Легенды древнего Киева

Константин Крыжановский
Легенды древнего Киева
«Родина-мать» в Киеве - величественная и воинственная статуя женщины с мечом и щитом в руках.  Монумент  был спроектирован в конце 70-х годов 20-го века, а его создание было приурочено к празднованию Дня Победы.
Монументальная скульптура на Черной горе правого берега Днепра  распо-ложена на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне».  Открыта в составе музейного комплекса в День Победы  в 1981 году.    Комплекс открывал  Генеральный секретарь ЦК  КПСС Леонид Ильич Брежнев  (6.12.1906 -10.11.1982гг.)
   Над проектом статуи начинал работать известный в СССР скульптор, автор схожего монумента в Волгограде Евгений Викторович Вучетич (1908-1974 г). Однако архитектор умер, не успев реализовать свой замысел.
   Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины.
    После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий  Захарович  Бородай   (1917 – 2010г. ).  Он привнес в проект  кардинальные изменения, сделав статую не воинственной, с мечом, какой она задумывалась, а скорее триумфальной.                По замыслу автора, Родина - мать  могла держать в руках менее воинствен-ные предметы.  Разрабатывались варианты: с ребёнком на руках, с чашей, с лавровым венком. Всего было разработано 11 вариантов.  Когда проекты принесли на утверждение В.В. Щербицкому, он сказал – « Зачем нам женщина с веником ?».  И оставили  вариант,  который мы сейчас видим. Работы по возведению монумента начали в 1979 г., их планировали завершить за год, однако строительство затянулось.                В качестве модели  лица  скульптуры  «Родина – мать» в Киеве, В.З. Бородай изобразил свою коллегу и друга, скульптора Галину Никифоровну Кальченко (1926-1975г.), талантливую и красивую, но рано ушедшую из жизни. Сотрудники  музея до сих пор зовут  её ласково - Галей.                Бородай  разработал  проект, который был реализован в содружестве с  Фридом  Мерктичевичем Сагояном  и  Василием  Павловичем  Винайкиным, а также архитекторами  Виктором  Дмитриевичем  Елизаровым,  Георгием  Николаевичем Кислым и  Николаем  Фещенко.   
    Для установки  мемориала  выбиралось место на берегу Днепра, которое  бы удовлетворяло требованиям  проекта «Музея истории Украины во Второй мировой войне».     По древнему преданию, в Киеве находится как минимум три Черных горы. Первая из них, на берегу Днепра, расположенная  возле Печерской Лавры, была свободной  и  издревле пользовалась  дурной славой.   На  ней и  был установлен памятник «Родина-мать».   
    Еще до открытия монумента в народе ширились слухи, что металлическая глыба – создание нечистого, и место для нее выбрано не случайно - Черная гора, над которой и птички не летают и не вьют гнездо.                Существует народная легенда,  основанная на разговорах и слухах   80 х, (свидетелем которых я являюсь), согласно которой, во время строительства монумента,  киевскому митрополиту было видение, что нельзя поднимать меч (символ войны) выше креста Лавры - одной из важнейших православных святынь Киевской Руси (рядом находится Лаврская колокольня ).  Печерская Лавра - третий Удел Божией Матери, основанной в 1051 г.  при Ярославе Мудром монахом Антонием.   В противном случае неизбежно разразится война, которой не будет ни конца, ни края. Свои опасения митрополит  высказал первому секретарю ЦК КПУ  Владимиру  Васильевичу  Щербицкому. В результате было решено укоротить меч монумента на 12 метров (Мемориал – 173 м. и Колокольня - 198 м. над ур.моря.). Незадолго до завершения строительства монумента,  младшая дочь скульптора Василия Бородая  Галина, неизлечимо заболела и умерла (1949 – 1980г).
    После торжественного открытия, монумент  начал постепенно сползать в Днепр.  Пришлось закрыть музей на ремонтно - восстановительные работы.
    В те далекие годы я знал Василия Захаровича Бородая, имел с ним контакты делового общения, часто бывал в Художественном институте, его художественной мастерской и на даче Кулиженко под Пущей –Водицей, где находились мастерские художников и студентов Художественного института.   
     На протяжении долгих лет я наблюдал  за судьбой Украины, которую олицетворяла  ее статуя  «Родина – мать»  в Киеве, на берегу Днепра.
    Она стоит на правом берегу Днепра лицом на Восток, вместо креста  православия в руке, встречает  восходящее Солнце поднятым мечом.  Каменным  лицом  смотрит  она на  Восточную Украину и Москву, как бы угрожая  им  вечной  войной.
    С началом установки мемориала началась Афганская война (25.12.1979г.).
Горести и беды обрушились на  Киевскую Русь. «Родина – мать»  стала жертвенным алтарем, постоянно требующим невинные человеческие жертвы:

Евгений Викторович Вучетич (1908-1974 г);                Галина Никифоровна Кальченко (1926-1975гг.);                Галина Васильевна Бородай (1949-1980 );                Леонид Ильич Брежнев  ( 1906 – 1982 );                Тысячи воинов-афганцев  (1979 – 1989 г.);                Тысячи жертв Чернобыля  ( 1986г);                Гражданская война на Украине ( 2014г.);                Раздел Украины на Западную и Восточную часть, ее разграбление и колонизация.
                Лично у меня двоякое отношение к монументу. Еще в те времена, когда он возводился, я задавался вопросом.  Почему он находится на правом берегу Днепра и смотрит на Восток, как бы ожидая нападения и угрожая мечом врагу?  Давно закончилась война. Страна восстановилась и живет мирной жизнью. Ей можно было монументом напомнить о героическом прошлом народа, который разбил врагов, пришедших с Запада. Так почему Родина-мать повернулась к  врагам спиной,  и подняла в это мирное время меч против  своего народа-освободителя, пришедшего с Востока ?  Почему вместо символов Мира – голубя, венка или пальмовой ветви, ей в руку вложили высоко поднятый меч, а Запад закрыли щитом?
     Если бы в руках Родины были мирные символы, то ее положение на Восток было бы оправдано. А так оно стало предзнаменованием  братоубийственной войны, возвысившись над христианскими ценностями Славянского народа.  Можно сослаться на недомыслие коммуниста Владимира Щербицкого, но при обсуждении и установке такого монумента должны были участвовать представители всех общественных организаций  и образований, включая  ветеранов войны  и православную церковь.  За то, что произошло с Украиной за эти годы, они несут свою долю ответственности.                Идол, установленный на берегу Днепра, основание которого находится глубоко в Черной горе, издревле проклятом месте, не должен держать меч в руках. Он должен его опустить, или воткнуть в Землю, а в руки взять голубя мира. Таково мое видение легенд  древнего Киева.
К.С.Крыжановский   Киев 2017 г.