Легенды древнего Киева
«Родина-мать» в Киеве - величественная и воинственная статуя женщины с мечом и щитом в руках. Монумент был спроектирован в конце 70-х годов 20-го века, а его создание было приурочено к празднованию Дня Победы.
Монументальная скульптура на Черной горе правого берега Днепра распо-ложена на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне». Открыта в составе музейного комплекса в День Победы в 1981 году. Комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (6.12.1906 -10.11.1982гг.)
Над проектом статуи начинал работать известный в СССР скульптор, автор схожего монумента в Волгограде Евгений Викторович Вучетич (1908-1974 г). Однако архитектор умер, не успев реализовать свой замысел.
Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины.
После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Захарович Бородай (1917 – 2010г. ). Он привнес в проект кардинальные изменения, сделав статую не воинственной, с мечом, какой она задумывалась, а скорее триумфальной. По замыслу автора, Родина - мать могла держать в руках менее воинствен-ные предметы. Разрабатывались варианты: с ребёнком на руках, с чашей, с лавровым венком. Всего было разработано 11 вариантов. Когда проекты принесли на утверждение В.В. Щербицкому, он сказал – « Зачем нам женщина с веником ?». И оставили вариант, который мы сейчас видим. Работы по возведению монумента начали в 1979 г., их планировали завершить за год, однако строительство затянулось. В качестве модели лица скульптуры «Родина – мать» в Киеве, В.З. Бородай изобразил свою коллегу и друга, скульптора Галину Никифоровну Кальченко (1926-1975г.), талантливую и красивую, но рано ушедшую из жизни. Сотрудники музея до сих пор зовут её ласково - Галей. Бородай разработал проект, который был реализован в содружестве с Фридом Мерктичевичем Сагояном и Василием Павловичем Винайкиным, а также архитекторами Виктором Дмитриевичем Елизаровым, Георгием Николаевичем Кислым и Николаем Фещенко.
Для установки мемориала выбиралось место на берегу Днепра, которое бы удовлетворяло требованиям проекта «Музея истории Украины во Второй мировой войне». По древнему преданию, в Киеве находится как минимум три Черных горы. Первая из них, на берегу Днепра, расположенная возле Печерской Лавры, была свободной и издревле пользовалась дурной славой. На ней и был установлен памятник «Родина-мать».
Еще до открытия монумента в народе ширились слухи, что металлическая глыба – создание нечистого, и место для нее выбрано не случайно - Черная гора, над которой и птички не летают и не вьют гнездо. Существует народная легенда, основанная на разговорах и слухах 80 х, (свидетелем которых я являюсь), согласно которой, во время строительства монумента, киевскому митрополиту было видение, что нельзя поднимать меч (символ войны) выше креста Лавры - одной из важнейших православных святынь Киевской Руси (рядом находится Лаврская колокольня ). Печерская Лавра - третий Удел Божией Матери, основанной в 1051 г. при Ярославе Мудром монахом Антонием. В противном случае неизбежно разразится война, которой не будет ни конца, ни края. Свои опасения митрополит высказал первому секретарю ЦК КПУ Владимиру Васильевичу Щербицкому. В результате было решено укоротить меч монумента на 12 метров (Мемориал – 173 м. и Колокольня - 198 м. над ур.моря.). Незадолго до завершения строительства монумента, младшая дочь скульптора Василия Бородая Галина, неизлечимо заболела и умерла (1949 – 1980г).
После торжественного открытия, монумент начал постепенно сползать в Днепр. Пришлось закрыть музей на ремонтно - восстановительные работы.
В те далекие годы я знал Василия Захаровича Бородая, имел с ним контакты делового общения, часто бывал в Художественном институте, его художественной мастерской и на даче Кулиженко под Пущей –Водицей, где находились мастерские художников и студентов Художественного института.
На протяжении долгих лет я наблюдал за судьбой Украины, которую олицетворяла ее статуя «Родина – мать» в Киеве, на берегу Днепра.
Она стоит на правом берегу Днепра лицом на Восток, вместо креста православия в руке, встречает восходящее Солнце поднятым мечом. Каменным лицом смотрит она на Восточную Украину и Москву, как бы угрожая им вечной войной.
С началом установки мемориала началась Афганская война (25.12.1979г.).
Горести и беды обрушились на Киевскую Русь. «Родина – мать» стала жертвенным алтарем, постоянно требующим невинные человеческие жертвы:
Евгений Викторович Вучетич (1908-1974 г); Галина Никифоровна Кальченко (1926-1975гг.); Галина Васильевна Бородай (1949-1980 ); Леонид Ильич Брежнев ( 1906 – 1982 ); Тысячи воинов-афганцев (1979 – 1989 г.); Тысячи жертв Чернобыля ( 1986г); Гражданская война на Украине ( 2014г.); Раздел Украины на Западную и Восточную часть, ее разграбление и колонизация.
Лично у меня двоякое отношение к монументу. Еще в те времена, когда он возводился, я задавался вопросом. Почему он находится на правом берегу Днепра и смотрит на Восток, как бы ожидая нападения и угрожая мечом врагу? Давно закончилась война. Страна восстановилась и живет мирной жизнью. Ей можно было монументом напомнить о героическом прошлом народа, который разбил врагов, пришедших с Запада. Так почему Родина-мать повернулась к врагам спиной, и подняла в это мирное время меч против своего народа-освободителя, пришедшего с Востока ? Почему вместо символов Мира – голубя, венка или пальмовой ветви, ей в руку вложили высоко поднятый меч, а Запад закрыли щитом?
Если бы в руках Родины были мирные символы, то ее положение на Восток было бы оправдано. А так оно стало предзнаменованием братоубийственной войны, возвысившись над христианскими ценностями Славянского народа. Можно сослаться на недомыслие коммуниста Владимира Щербицкого, но при обсуждении и установке такого монумента должны были участвовать представители всех общественных организаций и образований, включая ветеранов войны и православную церковь. За то, что произошло с Украиной за эти годы, они несут свою долю ответственности. Идол, установленный на берегу Днепра, основание которого находится глубоко в Черной горе, издревле проклятом месте, не должен держать меч в руках. Он должен его опустить, или воткнуть в Землю, а в руки взять голубя мира. Таково мое видение легенд древнего Киева.
К.С.Крыжановский Киев 2017 г.