Учение о молитве. Знакомое и неизвестное

Сергей Войнилович
Молитва – разговор с Богом.
Учение о молитве. Знакомое и неизвестное.
Три варианта ответа Господа.
 Как обращаться к Богу?
     Вставая на молитву, мы часто не задумываемся о том, как нам обратиться к Господу, о чем просить, как себя вести. Мы призываем Его со словами: Отец, или Иисус, либо Дух Святой, а не редко заканчиваем моление фразой «во имя Отца, Сына и Святого Духа, аминь», мы просим даров, хлопаем в ладоши и танцуем. Длительное время, находясь в среде так называемых православных верующих, и сами, будучи неспасенными, мы воспринимали их традиции осенять себя крестным знамением, обращаться к святым угодникам на иконах, ставить свечи под образа, красить яйца на Пасху, гадать на Рождество и купаться в прорубях на Крещение как нечто верное, Богом утвержденное.  Но пришло новое. Мы стали, например, пятидесятниками и с удивлением для себя увидели, что всего этого нет в Писании, и нам предложили иной вариант поклонения Богу, как - будто основанный на Слове Божьем. И мы, как и прежде, не проверяя по Слову, поклоняемся Спасителю душ наших уже в рамках пятидесятнических традиций, но имеют ли эти традиции что-то общее с Истиной?  На первый взгляд вопрос нам кажется несерьезным и даже смешным. Уж мы-то знаем, что делаем, при этом основываем свои заключения, как и прежде не на Писании, а на все той же традиции, доверии своим пасторам, забывая историю, которая однажды произошла с учениками на горе преображения Господнего. Будущим апостолам Моисей и Илия показались вполне авторитетными личностями, как и Христос. Но их желание поставить три кущи не нашло отклика у Бога и как следствие глас с неба: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Его слушайте». Где традиции и где авторитеты? Итак, давайте разбираться.
    Правомочно ли наше обращение к Богу со словами: Господь, Бог, Отче, Царь. Да. Анализируя Евангелия, мы находим, что сам Иисус и его ученики так обращались к Богу как к Отцу, Царю.
Матфея 6: 6-13  Отче, Царь;
Матфея 11: 25,26  Отче, Господь неба и земли;
Матфея 27: 46  Боже мой;
Деяния 2:47  Хваля Бога;
Деяния 4:24  Владыка Боже.
     Перечислим примеры не только прямого обращения к Богу-Отцу, но однозначного повеления делать именно так, а не иначе:
Матфея. 6: 9; Иоанна. 14: 13-14, 15: 16, 16: 23-27; Деяния 2: 47, 3: 8-9, 4:21, 24, 28-30, 8: 22, 10: 46, 11: 18, 12: 5, 16: 25, 20: 21, 21: 20, 26: 20, 29, 27: 35, 28: 15; Иакова 1: 5; 1-Петра 2: 12; Римлянам 1: 8, 6: 17, 7: 25, 8: 15, 10: 1, 15: 6, 9, 30, 1-Коринфянам 1: 2, 4, 14, 14: 2, 18, 25, 28, 15: 57; 2-Коринфянам 1: 23, 2: 14, 8: 16, 9: 11-13, 13: 7; Галатам 1: 24, 4: 6; Ефесянам 1: 16, 2: 18, 3: 14, 20-21; Филиппийцам 1: 3, 4: 6; Колоссянам 1: 3, 12, 3: 17, 4:3; 1-Фессалоникийцам 1: 2-3, 2: 13, 3: 9; 2-Фессалоникийцам 1: 3, 11; 2: 13; 2-Тимофею 1: 3; Филимону 4; Евреям 13: 15.

   Итак, более 70(!) раз – обращение к Отцу во имя Иисуса и через Иисуса.

