Ферма. Алька

Галина Гурьева
Я пришла к Валентине Павловне Докшиной. Мы с ней дружили, и я довольно часто навещала её. Только я вошла в дверь, как с радостным визгом в ноги мне бросился белый лохматый комок. Я взяла его на руки, и он тотчас облизал мне всю физиономию, выказывая своё расположение.
- Откуда такое чудо, Валентина Павловна? Как его зовут?
- Альку Ирочка привезла из Ижевска. Им подарили, а они не могут держать собачку. Вот она его мне и привезла. Только я тоже не могу его оставить.
- Ой! Отдайте мне! Пожалуйста!!! – сказала я, прижимая к себе тёплое лохматое тельце.
- Не могу, Галочка, - покачала головой Валентина Павловна. – Я его уже Наденьке обещала отдать.
Я расстроилась. В Альку я влюбилась с первого взгляда. Но спорить не стала, знала, что если Докшина что обещает, то обязательно выполнит обещание. Мы пошли на кухню пить чай, и Алька тотчас улёгся на моих ногах, при этом морда у него была абсолютно счастливой. Пока я была в гостях, пёсик не отходил от меня, а когда уходила, стал скулить и царапать дверь, будто умоляя вернуться.
Дней через десять я снова зашла к Валентине Павловне, и меня снова с восторгом встретил Алька.
- Галочка, если Вы не передумали, можете взять его себе, Наденька его вернула.
- А что случилось?
И Валентина Павловна рассказала, что щенок на новом месте стал выть, гадить везде, грызть всё, что плохо лежит, словом, вести себя безобразно. Явно, ему там не понравилось. И вот теперь я могла его забрать. Собачьи шалости меня не испугали. И почему-то думалось, что у меня дома он не будет хулиганить. И я оказалась права. Более интеллигентной и воспитанной собаки я в жизни не видела. Так Алька сам выбрал себе хозяйку.
Алька был мальтийской болонкой, с белой прямой длинной и очень мягкой шерсткой, единственным чёрным пятном был нос. Глаза закрывала чёлка. Мне сказали, что её нельзя состригать или подбирать, собака может ослепнуть, это её естественная защита. Когда он попал ко мне, ему было около пяти месяцев. Довольно взрослый щенок.
Первую ночь на новом месте Альке было немного не по себе. Он подходил к моей кровати, смотрел мне в лицо, будто проверяя здесь ли я. Я просыпалась, гладила и успокаивала собаку, и он снова укладывался спать. Место я ему определила между моей кроватью и печкой, но он предпочитал устраиваться на прикроватном коврике.
Алька был не единственным у нас с мамой. Он аристократ, жил в доме вместе с нами, но двор тоже требовал охраны. И мы взяли щенка, Тузика. Тузик был месяца на два моложе Альки, ровного коричневого окраса, только на передних лапах белые чулки. Похоже, в числе его предков был сеттер, отсюда окрас и повадки охотника. Я много раз наблюдала, как Тузик делал стойку на птиц во дворе.
Алька с Тузиком подружились. Было лето, все двери в доме открыты, и они часами гонялись друг за другом по двору, или дружно лаяли на прохожих, идущих мимо забора. Двор был отгорожен от улицы длинным дощатым забором, и мимо него часто бегали дети, а наши псы с удовольствием бежали с лаем по эту сторону загородки. Это была их игра. В заборе кое-где были щели, и они часто прижимали к такой щели носы. И если ребятня это замечала, то начинали тыкать палками прямо в носы собакам, делая им больно.
Дети в малом возрасте часто бывают жестоки. Как то я гуляла с Алькой на поводке на улице, а мимо проходил знакомый с ребёнком и остановился поболтать со мной. Пацан лет пяти нашёл какую-то ветку, и с радостным смехом стал бить ею Альку. На замечания отца не реагировал, а более строгих мер папа не счёл нужным применять. Я взяла собаку на руки, и быстро распрощалась со знакомым. Не знаю, кто вырос из этого ребёнка, но вряд ли добрый человек. Жестокость по отношению к животным в детстве, часто порождает жестокость к людям. Животных надо любить и оберегать. И если дома появился ребёнок, не спешите избавляться от домашних питомцев. Пусть они растут вместе и учатся любить и понимать друг друга. Дети вырастут более добрыми и чуткими.
