Два вальса

Галина Чаплыгина
                ДВА ВАЛЬСА

«…Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок…»

Танцы – как не похожи современные молодёжные танцы-тусовки на танцы 50-х годов прошлого века (как странно, я вспоминаю свою жизнь «в прошлом веке»). Танцевали только парами, под радиолу или оркестр. Было много различных танцевальных мелодий: мелодичные задумчивые танго (такие как «Утомленное солнце» и др.), весёлые задорные озорные фокстроты («Рио-Рита», «Роза-Мунда», «Кукарача» и др.) и конечно вальсы («Брызги шампанского» и др.)!

Недавно  я получила в подарок от одного сокурсника кассету с музыкой танцев 30х-40х годов. Как они напоминают мне молодость!  Меня всегда увлекали ритмы танцев: двигаться в паре с партнёром, ощущая общую подчинённость музыке, слушая ту или иную знакомую мелодию, а порой и хорошую задушевную песню – это большое удовольствие. В XIX веке на балах тоже были танцы, и все женщины и мужчины обязаны были уметь танцевать. Так что я считаю, что моя любовь к танцам вполне закономерна и не предосудительна.

Когда я была ещё школьницей, то уже мечтала, когда наступит такое время, что я смогу ходить в наш Дом Культуры, где по выходным всегда были своего рода «балы». Потом было время студенчества, и танцевали мы только на курсовых вечерах. Так что время для посещения танцевальных вечеров в ДК наступило только после окончания Университета и длилось до замужества (1954-1959гг.). Хотя контингент посещающих ДК был не ахти какой, но я бывала там иногда. Хотелось послушать музыку, потанцевать и, может быть, как знать, познакомиться с интересным человеком.

Давно собираюсь «увековечить» свои два незабываемых вальса.
Один вальс – мне посчастливилось (не побоюсь этого слова!) танцевать с офицером. Я не была ещё замужем, хотя мне было уже 27-28 лет. На мне было мое любимое платье их китайской шерсти, цвета неяркой блеклой бирюзы: юбка 8-миклинка; лиф имел неширокий, но довольно глубокий вырез, которого я немного стеснялась и потому прикрывала маленьким черным газовым шарфиком;  сзади шею прикрывал небольшой стоячий плиссированный воротничок; такая же отделка была на манжетах полу-длинных рукавов. Этот стоячий воротник напоминал некоторые  старинные платья. В этот вечер я, как и всегда, не пользовалась большим успехом, порой приглашала на танец какую-нибудь девушку, я умела водить.

 Как вдруг на другом конце зала появились трое военных, молодые офицеры (обычно военные сюда не ходили, у них был свой небольшой клуб, с регулярными танцами). Сначала они постояли, присматриваясь к танцующим. А потом один из них направился через весь зал и пригласил меня. Как только он «обнял» меня, я сразу почувствовала, что попала в руки настоящего танцора. Рука была властная, даже жёсткая, и лежала не на талии, а крепко упиралась в спину, держа меня не слишком близко, и не слишком далеко, а как раз на самой удобной дистанции. Вся его правая рука крепко и прочно удерживала меня и легко вела в танце.

 А как он танцевал! Прекрасно! Причём все танцевальные «па» были классические, без экстравагантных выпадов. И как легко и упоительно было мне танцевать с ним! Ведь я всегда мечтала о хорошем партнёре. Он отвёл меня на моё место, а затем снова приглашал ещё много раз (причём, других он не приглашал). Вероятно, там были не только вальсы, но именно вальсы запомнились больше всего. Это было – как сон. Меня поймут те, кто тоже любит танцы, какое наслаждение чувствовать себя в руках сильного и умелого кавалера. Он кружил меня по всему залу, применяя различные «па», а я полностью отдалась его воле, я себя почти не чувствовала, только слегка улыбалась. Мне было так легко, что я могла бы танцевать с закрытыми глазами, что я и делала иногда.

Но я сразу же поняла, что никакого знакомства не будет. Он зашёл сюда явно случайно (с двумя товарищами, которые вообще не танцевали), как говориться «на часок». Хотя пробыл он практически весь вечер и танцевал только со мной. Во время танцев он не сказал мне ни одного слова, и я тоже не сказала ничего. Зачем? Вряд ли такой блестящий офицер ещё свободен.  Просто, по каким-то причинам, ему захотелось потанцевать, и он зашёл сюда. Чувствовалось, что он любит танцы, и много танцевал, и что я ему подхожу как послушная партнёрша. Ну что ж, меня это тоже устраивало, такие партнёры, как говорится, «не валяются». Мне тоже хотелось только потанцевать. Во время последнего прощального вальса его уже не было, он совсем ушёл из ДК. Но я до сих пор благодарна провидению за этот незабываемый вечер!

Второй вальс – это уже совсем другая история. И произошла она несколько позже. Второй вальс я танцевала с мужем. В 1960г. мы с ним уехали на жительство в Душанбе (бывший Сталинабад), в связи с открытием там филиала ВНИГРИ, в котором мы оба работали.

Будучи в командировке в Ташкенте, в выходной день мы посетили парк, и там была танцевальная открытая площадка. Танцы ещё не начались, но оркестр уже был готов и ждал, когда подойдут пары. Уже прозвучали первые мелодии, но молодёжь почему-то не решалась выйти на площадку. Тогда мы с мужем подумали: а почему бы и нам не потанцевать? Мы купили входные билеты и первыми вышли на площадку. И оркестр начал играть специально для нас.

Мы были ещё достаточно молоды, одеты в светлые костюмы (представьте ташкентское лето!), на мне было вообще почти «свадебное» платье (оно действительно шилось для свадьбы) – так что смотрелись мы хорошо. И вот – вальс! Иван не был профессиональным танцором, но для обычного партнёра танцевал не плохо. Поэтому мы с удовольствием кружили по пустой площадке танец за танцем. Молодёжь стала собираться у изгороди, отделяющей площадку, и все смотрели на нас. Это было приятно. Возможно, нас приняли за специальных «зачинателей», и постепенно пары стали выходить на площадку. Тогда мы ушли, но этот вальс я тоже запомнила навсегда!

Я до сих пор люблю танцы, но танцевать уже не приходится. Да, вероятно это уже привилегия только молодёжи. Её всегда тянуло к ритмам танца. Ритуальные пляски дикарей, негритянские танцы, цыганские танцы, испанские танцы, деревенские пляски, балы, клубы, Дома Культуры, танцевальные площадки в парках, дискотеки, тусовки… Человека вообще всегда тянуло к движению под музыку. И это прекрасно!