    Теперь перейдем в исследовании к Духу Святому. Обращался ли к Нему Иисус? Нет, не смотря на то, что Он был Им помазан (Лука 4: 16-19), был Им водим (Матфея 4: 1). Мы не находим обращений в молитвах к Духу Святому учеников в Деяниях и рекомендаций делать это в посланиях апостолов. Важно отметить, что отсутствие упоминаний на  молитвенное обращение учеников к  Духу Святом - это не проблема перевода или забывчивости апостолов написать о данном духовном опыте. Все серьезней. Евангелие это продукт самого Духа Божьего (2-Петра 1: 20-21). Следовательно, Сам Дух Святой исключает себя из списка для молитвенных обращений. Почему? Ответ прост. Главная цель Духа Святого не может не совпадать с целью Бога, а она (цель) ясно сформулирована в Иоанна 3: 16, где говориться, что «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Умаляя Себя, скрывая в тени, Он (Дух Святой) переводит наш взгляд с Себя на Жертву Христа, возвеличивает жертвенную любовь Бога к человеку. Можно полагать, что это делается еще и для того, чтобы не только подчеркнуть первостепенную важность евангельской вести, но и снять излишнее внимание с Себя у лиц ищущих особенной духовной практики, переживаний и мурашек. Более того, такое смирение в Троице еще раз подчеркивает в Ней гармонию через взаимное подчинение ради достижения главного – спасения человека.  С одной стороны Христос водим Духом Божьим, а с другой - Дух Божий ведет нас к Христу, умоляя Себя. Следовательно, Писание недвусмысленно дает нам рекомендации, что все отрывки Слова Божьего, где упоминается Дух Святой рассматривать в  привязке к спасительной жертве Христа; как то, или иное действие Духа Божьего, дар или плод Его ведут нас к Голгофе и к спасению.
     Итак, мы установили, что сам Дух Святой снимает свою кандидатуру с объектов для молитвенных обращений и поклонения, следовательно, не может быть законным и выражение «во имя Духа Святого», когда данные слова идут через запятую в выражении:  «во имя Отца, Сына и Святого Духа, аминь», т. е. подобные фразы не должны иметь место в наших молитвах, однако, на практике не так.
   Внимательный читатель может возразить и сказать: «А как же проинтерпретировать слова Иисуса (Матфея 28: 19), когда он напутствует учеников, говоря - «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И здесь не все так сложно. Первое, что хочется подчеркнуть, это то, что крестить и молиться не одно и тоже, и мы не видим в Деяниях подобных формулировок апостолов при крещениях людей. Но главное даже не в этом формальном отсутствии указаний на подобные молитвенные формулировки, а в том, что духовный смысл данного выражения значительно глубже и ярче, чем мы его себе представляем. И здесь нам помогает еврейский перевод, который звучит так:

   «Потому идите и делайте учеников из людей во всех народах, погружая их в сущность Отца, Сына и Духа Святого».

    Таким образом, это выражение – не совет того, как правильно сформулировать фразу при водном крещении новообращенного, а  долгосрочная практика погружения уверовавшего в Бога, когда в силу вступает важный библейский закон преображения (2-Коринфянам 3: 18), который описывается так: «на какой образ смотришь, в такой и преображаешься». Погружение спасенного в Бога, его преображение жизни, позволяет такому человеку стать «Божьим письмом всеми читаемым и всеми узнаваемым», это евангелизация самой жизнью, сведение к минимуму возможности для претыкания внешних, когда слова и дела у верующего не расходятся друг с другом.
    Расширяя аудиторию обращения, хочется отметить, что не только Святого Духа нет в списке для наших молитвенных обращений, но и других лиц. Здесь нет Петра, девы Марии или Марии Египетской, святого Пантелеймония, Сергия Радонежского и др. Многие верующие, еще при жизни апостолов были убиты за веру во Христа, но это не стало поводом в апостольской церкви к их канонизации и последующим к ним молитвам. Да и какой шанс у умерших стать объектами для молитвенных обращений, если сам Святой Дух умоляет себя, чтобы возвеличить Жертву Иисуса. Любые попытки сместить акценты в этом плане должны рассматриваться как попрание крови Христа, богохульство.

        «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого- либо скота, который на земле, изображения какой- либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого- либо гада, ползающего по земле, изображения какой – либо рыбы. Которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им….» Второзаконие 4: 16-19.

