О наследии

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Если бы мне пришлось рассуждать о народе, я бы для аналогии выбрала дерево. Корни – это наши предки, ствол символизирует  мощь, накопленную веками, ветви же – представители отдельного рода, каждая веточка развивается по-разному. У какой-то нарождаются новые и новые листочки и, несмотря на разгул стихий, крепко держатся на родной ветке, с какой-то листочки опадают, даже если ветер подул всего  лишь чуть-чуть, а какая-то и вовсе сухая, не сегодня-завтра сук обломится. Если дерево крепкое, ему не страшны морозы, каждую весну оно радует нас молодой сочной зеленью. Если ствол хлипкий, то  силы деревце подводят, того и гляди упадет.

     Но сегодня я хочу порассуждать о нашем наследии. А для этого понятия я выбрала другой, может быть, и не столь красивый, но, по моему мнению, наиболее подходящий аналог – цемент.  Возьмем, к примеру, пароним наследия – наследство.  При слове «наследство» мы представляем нечто конкретное: квартиры, особняки, машины, деньги, украшения, оставшиеся от близкого или дальнего родственника. Наследство мало кого объединяет, наоборот, споры из-за наследства ведутся годами, часто наследники обращаются в суд, ведут непримиримую войну, ссорятся, иногда на всю жизнь. Это потому, что наследством можно обладать, оно помогает человеку выправить кое-какие свои  нужды.

     Наследие – понятие абстрактное, его нельзя сделать предметом торга. Не скажу, что вообще нельзя, бывают случаи, но при условии, что наследие можно превратить в деньги. Как бы родственники ни бились за наследие, скажем, известного писателя, его творчество принадлежит всему народу. Наследие – это талант, наследие – это доброе имя.  Именно наследие кажется человеку менее привлекательным, оно не помогает решать сиюминутные проблемы. Но именно наследию присущи цементирующие свойства.

      Возьмем для примера молодого человека. Годам к шестнадцати он начинает задумываться: «Кто я? Где мое место в созданной системе? Куда идти дальше?» В такие моменты человек и вспоминает о наследии. Он узнает о том, чем занимались его предки, в чем видят смысл жизни родители. Если у предков почерпнуть нечего, если родители попросту прожигают свою жизнь, можно обратиться к наследию своей страны, узнать, кто чем жил, за что боролся, во что верил. Иногда человек стыдится, что ему нечего оставить после себя, кроме доброй памяти своих родных, но это гораздо лучше, чем память, оставленная  тираном, замешанная на крови и слезах миллионов.

     Ты идешь по городу. Сколько разных архитектурных сооружений встречается на твоем пути! Вот старинные купеческие дома, вот современные здания из стекла и бетона, вот дивные храмы с высокими куполами. Пусть твой взор обратит внимание на лучшее, что сумел воплотить архитектор в камне. Для тебя написана самая прекрасная музыка, сочинены лучшие стихи, придуманы эффективные механизмы. Все, что создано человеческой мыслью, – это отчасти и твое, это и ты сам. Знакомясь с историей своей страны, ты узнаешь о ее взлетах и падениях, изучаешь опыт поколений, который становится и твоим опытом. Сейчас такое время, что можно легко найти любую информацию обо всем мире. Да что там о мире: о целой Вселенной. А загадок становится все больше и больше, задачи, стоящие перед человечеством, все сложнее и сложнее.

     Человеческая память – особое вяжущее средство. Ничего из прошлого опыта  изменить уже нельзя.  Сколько их, людей-песчинок, пыталось оставить хоть какой-то след! Наследить можно по-разному... Увы, пластичная масса затвердевает и превращается в камень, скорее, в плиту. Бывает, что плита по краям крошится, кусочки осыпаются, какие-то моменты уходят в небытие. Но нарождаются и новые слои, мы продолжаем творить настоящее и будущее, опираясь на  фундамент наследия. И пусть эта плита будет могущественным символом единения всего живого и никогда не станет надгробием над человеческой глупостью и недальновидностью.

1 октября 2017