II. Возрождение содомии

Юрий Шпилькин
    
Шорт-лист конкурса  «Феномен Даниила Андреева»
В знаменитом труде «Роза Мира» Даниил Андреев размышляет о метаистории, несомненно, характеризующие его как представителя философии всеединства и выдающегося футуролога. В данной статье рассматриваются два вопроса: вопрос об экуменизме религий, и вопрос о содомии - формировании низменного слоя человеческих страстей, так называемого Дуггура.


II. Возрождение содомии.
В книге «Роза Мира» Даниил Андреев предсказал возможность возрождения библейских Содома и Гоморры. В терминах Андреева этот мир демонических стихалий связан не со стихиями Прирды, а со стихией человечества. Там царят демоны великих городов Энрофа, в вышей степени опасные для нашего душевного существа. В свое время Андреев не мог назвать города, которые сегодня законодательно разрешили содомию. Вот страны, в которых однополые пары могут регистрировать браки: Нидерланды (с 2001 г.), Бельгия (с 2003 г.), Испания, Канада (с 2005 г.), ЮАР (с 2006 г.), Норвегии, Швеция (с 2009 г.), Португалия, Аргентина (с 2010 г.), Дания, Франция (с 2013 г.).
Полвека тому назад Андреев предсказал возникновение Дуггура. Градостроительный уровень развития этих стран вполне соответствует андреевскому описанию. Ландшафт резко урбанистичен, даже более урбанистичен, чем в шрастрах, потому что здесь нет ни гор, на лавовых морей, ни растительности, но зато и колорита тьмы и багровых свечений тоже нет в нем. Весь спектр нашего мира наличествует и там, преобладают же тона мутно-синие, сизые, серые, голубовато-лунные. Из Дуггура видно даже небо, но из всех небесных светил – только Луна, ибо его пространство гаснет вскоре за пределами лунной брамфатуры. Впрочем, и Луна там имеет совсем не такое обличье, к которому привыкли мы, потому что из всех слоев ее брамфатуры обитатели Дуггура видят лишь тот, где обитает Воглеа – великий лунный демон. В этих городах владычествуют также демоницы. В каждом из городов Дуггура такая демоница только одна; население же городов состоит из мелких демонов обоего пола, и по размерам своим, и по форме едва отличающихся от человека. Как пчелы вокруг матки, кишат они вокруг своей владычицы; но цель их – лишь отчасти помощь ей, главное же – наслаждение, а ее смысл и цель – не продолжение рода (он продолжается и без нее), а удовлетворение похоти своих подданных. Социологические опросы показывают, что в поддержку однополых браков выступает 55% избирателей. При этом за возможность таких пар усыновлять детей высказывает не более половины населения страны.
В Дуггуре «организация общества развивается очень медленно, мало-помалу начиная проявлять некоторые признаки того, что на языке человеческих понятий называется самоуправлением. Но социально-экономической основой остается рабство, причем рабами здесь оказываются те, кто сорвался сюда из человечества или из некоторых миров других стихиалей». В странах Колумбия, Франция, Уругвай и Новая Зеландия законы об однополых браках приняты, но ещё не вступили в силу. Возможно будут приняты в 2013 году. Законодатели Франции 10 апреля разрешили однополые браки. На родине Вольтера сенаторы пошли на поводу геев и лесбиянок – потомков жителей Содома и Гоморры.  Закон принят с перевесом в 22 голоса. Выполнено одно из предвыборных обещаний президента республики, социалиста Франсуа Олланда — гомосексуальные пары Франции легализованы и получили возможность усыновлять детей. Просветитель Вольтер возмущался, что Руссо превращает человека в обезьяну, призывая к прямому управлению, зовет на дерево, а социалист Олланд пошел еще дальше, низводит человека до червя, видимо предполагая размножение его делением. За нововведение проголосовало 179 сенаторов, против —  157. Франция стала 14-й страной мира, где понятие «брак» никак не связано с полом супругов. Не все французы сошли с ума. Апологеты однополой любви нашлись и среди высокопоставленных политиков Франции. В частности, мэр города Сигольсайм Тьери Шпайтель выразил намерение заключить однополый брак в числе первых французов. Кроме того, Тьери Шпайгель поделился своим желанием усыновить (или удочерить) ребенка. «Восполнение жизненных сил бесчисленного населения Дуггура совершается за счет нашего слоя: излучение человеческой и отчасти звериной похоти, так называемый эйфос, беловатыми ручьями медленно и вязко движущееся вдоль улиц Дуггура; они его впивают в себя».