    Поддерживает ли Святое Писание наши обращения к Иисусу Христу?
 
   -  Матфея 7: 21-23. «Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». 
 - Деяния 7: 59-60. Стефан молится, обращаясь к Иисусу;
-  Деяния 9: 4-6, Деяния 9: 10-18. Диалоги Савла и Анании с Христом.
 - 1 Иоанна 1: 3. Имеем общение с Сыном Его Иисусом Христом.
 
   Итак, Писание дважды указывает нам на такую возможность теоретически (Матфея 7: 21-23 и 1- Иоанна 1: 3) и трижды (Деяния 7: 59-60; Деяния 9: 4-6 и Деяния 9: 10-18) показывает ее на практике. Однако детальный разбор случаев общения с Иисусом показывает исключительный их характер, а не распространенную в церкви практику, как в отношении Отца (более 70 случаев). Таким образом, Писание допускает возможность обращения к Иисусу, в случае Его прямого обращения к нам, т.е. по Его инициативе, как это было с Павлом, Ананией и Стефаном, но в остальных ситуациях нам велено обращаться к Отцу, что является каждодневной практикой верующего человека. Мы обращаемся к Богу – Отцу через Бога – Сына в Боге - Духе Святом.

Когда и о чем нужно молиться?
   
 - «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом …» Ефесянам 6: 18.
   
- «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,  предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине» 1 Тимофею 2: 1-7.

- «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Матфея 18: 19-20.

    Итак, молиться можно всегда и обо всем. Для Бога, как Отца нет запретных тем. Он любит человека и готов обсудить все, и помочь во всем.
    Последствие молитвы в отношении противостояния греху.
Вернемся еще раз к примеру молитвы Иисуса.
   «Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошед от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» Лука 22:40-41.
    Последствия известны: Иисус, молившись, получил силу перенести муки смерти и искушения диавольские, а ученики, проспав – отреклись от Учителя и Начальника жизни.
        Таким образом, молитва это не время, потраченное напрасно, но и возможность «укрепляться Господом и могуществом силы Его».

Где можно молиться?
    - «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» 1 Тимофею 2: 8.

Индивидуальные и коллективные молитвы
- Индивидуальная молитва.
   «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;  не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» Матфея 6: 5-8.

-Коллективные молитвы.
    «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама', то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». Деяния 1: 13-26.

Духовные условия молитвы.
-Вера.
   «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евреям 11: 6.

-Искренность и чистота.
 - «Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности» И. Навин .24: 14
 - «И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость …» 3-Царств 3: 6.
 - «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» 2-Царств 22: 26-27.

