16. Рядом с нами

Элеонора Ковалева
От кого мы произошли? С научной точки зрения, звучит один ответ, с теологической – другой, а с мифологической – таких ответов бесчисленное множество! Тотемизм – представление о том, что прародителем рода является какое-либо животное (растение, явление природы или даже неодушевленный предмет¬) – лежал в истоках мифотворчества. С тотемом человека связывали тысячи незримых нитей: от поклонения ему до принесения «основателя рода» в жертву. Остатки тотемизма прослеживаются в мифах до сих пор.
     Человек, особенно охотник и земледелец, всегда жил в природном окружении, встречаясь с животными, поселившимися по соседству. Он искал покровительства у самых сильных из них или старался обзавестись теми или иными полезными качествами, присущими более слабым – хитростью, ловкостью, проворством, умением спастись от опасности. К некоторым покровителям, или посредникам он обращался с просьбой донести его мечты о лучшей доле обитателям Верхнего мира, а то и замолвить за него словечко перед вредоносными существами нижнего мира. Т.е. животные выступали в роли покровителей и защитников людей, выполняли посреднические функции между людьми и сверхъестественными силами.
  С птицами разных видов человек встречался значительно чаще, чем со зверями. Обычай подкармливать птиц (не только зимой, в голодное для птиц время) происходит от веры, что птицы – души умерших, которые слетаются к дому живых за живой пищей. Поэтому с ними связаны многие ритуалы:
  1. Праздник весны, приуроченный к прилету «первой» весенней птицы (жаворонка, ласточки);
  2. Праздник выпуска птиц на волю; перед ним из теста выпекались скульптурки птиц, а на царские столы подавались пироги, из которых вылетали живые птицы;
  3. В начале лета южные славяне «крестили» кукушку – это был обряд сватовства, кумовства;
  4. У южных славян были распространены птичьи танцы – «вутица», у северных, в том числе, русских – он заменялся хороводом.
     В русской мифологии существует целый ряд мифологических птиц, относящихся к «прародителям» и живущих, преимущественно, на Буян-острове, или в определенных частях мироздания, куда прорастает Вырий-дерево.
Птица Гамаюн в славянской мифологии открывает серию полуптиц-полуженщин, и ведет свое происхождение от греческих сирен. Она обладает знанием всего на свете и пророческим даром; тому, кто услышит ее пение, открываются великие тайны; когда она взлетает, начинается буря. Следующие в этом ряду – Сирин и Алконост, способные очаровать слушателей своим пением. Их пение, в отличие от пения древнегреческих сирен, никуда не завлекает, а, наоборот, разгоняет печаль и тоску. Услышать его могут лишь счастливые люди.
   Эти птицы - не единственные в славянской мифологии. Гагана - птица с железным клювом и медными когтями, охраняет остров Буян. На этом же острове живут птицы, повелевающие пернатыми яви. К ним относится Нагай-птица, а также Таврук, или Лаврун. Никаких реальных прототипов у этих птиц не прослеживается.
   Но и многие животные были тесно связаны с хозяйством человека. В сады и огороды забегали зайцы, за ними охотились лисы. Изобилие мышей и крыс давали возможность поселиться рядом с домом ласкам и хорькам. Все они – были героями тех или иных мифов и более поздних сказок.

    В мифах и легендах

   Белый аист – «приносит» детей европейским народам; иногда - изображается в мантии «судьи». Бытуют легенды о наличие «судов» у этих птиц, их способности «приговаривать» к казни «провинившихся».
   Древние славяне почитали аиста как символ родины и прочной многодетной семьи. Они верили, что тот, кто убьет птицу или разорит ее гнездо, будет наказан: его самого и его дом испепелит небесный огонь. Кроме того, птица служила атрибутом богини Зори, Утренней и Вечерней. До сих пор люди относятся к ней как оберегу своего поселения. Однако облик птицы, ее вышагивание по полям на длинных ногах, умение стоять, поджав под себя одну ногу, доверчивое отношение к человеку привело к ряду поговорок о спесивости и глупости аиста.

   Ласточка выражала жажду духовной жизни. Выступала в роли вестника весны, утра, надежды, добра, счастья, перемен к лучшему, прилежания и домашнего уюта. Гнездилась в отчем доме (в сенях, под крышей), поэтому служила символом отцовского наследия. Образ ласточки, приносящей устойчивую теплую погоду и обновление, присутствует во многих славянских земледельческих обрядах. Отсюда выражение «Первая ласточка». Жизнь рядом с человеком, участие в кормление птенцов обоими родителей вызывает у людей симпатию к этим птицам. До сих пор бытуют поверья, что они приносят в дом счастье.
  Но, исчезая на зиму, и появляясь весной, эта птица одновременно являлась посредницей перехода между жизнью и смертью. Она как бы
предсказывала опасность, непрочность и ненадежность уюта, счастья в пределах одной семьи, отгородившейся от всего мира стенами родного дома.
   В Европе, начиная с античных времен и кончая Возрождением, люди ничего не знали о путях перелета птиц. Хотя, между прочим,  птиц во время перелета через море не раз видели путешественники. Усталые стаи пичуг даже облепляли оснастку парусных судов. Что касается ласточек, то даже ученые мужи верили предположению Аристотеля, что ласточки зимуют на дне водоемов, зарывшись в ил.
   Антагонистом Ласточки  выступала Сова.

   Совы, сычи ставились в один ряд со всякой нечистью, о чем свидетельствовали поговорки: «Сыч на кровле кричит – к худу», «Один, как сыч», «Сыч хозяина выживает», «Из пустой хоромины - либо сыч, либо сова, либо бешена собака».