Регистрация браков осуществляется и на региональном уровне. Принцип федерализма позволяет некоторым государствам решать вопрос об однополых браках на региональном уровне. В США узаконены однополые браки из 50 в 12 штатах: Массачусетс (с 2004 г.), Коннектикут (с 2008 г.), Айова, Вермонт (с 2009 г.), Нью-Гэмпшир, округ Колумбия (с 2010 г.), Нью-Йорк (с 2011 г.), Вашингтон, Мэн (с 2012 г.), Мэриленд, Делавэр, Род-Айленд (с 2013 г.). Причем в Вашингтоне в один день легализовали однополые браки и марихуану. Национальный Кафедральный Собор в Вашингтоне будет венчать представителей сексуальных меньшинств. В Мексике браки регистрируются: в Мехико (с 2010 г.), в Кинтано-Роо (с 2012 г.). Причем, однополые браки признаются во всех штатах с 10 августа 2010 года.
Во Франции против легализации однополых браков последовательно выступают Католическая церковь, правоцентристские и правые партии, включая Национальный Фронт Марин Ле Пен, а также — многочисленные мусульманские общины. В январе 2013 года по улицам Парижа прошло общегражданское шествие против программы Олланда по легализации однополых браков. Марш собрал несколько десятков тысяч протестующих, но на планы левого правительства никак не повлиял, президент Олланд подписал закон. Через несколько дней у алтаря собора Парижской Богоматери застрелился французский историк Доминик Веннер, известный как ярый противник однополых браков. Веннер положил на алтарь письмо. "Я принял смерть, чтобы пробудить дремлющую совесть… Я протестую против ядов для души… Против индивидуальных желаний, которые разрушают наши якоря, в частности, семьи, интимные основы нашей цивилизации", - говорится в послании.
Андреев предвидел, что положение мелких демонов Дуггура напоминает положение патрициев и всадников в Древнем Риме или некоторых современных бизнесменов, политиков власть предержащих и представителей шоу-бизнеса. «Нельзя сказать, чтобы они были как-нибудь особенно жестоки, но сладострастны они свыше всякой меры, как не сладострастно ни одно существо в Энрофе. Основ владычества великих демониц здесь не могли бы потрясти никакие мятежи, ибо оно основано не на страхе, а на похоти, которую испытывают к ним миллионы подданных, и на наслаждении, которое им даруется в награду за их послушание и любовь».
Не все сразу признаются в своем пороке. Джигурда рассказал о геях в российском шоу-бизнесе, которые почему-то скрывают свою сексуальную ориентацию: — Киркоров, Билан, Леонтьев, Лазарев, который играет в роман с Лерой, Андрей Данилко — то есть те геи, в которых я уверен. Этих фамилий много. Вопрос идет о сути… Предлагаю им это сделать, поступить во имя идеи. Если они понимают, что они – тонкие и ранимые существа, то они должны уяснить, что наказания для взрослых за их дела нет. Я не гомофоб. Я поддерживаю геев. Ведь чем меньше нас — настоящих мужчин, тем мы ценнее для девушек. Другое дело, что геи удобны политикам. Вы видели новый клип Тимати, который он выпустил после всей этой ситуации с Киркоровым? Там есть такие слова: «Шоу-бизнес, хватит стоять раком, давай, до свидания, иначе вам придет … и вымирание! Артист призывает всех сексуальных меньшинств выйти на гей-парад и заявить о своей нетрадиционности. По его словам, он готов возглавить гей-парад. Однако при одном условии. Это случится, если певец — Филипп Киркоров — публично расскажет о том, что он нетрадиционной сексуальной ориентации. Рычащий бард уже давно требует от поп-короля подобного заявления. И, как утверждает Джигурда, в приватной беседе Киркоров признался ему в этом. Однако раскрывать свой секрет публике Филипп Бедросович не торопится.  Все дело в том, считает Джигурда, что певец боится, что от него отвернутся поклонницы, и у него будет меньше работы. На Евровидении – 2013 у приверженцев нетрадиционной любви появится и "своя" звезда - 27-летняя исполнительница из Финляндии Криста Сиегфридс исполнила песню о прелестях гей-отношений, а в финале своего выступления страстно целует девушку.