Альке с Тузиком было около года, когда случилась беда. Они оба заболели чумкой. Ветеринар только головой покачал, сказал, что вряд ли они поправятся, но уколы прописал. И в тот же день я начала колоть собак. С первого же укола Алька понял, какая это неприятная процедура. Я ещё только шприц набираю, а он уже лежит на диване и орёт, будто его режут. От его воплей у меня начинали дрожать руки, но укол я всё-таки делала. Ни он, ни Тузик не прятались от уколов, Тузик от страха и боли во время укола лез маме на шею, она держала его на руках во время процедуры, но не убегал, и не прятался. А Алька сам прыгал на диван, ожидая экзекуции. Они оба будто понимали, что это больно, но жизненно необходимо. К счастью, оба выздоровели.
А вскоре у нас появилась Дунька – пушистая красавица трёхцветка, с огромными зелёными глазами. Собаки охотно приняли котёнка в свою компанию, и скоро по двору носились все трое.
Первые роды у Дуньки были неудачными. Котята родились мёртвыми, а сама Дунька истекала кровью. Кошку трясло, и она почти ни на что не реагировала. У меня ещё оставались лекарства после болезни собак, и недолго думая, я сделала укол Дуньке. Для маленькой кошки доза антибиотика была, наверное, великовата, но Дунька сразу начала выздоравливать. Ещё уколов не потребовалось.
Наступила  зима. Утром, часов в семь, мы выпускали Альку во двор, где его уже ждал Тузик. Одним декабрьским утром мы с мамой заволновались. Со двора доносился упорный лай в два голоса. Что-то случилось. Мы вышли во двор. В снегу сидел котёнок, а над ним стояли две собаки. Как только мама взяла котёнка на руки, псы успокоились. Это они так нас вызывали, обижать малыша никто не собирался.
Дома мы рассмотрели найдёныша, оказался голубоглазый сиамец. Откуда он взялся в нашем дворе, так и осталось загадкой. Кличку мы ему дали Ваня. Ну, где Дуня, там и Ваня. Вот тогда и появилось в нашем домашнем разговоре слово  - ферма. Дунька впервые увидев найдёныша попятилась и зашипела, но потом победил материнский инстинкт, и она стала воспитывать Ваньку, как своего.
Наступило лето, и выросший Ваня стал выяснять отношения с соседским Шуркой. Они сидели на крыше сарая у соседей, и пели воинственную кошачью песнь. Тузик, услышав это, решил, что Ваню надо спасать. Он залез на свою конуру, и каким-то чудом перебрался через довольно высокий забор и кинулся на помощь другу, Алька носился по нашему двору и отчаянно переживал за кота. Тем временем, коты сцепились и упали прямо в бочку с дождевой водой. На Шурку сразу с лаем кинулся Тузик, и тот сконфуженный быстро ретировался снова на крышу. А мокрый Ваня с видом победителя чинно отправился домой. Ну а мне пришлось идти к соседям вызволять Тузика, перелезть обратно к нам, он не мог. С той поры Шурка стал избегать встреч с нашим котом.
Прошло время, и нам пришлось расстаться с Тузиком. Мы получили квартиру, а брать взрослую дворовую, не приученную к порядку собаку в благоустроенную квартиру было просто невозможно. Так что Тузика пришлось отдать соседям. Было очень жаль с ним расставаться, но делать нечего. А вся остальная ферма переехала вместе с нами.
Животные к переезду отнеслись спокойно, быстро обжились на новом месте, вот только с Ванькой случилась беда. Он привык выходить гулять во двор через окно, решил воспользоваться этой дорогой и здесь. Выпрыгнул в окно с четвёртого этажа. Сильно ушиб живот и нижнюю челюсть. Синяк на животе был долго, но в конце концов он выздоровел, и к нашей радости, последствий после рокового прыжка не было. Кот был здоров и прожил четырнадцать лет. Только не хотел выходить на улицу, боялся.