     Далее мы обратимся к теме «особенности» женской молитвы к Богу и повеления Павла для женщин покрывать голову платом.
     Ниже авторы цитируют работу С. Санникова «О женском покрытии головы».
     Неумение провести границу между областью равноправных и областью иерархических отношений всегда приводит к неразберихе и сумятице. Подобная неразбериха возникла и в Коринфской церкви. Коринфяне видели только отношения равенства (или "равноправия", как теперь говорят) и совершенно не придавали значения отношениям соподчинения. Это привело к искаженным представлениям о дарах Святого Духа (1-Коринфянам 12: 30), когда равноправие по отношению к дарам Святого Духа и их равная доступность каждому стали пониматься, как необходимость всем иметь один и тот же дар. В частности, считалось, что все должны говорить иными языками, хотя Богом уготовано каждому свое собственное, индивидуальное проявление Святого Духа, то есть личный и неповторимый дар. Не напрасно Апостол Павел со страстной горечью, видя непонимание коринфян, восклицает: "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы?"
 (1-Коринфянам 12: 29). Конечно, не все. Ложное понимание равенства привело к ложно понимаемой свободе, которая выразилась в бестактном поведении во время Вечери Господней (1-Коринфянам 11: 20 и 33-34), в неверном представлении о церковной иерархии и в унижении авторитета апостола Павла, в бесчинстве во время проведения богослужений (1-Коринфянам 14: 23) и в других аспектах. Подобная неразбериха царила и в семейных отношениях. Поэтому Апостол Павел посвящает первую половину 11 главы своего Послания к этой церкви вопросам соподчинения.
В контексте этого рассуждения становится ясно, почему апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова "брат" и "сестра", а говорит только: "муж" и "жена". Понятия "брат" и "сестра" указывают на отношения равенства в духовных сферах, в то время как термины "муж" и "жена" говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении апостола Павла интересует не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях (например, в Послании к галатийским церквам), а вопросы правильного иерархического соотношения.
На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?
Прежде всего, необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом - Его Помазанником: "Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1-Коринфянам 11: 3). То есть, истину о том, что "жене глава муж" Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца. Вопросы соподчинения Бога-Отца и Иисуса Христа необыкновенно сложны для прямолинейного человеческого восприятия. Так, в Священном Писании есть ряд мест, показывающих равенство, то есть, тождественность и единосущность Небесного Отца и Его Сына - Иисуса Христа: "Я и Отец - одно" (Иоанна 10: 30), "Видевший Меня - видел Отца" (Ин.14:9) и другие. С другой стороны, Иисус, находясь во плоти и выступая в качестве Христа-Помазанника Божьего (то есть, Мессии-Посланника), неизменно подчеркивает Своим поведением и Словом, подчиненное отношение к Богу-Отцу и покорность Его воле: "Отец Мой больше Меня" (Иоанна 10: 29; Иоанна 14: 28). "Он, будучи образом Божьим ... уничижил Себя ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Филиппийцам 2: 6-8).
Издревле Церковь видела в 1-Коринфянам 11: 3 отношение Бога только к воплотившемуся, а не предвечному Сыну Божьему. Это подтверждается также тем, что апостол Павел употребил здесь термин "Христос", а не "Сын Божий". Понимание же некоторых богословов, что Сын Божий и до воплощения был подчинен Отцу (так называемый "субординационализм") всегда признавалось еретическим.
Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа, можно указать, что в Его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Он, будучи равен Отцу по сущности, никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Иногда отношения равенства подавляются отношениями подчиненности. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих "духовным отцам" подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны - в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших старшим, рядовых верующих - пасторам, и так далее. Равенство, которое превращается в "панибратство", подавляет подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.
Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства, является приоритет творения. Павел переходит в своих рассуждениях из чисто духовной среды в историческую. Он выводит необходимость покрытия головы женами из истории творения: "Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божья, а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена для мужа" (1-Коринфянам 11: 7-9).
Для Апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан не абстрактный человек, а именно мужчина, хотя некоторые современные издания Библии пытаются интерпретировать создание человека как создание "человеческого существа", не указывая на его пол. Понятия, которые применил Павел: "Муж есть образ и слава Божья", указывают на параллель в иерархических отношениях. Бог, как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (Бытие 1: 26). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Она была взята от мужа и создана для мужа. Таково бесспорное утверждение Библии (Бытие 2: 20-23). Жена содействует и помогает мужу, и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом, и в этом смысле жена становится "славой мужа". Именно из приоритета творения Павел выводит утверждение, что "муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божья, а жена есть слава мужа" (1-Коринфянам 11: 7). Следовательно, покрытие головы - это знак, указывающий на подчиненное положение жены по отношению к мужу.
