19. Живот. - созд. Земли, демиурги и культ. герои

Элеонора Ковалева
19. Животные – создатели Земли, демиурги и культурные герои

В космогонических мифах большинства народов мира Земли появляется из первозданного Хаоса. Процесс превращения Хаоса в Космос составляет стержень космогонических мифов: хаос -> небо и земля -> солнце, месяц, звезды -> растения, животные, человек -> дом, утварь, занятие охотой или земледелием. Мир человека – это упорядоченное пространство, где явления природы, различные животные и сам человек, а также сложившиеся в социуме традиции занимают подобающее им место. Пространство и время также связаны между собой: существует точка «центра мира», откуда «все и пошло», и точка времени, с «которой все началось». Сам человек в этой системе занимает место одного из элементов мира. Иногда Земля (горы, моря, реки, леса) возникают из частей тела первопредка, иногда ее создает тотемическое или иное волшебное существо.
    Демиург – мифологический персонаж, закладывающий основы мироздания. Он довольно легко переходит в культурного героя, взявшегося обучать человека различным ремеслам (от охоты и земледелия до кузнечного и гончарного дела, ткачества). В роли демиургов и культурных героев выступают не только антропоморфные божества, но и зооморфные существа. Далеко не всегда это сильные крупные звери. Так, согласно верованиям айнов, маленькая трясогузка вымесила целый мир своими маленькими лапками, а в легендах кетов гагара доставала ил со дна первичного моря до тех пор, пока из него не сложилась суша.
   Мифы удмуртов и коми относятся к так называемым «близнечным»: на свет появляются два брата, один – «светлый», другой «темный», который всячески препятствует первому. Утка откладывает 4 волшебных яйца. «Светлый» брат пытается нырнуть и достать их, а «темный» - покрывает воду льдом; тогда «светлому» приходится разбивать лед с помощью молнии. Первый брат достает 2 яйца и творит из одного – землю, из второго – своих помощников, добрых духов. Второй - тоже достает 2 яйца. Из них он создает луну и злых духов. Эти мифы имеют вариации: оба брата плавают по первичному океану, приняв облик лебедя и гагары, летают в небе двумя голубями или сидят как лягушки в первичном болоте. «Светлый» брат побеждает «темного»: лебедь трубными криками побуждает гагару доставать строительный материал для суши. Однако второй брат, выпросив местечко на земле, пробивает в ней дыру и выпускает из нижнего мира змей и разных вредоносных тварей. Первый - творит небо, солнце, звезды, второй – еще одно небо. Оба брата создают 7 небес, подобных цветам радуги. С помощью грома «светлый» брат низвергает «темного» на землю и рассеивает его вместе с порожденными им животными по разным местам, а сам поднимается на небо и поселяется в северном сиянии. После того, как гагара помогла божеству кетов создать сушу, между Землей и Небом образовалась щель, поэтому небожители падают вниз; божество-демиург во время падения оборачивается гагарой, но люди убивают его как простую птицу. Тем не менее, его сын, верный заветам отца и обладающий волшебными навыками, затыкает небесную щель черными оленями. Сам же он поднимается на небо и спускается на землю верхом на белом олене. Это вариант солярного культа, мифопоэтическое осознание человеком восхода и захода солнца. Основное занятие божества кетов – камлание; он умеет превращаться в различных животных. Так, свое путешествие на юг это божество предпринимает в образе мухи.
   В космогонических мифах чеченцев и ингушей (вайнахов), жизнь зародилась на плоской безводной земле с помощью огромной белой птицы: после ее прилета образовались реки и озера, появились животные и растения.

    В мифах, легендах и истории   

   Трясогузка - тотем айнов (Японские о-ва, Камчатка, Южный Сахалин, Курилы). Она помогает главному божеству создать мир из первозданного хаоса, кроме того, является покровительницей влюбленных. Объясняет людям предназначение мужчин и женщин; обучает их основным занятиям: для первых - это война и охота, для вторых - поддержание порядка в доме, воспитание детей.

