Мужские архетипы манипуры. Зевс

Екатерина Бычковская
Мужские архетипы манипуры -Зевс ( о нем подробнее тут, об остальных - в закрытых источниках) Одиссей, Посейдон и Шариков.

 
ЗЕВС ( Дий)  - в греческой мифологии верховное божество, царь-отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо».
Как и все греческие божества, первоначально Зевс был более хтоничным, зооморфным, двойственным. Когда то  он  владычествовал  и над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми. Отсюда один из эпитетов Зевса — Хтоний («подземный»). На Крите почитали  древнейший  символ  Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь.  Зевса представал там в виде быка.  Главным местопребыванием Зевса Лабриса считался лабиринт, Минотавр —  одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Зевса сближался с Дионисом-Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса.
Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс  восседает  на горе Олимп, окруженный олимпийцами и царит над ними и над всеми остальными богами, героями и людьми.
Зевс Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни (то есть социума) .  Он даёт людям законы  и следит за соблюдением клятв. Зевс   - «дарователь жизни», «всепородитель».  Зевс покровительствует родовой общности людей, его эпитеты также  - «родовой»,  «помощник в беде»,  «спаситель города», «основатель»,  «оградитель»,  «покровитель дружеских союзов», «носитель победы»
Атрибуты Зевса — эгида, скипетр, иногда – молот или топор-лабрис. Культовые праздники в честь Зевса быи  немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов. В честь Зевса Олимпийского устраивались  Олимпийские игры  — как символ  взаимного согласия греческих полисов. Зевсу соответствует римский Юпитер.
Зевс владеет громом и  небесным огнем –молнией, он  – «громовержец» . Он управляет погодой –«тучегонитель», его молят о дожде.
Животное Зевса, – орел, иногда – бык. Также он умеет превращаться в разных животных и в разные явления.  Его почитали  также в виде  дуба. Зевса изображали в облике властного бородатого мужчины, нередко восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Самая знаменитая его статуя считалась одним из семи чудес света античности. Созданная Фидием из золота и слоновой кости, она стояла в храме Зевса в Олимпии.
Зевс грозен  (прямая словесная отсылка к громам и молниям). Он наказывает ослушников своей воли без колебаний. Так был уничтожен род атлантов, забывших о почитании богов. Известен целый ряд мифов о наказании Зевсом богов, героев и людей. Среди них миф о Сизифе, миф о Тантале, миф о Прометее. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Троянская война — тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие.
Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй была не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых весах судьбы  героев. Против него бунтовали Посейдон, Афина, Аполлон и Гера. Он, как все боги, побаивается предсказаний Мойр (в нашей системе Мойры соответствуют Мокоши), он властен, но не всемогущ, проницателен – но не всеведущ.

РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА

Зевс — сын Кроноса и Реи. Он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта.  Вскормили  его нимфы молоком  козы Алмафеи, а  охрана его была поручена куретам и корибантам, хтоническим спутникам Реи, демонам земли, чем-то похожим на гномов. 
Во время рождения Зевса и во время его младенчества куреты экстатически плясали и стучали мечами по своим шлемам, тем заглушая крики младенца.
Отец Зевса, Кронос, в системе «Четверица» соответствует чакре муладхаре. Его рождение сопровождалось похожими обстоятельствами. Его отец, Уран (Небо), сын и супруг Геи-Земли, пришедшей непосредственно из Хаоса, боялся своих детей и заточил их в недра их Матери-Земли.  Дети действительно были пугающими: титаны, великаны циклопы и сторукие гекатонхейры. Мать Гея страдала  и ее младший сын Кронос поднял восстание, оскопил отца и заточил его в Тартар. Уран проклял Кроноса, ставшего правителем мира вместо него, и предрек ему смерть от руки сына.
Мать Зевса, Рея, также была дочерью Урана и Геи, сестрой Кроноса. Так же как мать, она считалась богиней Земли и в период поздней античности отождествлялась с фригийской Великой Матерью Богов Кибелой, аналогом Иштар ( чакра муладхара в нашей женской колоде). Таким образом Зевс – земной, очень земной, он порожден пространством и временем этого мира. И действует он вполне по земному – заключает союзы и борется за власть.
Будучи совсем юным, на Крите, Зевс воспылал страстью к титаниде Метиде (мысль), дочери Океана. Мудрая Метида помогла Зевсу освободить братьев и сестер. Именно она приготовила зелье, выпив которое, Кронос изрыгнул своих детей. Затем Зевс заключил союз со своими новообретенными родственниками и начал войну с титанами во главе с Кроносом. Война эта, титаномахия, длилась 10 лет с переменным успехом, пока Зевс не призвал на свою сторону циклопов и сторуких великанов  гекатонхейров. Тогда титаны были побеждены и заточены в мрак Тартара. Гекатонхейры были поставлены  охранять титанов, а циклопы вручили Зевсу выкованные ими молнии и громы.