Муж и жена могут быть братом и сестрой в Господе, и в духовном отношении они совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. Поэтому и сказано, что только во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Галатам 3: 28), а по плоти есть соподчинение полов. Муж остается главой жены до тех пор, пока они находятся во плоти, следовательно, и знак этого подчинения должен сохраняться, пока жена находится во плоти.
Некоторую аналогию на гармонию подчинения и равенства дает армия. В отношении конституции и законодательства все служащие в армии равноправны - все они, как граждане своей страны, имеют одинаковые полномочия и ответственность, равные права и обязанности. Но, находясь на службе, они подчиняются четким иерархическим установлениям и носят знаки отличия, которые указывают на иерархию подчинения. В армии никто не осмелится не подчиниться начальнику только потому, что "перед законом все люди равны", то есть, ссылаясь на гражданское равноправие. Точно также в христианстве никто не должен отменять власть отца в семье, или подрывать авторитет начальствующих в народе, или отказываться в повиновении пасторам только потому, что во Христе все равны.
Следовательно, замужняя сестра, имея покрытую голову, как знак подчинения мужу, как бы говорит всему окружающему миру: "Я подчиняюсь положению, установленному Богом. Я не решаюсь через полученную благодать уничтожить Божий принцип подчинения". Таким образом, верующим сестрам дана привилегия и обязанность разъяснять и демонстрировать установление Богом отношения соподчинения в семье для окружающего мира, который ревнует об эмансипации и уничтожении Божьего порядка.
Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает апостол Павел, "знаком для Ангелов" (1-Коринфянам 11: 10), то есть свидетельством для невидимого духовного мира.
О чем свидетельствует Ангелам этот знак? Конечно, не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом факте замужества (1-Коринфянам 11: 10). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчинении мужу. Она как бы говорит этим знаком: "Я покрыла голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа как своего главу, даже если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь, прежде всего, Божьей иерархии и установлению Божьему, а не заслугам мужа и своим рассуждениям".
Зачем Ангелам это свидетельство, и для каких Ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: один из Ангелов, наиболее близкий к Богу, отказался подчиняться. Гордость привела его к мысли стать равным Богу. Другими словами, отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения. Произошло нарушение равновесия между равенством и господством. Попытка утвердить равенство привела его к низложению и глубочайшему падению. В результате этой катастрофы множество других Ангелов также возмутились против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисподнюю и превратились в "духов злобы поднебесной".
Сегодня сатана и павшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Сатана оказывается постыженным не только от Иисуса Христа, во всем покорившемуся Отцу, но и от людей, добровольно покорившихся установлениям Божьим. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком чего является покрытие головы. Таким образом, покрытие головы срамит сатану и непокорившихся Богу ангелов как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах Ангелов света, видящих его, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.
Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и так яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: "…знак власти над ней для Ангелов (1- Коринфянам 11: 10).
Апостол Павел, говоря о покрытии головы, призывает коринфян рассудить об этом вопросе не только с чисто духовных и исторических позиций, но и с очевидных проявлений самой природы. Это третий класс аргументов, которые он приводит в подтверждение того, что жена должна покрывать голову. «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» - задает он риторический вопрос, «не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1-Коринфянам 11: 13-15).
Чему же учит нас природа в отношении волос? Если мужчина не будет стричь волосы, они не будут расти у него с той же скоростью, и не достигнут той же длины, как у женщины. Это является давно установленным, опытно и научно подтвержденным фактом, хотя и он имеет исключения. Встречаются женщины с замедленной скоростью роста волос и весьма ограниченной их длиной, и, наоборот, известны мужчины, у которых волосы растут необыкновенно быстро и достигают большой длины. Однако общим и статически достоверным фактом является заявление апостола Павла о том, что сама природа подсказывает женщинам скоростью роста, пышностью и длиной волос, которые являются как бы естественным покрытием, необходимость покрытия головы. Мужчинам же, наоборот, не предназначив длинные волосы, сама природа как бы говорит, что их головы должны быть открытыми. Пышные, простирающиеся иногда до пят волосы женщины указывают, что она должна закрываться от посторонних взоров; в то же время, внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытой головой как венец творения.
