Лазутчик

Леон Строчник
                Лазутчик
 
     Регулярные содрогания совести привели Метрика к депрессии. Оказывается в этой жизни за всё надо платить. За коммунальные услуги. За общественный транспорт. За продукты питания. За женскую красоту. За нравственность и правила поведения.
     А, он то думал, что в сказку попал. Народился на свет Божий и тут же ему все блага польются, как из рога изобилия. Не тут то было! Надо напрягаться. «Крутиться». Занятие, требующее усердия и усидчивости. Терпения и такта. Соблюдения дистанции между различными типами людей. Вежливости. Понимания и внимания. Ой-ей-ей! Как всего много, а он один?! Не соразмерно как то! Несогласно его желаниям.
     Пришлось прикинуться больным. Устойчивым психопатом с диагнозом: вялотекущая шизофрения.
     Правда, перед этим заставил себя выучить характерные симптомы. Овладеть мастерством актера. Изучить в интернете поведение ненормальных, параноиков и слабоумных. Проштудировать все трактаты и научные труды в области психологии и парапсихологии. Скрипя сердцем, потратить время на поездку в сумасшедший дом на метро Удельная. Под видом корреспондента понаблюдать жизнь за решеткой под присмотром амбалов-санитаров. Более того. В своей подготовке навсегда оставить мир, где за все надо расплачиваться добродетелью, Метрик тщательнейшим образом запомнил все известные методы врачей по выявлению симулянтов. Месяцами колол себя иглами, заставляя зрачки глаз не увеличиваться в размерах от боли. Привыкал к ледяной воде и кипятку. В общей сложности приучил свое тело «отключаться».
     Наступил день «М». После родительской паники, консилиума психиатров и различных способов лечения, он наконец то попал в долгожданную палату, где и начал жить без забот. В достатке. В тепле. Под внимательным наблюдением дежурного психоаналитика.
     По собственному гениальному плану, самозванец, спустя время немного «пришел» в себя. «Взялся» за образование. Записался в местную библиотеку. Регулярно обновлял кругозор перед общим телевизором. И, вполне сносно просуществовал несколько лет. Метрик настолько вжился в роль ненормального, что забыл всю свою прежнюю жизнь, а под конец, по какой причине здесь оказался.
     Но, случилась неприятная история. В его дом, в его крепость, поселили такого же «пациента», как он сам. Молодой человек приятной наружности, в совершенстве овладевший искусством тунеядства, целый день сидел напротив стены, считал трещины, напевал грустную мелодию, а под вечер, сломанным карандашом делал наброски в альбоме, как он утверждал: - Будущего картинного шедевра мировой величины!
     Метрик не обратил внимания на новичка. Он мучительно пытался вспомнить, чем является его внутренняя составляющая. Как известно читателю, этот процесс, отнимающий много сил и энергии, порой заводит в такие тупики сознания, что не всякому дано оттуда выбраться. Выводы приводят к стыду и самобичеванию. Даже – раскаянию.
     «Продвинутый» сосед, назвавшийся французским художником Сёра, наверное обладал феноменальной наблюдательностью. Умел сопоставлять и связывать различные выражения лица, определяя по ним человеческие размышления. За три дня, исподтишка наблюдая за старожилой, он сообразил, что тот явно не сумасшедший.
     На четвертый день после завтрака, оторвавшись от стены, «Сёра» тихо спросил:
     - Чем тебе не понравился внешний мир?
     Метрик в этот момент преодолел очередную ступень озарения, где пришел к естественному результату жалости к себе, и не сразу распознал суть вопроса. Поэтому ответил автоматически:
     - В нем за всё надо платить.
     И, осекся. В ужасе посмотрел на дверь палаты. На «Сёру». И вдруг всё вспомнил. Свое нежелание работать, жениться и содержать семью, брать кредиты и мучительно их возвращать, постоянно находиться в напряжении на улице, где на твое тело может покуситься автомобиль пьяного водителя, открытый канализационный люк, грабители и налоговые инспектора…
     Отступать некуда:
     - Что будем делать?
     «Сёра» усмехнулся:
     - Лично я, возвращаться обратно не хочу. У меня одних долгов на полмиллиона рублей. Сам понимаешь…Моё появление в миру закончиться могилой в лесочке.
     Метрик расслабился. Рассмеялся:
     - Ловко это ты меня подловил! Столько лет врачи не смогли раскусить мою «шизофрению».
     - Изучал психологию?
     - И, поведение…
     - Повадки?
     - Выявление симулянтов…
     - А, тело?
     - Ха! Приучил себя к боли.
     «Сёра» встал. Прошелся по палате. Остановился перед Метриком. Глаза его сделались задумчивыми и неприятными:
     - Всё-таки я оказался прав. Ты, гениальный мошенник. Государство отстегивает на содержание умалишенных баснословные суммы. Оплачивает труд и риск врачей. Оплачивает лекарства.…Вот из-за таких, как ты, жуликов и раззвиздяев, в нашей стране никогда не настанет процветание!
     Дверь палаты открылась. Вошли санитары и психиатры. Молча взяли под руки Метрика. Провели по коридорам к выходу. Вытолкали на улицу. За спиной сухо защелкнулась дверь…
 
     Из рассказа Баттона Карловича Гурского, уникального разоблачителя симулянтов.