КОРЕШКИ И ВЕРШКИ
 
 После победы над титанами Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых.  Земля осталась в общем пользовании. Вроде бы все справедливо.... Однако с неба легче править Землей, она вся – как на ладони. А гора Олимп, местопребывание Зевса, близкая к небу, все же находится на Земле. Таким образом, Зевс тут выступил в роли хитрого, себе на уме, мужичка из сказки про мужика и медведя. И вроде не виноват он: так получилось, так выпал жребий...
У Зевса многое происходит как бы само, его ресурс – удачливость. Интересно при этом, что он — младший сын, как младшим был и Кронос.
Зевс контролирует землю, его молнии и его решения – быстры, он играет другими как пешками, награждает и карает, а в свободное время (которого у него много - история уже налажена) покрывает все, что шевелится - богинь, нимф, смертных.
Как всякий руководитель крупного ранга он дружелюбен, но – безжалостен: он знает, на вершине может быть только один самец.
Да, благообразный Зевс-олимпиец поразительно напоминает главного в стае павиана, который сидит на самом высоком месте и демонстрирует соплеменникам эрегированный член. Сама гора Олимп – это тоже член, и толстый кошелек, и большая машина....
Зевс снимает сливки и забирает вершки, самые лучшие женщины и самые красивые дворцы – его. Он рожден для этого, наделен от рождения харизмой и его правление естественно и в общем устраивает всех.
Конечно, Посейдон обижен. И Гера оскорблена интрижками мужа... Как то раз они даже подняли мятеж. Но – это несерьезно, понарошку. Зевс удобен, сильная рука и высокая гора нужны.
Архетип Зевса на сегодняшний день в мире проявлен очень значительно, особо его энергии подпитывают две сверхдержавы – Россия и США. Империя (от латинского  слова «imperium» - верховная    власть ) -  это царство, где установлена власть одного, самого сильного.

ЦАРЬ ГОРЫ. ПИРАМИДА

Зевс понятен, он привычен, правила определены. Они определены самими законами физического мира — силой тяжести, под влиянием который сыпучие вещества образуют горы и горушки с  немного разным углом обрушения, но одинаковые по своей сути. Метафорически это пирамиды, символ власти фараонов, даваемой с Неба, но опирающейся на Землю.
Зевс - на небе, но фактически владеет Землей и достигает власти борьбой с самим собой. Тут – некая мнимость, мнимое благославение Небес. На самом деле  он - сам, все сам – селфмейдмен.
Всякой земной власти исторически приписывалось небесное происхождение: Сын Неба  - фараон, Сын Неба  - китайский император. Российский самодержец — Помазанник Божий. И — параллельно — церковная иерархия пользуется терминами вполне земными, терминами власти — Патриарх, Владыка. Это земное небо — гора Олимп — пирамида земной власти.
Интересно при этом, что каждая точка пирамиды — вершина своей пирамиды. Пирамида Зевса голографична. Она — структурирует, укрепляет, цементирует — весь людской быт, обычай, порядок. Убери энергию Зевса — рухнет все. Зевс отвечает за систему координат — между небом и землей. Вертикаль власти , горизонталь  территорий империй.  Вм каждом коллективе есть структура,  социум - это серия структур, вложенных одна в другую, как  матрешки. Но эта система несколько устарела и стала опасна своей косностью — человечество быстро видоизменяется. Как быть?
В практических работах приходили ответы: Как дети — действовать потихоньку и ставить родителя перед фактом. Создавать в пирамиде «пустоты», где не действуют ее законы. Это похоже на начало проявления бога Мама ( о нем, сыне Зевса и Метиды, речь пойдет дальше) — но, первые, робкие.
Зевс правит на силе инерции, это его  определяющее и определяемое высоким положением свойство: камень катится с горы и еще некоторое время. И эту инерционность надо учитывать, если хотеть перемен.

ДРУГИЕ БОГИ-ГРОМОВЕРЖЦЫ.
Громами и молниями владел не только Зевс. Практически в каждом пантеоне богов был свой громовержец. У древних славян это – Перун, покровитель князя и дружины. Он – глава пантеона богов. Его символы – дуб, скала. Его имя происходит от славянского «ударять, бить», возможна связь с индоевропейским «дуб». В жертву ему приносили быков, таким образом он также – бык.  Важным атрибутом Перуна считался топор. Его день – четверг. Довольно  очевидно, что тут  мы имеем дело с тем же архетипом Зевса, но в другом мифосе.
Другой известный громовержец – скандинавский Тор. Он вооружен раскаленным молотом и охраняет богов и людей от сил хаоса – великанов и чудовищ. Его день – четверг. У него рыжая, огненная борода и хороший аппетит – он съедает быка за один присест.  Он разъезжает по небу на колеснице, запряженной двумя козлами. Но он – не глава скандинавского пантеона богов. Верховный бог в нем -  Один, всеотец. Однако, есть мнение, что так было не всегда. Согласно ранним скандинавским мифам, Тор был не сыном, а отцом Одина и именно он был главным богом.В германской мифологии Тор  соответствует  громовержцу Доннеру.
В индуистской мифологии громовержцем является бог Индра. Это царь богов и людей,повелитель неба. Он бог дождя и змееборец – борец с хаосом. Его оружие – ваджра, металлический жезл, символизирующий молнию, его ездовое животное – могучий слон.  Он – покровитель касты кшатриев, воинов.
Также он, в дополнение его сходства с Зевсом – не всемогущ и не всеведущ и порой бывает наказан троицей Тримурти (Брахма, Шива, Кришна), которые выше законов и амбиций.
Громовержцы-«Зевсы» замечены также в других традициях – ацтекский Тлалок, монгольский Хухедей-Мерген, ирокезский Хено, якутский Господин Топор Сюгэ Нойон и др.  Таким образом, мы можем видеть, что архетип владыки –громовержца, змееборца и первопредка  очень широко проник в коллективное бессознательное, он – некая основа самоидентификации человека. Людям приятно знать, что они  - порождения порядка.
Обладание структурой ( особенно – завизированной сверху, с Неба) - успокаивает, поддерживает  (или удерживает)  на «своем» месте в пирамиде каждого члена ( и тут отсылка к  мужскому половому органу…) социума.