Естественно, что длинные волосы женщин, данные им самой природой вместо покрывала, не перечеркивают необходимость дополнительного покрытия головы. Это ясно хотя бы из того, что Павел, будучи человеком здравомыслящим, не мог на одной странице своего Послания противоречить сам себе. Если бы он считал, что волосы женщин являются покрывалом для них, то зачем тогда вообще на протяжении 12-ти стихов говорить о необходимости покрытия головы? Предполагая, что, якобы, независимо от воли и желания женщин, они уже носят покрывало на своей голове в виде волос, говорит: "Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову" (1-Коринфянам 11: 5) - просто бессмысленно! То есть, Павел вполне определенно хотел показать, что сама природа подсказывает женщинам, как существам более слабым и требующим защиты, необходимость покрытия.
Из всех рассуждений Павла ясно, что покрытие головы - это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти, и, тем самым, свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Из этого следует, что никакого принудительного церковного правила в отношении покрытия головы для сестер быть не должно. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как так написано в Писании, и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем. Таким образом, принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воле Божьей. Один служитель как-то сказал, что он не разрешает жене покрывать голову, так как она дома не повинуется ему. "Зачем лицемерить? Пусть об этом знает и церковь, и духовный мир" - говорил он и, очевидно, был прав.
Использовав философско-богословские аргументы (взаимоотношений мужа и жены как образ взаимоотношений Бога и Христа), аргументы истории (не муж создан для жены, а жена для мужа) и аргументы естественно-природной сферы (сама природа учит нас), Павел в заключении обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит: "Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божьи" (1-Коринфянам 11: 16).
Апостол знал, что греки любят спорить даже о вещах очевидных и не создающих разномыслия, поэтому он заявляет спорщикам, все еще не убежденным разумными аргументами: во-первых, у христиан нет обычаев спорить, а во-вторых, в церквах Божьих нет другого обычая и порядка. Есть только тот, который он предлагает коринфянам, то есть бесспорный обычай молиться женам с покрытой, а мужьям - с непокрытой головой.
Действительно, все исторические документы показывают, что в раннехристианской церкви, особенно в Греции, все женщины покрывали голову, а мужчины носили непокрытые и коротко подстриженные волосы. Наиболее ясно об этом говорят древнейшие памятники - изображения в римских катакомбах и в других местах собраний христиан первого века.
Саркастической усмешкой Павла звучат его слова, обращенные к женщинам, которые не признают традиций и общественных норм: "Пусть стрижется!", то есть, если жена не согласна с общепринятым взглядом, что волосы - это честь для нее; если она не стесняет себя никакими правилами приличия, если ей все равно - то пусть острижет или обреет свою голову! Как известно, у евреев остриженная голова женщины служила знаком горя и позора (Исаия 3: 16 - 17), хотя у греков, возможно, такого понятия не было.
В двадцать первом веке часто можно услышать предположение, что установление Апостола Павла о том, что женщинам надо покрывать голову, было якобы только местным и временным обычаем. Некоторые богословы думают, что это относилось только к коринфской распущенности женщин, и было обусловлено обычаем того времени считать женщин более низким существом по сравнению с мужчиной. Как бы рассуждал апостол Павел, если бы он жил в наше время эмансипации и сексуальной революции где-нибудь в Западной Германии, в Техасе, на Украине или в России?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует еще раз взглянуть на аргументацию Павла. Основана ли она на фактах местного и временного характера? То есть, аргументирует ли он свою точку зрения обычаями той местности, где находится или на специфических условиях того времени? Считает ли он, что покрывать голову надо потому, что Коринф - это распущенный город, или что женщины в Греции - это почти рабыни?
Безусловно, нет. Апостол основывается на явлениях непреходящих и неземных. Действительно, взаимоотношения между Богом и Христом (1-Коринфянам 11: 3), на которые ссылается Павел, остаются неизменными. История сотворения человека, мужчины, а потом женщины (1-Коринфянам 11: 8-9), также является незыблемым фактом. Физическое устройство жены и мужа (то есть, уроки природы) и сегодня говорят о том же. И даже обычаи и нормы сегодня те же самые, что и в первохристианские времена. Никому из мужчин-христиан, особенно на Востоке, не приходит в голову настаивать на том, чтобы молиться с порытой головой! А ведь в очах Божьих такое поведение равноценно поведению женщин, требующих права молиться с открытой головой (1-Коринфянам 11: 4-5).
Суммируя все эти аргументы, необходимо сделать выбор: либо все доводы апостола являются несостоятельными, или надо признать их как имеющие значение во все времена и во всех народах. Другого вывода быть не может. Поскольку никаких фактов, говорящих в пользу того, что это установление носило местный и временный характер, привести невозможно, то следует полагать, что и в наши дни апостол Павел сказал бы женщинам-христианкам: "Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову" (1-Коринфянам 11: 5). Таким образом: покрытие головы, как знак, указывающий на подчинение Божьему порядку, представляя собой малый и незначительный факт, свидетельствует о важных духовных явлениях. Не перечеркивая равное положение мужа и жены перед Богом, покрытие головы является свидетельством повиновения, ведущим к славе или позору в духовном мире.