В мае 2014 года на 59-м конкурсе песни Евровидение в Копенгагене Кончита Вурст с песней Rise Like a Phoenix заняла первое место, набрав 290 баллов. Том Нойвирт в 17 лет совершил каминг-аут - добровольно признал своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству. На вопрос о своей гендерной принадлежности Нойвирт даёт такой ответ: «На работе я фрау Вурст, дома я — Том, идентифицируя себя как гомосексуального мужчину.
Певцы и певицы шоу-бизнеса как и «демоницы Дуггура, - о которых пишет Андреев, - телесно отдаются одновременно целым толпам, и в их обиталищах, полудворцах-полукапищах, идет непрерывная, почти непонятная для нас оргия во славу демонической царицы Луны, той самой, чье влияние испытываем иногда и мы, люди, в городские лунные ночи: оно примешивается к маняще возвышенному и чистому влиянию светлой Танит, возбуждая в человеческом существе тоску по таким сексуальным формам наслаждения, каких нет в Энрофе». О каких форма наслаждения, каких нет в Энтрофе, идет речь?
«В Дуггуре выработана почти необозримая шкала этих форм, столь разнообразных, как нигде в Шаданакаре. Влияние Танит сюда не достигает совсем, о солнечном свете здесь не имеют даже представления, все погружено то в сизый сумрак, то в бледно-синеватое, фиолетовыми вспышками играющее освещение Луны, и ничто не мешает бушеванию страстей, вызываемых лунною демоницей Воглеа. От непрерывных оргий во дворцах-жертвенниках Дуггура клубы испарений восходят к ней, и она пьет их, но бесчисленных обитателей этих городов не может удовлетворить ничто, ибо их томит еще более глубокий, мало кому из нас понятный вид сладострастия – сладострастие мистическое, тянущее их к недостижимому даже для них: к Великой Блуднице. Она – их божество, их тоска и греза».
Андреев уверен, что Вл. Соловьев (по его оценке – «единственный русский философ, заслуживающий этого наименования безо всякой натяжки»), предсказал грядущее рождение Звенты-Свентаны в Небесной России силами демиурга Яросвета и Навны, но он знал, и хорошо знал о существовании Великой Блудницы и о возможных страшных подменах, подстерегающих всякое недостаточно четкое, недостаточно окрепшее сознание, уловившее зов Вечно Женственного сквозь замутняющие слои страстных, противоречивых эмоций. Но существование великой стихиали человечества — Лилит, ваятельницы и блюстительницы плоти народов, осталось, по-видимому, для него неясным. Он употребляет раза два или три выражение «Простонародная Афродита», но, очевидно, разумеет при этом неоправданное смешение двух начал: стихиального и сатанинского». (Кн.10. Гл. 4. С. 396). По мнению Андреева, Соловьев не торопился оглашать свой пророческий духовный опыт по двум причинам: 1) важнейшей своей задачей считал воссоединение христианства, а не о его дальнейшее дробление на конфессии и секты, более того мечтал не только о воссоединении христианских церквей, но и даже о будущей унии иудаизма и ислама с христианством для борьбы с общим врагом: уже недалеко во времени рисовавшимся пришествием антихриста; 2) хорошо знакомому с историей религии Соловьеву не могли быть неизвестны факты, показывающие, что вторжение в религиозные организации и в культ представлений о различии божественно-мужского и божественно-женского начал чревато исключительными опасностями вплоть до ритуального разврата.
