Моя библиотека

Вера Звонарёва
               

Библиотека снаружи была похожа на большущий аквариум –  вся   из огромных 4-х метровых стеклянных витражей, за которыми виднелись причудливые растения и  цветы,  вольготно распускающиеся  в тепле и свете, ряды стеллажей с книгами и кафедры с  милыми женщинами.

Я пришла в эту библиотеку случайно, после окончания филфака МГУ,   и проработала там 35 лет  - с молодости и до ухода на  пенсию. И все эти годы я чувствовала себя  рыбкой, золотой и счастливой,   свободно и легко плавающей  в этом  море книг и людей.

А что же внутри этого «аквариума»?

 Анфилада стеллажей с богатым книжным фондом  (около ста тысяч томов),  1000 кв. метров площади, 10 тысяч читателей и  очаровательные сотрудницы.
 
Коллеги подобрались удивительные -  творческие люди, образованные и интересные, имеющие огромное желание работать. Зарплата была чисто символической, но у всех были зарабатывающие мужья, так что нам оставалось только получать удовольствие от этого  вдохновенного служения.
Мы были единомышленниками,
нам всем хотелось сделать  не просто библиотеку, но настоящий центр культуры для жителей  нового района, создать атмосферу теплоты и сердечности, какую-то особую ауру, привлекающую  людей  в библиотеку. Мы решили, что наши читатели не должны  знать отказов, ведь сказать, что книги нет - так просто. Хотелось, чтобы каждый читатель уходил из библиотеки довольным и счастливым. Изучались спросы,  всеми правдами и неправдами добывались дополнительные деньги на комплектование. Наши квалифицированные библиографы  ежедневно расписывали  журналы и газеты, что давало возможность при отсутствии книги воспользоваться статьями по нужной теме.  Книгу часто нельзя найти, потому что  она  заставлена – стоит не на своем месте, поэтому  библиотекари ежедневно работали с  фондом и каталогами, чтобы было полное соответствие.  Мы открыли межбиблиотечные абонементы в самых крупных библиотеках Москвы, и появилась большая возможность выполнять запросы наших читателей.

   Работали на совесть, но успевали и поболтать друг с другом, поделиться домашними новостями. Друг про друга знали абсолютно  всё. Библиотека для нас была вторым домом.    Детей мы забирали из садиков и школ. Здесь они делали уроки, общались, читали, посещали наши кружки, гуляли и помогали нам, чем могли. Мужья, родители  тоже постоянно участвовали в жизни библиотеки, гордились нашими успехами и  достижениями.

Время было непростое, библиотека считалась идеологическим учреждением. Помню, какая-то ответственная комиссия написала, что в библиотеке отсутствует общественно политическое лицо, а это была суровая формулировочка. Но мы гордились тем, что в нашей библиотеке было человеческое лицо. Каждая мелочь имела значение. Например,  в читальном зале  мы сделали  чайно-кофейный столик : горячий самовар, чай, кофе, сахар, печенье. Выпил чашечку кофе   и уже лучше думается, легче работается.  Потом на этот столик сами читатели ставили что-нибудь вкусное. К каждому  мы  старались обращаться по имени  отчеству, приветливо и с улыбкой. Наши  практиканты  - студенты  Института Культуры и техникума  носили книги домой тем, кто не мог ходить в библиотеку,  читали книги слабовидящим. Мы их учили, что   если работаешь с людьми, то помимо знаний, образованности необходимо милосердие и понимание.
Библиотека была построена для взрослых, но нам хотелось обслуживать  и детей, и юношество. Всё перенесли , выделили помещения, оформили ярко и красочно залы. Долго собирали фонд. Получилась одна из первых в Москве библиотека семейного чтения.
Во время подписной кампании  приходилось вставать в пять утра, чтобы  приехать в «Союзпечать» как можно раньше, иначе заканчивался лимит на   любимые читателями «толстые» журналы: «Новый мир», «Дружба народов», « Знамя», «Москва», «Наш современник»  и другую периодику, повышенного спроса.
 