ПОРЯДОК И ХАОС

Зевс  изрядно поборолся с хаосом – сперва титаномахия и учреждение олимпийского правления. Затем Гея наслала на него порожденного ею Тифона. Когда Зевс навалил на него Этну, Гея породила гигантов и разразилась гигантомахия. Зевс любит логичных и предсказуемых Аполлона и Афину, безрассудного же Ареса всячески унижает. Зевс вступает в разумный союз с Фемидой.
Их дочери Оры сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок. Хариты, дочери Зевса от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество.  Мойры в позднеолимпийской трактовке — также дочери Зевса и подвластны ему — он царит над Судьбой. Мнемозина, богиня памяти, рождает Зевсу девять муз — и искусства и науки служат Зевсовому порядку.
Все обустроено просто чудесно, но...
Хтоническая природа Зевса никуда не делась. Он рожден Кибелой-Реей, воспитан дикими  курбетами (иногда их считают его детьми от его же дочери музы  Каллиопы). Все свои естественные желания он удовлетворяет принимая животный, природный вид. Он органичен именно как сильное и царственное животное, его право – право силы , под какие бы правила оно не маскировалось. Манипура – это живот, животное начало.
Он, таким образом, борется сам с собой, загоняя в рамки то в себе, что стремиться поглотить весь мир. Победил поколение Кроноса он с помощью сторуких – таких же порождений хаоса, как и его враги. Его дети-герои, зачатые им в животном облике, уничтожают чудовищ. Но опора власти Зевса – гром и молнии, явление природное и неприручаемое.
Зевс устанавливает иерархию ( слово это происходит от слова «иерарх» - первосвященник, священное сакральное право на главенство)  - как бы сверху. Но наверх его что-то выталкивает – его природная предрасположенность быть наверху. Это не небесная история, а только земная. Это звериный   хаос , мимикрировавший под  социальный порядок. Олимп – гора, но она не насыпана сверху, она поднялась от Земли.
К вопросу борьбы Зевса с хаосом имеет отношение теория «Основного индоевропейского мифа», выдвинутая В.Н. Топоровым и В. В. Ивановым в 70е годы ХХ века.
Согласно этой теории, борьба антропоморфного Громовержца и хтонического Змея – это ось, на которой держится все самоосознание человека.  Все бинарности – добро и зло, свет и тьма, старое и новое, хаос и порядок, жизнь и смерть вытекают отсюда.
Основной миф был реконструирован на основе сюжетов о поединке Индры с Витрой и Перуна с Велесом ( семантика корня «вел» - «равнина, долина» - нечто противоположное горе).
Является ли этот миф основным и корректны ли вообще доказательства его существования – предмет научных споров, а не нашего исследования. Однако, среди исследователей есть еще мнение, что и Громовержец и Змей, и Белобог и Чернобог при ближайшем рассмотрении оказываются одним и тем же архетипом. Зевс борется с собой, что неудивительно – самодисциплина – важная черта Зевса: «Власть над собой – высшая власть».