Итак, у Андреева Лилит — одна из семи Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов и некоторых демонических существ, владычица сексуальной сферы человеческой жизни. Некогда, до своего грехопадения, Лилит стала супругой Христа, дав начало ангельскому прачеловечеству. Но в её мир удалось проникнуть планетарному Демону, в результате чего «её тончайшее материальное тело восприняло в себя некий демонический элемент», которым с тех пор отравлены все творимые ею цепи рода, в том числе человеческие. Андреев настаивает на различии между стихиалью — хотя и падшей — Лилит и «Великой Блудницей» — одним из лиц планетарного Демона. После прихода антихриста Лилит воплотится в нашем мире, чтобы стать его супругой. «Вокруг себя и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления». Искупление Лилит станет одной из задач Второго эона, то есть периода земной истории после Второго Пришествия Христа… Ей посвящен их высший культ. В дни ее праздников демоницы-правительницы отдаются рабам. Но получить удовлетворение это мистическое сладострастие может лишь в Дигме, в обиталище Гагтунгра, и достойным его оказываются лишь избранники». Таким Избранником по мысли Андреева и является Александр Блок, который постиг редчайший вид сладострастия – мистическое, тянущее к непостижимому, к Великой Блуднице, являясь по утверждению Д.Андреева, Пророком Дуггура.
Проблемы внутренней эволюции великого русского поэта символиста Александра Блока, пожалуй, впервые поставлены Даниилом Андреевым. Анализу этого процесса посвящена 5 глава 10 книги. Называется она «Падение вестника». В терминах Андреева вестник – это тот, кто, будучи вдохновляем даймоном, дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных. Пророчество и вестничество – понятия близкие по смыслу, но не совпадающие. Вестник действует только через искусство; пророк может осуществлять свою миссию и другими путями – через устное проповедничество, через религиозную философию, даже через образ всей своей жизни. Причем Андреев, вводя понятие вестничества, отграничивает его от понятий гениальности и таланта. Талант и даже гений обладают не миссией, а долженствованием, подобно всякому человеку, но ряд глубоко индивидуальных особенностей отличает это долженствование от остальных. Между тем, он считает, что есть вестники Провидения и темные вестники. Темных вестников мы чаще встречаем не в искусстве, а в философии и в науке. К темным вестникам он относит: философов Ф.Бэкона и О.Конта, Ницше и Маркса, ученого Тимирязева, химика и музыканта Скрябина. Они становятся глашатаями темного вестничества просто вследствие личных заблуждений. Ярким примером такого деятеля, считает Андреев, может служить Скрябин. В Бога он веровал и по-своему Его любил, самого себя считал Его вестником и даже пророком, но с удивительной легкостью совершал подмены, стал жертвой собственной духовной бесконтрольности и превратился в вестника Дуггура. Мало кто понимает, что в «Поэме экстаза», например, с поразительной откровенностью рисуется именно тот демонический слой с его мистическим сладострастием, с его массовыми сексуальными действами, с его переносом импульса похоти в космический план, и главное, рисуется не под разоблачающим и предупреждающим углом зрения, а как идеал.
Почему не Брюсов с его непомерным самомнением? Который стер с постамента имя великого римлянина и буквами, падающими то вправо, то влево, то какафонически сталкивающимися между собой, начертал свое: «… и люди разных вкусов… все назовут меня: Валерий Брюсов». К тому же имевший склонность к самоубийству? Ведь как свидетельствует Андреев, спасение души из рабства в Дуггуре силами Света наталкивается на исключительные трудности. Есть, однако, один акт, зависящий от самой человеческой души, который может открыть перед ней путь к спасению: самоубийство. Греховное в Энрофе, где материальность сотворена Провиденциальными силами и предуготовляется к просветлению, самоубийство в демонических слоях оправдано, так как влечет за собой разрушение карроха и освобождение души. Есть ряд гениев нисходящего ряда, гениев трагических, павших жертвой неразрешенного ими внутреннего противоречия: Франсуа Вийон и Бодлер, Гоголь и Мусоргский, Глинка и Чайковский, Верлен и Блок. Трагедия каждого из них не только бесконечно индивидуальна, она еще так глубока, так исключительна, так таинственна, что прикасаться к загадкам этих судеб можно только с величайшей бережностью, с целомудрием и любовью, с трепетной благодарностью за то, что мы почерпнули в них, меньше всего руководствуясь стремлением вынести этим великим несчастным какой-либо этический приговор.
