Памяти моей прабабушки Малиновской О. А

Ольга Никитина 64
   Моя прабабушка Ольга Александровна Малиновская родилась в 1885 году в семье учителя - инспектора и была самым младшим ребенком - последышем. Родители любили друг друга, детям прививали интерес к науке и чтению, который очень быстро становился сильнейшим удовольствием и переходил в разряд наказания для родителей! Папа был директором училища, имел при себе ключи от довольно большой библиотеки, которые дети брали без спроса уже с 6-7 лет, чтобы прочитать то, что им категорически запрещалось. Такая система воспитания привела к тому, что старший сын Саша стал всемирно известным ученым и врачом, основал первый институт переливания крови, сестра Анюта занималась революционной деятельностью, была литератором, журналистом, вышла замуж по большой любви за молодого революционера, пережила с ним ссылку и надзор полиции. Подарила ему необыкновенно талантливого сына Тотошку, который геройски погиб во время войны под Новороссийском. Муж ее в самые трудные годы возглавил наркомат культуры. Другая сестра, Маня, выучилась на доктора, много лет проработала в больнице в Москве. Брат Николай попал во время Первой мировой войны в ипритную атаку, сильно отравился и  вскоре умер. Брат Сергей тоже стал врачом , перебрался на постоянное место жительства в Польшу (наша семья хоть и православная, но имеет польские корни) и со всей семьей был уничтожен немцами по наводке местных националистов!
    А Ольга Александровна окончила классическую гимназию и специальный педагогический курс при ней, чтобы всю жизнь проработать учителем русского языка и литературы. Она была добрым,светлым  человеком, очень любила детей и никогда не пожалела о выбранной профессии. В 1904 году началась Русско-Японская война и понадобились сестры милосердия.Ольга Александровна решила ехать на фронт, на вокзале ее провожали все ученики с родителями, многие плакали...
   Бабушку направили на работу в полевой госпиталь, где она плечом к плечу с княгинями, графинями, баронессами, мещанками и крестьянками  возвращала здоровье раненым солдатам и офицерам. Надо отдать им должное, что уровень оказания  медицинской помощи уже в то время был настолько высок, что с того света вытаскивали очень тяжелых больных, которые вновь вступали в строй. Враги знали об этом и нападали даже на мед.учреждения. Поэтому Ольга Александровна, кроме ухода за больными, дозором буквально с шашкой наголо объезжала территорию госпиталя , отгоняя таким образом от него диверсантов. Именно здесь у нее появились подруги, с которыми она поддерживала отношения до конца своих дней ...
   Но война бесславно закончилась, и Ольга Александровна, возвращаясь домой, в поезде познакомилась со своим будущим мужем Ивановым Иваном Павловичем, который был учителем математики, замечательно играл на гитаре и пел. Он происходил из семьи яицких казаков, которые поймали Емельку Пугачева. В Оренбурге мои родные повенчались и стали работать педагогами в одном училище. Через довольно продолжительное время у них родились с небольшим промежутком двое детей Надежда и Владимир. Дедушку за то , что он крестил дочку именем Надежда,  даже отлучили от церкви, потому что дата ее рождения не совпадала с церковным календарем,а он хотел, чтобы девочка выжила.
   Местные обычаи оставили в памяти Ольги Александровны самые тягостные впечатления. Условия жизни яицких казаков предполагали раннее взросление и очень жесткое воспитание:обучение плаванию в ледяном Яике по принципу - хорошо, если малыш сам выплывет, в три года сажали на лошадь, чрезвычайно рано учили пользоваться оружием... И страсти кипели такие, что Шекспир бы позавидовал!Брат Ивана Павловича влюбился в прекрасную полячку, будучи уже женатым. Помутился рассудком и повесил свою беременную жену. После чего уже ее братья изрубили этого казака на мелкие куски и разбросали на кладбище. Чтобы его похоронить, Ольга Александровна  вместе с мужем несколько суток собирала в мешок все, что от него осталось. Но пришла беда и в наш дом : Иван Павлович завел себе вторую семью, где уже родилась дочь, а Ольге Александровне развода не давал и из Оренбурга не отпускал! Местное население на эту трагедию отреагировало неадекватно - у лошади отрезали хвост, ворота намазали дегтем. Конец этому кошмару сумел положить только муж ее сестры Анюты, в то время нарком культуры, который приказал посадить Ольгу Александровну в литерный поезд. Так она оказалась в  Москве.
   Сначала она много и долго работала просто учителем русского языка и литературы в московских школах. Так мне известно, что одним из мест работы был приют для сирот Гражданской войны в подмосковном имении Марфино, где она застала еще картины и скульптуры выдающих мастеров, которые законные хозяева Панины  не успели вывезти за границу. Дети Гражданской очень пострадали и нуждались в особом внимании. Одну девочку, за которой самозабвенно ухаживала Ольга Александровна, так и не удалось спасти. У бабушки не было того цинизма, которым поражены "педагоги" современной школы, поэтому ее сердце начало давать сбои.
   После этого ее старший брат Саша (Котик) пристроил ее на работу к своему старому революционному другу Надежде Константиновне Крупской в наркомпрос, где активно проходили реформы образования. Сейчас их только ленивый не критикует,
но именно благодаря им наша страна перешла к тотальной грамотности и вырастила специалистов всех уровней, которые в том числе благодаря своему образованию одержали победу над фашистской Германией и восстановили хозяйство в стране. Так вот брат Саша был одним из немногих, кто всеми силами поддерживал Ольгу Александровну с детьми... Поэтому когда он внезапно ушел из жизни, совершил профессиональный подвиг - поставил на себе медицинский опыт и до самого момента смерти фиксировал свои мед.показатели,  у Ольги Александровны начало сдавать здоровье. Какое-то время ее , несмотря на очень большую занятость, опекал муж ее сестры Анюты : он устроил ее детей в очень хорошие учебные заведения - дочка Надя окончила 9 классов в интернате, где преподавали педагоги, имеющие дореволюционное пед.образование, доставал ей постоянно билеты в Большой  и другие театры, оставлял ей приглашения на молодежные вечера в Кремле, не возражал против дружбы ее детей с своим сыном...Но в 1933 году и он ушел из жизни. И Ольга Александровна осталась практически одна.
   Потом в результате трагической случайности погиб ее любимый сын Володя - его сбил трамвай, когда он шел кататься на коньках. После этого в профессию она уже больше не вернулась. Но ее очень ценили на работе и выделили ей большую комнату в малонаселенной коммунальной квартире со всеми удобствами, которую она отдала свой молодой дочери и ее мужу, а сама вместе с любимой внучкой Светланой продолжала жить в бараке при Введенском кладбище. В ее комнате всегда было красиво и уютно, потому что Ольга Александровна любила шить, вышивать, рисовать и т.п. Печка всегда была хорошо натоплена.
   Даже во время войны и на склоне лет к человеку иногда приходит большое счастье: Ольга Александровна полюбила священника Бабтистской церкви и это чувство оказалось взаимным... Но кто-то настучал "куда надо", и этого священника сослали на "десять лет без права переписки". А потом допрашивали и били весь дом. Бабушку не тронули,но потеря любимого окончательно подорвала ее здоровье: она стала рассеянной и не заметила, что у нее украли месячную хлебную карточку - шел страшный 1943 год! Дальше просто сердечный приступ...
   На скромные похороны неожиданно пришел представитель Бабтистской церкви и совершил обряд, соответствующий нашему православному отпеванию. И также незаметно исчез.
                Эти воспоминания посвящаю уже своей дочери
                Никитиной Елене