ЖЕНЫ, ЛЮБОВНИЦЫ, ДОЧЕРИ, СЫНОВЬЯ

У Зевса было три супруги, несчетное множество любовниц, множество детей. Увлекался он, как это было принято в Древней Греции, и мальчиками. Среди них – самый известный – его виночерпий Ганимед, унесенный на Олимп зевсовым орлом.
Женами Зевса были: Метида, проглоченная им женская мудрость -  о ней речь пойдет позже. Затем - богиня справедливости  титанида Фемида, дочь Урана и Геи. Она – богиня прорицания и правосудия и родила Зевсу богинь времен года, а также трех дочерей, чьи имена переводятся как Благозаконие, Справедливость и Мир, а также – по позднегреческим представлениям – трех Мойр (раньше они считались дочерьми Нюкты-Ночи, неподвластными богам). Таким образом, мы видим, что древний хаос уступает место ну просто образцовому порядку, в котором все расчислено  и  урегулировано.
Третья, главная, супруга – Гера, хранительница семейной (двойной!) морали. Пожелав Геру, Зевс принял образ милого птенчика и сентиментальная девушка прижала его к своей груди. Тут же Зевс принял свой истинный облик и был уже уверен в победе. Но Гера показала характер, чего и всем девушкам желает, и секс был только после свадьбы.  А когда окончился медовый месяц ( который длился  300 лет), муж стал изменять.... Гера страдает и борется: но не с самим Зевсом, а с его пассиями и бастардами.
В честь Геры празднования в Греции проходили трижды в году: чествовали Геру-деву, затем Геру Совершенную, то есть жену, а затем – Геру-вдову. Странно, ведь Зевс никогда не умирал? Возможно, эта метафора того распространенного жизненного сюжета, когда муж-Зевс на склоне лет бросает старую жену и заводит юную, и жена-Гера остается вдовой, живущей воспоминаниями о былом семейном счастье.
Дети Зевса и Геры –  Геба, Арес и Гефест, родителей не радуют.
Геба, богиня юности, как-то ничем себя не проявляет, просто разносит богам напитки. Арес – необузданный, как ревность его матери, Зевсу крайне неприятен. Гефест настолько шокировал Геру своим уродством, что она сбросила его с Олимпа и он чудом уцелел. Зевсу он безразличен и служит богам своим кузнечным мастерством.
Внебрачные дети Зевсу удаются лучше. От Деметры у него –дочь Персефона, царица Аида. От  океаниды  Эвриномы родились богини грации и красоты хариты, от Мнемозины – музы.
 Но самых любимых детей подарила ему титанида Лето. Зевс овладел ей в образе перепела, а когда она забеременела, она подверглась жестокому гневу Геры. Гера преследовала ее повсюду и наложила на нее заклятье, не дающее ей родить на твердой земле. Поэтому близнецы Аполлон и Артемида были рождены на плавучем острове Делос.
К Артемиде –девственнице Зевс весьма благосклонен: девственных дочерей он почему-то любит больше.. А Аполлон и вовсе его фаворит – верный и четкий сын, который не является реальным соперником царственного папы.
Среди детей Зевса есть еще два его любимчика, которых родил он сам: Афина, рожденная взрослой и вооруженной из головы отца и Дионис – младенец от смертной матери, которого Зевс доносил, зашив себе в бедро.
Очень много легенд повествуют нам о похотливости Зевса и о странных способах, с помощью которых он достигал близости. Похоже, в его истинном облике он был не так уж силен как мужчина. Мнемозиной он овладел в виде пастуха, Лето –в виде перепела. Данае явился золотым дождем, Леде – лебедем, Европе – быком и так далее.
Сыновья  Зевса от смертных назывались героями – смертные, как люди, но мощные, как боги. Его сыновья (в числе прочих) - Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, прославленные цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Дочерью Зевса была и знаменитая своей красотой Елена.
Зевс Олимпийский в отличие от предшествующих ему Отцов греческой мифологии, видел в детях не только угрозу: одних любил, других – не очень, но – защищал и замечал. Ценил, как первых подданых, ведь нельзя быть патриархом, не имея большой и послушной семьи! Зевс, как  и прочие громовержцы  - архетип Отца, воплощение его власти и статуса.
Однако, сейчас в культуре, особенно западной, особенно – европейской,  архетип Зевса  все больше проявляется как архетип Отца-Матери, каким Зевс был для Диониса. Мужчины присутствуют при родах, символически «рожая», носят детей в слингах, фотографируются с ними в гламурных фотосессиях. И, действительно занимаются детьми, иногда заменяя мать.  Но, возвращаясь к мифу о рождении Диониса, при том надо помнить, что мать Диониса умерла, не вынеся величия его отца. Таким образом, разыгрывая роль Зевса - отца Диониса, мужчина символически убивает мать своего ребенка, принижая ее значимость. Действительно  - без нее почти что можно обойтись – отец может выполнить все ее функции – реально или хотя бы символически.