Андреев уверен, что кто-то из обитательниц Дуггура подменил даймона собой, кто-то из мелких демониц внушал Блоку все большее и большее сладострастие, показывая ему такие формы душевного и телесного – хотя и не физического – разврата, какие возможны в Дуггуре – и нигде более. И вовсе не обязательно, что «каждый вечер, в час назначенный», мечтая о своем за уединенным столиком ресторана, Блок видел иначе, как только в мечте, «девичий стан, шелками схваченный», и как «без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Но мечтал он о ней и отравлял свои дни и ночи неутолимым томлением потому, что смутно помнил о встречах с нею в Дуггуре.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
По сути дела, Блок – один из немногих творческих людей, воспевший Звенту-Свентану в образе Прекрасной Дамы. Андреев называет его одним из созерцателей «обеих бездн», бездны горнего мира и бездны слоев демонических. В литературе было немало женских образов олицетворявших чистоту, которые по образному выражению Андреева сняли немало грехов со своих создателей, как это сделала, по мнению Андреева, тургеневская Лукерья, редчайший образ в русской литературе. Лукерья из потрясающего очерка «Живые мощи» – одной из жемчужин русской литературы. Тургеневым преодолено все: и собственная ущербность, и литературные предрассудки, и воинствующе-мирской дух эпохи, и его не вполне правая (потому что односторонне-страстная) любовь к молодости, и его вечный страх перед недугами и смертью.
Рассказ Тургенева «Живые мощи» дает возможность сравнить судьбу Лукерьи с судьбой современной 90 летней гречанки, живущей у крестницы. Большую часть жизни Ифигения проработала в церкви. Особенно не надрывалась, приходилось готовить благотворительные обеды, убирать церковь после службы. Замуж она так и не вышла, все родные умерли, поэтому когда подошла старость никого из близких рядом не оказалось. Со временем все труднее становилось передвигаться, но, чем больше наступила дряхлость, тем Ифигения больше требовала к себе внимания. Поначалу ее навещали сердобольные старушки, которым Ифигения расписала, в какой день кому приходить и что приносить. Накануне церковных праздников она по нескольку раз звонила архиепископу, вопрошая не забыл ли он ее. Когда-то, лет тридцать тому назад она привезла ему в подарок рясу – церковное облачение и он считал себя обязанным навещать ее в каждый церковный праздник. Но постепенно старушки приходили все реже, а архиепископа перевели в другую епархию и Ифигения все чаще оставалась одна и в будни, и в праздники. Тогда она стала вызывать по телефону скорую, требуя стационарного лечения. Собственно ничего у нее не болело и в больничном лечении ей отказывали. Тургеневская Лукерья от предложенного лечения наотрез отказалась: Ох, нет, барин, - промолвила она озабоченным шепотом, - не переводите меня в больницу, не трогайте меня. Я там только больше муки приму. Уж куда меня лечить!.. А Ифигения доводы медиков и слушать не хотела: Вы обязаны меня лечить, я столько лет церкви отдала! – Но у вас болезни нет. – Ну, так найдите, - слышали они в ответ. Обозначая терминами Андреева, душа Ифигении со своими облачениями все больше проваливается в Рафаг, где ждет ее новый провал: в тот самый мир, о котором ей смутно мечталось на земле.
Глава «Падение вестника» в книге Андреева начинается с повествования о единственной встрече молодого Блока с уже известным философом и поэтом мистиком Вл. Соловьевым. Об этой встрече Блок сам рассказывает в статье «Рыцарь-монах»: «Oднo вocпoминaниe для мeня нeизглaдимo. Лeт двeнaдцaть нaзaд, в бecцвeтный пeтepбypгcкий дeнь, я пpoвoжaл гpoб yмepшeй. Пepeдo мнoй шeл бoлыuoгo pocтa xyдoй чeлoвeк в cтapeнькoй шyбe, c нeпoкpытoй гoлoвoй. Пepeпapxивaл peдкий cнeг, нo вce былo oднoцвeтнo и бeлecoвaтo, кaк бывaeт тoлькo в Пeтepбypгe, a cнeг мoжнo былo видeть тoлькo нa фoнe идyщeй впepeди фигypы; нa бypoм вopoтникe шyбы лeжaли длинныe cepocтaльныe пpяди вoлoc». …Bo взглядe Coлoвьeвa, кoтopый oн cлyчaйнo ocтaнoвил нa мнe в тoт дeнь, былa бeздoннaя cинeвa: пoлнaя oтpeшeннocть и гoтoвнocть coвepшить пocлeдний шaг; тo был yжe чиcтый дyx: тoчнo нe живoй чeлoвeк, a изoбpaжeниe: oчepк, cимвoл, чepтeж.
