаком искренности. Народы Алтая верили, что Мать-земля порождает Мать-Дерево. Но «земля-матушка», «земля-кормилица» принимала в себя умерших, поэтому оказалась на границе двух миров – светлого верхнего, и темного нижнего. Ведьмы набирались колдовской силы также от земли. Про плохих людей говорили: «Как его земля носит?» Провалы в земле и пещеры считались входом в зловещий подземный мир. Сюда проваливались злые силы или люди, чьи преступления переполняли чашу терпения сил светлых.
   Согласно исследованиям многих ученых (например, В.Н. Демина), долгое пребывание под землей сказывается на людях негативно. У одних начинается головная боль и другие соматические расстройства, которые приводят к потере сознания, у других – начинаются слуховые и зрительные галлюцинации: они слышат голоса и видят призрачные фигуры. Возможно, это происходит за счет депривации («голода») органов чувств: необычность и однородность обстановки, одиночество, темнота и тишина приводят к тому, что человеческий мозг реагирует на незначительные сигналы, поступающие от органов чувств, обычно не превышающих порогового уровня, парадоксальным образом и «достраивает» звуковые и зрительные образы. К тому же, пещеры часто располагаются в местах тектонических разломов и пересечения водных потоков, т. е. в геопатогенных зонах. Здесь меняется интенсивность, структура и взаимосвязи геофизических полей (магнитного и гравитационного), происходит выделение радона и, возможно, еще некоторых веществ, изменяется химический состав воздуха. К этому добавляется отсутствие солнечного света, смены времен суток. Все эти факторы  оказывает отрицательное влияние на биологические ритмы человека, его инстинкты (скажем, инстинкт самосохранения) и психику. Он неадекватно воспринимает реальность, впадает в эйфорию или депрессию, совершает странные поступки.
  Шаманы и колдуны специально выбирали подобные места для достижения состояния транса. Местные жители предпочитали избегать подобных мест: называли их «гиблыми», ничего на них не строили. Впоследствии эти места обрастали легендами и мифами.
  Люди, творившие мифы, помещали первопредков и животных-прародителей как на небе, так и под землей, чему имеются рациональные объяснение: издавна земля обнажалась, являя неподготовленным зрителям удивительные окаменелости или гигантские кости.