Зато Алька с Дунькой очень любили гулять. Альку выводили два раза в день, и Дунька всегда отправлялась с нами. Пока Алька чинно шёл по дорожке вдоль дома, Дунька носилась где-то в траве и кустах. Иногда к Альке подходили познакомиться другие собаки, тогда неизвестно откуда появлялась Дунька и бедный пёс получал лапами по морде, и поспешно убегал. Дунька с гордым видом начинала тереться об Альку, мурлыкать, всем своим видом говоря, вот, мол, какая я молодец! Защитила приятеля от страшной собаки. Надо было видеть при этом сконфуженную Алькину физиономию. Всем своим видом он показывал, как ему неловко и неприятно, что кошка трётся об его шкурку. Делал вид, будто знать её не знает. Словом, очень стеснялся. Мы с мамой и прохожие, наблюдавшие эту сцену, смеялись от души, а некоторые даже фотографировали забавную пару.
Время от времени Дунька приносила котят. Не от Ваньки. Нашего кота она к себе не допускала, видно считала его своим ребёнком. Он ведь у нас появился вскоре после её неудачных родов, и заменил ей погибших котят. Ваня не обижался. Часто можно было видеть как Ваня и Дуня лежат рядом, вытянувшись в полный рост, с блаженными мордами, а по ним ползают слепые несмышлёныши.
С новоявленными жильцами знакомили и Альку. При этом Алька старался убежать, мне приходилось насильно его удерживать. Видимо, инстинкт подсказывал, что иметь дело с маленькими котятами, да ещё когда кошка-мама рядом, опасно. А Дуня наоборот ласкалась к Альке, всем своим видом говоря: «Посмотри, какие замечательные у меня дети! Я очень ими горжусь. Ну, полюбуйся на них!»
Но такое отношение было только к Альке. Иду как-то с работы, меня останавливает сосед. У него была овчарка.
- Вы свою кошку не выпускайте, я вчера от неё тапочком еле отбился.
Выяснилось, что Дунька сидела на лестнице, когда сосед вывел свою овчарку на прогулку. Дунька пыталась вцепиться собаке в морду. Тут бы ей мог и конец прийти, овчарка была злобной, но сосед, еле удерживая своего пса, снял тапок и отогнал Дуньку. Что поделаешь. Дуня защищала своих котят, которых мы тогда ещё не успели раздать. Хотя котятам в закрытой квартире ничего не угрожало.
Вся эта домашняя живность очень веселила нас с мамой. Описать их игры и проделки просто невозможно, но мы порой забывали про включенный телевизор и только наблюдали за ними. Настолько это было увлекательно и забавно. И часто в голову приходила мысль, что не мешало бы и людям поучиться у животных. Никакой «межнациональной» розни, никаких противоречий. Всегда вместе и всегда дружно. Вот вам и пословица «жили как кошка с собакой».
Дунька была очень красивой и её неоднократно пытались прихватить себе прохожие. Нам с мамой несколько раз приходилось вмешиваться и говорить, что это наша кошка. Но она ходила гулять не только с нами, часто гуляла одна. И однажды ушла и не вернулась. Очень надеюсь, что её кто-то взял себе, а не погибла Дунька под колёсами или от злых людей.
Алька был очень умной собакой. Усваивал всё с первого раза.
Была холодная зима, я связала ему жилетку, опасаясь, что простудится. В жилетке ему было тепло, но вот лапки сильно мёрзли. Он постоянно поджимал то одну, то другую. Сшила ему налапники. В первый раз никак не хотел их надевать, стаскивал зубами, брыкался. Пришлось прикрикнуть. Пошли гулять, но Алька так и пытался их стащить, пока на мороз не вышли. Тут-то он понял всю прелесть обуви. На следующую прогулку сам улёгся на диван, задрал вверх все четыре лапы, и всем видом показывал, что без налапников никуда не пойдёт.