Что же поразило молодого поэта в облике Соловьева? Кто же он? Пророк?– вопрошает и Андреев, - Но где же, собственно, в каких формах он пророчествовал и о чем? Может быть, наконец, «молчаливый пророк», как назвал его Мережковский, – пророк, знаменующий некие духовные реальности не словами, а всем обликом своей личности? Пожалуй, последнее предположение к действительности ближе всего, и все-таки с действительностью оно не совпадает. В философии - замечает Андреев, - Соловьев, пытался «подвести под богословское учение православия базис современной положительной философии». Но «филocoфcкaя шкoлa пoдвepгнeт coмнeнию cиcтeмy миcтичecкoй филocoфии Bл. Coлoвьeвa, - констатирует Блок, - пo oтcyтcтвию в нeй зaкoнчeннoй тeopии пoзнaния». Дело в том, что основной идеей религиозной философии Соловьева была идея: София — Душа Мира. Речь идет о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Самая интимная сторона его религиозной философии, - писал Н.Бердяев, - его учение о Софии. София есть, прежде всего, для него идеальное, совершенное человечество. Человечество есть центр бытия мира. И София есть душа' мира. София, душа мира, человечество, есть двойное по своей природе: вещество божественное и тварное. Нет резкого разделения между естественным и сверхъестественным, как в католической теологии, в томизме. Вл. Соловьев никогда не понимал христианства как исключительно религию личного спасения, а всегда понимал его как религию преображения мира, религию социальную и космическую. []. Андреев, как Бердяев и Блок считали, что пророчество Соловьева есть начало творческое, начало движения, оно обращено к грядущему. В поэме «Три свидания» Соловьёв описывает три своих встречи с Вечно- женственным образом Софией. Первая встреча с образом Софии состоялась в Москве. Второе свидание проходит в Лондоне. Соловьёв в Британском музее изучал мистику Софии непосредственно перед поездкой в Каир. И в пустыне под Каиром, куда он отправился в ожидании третьей встречи с Вечной Подругой.
Соловьев и его последователи весьма увлекались Дамой, которой давали разные условные имена, будь то «Вечная Женственность», «Прекрасная Дама», «София» или же «Дева Радужных ворот». Первый раз он увидел ее на фоне лазури «с цветком нездешних стран», когда ему было девять лет, была лучистая улыбка и затем исчезновение. Соловьева стал взрослым, прошли чередой разные не церковные увлечения, включая Каббалу, старых гностиков и мистиков средневековья. Он побывал в Сергиевом Посаде, в академической библиотеке нашел кое что гностическое о Софии и уехал за недостающей литературой в Лондон. В библиотеке Лондонского музея он нашел западные и древневосточные материалы о Софии. Тут ему Дама явилась опять и предложила поехать в Египет.
Стоит обратить внимание на то, о чем именно попросил Соловьев прежде, чем получил приглашение в Египет:
Я ей сказал: твое лицо явилось,
но всю тебя хочу я увидать.
Чем для ребенка ты не поскупилась,
В том — юноше нельзя же отказать!
Соловьев добрался до Египта, забрел в пустыню, там под утро она и явилась.
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки —
Все обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря, и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Все видел я, и все одно лишь было, —
Один лишь образ женской красоты.
Безмерное в его размер входило, —
Передо мной, во мне — одна лишь ты…
Один лишь миг! Видение сокрылось —
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.