     Гагара почитается кетами как помощник демиурга, по его приказанию она строит сушу из ила, добывая его со дна первозданного океана.

   Божества-демиурги народности коми, а также удмуртов, появляются на свет, как говорилось выше, вылупившись из яиц, снесенных уткой в первичный океан. У большинства народов утки относились к привычным птицам, живущим рядом с человеком. Красивую, гордо и плавно двигающуюся женщину славяне часто сравнивают с «утицей»: «будто утица плывет». У прибайкальских народов роль гагары выполняет гоголь: он также ныряет на дно первичной водной субстанции за землей. В русских же пословицах последних двух веков «щеголь» и «гоголь» - синонимы; никакой практической пользы гоголь не несет.

   Как и утка, гусь у ряда народов тесно связан с первичной субстанцией Хаоса: из его яйца вылупляется либо волшебное существо, демиург, либо уже упорядоченная Вселенная. В русском фольклоре уважительно-ироническое отношение к гусям отразилось в поговорках: «Хорош гусь!»; «Гусь свинье не товарищ»; «С нас беда, как с гуся вода». Все водоплавающие птицы обладают жировой смазкой пера, благодаря чему вода скатывается с них, но, вероятно, у гуся особенная «стать», вызывающая у человека глубокое уважение. Издавна гуси служили символом бдительности. Кроме того, в гусей оборачивались ведьмы.

   В природе

  Трясогузка белая (Motacilla alba) – распространена по всей России. Держится в поймах рек, на берегах водоемов и в населенных пунктах – от маленьких деревушек до мегаполисов. Без устали бегает по земле в поисках насекомых. Возможно, именно этот элемент поведения и навел человека на легенду о том, что маленькая птичка «вымесила землю». Гнездится в дуплах, под крышами строений, в нишах и трещин камней. В кладке 5-7 яиц. В последние годы не все трясогузки улетают на зимовку: многие остаются зимовать в парниковых хозяйствах на юге России и даже гнездятся в зимнее время. На Камчатке ученые выделяют в самостоятельный вид трясогузку камчатскую (M. lugens); в Южное Приморье и на Сахалин залетает трясогузка японская белая (M. grandis).

  Все гагары – водоплавающие птицы; они хорошо плавают и замечательно ныряют, погружаясь в воду мгновенно и почти без всплеска. Под водой проплывают большие расстояния, на поверхности остается лишь узкая полоска спины. Именно эта особенность и породила легенды о том, что птицы построили землю, доставая со дна ил. В воде они стремительно преследуют рыбу, свою главную добычу. Птенцы умеют плавать и нырять с первых часов жизни. По земле передвигаются плохо. Гагары обитают по морским побережьям, за исключением периода гнездования. Тогда они переселяются на озера или речные затоны, по берегам которых и гнездятся. Птицы держатся парами даже вне периода гнездования, например, на весеннем пролете.

   Гагара краснозобая (Gavia stellata) – самый распространенный вид, населяющий север Евразии и Северной Америки. Зимует в умеренных широтах, попадаясь в Каспийском, Черном и Средиземном морях, на водоемах Китая и США (Флорида, Калифорния). Во время гнездования гагары ведут территориальный образ жизни. Брачные игры включают громкие крики и ряд демонстративных поз, в частности вертикальную стойку в воде, с прижатым к груди клювом; птицы гоняются друг за другом, громко хлопая крыльями. Гнездо – углубление в куче водных растений или почве, без подстилки. В кладке обычно 2 яйца. Насиживают по очереди оба родителя. Птенцы покрыты пухом, через 10-12 часов они способны плавать. Через пару месяцев полностью оперяются и покидают родителей. Осенью, перед перелетом, птицы линяют, причем сбрасывают почти все маховые перья и теряют на некоторое время возможность летать. Однако поймать их в воде – дело малореальное.