А где можно было в то время собраться молодежи? В молодежные кафе не попадешь.  Дома тесно.  А у нас место много, обстановка комфортная,  и  молодежь собиралась по определенным дням, можно было дискуссировать, обменяться  книгами, выставлять на просмотр свои картины,  реализовать свои возможности, читать стихи, слушать выступление интересных людей.
 Мы не только в стенах  библиотеки проводили свои встречи, но и  выезжали в памятные места Москвы и Подмосковья. Например, Середниково, где гостил  Лермонтов  у своих родственников.  Перед поездкой мы провели интереснейшие семинары, прочитали много книг о жизни и творчестве  Поэта. Эта была незабываемая поездка.  Читали его стихи, написанные в этой усадьбе, гуляли по окрестным местам. Спустя десятилетия, некоторые участники этой поездки приводили за руки  своих детей и внуков в библиотеку.

 Конечно, одни мы бы не справились, но у нас был потрясающий актив: историки и художники, инженеры и музыканты, писатели и артисты, библиографы и педагоги, люди самых разных профессий.
Назову только некоторых: народные артисты Давид Лернер и Юрий Мышкин, журналисты Генрих Лурье и Лора Белая, Литераторы Александр Коган и Александр Храбровицкий, протоиерей Михаил Ардов, художник Владимир Волк и многие-многие другие помогали библиотеке.

  Район был новый. Не было театров, кинотеатров, музеев, выставок, к которым  привыкли переселившиеся из центра Москвы жители.  Может, поэтому с такой  легкостью создался актив.  Это было общество интеллигентных людей, которые  в библиотеке нашли применение своим  знаниям и силам. Они сдружились, гостили друг у друга на дачах, отмечали в библиотеке свои дни рождения, но главное, что они  были настоящими нашими помощниками во всем.


А уж как нас любили читатели! В день - сотни благодарностей  и ответных улыбок.. Начинался дачный сезон и нас буквально осыпали цветами:  тюльпанами, нарциссами , пионами, а потом астрами, гладиолусами.
Так было приятно узнавать, что именно для библиотечных вечеров пенсионеры шили выходные наряды, а последней просьбой к родным у  некоторых читателей была – помянуть их в библиотеке. И это дорогого стоит!

Я помню, позвонила Вера Петровна Марецкая. Она не представилась сначала, а по голосу я ее не узнала. Она хотела срочно получить библиографическую справку для её мемуаров
- Сказали, если не у вас, то только в «Ленинке», а у меня нет времени дозваниваться.
Мы нашли нужный ответ и перезвонили. Тогда и узнали, что помогли известной актрисе.
Мы всегда старались выполнять самые трудные библиографические справки для любого читателя, и это доставляло нам истинное удовольствие.


Каждую пятницу в библиотеке устраивались прекрасные  вечера, встречи, литературные концерты. Мы одни из первых в Москве создали литературно-музыкальную гостиную.
Сначала потребовалась большая переделка  помещения. Пришлось поменять ( своими руками и руками актива)  казенные лампы дневного света на  люстры и бра. Где-то раздобыли краску, и перекрасили  мрачные стены, цвета советских лестничных клеток, в красивый бордовый цвет. Сделали белыми многочисленные колонны, отлакировали полы.. Приобрели  белый рояль
У нас  выступали  практически все известные Мастера художественного слова( Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Георгий Сорокин, Антонина Кузнецова и др.) , многие писатели, например, Анатолий Рыбаков, Татьяна Бек, Вячеслав Кондратьев, известные актеры :Георгий Жженов, Вера Васильева, Лев Дуров, певцы  - Алла Баянова, Людмила Лядова, Владимир Трошин, солисты театра « Новая опера», известные политики, например,  Валерия Новодворская  и Алексей Улюкаев, критики, руководители журналов, например, Зиновий Паперный, Лазарь Лазарев - главный редактор журнала «Вопросы литературы.».  Сцена нашей библиотеки считалась счастливой и успешной.
Третьяковская галерея, Исторический музей, музей Бахрушина  проводили у нас циклы выездных лекций.  Художественный институт им. Сурикова передал нам лучшие дипломные  работы , которые украшали стены библиотеки.

Пройдут годы, и  библиотека им. Короленко станет Центральной для системы библиотек  в САО.
  Огромный штат сотрудников: директор и его заместители, главные библиотекари, зав. отделами и филиалами, методисты и художники. Жизнь заставит поменять многое. Будет создан компьютерный центр, автоматизированы многие процессы работы. Во время европейского ремонта поменяют витражи на пластиковые окна. Библиотека уже не будет напоминать аквариум, но сохранятся традиции и главная из них – работать с душой и полной отдачей сил.

Есть, что вспомнить. Как приятно, что тема «аквариум», заданная в ЛИТО  натолкнуло меня  написать эти дорогие моему сердцу строки.




.