ЗЕВС И МЕТИДА
Каждого, кто во времена расцвета греческих городов-государств посещал храм Зевса в Додоне, встречала надпись: "Зевс был, Зевс есть, Зевс будет". Тем, кто помнит время советской власти эта фраза что-то сильно напоминает....
Самый " простой" и проявленный архетип из манипурный четвёрки. "Царь горы", владыка Олимпа, владыка мира, Влади — Мир. Его история проста и линейна: он оскопил и убил своего папу- Кроноса, который в свою очередь сделал то же самое со своим отцом, Ураном.
 Зевсу Мойры предрекли ту же участь. Предсказание гласило: если у Зевса и Метиды родится сын, «мальчик с непобедимым сердцем, будущий царь над богами и людьми»,   он убьёт своего отца. Если  родится дочь - то  будет " круче" всех мужчин. Как мы знаем, родилась дочь - Афина, сын же ( в нашей системе архетипов названный Мамом) пока непроявлен и скрыт двойным покровом. Он, нерожденyый, находится в недрах Женской мудрости, Метиды, которая, в свою очередь - заперта внутри Патриархальной Власти Зевса. Зевс, узнав о предсказании, проглотил Метиду, обманом заставив ее уменьшиться. Осколок этого архетипического сюжета – в сказке «Кот в сапогах» - кот попросил великана показать, как тот превращается в мышь.
Надо сказать, что это не единственный случай проявления в греческом мифосе нерожденного сына-преемника. Такой сын мог родится у Зевса и морской нимфы Фетиды. Узнав об этом, Зевс выдал Фетиду за героя Пелея и таким образом на свет появился Ахилл.
Метида и Фетида – проявления женской мудрости, женского порядка. В древние, матрилинейные, времена родство и наследование шло по материнской линии – отец был неизвестен,  связь между половым актом и рождением ребенка не осознавалась.  Да и передавать, кроме крови, было особо нечего. Необходимость мужской власти,  и архетипа Зевса, возникла с возникновением имущества и территории. Тогда возникло патрилинейное наследование – сын наследовал отцу. И, естественно, уверенность отца в том, что сын - действительно его, требовалось подкрепить законным браком и верностью жены.
Женщины утратили свободу – волю, возможность выбора – то есть  власть.
 Власть таким образом перешла к полностью мужчинам и ни у одного из богов-мужчин в греческом и иудео-христианском мифосе не было сильной и мудрой матери или могущественной и любящей жены, равной по положению в обществе.
(Словосочетанием «положение в обществе» маркируется высота  и охват территории.)
По мнению Дж. Шиноды Болен в мифе о Зевсе и Метиде «отражены реальные исторические события ( 4500  - 2400 гг. до н.э.): по Европе одна за другой прокатилось несколько волн вторжения индоевропейцев, которые подчинили народы Европы и принесли своих воинственных богов и теологию, базирующуюся на главенстве Бога-Отца. До этого местное население в течение 25 000 лет исповедовало религии, основанные на культе Богини Матери. Эта была миролюбивая высококультурная эгалитарная цивилизация. Основным занятием в этом бесклассовом обществе было сельское хозяйство. Поскольку их города не были укреплены и стояли на открытых местах, а военное искусство им было незнакомо, всадники-завоеватели, поклоняющиеся небесному богу, без труда подчинили эти народы и навязали им свою патриархальную культуру и религию.
Даже способность рождать или создавать жизнь, являющаяся естественной прерогативой женщины и Богини, была ассимилирована небесными богами, и они стали создавать жизнь силой своего слова и воли или же рожать из головы. Женщины забыли Великую Богиню, таким образом уподобившись Афине.»

Пришедший в мир, вопреки классическому варианту мифа  сын Метиды и Зевса – новый архетип в коллективном бессознательном. В системе «Четверица» он назван богом Мамом и речь о нем пойдет в главах, посвященных муладхаре и сахасраре.
Здесь же можно сказать, что он уже проявился в реальности, о чем пишет та же Дж. Болен, видя его черты в образах Люка Скайуокера и хоббита Фродо. Фродо действительно идет на смерть как на победу и не поддается искушению абсолютной властью кольца. Вместе с тем он нарочитый антипод Зевсу – низкий рост, волосатые (отсылка к животности, к «низкому» ) ноги. Он не воспринимается Властью, как соперник, поэтому и удается его нелегкое предприятие. ( Мам пока действует как ребенок, исподтишка)
Власть его «не видит», он закрыт облаком. Подобным облаком сейчас является интернет, подобным черным ящиком – зарождающийся искусственный интеллект и прочая виртуальная реальность. Ее не было, когда боги делили мир — она не на балансе власти, не учтена.
Да и невозможно ныне мир разделить, опять же благодаря новым технологиям. А, с другой стороны, с появлением и по мере совершенствования атомного оружия (современных Зевсовых молний) наша Земля стала слишком уязвима...
Как пишет Дж. Шинода Болен, «... все дети приходят в мир с желанием получить любовь, но, если любви получить не удается, они довольствуются властью и могуществом. Вспоминая о Метиде, мы осознаем, что все это время на самом деле хотели именно любви, а не власти. .....
Осознав, что каждый выбор основан на каком-либо принципе, мы можем принять решение всегда делать выбор, основываясь на любви, – ибо только такой выбор имеет смысл и исполнен истины для нас лично.»
Таким образом, мы видим, что сын Метиды уже где то тут. Зевс в ресурсном его проявлении может принять его благосклонно, но пока этого не происходит – Отец Богов обижен, ведь идет речь о перестройке чего-то очень основного, фундаментального в человечестве. В процессе мифодрамы «Рождение Афины» в результате которой нам впервые явился бог Мам,  Зевс передал в пространство состояние «Обида пенсионеров». И она очень сильна: все, что дедушки готовились передать внукам – дачу на шести сотках, квартиру в хрущевке, полное собрание сочинений Чехова  и т. д. – уже не имеет цены.
И это не обычный конфликт отцов и детей. Для «детей» не имеет цены знания отцов, они предпочитают учиться не у старших, а у младших.
Таким образом, при работе с архетипом Зевса надо найти способы эту обиду смягчить. Зевс не даст себя «выбросить на помойку». Облачная, клиповая, мозаичная, текучая «власть» будущего – это новый хаос и Зевс готов дать ему бой.