Видение, случившееся в «тонком сне», подано как космическое, прекрасное и безупречное. Д. Андреев утверждает, что Соловьев видел Даму с высших уровней «космической иерархии», а именовать ее следует «Звента Свентана». Она — выше всех прочих «дам» такого же рода (т. н. «Великих Сестер», в более поздних терминах Д. Андреева). Но, Соловьев, не зная этого ее имени, ничего другого для нее не придумал, кроме как назвать ее  своим универсальнохристианским идеалом по имени София, так как «Звента Свентана» раньше XIX в. никому не являлась.
А. Блок в очерке «Рыцарь-монах» через двенадцать лет после встречи с Вл.Соловьевым напишет, что в этo пocлeднee тpexлeтиe cвoeй зeмнoй жизни oн, кaжeтcя, oпpeдeлeннo знaл пpo ceбя пoлoжeнныe eмy cpoки; к внeшнeмy oбaянию и блecкy пpибaвилocь нeчтo, чтo eгo oзapялo и cтepeглo. Современники многое не принимали у Соловьева: от его раскатистого смеха до панмонголизма и экуменизма религий. Через двадцать лет в день памяти Вл.Соловьева Блок повторит слова: «Его житейский подвиг был велик потому, что среди необозримых равнин косности и пошлости пришлось ему тащиться с тяжелой ношей своей тревоги, с его "сожжённым жестокой думой лицом".
Поражает диапазон пророчеств Вл.Соловьева. От духовного воссоединения церквей до сегодняшних реалий последовательного установления мирового господства китайцами. Персонаж его очерка «Китай и Европа» еще в конце девятнадцатого века откровенно заявляет: «Мы готовы и способны взять от вас все, что нам нужно, всю технику вашей умственной и материальной культуры, но ни одного вашего верования, ни одной вашей идеи и даже ни одного вашего вкуса мы не усвоим. Мы любим только себя и уважаем только силу. В своей силе мы не сомневаемся: она прочнее вашей. Вы истощаетесь в непрерывных опытах, а мы воспользуемся плодами этих опытов для своего усиления. Мы радуемся вашему прогрессу, но принимать в нем активное участие у нас нет ни надобности, ни охоты: вы сами приготовляет средства, которые мы употребим для того, чтобы покорить вас». [1. с. 333-334].
 Как известно Вл. Соловьев был близко знаком с братьями, князьями Сергеем Николаевичем и Евгением Николаевичем Трубецкими. В их подмосковной усадьбе Узком 31 июля 1900 года после двухнедельной болезни скончался Владимир Соловьёв. Не исключено, что с Вл. Соловьевым встречался один из выдающихся теоретиков евразийства сын С. Н. Трубецкого Николай Сергеевич Трубецкой. Быть может, именно это пророчество Вл. Соловьева подвигло его на разработку проблемы воссоединения России с тюрским миром, противостоящих влиянию как с Востока, так и с Запада, а действительным и страшным врагом надвигающегося с востока Соловьев считал пустыни.
Во все времена, в Евразии правители явно склонялись к европейской культуре, а народы, скорее, к азиатской. Толчком для развития концепции евразийства стала книга князя Николая Трубецкого «Европа и человечество», написанная еще до революции. Трубецкой предупреждал, что для существования единого государства необходим единый национальный субстрат, а таким субстратом «может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонациональная нация». По словам Н.С. Трубецкого: «Между народами Евразии постоянно существовали и легко устанавливаются  отношения некоторого братания, предполагающие существование подсознательных   притяжений и симпатий» »[2, с.379, 381].
Казахстанский философ А. Нысанбаев отмечает, что «евразийская философия взаимопонимания», основанная на добрососедских межгосударственных отношениях и интеграционных процессах в евразийском пространстве «вполне  естественное проявление глубинной сути евразийства» . По мнению А. Нысанбаева: «Запад и Восток являют собой два противоположных типа мировоззрения, мироотношения, способа бытия в мире, две противоположные типологические формы культуры: деятельностную и созерцательную, интеллектуально-рационалистическую и образно-поэтическую, активно-прогрессистскую и сдержано-консервативную, прагматическую и экологическую», поэтому для установления равноправного диалога между Востоком и Западом, взвешенного, сбалансированного и гармоничного типа их взаимодействия и взаимообогащения, можно сказать, что «философия взаимопонимания – это поистине философия будущего». »[3, с.4].