    Гагара чернозобая, или полосатая (Gavia arctica) –населяет Арктику и Субарктику. Гнездится в тундровой и таежной зонах, но проникает также в лесостепь Западной Сибири. Гнездится на больших глубоких озерах, поросших водной растительностью. Если озера рыбные, то охотиться здесь же, если нет – летает кормиться на другие водоемы, иногда за 8 км от мест гнездованья. Перелетная птица: зимует в Средней Европе, на Северном и Балтийском морях, а также на Черном и Каспийском, долетает до Японии и Тихоокеанского побережья Америки.

    Гусь серый (Ancer ancer) – предок домашних пород гусей. В России встречается в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ранее промысловый, в настоящее время – редкий, охраняемый вид. Часто кормится на суше, поэтому много времени проводит на земле. Очень осторожен, не подпускает к себе человека, раненый – активно защищается. Гнездится парами на больших заросших озерах и болотах. Насиживает самка, но самец держится поблизости, криками предупреждая самку об опасности. В кладке 4-5 яиц; вылупившиеся птенцы, обсохнув, спускаются на воду. Они прекрасно плавают и ныряют. Первое время самец и самка неотлучно держатся при выводке. В 2 месяца птенцы становятся на крыло. Линяют взрослые птицы еще при выводке, теряя почти все маховые крылья. Во время линьки они не способны летать, поэтому забиваются в крепи (густые заросли камыша, тростника, рогоза). Однако поймать линяющего гуся, может только хорошо обученная собака: птица не только прекрасно прячется, плавает и ныряет, но и атакует противника. Молодые гуси откочевывают к югу и одновременно линяют, проводя некоторое время в кормных местах, например, в дельте Волги. К концу лета собираются в стаи, утром летают на кормежку, вечером и ночью держатся на воде, в недоступных для человека и хищных зверей местах. Иногда кормятся на полях, поедая семена злаков и всходы озимых. Зимуют на Британских островах, по берегам Средиземного моря, в Азии.
   
    Кряква обыкновенная (Anas platyrhynchos) – самая распространенная и известная из речных уток; после одомашнивания послужила основой для создания различных европейских пород уток. Дикие утки живут на водоемах в глухих местах; но столь же привольно они чувствуют себя в центрах мегаполисов. Питаются растительной и животной пищей (водоросли, семена злаков, насекомые и их личинки, ракообразные, моллюски).  Городские утки не улетают на зимовку, используя незамерзающие участки воды и подбирая пищу, которой их обеспечивают люди. Ранней весной селезни в брачном наряде и скромно окрашенные самки встречаются прямо на газонах. Брачные игры происходят на воде и включают сложный ритуал ухаживания. Селезни помогают уткам строить гнезда, но потом покидают их, сбиваясь в стайки. Они отлетают подальше от мест гнездовья, прячутся в укромных местах и линяют, сбрасывая яркий брачный наряд. Хорошо замаскированное гнездо утка устраивает поблизости от воды или на некотором удалении от нее. В кладке 8 -11 яиц. Через сутки после вылупления, птенцы покидают гнездо, следуют за матерью к водоему и плавают вместе с ней, пока не оперятся. К 2-м месяцам становятся на крыло.

     Гоголь (Bucephala clangula) – мелкая большеголовая утка лесной зоны севера и востока России. Гнезда устраивает в дуплах деревьях по берегам водоемов. Охотно селится в искусственных гнездовьях. Птенцы-пуховички, чтобы добраться до воды, прыгают вниз иногда с большой высоты. Взрослые утки прекрасно ныряют. А в брачном наряде они так красивы, что невольно наводят мысль о щегольстве. Кроме того, брачующиеся птицы привлекают к себе внимание особым поведением. Самец периодически шумно бежит по воде, потом взлетает, и описав круг, возвращается к группе самок. Он поочередно кланяется каждой из них, пока утка не ответит благосклонностью, начав кланяться в ответ. Если небольшой пруд в городском парке поделили два селезня, то они стараются отбить друг у другу уточек, совершая своей ритуальный полет. Более слабый будет держаться в границах участка, поблизости от берега, под прикрытием растительности. А более сильный – все время нарушать границы чужих владений. За утками остается выбор – кого предпочесть, на чей участок перебраться.