ЗЕВС И МОРАЛЬ

В процессе становления архетипа Зевса-олимпийца, Зевса-законодателя  он принимает всё более очевидные моральные черты.
Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса , который вложил в людей стыд и совесть, необходимые в социальном общении. Законы («право») подкрепляются моральной правотой.
Мораль сцепляет социум еще крепче, чем законы. С одной стороны – защищает от агрессивных сородичей и сплачивает против агрессивных чужаков. С другой – цементирует, лишает гибкости, ограничивает. Мораль мутирует, она иная в разные времена и в разных социальных образованиях (нациях, социальных слоях, культурах и субкультурах). Мораль (по умолчанию) всегда одобрена сверху – считается, что Богом, царем Небесным (архетип Саваофа, Аджна), но на деле Зевсом, царем горы.
Мораль прокладывает границы и – разделяет. Разделяй и властвуй. Контролируй. В веденьи Зевса – контроль и самоконтроль.  Он  разделяет также себя самого, создавая внутреннего полицейского. И это не плохо, создание мотивации многим необходимо, чтобы жить интенсивно. Наш внутренний Зевс следит, чтобы мы «ни-ни!» Чтобы мы соблюдали мораль и законы.
С другой стороны, Зевс считает себя «выше закона» и «выше морали» - да хотя бы в своих амурных делах. Ему можно все – по праву сильного. Историк XIX века лорд Актон, осуждая  доктрину о непогрешимости Римского Папы, писал: "Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". Если я — Бог, то Бога нет и - «все позволено».  Позволено то, что другие позволяют с собой делать. Это мораль животных и маленьких детей.
Попытки мораль лишить ее животной составляющей и сделать ее исходящей из сердца – гуманистической – по принципу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» - попытки ограничить власть Зевса.  Они характерны для европейского подхода к власти и сейчас проверяются на прочность энергиями Зевса, прекрасно проявленными в мире мусульманском и российском.
На Западе идет активный пересмотр морали, возвращение к женскому подходу к морали: когда люди и их взаимоотношения ценятся выше, чем абстрактные принципы. И титан Прометей, давший огонь (власть) людям, с современной точки зрения является персонажем однозначно положительным.


КАМЕННАЯ ЛОГИКА


В Дельфах почитался омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса.  Сегодняшняя цивилизация - цивилизация камня: из камней, которые бросали через плечо Девкалион и Пирра, родилась после потопа новая раса людей.
 Метафора камня значима для манипуры. Логика Зевса - " каменная логика": твердость, вес, авторитет.
Камень - символ стойкости и твёрдости. В Китае камень - символ долголетия, и силы, камни защищают от демонов. Вертикально торчащие камни - символы Мужской силы. Конические камни и сложенные из камня пирамиды также имеют фаллическую семантику. Камни кубической формы означают стабильность  и, как таковые, часто закладываются в основание священных построек.
Камни играли роль в древних обрядах коронации. Например, издавали громкие звуки, если их касался истинный король. Согласно легендам древней Ирландии подобный камень стоял на холме города Тара и считался фаллосом героя Фергуса. Как говорит легенда, в Таре  также находились два широких камня, которые стояли так близко друг от друга, что между ними нельзя было  просунуть руку. Но, если эти камни признавали мужчину в качестве будущего короля, то они перед ним расступались и разрешали проехать его повозке.
Символика камня неисчерпаема. Масоны называли себя "вольными каменщиками", алхимики искали " философский камень" и так далее... Особо богата и разнообразна символика драгоценных камней, самоцветов ( " манипура" переводится с санскрита как " дворец самоцветов"). Самоцветам  приписываются магические и лечебные свойства, но, прежде всего, это символ власти и статуса - демонстрируемое окружающим богатство
Архетип Зевса - магистральный, ключевой. По ощущениям, сейчас он как камень, заваливает проход к чему- то новому для человечества. Зевс отвечает за " каменную логику":  " Я прав, вы ошибаетесь."
Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, специалист по творческому мышлению,  привычной каменной логике Зевса, эмоционально окрашивающей «правоту» положительно, противопоставляет т. н. «водную логику». Цель каменной логик — правота, как гора, на которую надо взобраться. Она окончательна и бесповоротна. Цель водной — сотрудничество и согласие, продолжение процесса.
Эдвард де Боно пишет: «Камень тверд, не меняет формы и неподатлив. Он имеет определенную форму. Вода - иное дело. Она мягка и податлива.
Камень может использоваться для нападения, и как орудие агрессии он тверд и тяжел. Когда вы нападаете на воду, она не оказывает сопротивления, но затем заглатывает или топит нападающего.
Если положить камень на твердую поверхность, он будет лежать неподвижно на одном месте. Камень "есть". Если пролить воду на плоскую поверхность, она растечется и разведает каждую щель. Если есть хоть маленький наклон, вода потечет.
Камень не меняет своей формы в зависимости от внешних обстоятельств. Вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, который вмещает ее. Истина очень часто является истиной лишь в определенном контексте.
Если положить камень в стакан и затем наклонять стакан все больше и больше, камень рано или поздно вывалится. Камень либо в стакане, либо вне его. В случае с водой вы можете вылить часть жидкости из стакана и по-прежнему иметь ее достаточное количество в стакане - воде не надо быть "либо/либо".
Если добавить к камню камень, получится два камня. Если добавить воду к воде, две воды не получится. Новая вода смешается со старой, и результатом станет снова вода.
…... каменная логика основана на "быть", "есть", тогда как водная - на "куда", "в направлении к" и т. п.  Куда это перетекает? К чему это приведет? Что будет суммой всего этого?»
О водной логике мы подробнее поговорим при рассмотрении архетипа Посейдона — это его ресурс и надо наладить его взаимоотношения с братом Зевсом, перевести их из области подчинения в область сотрудничества.
 