Но вернемся к пророчеству А.Блока. У Блока на переломе времен самые тяжкие предчувствия: Знамя гуманизма, которое бестрепетно держал Шиллер, судорожно подхватили сотни трепетных и нервных рук людей XIX века — века, исполненного непрестанной тревоги. Когда луч погаснет, храм просвещенной Европы погрузится во мрак; Шиллер будет рано похищен смертью, для того чтобы не вперяться глазами в этот чуждый ему сумрак и не слушать той невнятной для него музыки, которая возникает из сумрака.

"Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла). <...>

Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дел и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...

Что ж, человек? - За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
О чём машин немолчный скрежет,
Зачем пропеллер, воя, режет
Туман холодный и пустой?.."(Поэма "Возмездие").
Поэт как ослеплённый мечется между эпохами, попросту не понимая, куда он попал. Сам Блок признавал: "Картина, которую я описываю ("поединок цивилизации с культурой"), необыкновенно уродлива и ужасна; свежий человек, попавший в среду XIX века, мог бы сойти с ума; что, казалось бы, можно придумать невероятнее и жесточе? Зачем представителям цивилизации нужно так последовательно преследовать представителей культуры? - Однако картина такова. Я утверждаю, что она правдива, потому что чувствую в великом искусстве XIX века действительную опасность для цивилизации"... Намечается новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения — уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество. [4]
- Воспоминаниями о Дуггуре, - считает Андреев, - насыщен второй том Блока «Снежная маска» – шедевр из шедевров. Совершенство стиха – завораживающее, форма каждого стихотворения в отдельности и всего цикла в целом – бесподобна, ритмика неповторима по своей выразительности, эмоциональный накал достигает предела.
Нет исхода из вьюг
И погибнуть мне весело.
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила…
Гибельность избранного пути осознана совершенно отчетливо.
Что быть бесстрастным? Что – крылатым?
Сто раз бичуй и укори.
Чтоб только быть на миг проклятым
С тобой – в огне ночной зари!
Вряд ли сыщется в русской литературе другой документ, с такой силой и художественным совершенством говорящий о жажде быть проклятым, духовно отвергнутым, духовно погибшим, о жажде саморазрушения, своего рода духовного самоубийства. Человечество стоит на пороге этого самоубийства.
В Каннах в 2013 г. представили картину, которую даже в Соединенных Штатах сочли слишком шокирующей. Ведущие голливудские студии отказались ее финансировать, а американские кинотеатры - брать в прокат. Речь о ленте Стивена Содерберга "За канделябрами". Это история однополой любви, снятая настолько откровенно, что даже актерам - голливудским звездам Майклу Дугласу и Мэтту Дэймону - было неловко играть многие сцены. Мэтт Деймон и Майкл Дуглас - два голливудские мачо, которых в разное время признавали секс-символами, сыграли однополую пару. Знаменитого американского пианиста Либераче и его любовника. Содерберг утверждает, что сегодня его фильм шокирует, но через 50 лет будет восприниматься позитивно. Но к счастью не весь мир еще сошел с ума.
Судите сами, в мае в Кишиневе прошел День Европы, и для пущей европейскости молдавские власти разрешили в этот день шествие сексуальных меньшинств. Правда, праздник был скомкан, поскольку несколько десятков гей-манифестантов прошлись под охраной сотни полицейских, включая представителей спецподразделений. Во избежание, так сказать, поскольку несознательных кишиневцев почему-то тянуло на рукоприкладство при виде марширующих гей-активистов. Слава богу, обошлось.
Зато в Грузии не обошлось. В Тбилиси местные геи попробовали выйти на улицы маршем и тут же пожалели об этом. Собравшаяся толпа из 15 тысяч человек испытала такую сильную неприязнь к геям, что в местные больницы попали 28 человек, среди которых 5 полицейских и несколько журналистов. Любопытно, что антигейский погром возглавили несколько грузинских священников. Заметим, что наиболее серьезным препятствием по распространению «передовых идей» оказались те республики бывшего СССР, где сильны позиции православной церкви