Часовня

Агафья Ригина
     Сердцем нашей деревни был большой пруд. Несмотря на его изначальное противопожарное предназначение, почти все дома стоявшие рядом с ним сгорели. Зато он был прекрасным местом для купания, ловли рыбы и полоскания белья. В двухтысячных годах нашу деревеньку коснулась цивилизация и в некоторых домах установили стиральные машины. Пруд к этому времени затянулся ряской и зарос камышами, на счастье размножающимся карасям. Они и стали нашей единственной прудовой радостью. А во время засухи из пруда под склон к нашим домам  тянулись резиновые пуповины, через которые без всяких насосов на огороды поступала вода.
               Наверное мы так и не узнали бы главную историю большого пруда, не появись однажды на горизонте бульдозеры с ковшами. Шум тяжелой техники разбудил всю деревню, и жители собрались посмотреть, как спускают воду и снимают верхний слой прилегающей к нему земли. 
     На очищение пруда ушло несколько дней. Экскаватор черпал ковшом огромных карасей и выкидывал на берег, а мы носили их ведрами, отпуская мальков в малый пруд. Но особое внимание привлекла очистка земли. Из ковша машины вместе с землей посыпалось множество водочных пробок советского времени. Судя по количеству пробок, водки было выпито очень много.

     На шум техники на самодельных костылях пришла последняя из оставшихся местных Зина. Она была после операции. Возраст Зины был настолько неопределенным, что местные врачи, заполняя бланки, вместо 1941 года рождения поставили 1886 -й, чем ввели Зину в ступр. Особенность Зининой речи в том, что она всегда кричит, даже когда ты стоишь рядом.
      -Что здесь было? Водочная фабрика?
- Да какая там фабрика! – прокричала Зина. – Часовня здесь была. А после революции магазин.
-  Магазин Винно-водочных изделий?
- Да нет. Обычный, продуктовый.
       И поведала нам Зина удивительную историю.
     С давних времен стояла у пруда каменная часовня, и была в часовне большая икона Афанасия Великого 16 века. Неизвестно  кто и когда построил часовню, но  жители часто приглашали священника для служб. В 20-х годах 20-го века икону передали Гуменецкому храму, а часовню переоборудовали под магазин. Сейчас образ Святителя хранится в музее Кремля Ростова Великого, рядом с другими Гуменецкими иконами.
     А у часовни началась новая жизнь с новыми посетителями. И потянулась из далекого Дома Инвалидов села Алевайцино, через густые непроходимые леса и поля, по узкой дороге, проложенной через плотину реки Кость,  через обрывы и небольшой островок, вереница неутомимых инвалидов-колясочников. И не страшны им были ни дикие звери, в избытке шатающиеся по лесам, ни крутые склоны деревни Ломы, ни узкая переправа через реку Кость, весной и осенью выходящей из берегов. Хоть и проходил их долгий путь мимо Гуменецкого храма, но времени на храм не было, так как до пункта назначения оставалась почти половина пути. Так тяга к спиртному пересилила непреодолимые расстояния и трудное восхождение в гору на колясках. Мы с мужем несколько раз пытались пройти этот путь из Ломов в Алевайцино и не смогли. Просто не хватило сил. Железные люди были на Руси!
     Сейчас на месте часовни не осталось даже магазина. Только гора пробок от выпитого. Ростовский священник благословил поставить на этом месте Поклонный крест.  Алевайцинский дом инвалидов давно опустел. Наверное, всех вылечили. На его месте теперь охотничье хозяйство высокопоставленных москвичей, откуда приезжают в наши леса по натореной инвалидами дороге джипы с охотниками. Иногда я просыпаюсь среди ночи от звука автоматной очереди и вижу в панорамном окне своей веранды далекий свет. Это на гуменецких просторах не выходя из своих машин чиновники охотятся на дикого кабана, ослепляя его светом фар.  Иногда крик раненого животного доносится до моей постели. Тогда я укрываюсь с головой и думаю о том, что за последние 70-т лет ничего не изменилось.
     Разве что инвалидные коляски сменились на джипы...


PS.

Святитель Афанасий Великий.
Из Деисусного чина. Первая треть XVI века. Дерево, темпера. Происходит из деревни Ломы (приход церкви Покрова села Гуменец Ростовского уезда). Дерево (липа), темпера. 98,2х66 . Ростовский Кремль.