РЕСУРС ЗЕВСА
Зевс умеет создавать союзы и диктовать волю. И этой способностью он может наделять мужчину, хорошо принимающего его энергию. Это человек слова. Его качество - решительность — способность к  быстрому решению, к выбору. И  умение не подвергать свой выбор сомнению. Зевс - сын времени, он в потоке линейного времени Кроноса: пути назад нет.  Именно поэтому он успешен — успевает все, что может, о том , что не может — не тревожится.
Человек, имеющий доступ к ресурсу Зевса — наделен харизмой (  буквальное значение этого слова — божий дар, благословение ). Он воспринимается собой и окружающими как «имеющий право», естественно занимает в любом коллективе первое место. Это некий свет, яркость, проявленность. Уверенный в себе, физически привлекательный, спокойный, удачливый —  превосходство такого человека кажется людям справедливым, он как бы отмечен Богом и вознесен на некую (при этом вполне земную) высоту. Может избрать военное, политическое поприще, может заниматься бизнесом — широкий кругозор, воля и спокойствие помогут в любой работе.
Он умеет договариваться, поскольку изучил людей и понимает, чего они хотят и чем готовы удовлетвориться. Зевс довольно чуток и до определенного момента очень заботится о невысказанных потребностях человека – включая потребность "сохранить лицо". Он любит покровительствовать, оказывать помощь перспективным молодым людям. Он щедр и справедлив.
 Человек, подключенный к энергетическому каналу этого архетипа умеет видеть ситуацию сверху,  интуитивно чувствует общую картину. Этот человек умеет думать и умеет отказываться. В частности — от разрушающих тело удовольствий и разрушающих карьеру рисков. Ресурсное качество Зевса — самообладание, трезвость взгляда, здравомыслие. Он не истощает себя ни в одной сфере — будь то работа, хобби  или личная жизнь — у Зевса всегда есть запас энергии. И это мудро.
Женится такой человек серьезно, выбирая супругу ( а выбирать он может себе позволить!) по ясным и разумным критериям. Один из них — социальный . Брак может быть «династическим» , союзом с хорошей семьей, как это принято в традиционных обществах. Брак для него — статус и вложение в будущее, ему приятно быть отцом и важно обладание домом, хозяйством, территорией.
Преуспевающий Зевс нередко помогает своим детям устроиться в мире, а также обеспечивает их средствами к существованию.
Он чувствует себя  отцом-основателем династии. Он хочет, чтобы его дело продолжали множество детей и внуков. Он заботиться о благосостоянии семьи, и он гордится тем, что это ему удается. Однако  эта щедрость обусловлена стремлением контролировать детей и тесно связана с  ожиданием послушания.
При этом у него может быть и несколько связей на стороне, которые он почти не скрывает и детей от которых признает и обеспечивает. Если энергии ( и ее материального выражения — денег) хватает на несколько жен — почему бы и нет?
В дружбе ресурс Зевса проявляется в признании: он хорошо видит и ценит достоинства своих друзей и выбирает их , так же, как жену — осознанно, хотя близко ни с кем не сходится. Он не склонен работать на кого-то и предпочитает быть сам себе хозяином. Работу свою любит, она — результат его свободного выбора.
Зевс — сын, рожденный превзойти отца и подпитываемый поддержкой матери. Если человек хорошо принимает энергии Громовержца, то, скорее всего, его детские годы были ресурсны и он не волнуется об ошибках, зная свое право на них. Поэтому он проявляет некоторое равнодушие к правилам и законам социума, писанным или неписанным. Конечное право судить, что для него хорошо, а что — плохо, он оставляет за собой. Как руководитель, он не теряет сон от необходимости уволить работника или пойти на компромисс с законом.
На физическом плане Зевс дает хорошее здоровье и адаптивность, так проявляется его скрытая связь с миром Хаоса. Очень хорошее, орлиное — зрение, хорошие способности к состредоточению, очень хорошая реакция. Это дает возможность успешно заниматься спортом, боевыми искусствами.

