Праведность от Бога по вере

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди перед вечерей)

Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. Ек.8:14

Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. Пр.17:15

Вступление

Вам это ничего не напоминает? Нечестивый, которого оправдывают (показать жестом на себя), и праведный, который обвинен (показать жестом на чаши)… Это называется в Притчах и книге Екклесиаста как минимум суетой, а то и мерзостью.

Но Божий план спасения мерзостью точно назвать нельзя. Как же согласовать Пр.17:15, например, с Рим.4:5, где написано, что Бог оправдывает нечестивого?

Все дело в том, что Бог оправдывает нечестивого, который не остается нечестивым, а начинает верить в Иисуса и благодаря этому переходит в совершенно новый мир и новую реальность – он переходит, погружается во Христа. И к нему начинают относиться следующие библейские тексты:

• «Ныне, будучи оправданы Кровию Его» (Рим.5:9)
• «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24)
• «Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28)

Порассуждаем о том, как это происходит, немного подробнее.

Оправдание и прощение – не одно и то же

Давайте разберемся с понятиями. Оправдание и прощение – совсем не одно и то же. Например, если меня остановил инспектор ГАИ и говорит мне, что я превысил скорость, показывая мне доказательства, а я прошу его помиловать меня и он меня отпускает без наказания – то это прощение. Прощают виноватого.

Но если инспектор ГАИ разберется в ситуации и обнаружит, что прибор дал сбой или его показания касаются не моей машины, а чужой, и он тоже отпустит меня без наказания – то это будет оправдание. Оправдывают невиноватого, правого.

Или другой пример. Папе сказали, что вот эти два его сына скушали без разрешения персики на кухне, пока все были заняты разговором в другой комнате. Папа проводит расследование и обнаруживает, что один из сыновей на момент пропажи персиков был у бабушки, он точно не мог участвовать в проказе. И папа объявляет сына невиноватым, всем об этом говорит. Он оправдывает сына.

А второй сын начинает просить прощения и делает это искренне. И, может быть, в этом конкретном случае папа не наказывает сына. Это прощение.

Бог оправдывает верующего в Иисуса

Новый Завет говорит и о прощении, и об оправдании. Бог не просто и не только прощает нас, Он оправдывает нас. Но мы уже увидели: чтобы быть оправданным – надо быть невиноватым, надо быть правым. Это про нас? Чтобы оказаться невиновными перед Богом, нам нужно исполнять Божий закон. Но мы ведь знаем, что каждый из нас виновен. А как нас оправдать?

Есть как минимум два важных основания, позволяющих Богу оправдать нас. Я не успею подробно сказать о каждом из них, только намечу контуры мыслей. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» (1Ин.1:9). Во-первых, Бог прощает грешника. Прощение снимает с виноватого вину.

Обычно эта та часть нашего спасения, на которой особенно сосредотачивается наше внимание и при благовестии, и позже при размышлении о спасении.

Прощение – это прекрасно, но важно иметь в виду вот что: прощенный еще не становится праведным, готовым и способным правильно себя вести. Например:

• Если инспектор ГАИ прощает нарушителя, превысившего скорость, это не значит, что этот нарушитель теперь всегда будет ездить правильно.
• Когда учитель стирает в журнале двойку за экзамен, это не значит, что он поставит вместо нее десятку. Двойка стерта и прощена, но десятку еще надо получить.
• Если банк простил человеку долг, который этот человек не мог выплатить, это не значит, что вдобавок к прощению банк еще и добавил бывшему должнику кучу денег и тот стал богачом.

Поэтому то, что Бог простил нам наши грехи, еще не означает, что мы стали праведниками. Прощение грехов это ступенька к оправданию, необходимое условие для оправдания.

Бог делает праведным верующего в Иисуса

Вторая причина, по которой Бог не почитает мерзостью оправдать нечестивого: Бог не просто снимает с меня мою неправедность. Бог одевает меня в праведность Христа. Праведность Христа становится моей праведностью.

У меня нет собственной праведности, которая оправдывала бы меня перед Богом. Вот мое оправдание: «Не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:9).

Христос вел Себя очень хорошо, Христос исполнил весь закон, Христос поступал праведно во всем – и эту праведность Бог дает верующим в Иисуса.

Подытожу, вот две причины, по которым Бог оправдывает нечестивого (Рим.4:5):

• Во-первых, смерть Христа решила вопрос нашей неправедности. И когда Бог прощает кающемуся грехи, этот кающийся уже не нечестивый.
• Во-вторых, послушанием Христос приобрел праведность, которая вменяется или дарится нам.

Христос снимает с человека неправедность и дает ему праведность. А праведного, правого Бог может оправдать.

Основа для всего этого – страдание и смерть Христа. Его страдания – это страдания, которые заслуживала наша неправедность. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53:5).

Он вел Себя послушно Богу во всем. Он был «послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). «Послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19).

Произошло обоюдное вменение: Иисусу вменена наша вина, нам вменена Его праведность: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21).

Бог Отец совершил суд над Иисусом по-настоящему – как над виновным. Бог оправдал верующих в Иисуса тоже по-настоящему – как невиновных. Вменение вины и праведности – одно из ключевых понятий в цепочке нашего спасения.

Вот путь, ведущий к оправданию, вот последовательность нашего избавления: прощение – вменение праведности – оправдание. Есть и другие звенья, например, практическое освящение и практическая праведность , но мы сейчас рассматриваем только эти три звена.

Иллюстрация приближения к Богу во Христе

Приведу одну ветхозаветную иллюстрацию этой идеи, которая использована и в послании Евреям.

Первосвященник один раз в год заходил в святое святых, а народ снаружи скинии стоял и трепетал. Они переживали за свою судьбу. Первосвященник приносил жертву для очищения скинии и снятия грехов народа. И этот трепет евреев свидетельствовал об их вере в Божий порядок, вере Богу.

Наш Первосвященник Христос ходатайствует о нас, находясь рядом с Отцом. Он взошел на небо со Своей кровью. Он представляет там нас.

«Исповедую и Я перед Отцом» – о тех, кто не стыдится Его на земле (Мф.10:32). Это не обязательно о будущем исповедании, но и о теперешнем, сегодняшнем. Он сегодня исповедает нас, представляет, показывает нас перед Отцом.

И как показывает! На груди первосвященника были двенадцать драгоценных камней. Эти камни представляли двенадцать колен Израиля перед Богом, когда первосвященник заходил в святое святых.

Если первосвященник был принят, был принят и народ, если первосвященник падал мертвым в скинии, это означало, что народ не очищен. И евреи очень боялись этого.

Драгоценные камни на груди первосвященника... Мы на груди Иисуса и даже больше – в Нем, во Христе. И когда мы в Нем – мы драгоценные камни, совершенные, святые, праведные.

Потому что Иисус – это первосвященник, Который назначен Богом и Его жертва и служение приняты Богом, а значит приняты и мы в Нем.

Если мы верим Ему, если мы в Нем, то действие Его крови и Его ходатайства на нас распространяется.

Проповедовал 01.10.2017