Приехала с работы, выхожу из автобуса, а тут как раз мама с Алькой гуляет. На морде удивление, потом восторг, и вот он уже рвётся ко мне. Радость встречи. Вышла я тогда из большого жёлтого Икаруса. Потом мама рассказывала, что в моё отсутствие Алька тащил её к остановке и ждал жёлтый Икарус, переставал гулять, надеялся, что я снова выйду из этого чудовища,  домой уходить не хотел. Возвращался грустный и разочарованный. Но в другой раз снова ждал жёлтый большой автобус.
Если Алька чего-то хотел, то вставал на задние лапки и уморительно махал передними, выпрашивая лакомство.
Приходила знакомая с сыном лет двух. Алька сразу начал ревновать меня к ребёнку. Я посадила Сашу на колени, и Алька тут же стал крутиться рядом, царапать меня когтями. Непоседа Саша быстро слез с моих колен, и туда тотчас вспрыгнул Алька.  Обычно он этого не делал, не любил сидеть на руках. А тут, уселся и победоносно смотрит на Сашу. Мальчик понял его взгляд, подошёл и заревел. Но тут Лена, его мама, позвала к себе. Саша взгромоздился на её колени и вызывающе посмотрел на Альку, мол, у меня колени лучше. Мы с Леной долго смеялись, уж очень одинаковая была реакция и у ребёнка, и у собаки, а в целом уморительная сценка.
Алька очень любил мыться. Это была частая процедура, белая шерсть пачкается быстро. Он подавал лапки, подставлял воде то один, то другой бок. А потом лежал, завёрнутый в полотенце. Слегка обсохнув, выбирался и начинал носиться по комнатам, разогревая кровь и высушивая шкурку. Просохнув, прыгал на диван – расчёсываться. После всей процедуры я говорила какой он красивый и посылала к маме. Алька радостно бежал к ней, и ждал, пока и она ему скажет, какой он красивый. Комплименты мой пёсик  очень любил. Как-то в доме не оказалось шампуня, кроме специального для седых волос. Пришлось им вымыть Альку. После этого мы, на радость всем окрестным детям и прохожим, гуляли с голубой собакой. Повышенное внимание окружающих очень нравилось Альке. Он гордо вышагивал, подняв голову и задрав хвостик, будто сознавая свою уникальность.
Собаки часто стараются лизнуть человека в нос. Это их проявление дружелюбия. С моим носом Алька иногда обходился по-другому. В минуты какого-то особого душевного единения он осторожно покусывал мой нос, и я понимала, что с его стороны это высшее проявление любви и преданности, а с моей – огромного доверия к этому замечательному четвероногому существу. И Алька это понимал и ценил. Мне вообще казалось, что в такие минуты я слышу его мысли, понимаю его чувства. Наверное, он испытывал то же самое.
Алька заболел воспалением лёгких. Ветеринары, лекарства, уколы…
Всё тщетно. Я делала всё возможное, но лучше ему не становилось. Я была в отчаянии, не могла смотреть в его глаза, умолявшие о помощи. Мне было стыдно перед ним от своего бессилия. Ванька очень жалел Альку. Ложился рядом с ним, согревая своим телом, вылизывал ему мордочку, слизывая остатки лекарств, сильно переживал.
Умер Алька у моих ног, из последних сил пришёл ко мне , вздохнул и умер, успев почувствовать в последний раз мою руку на своей спине. Похоронили его в осеннем лесу около Чагана.
Ванька затосковал. Ходил по всей квартире, искал Альку и жалобно мяукал. Мы понимали его горе, сами сильно переживали смерть любимца, и пытались успокоить кота. Хорошо иметь животных, вот только хоронить их почти так же тяжело, как и людей.
Алька прожил у нас двенадцать лет. Это были очень счастливые годы. Нет, всё было как обычно: мамины болезни, личные проблемы, неприятности на работе. Но рядом со мной был Алька. Он всегда прекрасно чувствовал моё настроение. Умел  развеселить, когда мне грустно, утешить, когда плохо на душе, как то по своему поддержать и успокоить, когда я была на грани отчаяния. Более  чуткого, верного и преданного друга в моей жизни больше не было ни среди людей, ни среди собак. И сейчас, вспоминая Альку, я не могу сдержать слёз.