.НЕРЕСУРС ЗЕВСА

В нересурсном  проявлении Зевс выступает как враг перемен, камень на пути потока жизненной силы.  Человек, скованный рамками нересурсного проявления в нем архетипа Всеотца — инерционнен и консервативен. Он озабочен сохранением своей (часто иллюзорной) власти над ситуацией.    Он изолирован  и любит «разделять и властвовать». Он самодур — тиранит близких, пишет жалобы в вышестоящие инстанции.
Он подозрителен,  не верит в верность друзей и подавляет рост окружающих: всюду враги!
Он контролирует — в том числе — жестоко — себя, что может привести к проблемам со  здоровьем. Он отрезан от собственных эмоций и ощущений — пренебрегает телом, с недоверием относясь к любым проявлениям хаоса.  Он склонен владеть телом, а не наслаждаться им.
Он «не видит деревьев за лесом» - не понимает частных проблем, гордясь своим общим виденьем. Увлечен абстракциями, слепо верит в силу своего слова — и поэтому часто становится жертвой льстецов-манипулятров. Иногда такой человек очень глупо попадает впросак из-за того, что склонен думать, что авторитет в одной сфере делает его экспертом во всех областях. Он просто не может быть неправ! Возникает оторванность от реальности, приводящая ( в том случае, если такой человек облечен реальной властью) к катострофическим последствиям.
Болезни человека, одержимого архетипом Зевса — болезни сердечно-сосудистой системы и — депрессия, особенно в среднем возрасте, когда происходит переоценка ценностей и приходит понимание того, что вершина того не стоила. Неумение  такого человека просить о помощи приводит к тому, что к врачам он зачастую обращается слишком поздно. Иногда одержимость Зевсом приводит к алкоголизму - «Зевс» пьет, чтобы не видеть очевидного, до последнего цепляясь за убеждение - «у меня все хорошо!».
К окружающим такой человек относится очень и очень свысока, особенно к людям, проявляющим чувствительность, ведущим себя «хуже бабы». Людьми  для него -  фигуры на шахматной доске. В результате — друзей нет.
К женщинам в патриархальном, «перекачанном» Зевсам обществе принято относиться как к низшим.  При таком взгляде женщина скорее - вещь. И, в случае нересурсного проявления зевсовых энергий, мужчина  стремится окружить себя престижными девушками, молодыми и фигуристыми. Если же истинной энергии Зевса не поступает вовсе, то о таких он будет мечтать. Брак — только патриархальный, с подчиненной ролью жены и двойной моралью: ей изменять не в коем случае нельзя, ему — даже очень можно. Он может "ходить к девочкам", в компании похожих брутальных (каменных!) персонажей. Любовник он не очень — удовольствие партнерши его мало волнует. Иногда сексуально агрессивен, ревнив.
С детьми он суров и равнодушен, но им предписывается лезть вон из кожи, чтобы заслужить его одобрение. Поэтому они страдают от заниженной самооценки, которая затем либо побуждает их  к жестокости (что более свойственно сыновьям), или  подталкивает к ситуациям, где они  выбирают роль жертвы.  В связи с таким отношением к семье, человека, одержимого архетипом Зевса, ждут трудности с детьми-подростками, или развод, инициированый женой.
Если человек отрицает ресурс Зевса и власть Зевса, возникает несколько другой вид нересурсного взаимодействия.
Только не Зевс! Только не «грубая» манипура. Я слишком тонок, сердечен, я — ранимая творческая натура, я — непонятый мудрец.... Вот послание, которое они транслируют в мир.
Деньги — это плохо. Власть — это плохо, она, как вы помните, развращает... Такой человек может проповедовать любовь, равенство и братство или просто мечтать — вот (вдруг, само собой...) придет время справедливого общества, где все равны и свободны.
Но на самом деле они просто боятся взять на себя ответственность, налагаемую возможностью выбора.  Ими движет страх потерять свою (увы, воображаемую) безупречность.
За всем этим тоже стоит Зевс, только запрятанный очень глубоко. Поэтому отношения с окружающими, с женщинами, с детьми (если они есть)   - тоже нересурсны. Такой человек хочет править, но — не получается и он глубоко и тотально обижен на людей.

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНЫ С АРХЕТИПОМ ЗЕВСА

Власть – это афродизиак: конечно, она притягивает. В том числе - власть денег. Зевс не обделен женским вниманием, но... Замужество, то есть положение в обществе, он может обещать только одной. Статус же любовницы или женщины на час не столь престижен. Вот и разгадка того, почему для достижения успеха у дам Зевс превращается в нечто иное.
А участь Геры не очень завидна, да и дети не удались: не так уж она Зевсу и нравится...
Чтобы женщина могла получить энергию архетипа Зевса для ресурсного, синергетичного союза своей и его энергии, она должна Зевса сначала понять.
Парадоксально, но женщина сперва должна перестать быть Зевсом в своем понимании, стать Зевсом — «взаправду»  -  и только затем разотождествиться с его энергиями.
Сейчас многие женщины живут в ореоле, в коконе извращенный, понимаемых по женски, энергий Зевса. Это — женщина -руководитель, железная леди, «баба с яйцами» и прочее. В этом образе приходится держать все и всех под контролем, не расслабляться. Никакого хаоса! Не имея на физическом уровне мужского полового органа, такая женщина не может себе позволить превращения в животных и природные явления — она должна доминировать всегда!
Подобная одержимость Зевсом приводит к гендерным войнам. Это не «плохо» и не «хорошо», просто неудобно. Это тупик, высота вершины ограничена , а путь - только наверх.
Выход из тупика — принять физическую сторону архетипа Зевса — в воображении, или с помощью дыхательно-энергетических практик: подышать по мужскому типу,  выдыхая — из манипуры.
Такое дыхание идет сверху вниз, начинаясь  от вдоха в аджну и заканчиваясь выдохом из муладхары, с акцентом — на манипуру. После такого дыхания очень видно, что власть Зевса проистекает из любви окружающих, которую он принимает в сердце: ведь Зевс наделен харизмой, и харизма эта — мужская, женщине такую не подделать.
 Также становится очень понятно, что Зевсу нравится в женщине, что- нет, причем — Зевсу в его ресурсном проявлении.

Привлекает и интересует Громовержца в женщине - Увлеченность и текучесть. Пребывание в трансе, отсутствие контроля, позволение происходить. Состояние, а не действие. Гера — контролирует. Прочие — покоряются, удивленные. Но это состояние — нечто иное: живой жизни, которая удивляет себя сама.