Формы молитвы.

   - Молитва совершается с преклонением перед Богом колен.

-  «И стал Соломон у жертвенника Господня впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои, - …. И преклонил колена впереди всего собрания израильтян, и воздвиг руки свои к небу, - и сказал: Господи, Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе…» 2 Паралипоменон 6: 12-42.
  -  «А во время вечерней жертвы, я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колена мои, и простер руки мои к Господу, Богу моему, и сказал: Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе…..» Ездра 9: 5-15.
 -  «Даниил же, узнав, что, подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил его, как это делал он и прежде того» Даниила 6: 10.
 -  «Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошед от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» Лука 22:40-41.
 - «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Прими дух мой. И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» Деяния 7: 55-60.
-  «Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился и обратившись к телу, сказал: Тавифа! Встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра села» Деяния 9: 40.
  - «Сказав это, он (Павел) преклонил колена свои со всеми ими помолился» Деяния 20: 36.
  - «Проведши эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; на берегу, преклонивши колена, помолились» Деяния 21:5.

 -  Молиться можно стоя или сидя при определенных обстоятельствах (болезни, усталость).

   -  «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» Исход 17: 8-16.
   
 - «И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока] и закололи тельца; и привела отрока [Анна мать] к Илию  и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я - та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу» 1Царств 1: 25-26.

 - «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» Марк 11: 24 -25.

 - «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» Лука 18.10-14.

- Молитва с простиранием на земле.

    - «Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля. Иисус из Иерихона послал людей в Гай, что близ Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля, и сказал им: пойдите, осмотрите землю. Они пошли и осмотрели Гай. И возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало там. Итак пошло туда из народа около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских; жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до Севарим и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода. Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом! О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли. И что сделаешь тогда имени Твоему великому? Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лице твое?» И. Навин 7: 1- 10.
 
  -  «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, однимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли»   Неемия 8.5-6.

   - Молиться и петь можно Господу на ложе.

  -  «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе Пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую» Матфея 26: 17-30.

  Одежда для молитвы.

      «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:  чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» Второе послание Титу 2: 1-5.

Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения.

 - «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.  И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?  Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.  Тогда велел народу возлечь на землю.  И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.  И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,  а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» Матфей 15: 32 -38.

- «Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.  Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.  Тогда все ободрились и также приняли пищу.  Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ»  Деяния Апостолов  27: 33-37.


Три варианта ответа Господа.
     Первый – Бог удовлетворяет просьбу. Таких примеров в Библии и жизни более чем достаточно! Нет нужды их воспроизводить.

Второй – Бог не дает просимое, как в случае с апостолом Павлом.
 
- «Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.  Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» 2 Коринфянам 12: 5-10.

Третий – Бог предлагает подождать.
   - «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Лука 18 1-8.

  Итак, если с удовлетворительным ответом все ясно, то отказ и промедление с ответом требуют объяснений.
   Отказ продиктован любовью Бога к человеку и пониманием Им, что удовлетворение просьбы может просящего привести к погибели через грех. Бог этого не хочет!
   Бог медлит. Это не значит то, что Он не любит или любит в меньшей степени, чем того, кому дает сразу. Нет! Всему свое время под солнцем. Бог даст в самый подходящий момент, ни раньше, ни позже, ибо Он никуда не торопиться и никуда не опаздывает. Все это свойственно только человеку. Нужно всегда помнить, что «воля Божья благая, угодная и совершенная». Это справедливо и в отношении  времени ответа на просьбу. В ожидании проверка веры на прочность.
  Таким образом, каким бы не был вариант ответа Бога, этот вариант – золото для человека!