       В мифах, легендах и истории

   Сведения о Стрефил-птице и Индрик-Звере содержатся в Русской Глубинной, или Голубиной книге, известной с ХI века. И «стрефил-птица» (искаженное «страус»-птица) и «индрик-зверь» относятся к «прародителям»:
                Стрефил птица всем птицам мати…
                Когда эта птица вострепенится,
                Все синее море всколебается,
                Потопляет море корабли гостинные,
                Со товарами драгоценными…
                Потому Стрефил птица всем птицам мати…
                У нас Индрик-зверь всем зверям зверь…
   Легенды об огромных птицах известны в Западной Европе, в Персии, у арабов. К таким птицам относились гриф, семаргл, рухх; легенды о них имеют разную мифологическую основу. Впервые о гигантской птице рухх сообщил Марко Поло в ХII веке. В основе его сообщения лежали сведения о страусоподобной птице эпиорнисе, жившей не Мадагаскаре и вымершей уже в историческое время. Европейские путешественники застали рассказы об этих птицах, передававшиеся устно из поколения в поколение местными жителями. В 1832 году натуралист В. Сганзен нашел на острове скорлупу яйца в 6 раз больше страусиного. Парижским музеем естественной истории были получены кости и части черепа гигантской птицы, которая была описана французским ученым Ж. Сент-Илером в 1851. Реальный эпиорнис резко отличался от мифологического: он не мог унести слона, как о том повествовали арабские сказки, т.к. был нелетающей бескилевой птицей. Зато его размеры вполне соответствовали мифологическим: высота достигала 5 м.
   Во всяком случае, страусы, прототипы «птицы – всем птицам мати», на памяти народов, населявших территорию России, в России не встречались. Сведения о них были подчерпнуты исключительно из переводов античных и средневековых авторов и рассказов путешественников. Что же касается прототипа Индрик-зверя, то он ранее был широко распространен в тундровой зоне и служил объектом охоты первобытных людей. Ибо этот загадочный зверь, как ни странно, мамонт!
   Перед вами характеристика Индрик-зверя согласно «Голубиной Книги»:
            У нас Индрик-зверь всем зверям зверь,
            И он ходит, зверь, по подземелью,
            Яко солнышко по поднебесью.
            Он проходит все горы белокаменные,
            Прочищает ручьи и проточины,
            Пропущает реки, кладязи студеные,
            Куда зверь пройдет, тута ключ кипит.
            Когда зверь рогом поворотится,
            Воскипят ключи подземельные;
            Когда зверь возыграется,
            Вся мать-земля под ним всколыбается.
            Все зверья земные к нему прикланятся,
            Никому обиды он не делает.
   Русское название, «мамонт», заимствовано у финнов, которые называли зверя «ма-мут», т. е. «земляной крот». Слово «Индрик», вероятно, происходит от ненецкого «енгора», «подземный вожак».
  У народов Сибири и Дальнего Востока его считают подземным животным, самым крупным среди обитающих на земле. Когда мамонт ревет, то происходит землетрясение, обрушиваются русла рек. Кроме того, он поедает растения и быстро бегает. Легенды об огромном подземном кроте были распространены по всей Сибири, как Западной так и Восточной, и далее на восток – до Маньчжурии и Китая. Эскимосы называли его кит килу. Морское чудовище выбросило его на землю с такой силой, что он ушел под землю. Там и живет поныне, прокапывая ходы огромными клыками. Свои легенды есть у эвенков, якутов, манси, чукчей. Эти легенды порождены остатками мамонтов, иногда целыми тушами, хорошо сохранившимися в вечной мерзлоте, которые часто обнаруживались охотниками в обнажившихся обвалах по берегам рек. У васюган бытует поверье о временном изменение мамонта: сначала он был лосем, потом, потеряв рога, переселился под землю, переменил образ жизни и у него выросли прямые рога (бивни). Казымские ханты считали, что мамонт – подземные изменения медведя, лося и щуки. Вот такая эволюция наоборот! Нарымские селькупы различали двух мамонтов: мамонт-зверь, который жил на земле, и мамонт-рыба, который переселился под землю или под воду. Другие народы отождествляют его даже с чудовищными птицами (у алтайцев), к тому же алтайцы полагали, что мамонт участвовал в сотворении мира; эвенки объединяли мамонта с огромной ящерицей.
   Чем ближе жили народы к тем местам, где чаще всего в вечной мерзлоте находили остатки мамонта, тем более правдоподобными были его описания. Чукчи, найдя бивень мамонта, били в бубен и плясали вокруг него; они верили, что от этого кости обрастут плотью, которая сгодится в пищу. Эскимосы рассказывали, что чудовищный «олень», мамонт, пришел с востока и был истреблен великим чародеем.
  Но, может быть, в легендах сохранились воспоминания людей, передаваемые от предков к потомкам, которые видели живых мамонтов? Существует легенда, согласно которой, одного из последних «лохматых слонов» встретил в Зауральских степях в 1580 г. атаман Ермак. Однако она не подтверждена историческими источниками.
    В любом случае, мамонт соотносился с подземным миром, царством мертвых и смертью. У кетов, мамонт – царь подземного мира, а орлица – верхнего. Однако сочетание черт разных животных в одном порождали представления о том, что мамонты обитают во всех трех мирах (такие существа называются политерионами).
    История изучения мамонта начинается с эпохи Петра I: купцы доносили ему о находках в Сибири полуразложившихся бурых лохматых слонов. Более или менее правильное представление о мамонте сложилось у ученых к концу XVIII века. В 1799 г. немецкий зоолог Иоганн Блюменбах дал ему латинское наименование «Elephas primigeneus». Русский путешественник XIX века Яков Санников сообщал, что почва некоторых Новосибирских островов сплошь состоит из костей мамонтов; в 1809 г. он вывез отсюда 250 пудов «слоновой» кости. В начале ХХ века Сибирь поставила на мировой рынок около 25 тыс. бивней мамонта.
   В Зоологический музей Санкт-Петербурга хранится хорошо сохранившийся мамонт с реки Березины, найденный охотником Тарабакиным в 1900 г. Его высота достигала 2,8 м, длина бивней 2 м при весе 125 кг. Известнейшая находка конца ХХ века – мамонтенок «Дима». Она вдохновила японских ученых на план восстановление животных путем оплодотворения спермой вымершего гиганта современного индийского слона. Ведь сперму можно хранить в жидком азоте практически бесконечно. Однако условия вечной мерзлоты не соответствуют лабораторным, поэтому проект до сих пор остается  неосуществимым. Точно также неосуществимы проекты воссоздания животного из соматических клеток методами генной инженерии. Хотя эта тема и возникает в газетах в виде современных мифов!
   
  Лоси и олени сами по себе играли огромную роль в жизни первобытных народов Сибири: и как добыча, и как священные тотемные животные, хозяева лесов, о чем свидетельствуют наскальные изображения позднего неолита, изображения на бляхах и украшениях из бронзы разного периода.

      В природе

   В плейстоцене огромные стада мамонтов бродили по луговой тундростепи Палеарктики. Эти животные вымерли с изменением климата: тундростепь превратилась в тундру, не способную прокормить столь крупных животных, как они.

   Лось (Alces alces) - самый крупный из современных оленей. Распространен в северных лесах Евразии и Северной Америке; в России обычен в Европейской части, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Питается облиственными побегами осины, ивы, березы и корой ивы. Густых лесов избегает, проникает в тайгу по поймам рек. В Европе (кроме севера) был истреблен еще в XVIII веке. Однако вернулся в некоторые сопредельные страны, проникнув из России. Рога у самцов отрастают к осени, к периоду гона и турнирных боев. После гона они сбрасываются. Такие безрогие лоси и послужили основой легенд об «эволюции наоборот»: часть из них могла, якобы, уходить под землю и превращаться в мамонтов.

   Кроме лося, в «мамонта» превращались медведи бурые, в легендах также уходившие жить под землю. Не исключено, что легенды были порождены зимней спячкой медведей: ведь они устраивали берлоги под выворотнями огромных деревьев, в расщелинах между камнями и пр. похожих местах. Звери углубляют свои зимние «квартиры», заботливо выстилают дно мхом, ветками и листьями или травой. Они проводят в спячке время с октября-ноября по март-май. Берлога заносится снегом, и оказывается как бы под землей. Поднятый зимой из спячки медведь, если он с осени накопил достаточно запасов жира, вновь залегает в берлогу.