   Воробей – символизировал привязанность к человеку. А отсюда – он унаследовал все их пороки: жадность, суетливость, похотливость. Однако человек не мог не отметить и положительные качества воробья – его ловкость и удачливость, о чем сказано в поговорках: «Старого воробья на мякине не проведешь», «Воробей мал, да удал».

    Лиса – излюбленный сказочный персонаж в культуре славян. Она славится своей хитростью, изворотливостью, умением умаслить лестью более сильных. С Запада, от алхимиков, пришло представление о лисе как сути земляной природы, застывающей красной серой, в отличие от воздушной ипостаси петуха. Интересно, что в русских сказках лиса частенько уносит петуха, выручить которого могут лишь верные друзья. Т.е. лиса и петух служат антагонистами: приземленное начало побеждает духовное, но только на время. В русских сказках лиса, как и медведь, наделяется именем и отчеством, ее называют Лисой Патрикеевной, подчеркивая антропоморфную составляющую. Интересно, что ни волк, ни заяц отчества не имеют. На Востоке лиса – главный герой в легендах об оборотнях. Она обманывает и мужчин, и женщин, принимая человеческий облик, и частенько пользуется их жизненной силой, особенно в том случае, если сама – является выходцем с того света, жителем нижнего мира. Но к добродетельным людям лиса-оборотень поворачивается совершенно иной стороной – приносит в дом счастье и богатство. Отголоски подобных легенд перекочевали к народам Дальнего Востока России.

   Зайцы – служат в фольклоре многих народов символом беззащитности, иногда – трусости (поговорка «Труслив, как заяц»). На Востоке верили, что в зайцев вселяются девичьи души. У народов Хакасии девушкам не полагалось произносить слово «заяц», т.к. они могли остаться старыми девами и после смерти превратиться в зайцев. У татар домовые принимают вид зайцев. На Западе зайцы, как и кролики, были примером плодовитости. Они ассоциировались с котами и «скомпрометировали» себя связью с чертом: до сих пор люди верят, что, если заяц перебежит дорогу – это к неудаче.
 
   В природе

  Белый аист (Ciconia ciconia) – хорошо известная в Европе птица, встречается также и в европейской части России (особенно в южных и западных областях), в Приморье и на Кавказе. Часто гнездится не просто рядом с человеческим жильем, но и непосредственно в селах, устраивая гнезда на искусственных платформах (например, колесе от телеги, поднятом на столбе). В последние годы аисты устраивали гнезда даже на фабричных трубах и опорах ЛЭП. Аисты – моногамы, одна и та  же пара прилетает к гнезду не один год. Зимуют они в Африке. Первыми прилетают самцы и начинают чинить старое гнездо, потом появляются самки. В кладке 2-5 яиц. Насиживают оба родителя. Птенцы покидают гнездо через 2 месяца, и еще 2-3 недели зависят от родителей, после чего переходят к самостоятельному образу жизни. Питаются птицы мелкими животными (лягушками, ящерицами, мышами, мальками рыб и пр.), выискивая пищу на сырых лугах, болотах, в стоячих водоемах. К осени среди молодых и старых птиц устанавливаются ранговые отношения, в результате которых сильные могут забить слабых. Это и породило легенды о «судах».
   
    Ласточка-касатка (Hirundo rustica) из сем. ласточковых (Hirundinidae) – встречается в сельской местности. Это синантропная птица, по большей части, приуроченная к человеческому жилью. Гнездится под крышами домов, карнизами, иногда – внутри сеней или хозяйственных пристроек. Тем не менее, имеются колонии касаток, отдавших предпочтение природным условиям: в горах, под сводами пещер, на скалистых речных берегах. Основная пища – крылатые насекомые, которых птицы добывают, схватывая на лету. В среднюю полосу европейской части России ласточки прилетают поздно – в июне. Так что нам они «приносят» не весну, а лето. За лето ласточки успевают вывести два выводка, в каждом из которых бывают 3-7 птенцов.
   Эти прекрасные летуны никогда не садятся на землю. Наряду с городской ласточкой, или воронком (Delichon urbica) и черным стрижем (Apus apus), из сем. стрижей (Apodidae), касатка даже пьет на лету, проносясь над лужей. Взлететь эти птицы могут только с бугорка. Птенцы-слетки, случайно оказавшиеся на земле, ползут до какого-нибудь возвышения, помогая себе крыльями. Поэтому никогда не надо ловить и приносить домой таких незадачливых летунов, превратившихся в «ползунов»! Насекомоядные птицы съедают в сутки столько же корма, сколько весят сами! Только так они способны поддерживать необходимый уровень обмена веществ в своем организме. Представляете, сколько вам надо поймать мух и прочих мошек, чтобы «спасти» якобы беспомощного птенца? А всего и надо-то – подбросить его в воздух!
   Кольцевание птиц, начавшееся развиваться с конца XIX- начала XX веков, показало, что европейские ласточки улетают в Южную Америку, Центральную и Южную Африку, в Индостан, добираясь до Зондских островов и Новой Гвинеи.

      Серая неясыть (Strix aluco) – одна из самых обычных для России сов. Она населяет леса, сады и парки. Днем прячется в различные убежища, поэтому сову можно увидеть сидящей, например, на чердаке полуразрушенного дома. Гнездится в дуплах, иногда занимает брошенные гнезда ворон или хищных птиц или чердаки человеческих построек. В гнездах от 2 до 7 яиц. Насиживает самка. Птенцы покидают гнездо полупуховыми слетками. Они рассаживаются на деревьях и криком оповещают взрослых сов, куда следует приносить пищу. Перекличка выводка и взрослых птиц - таинственные звуки ночной поры, без которых светлая летняя ночь теряет свое очарование. Охотятся совы на мелких позвоночных (мышевидных грызунов, птиц, лягушек и ящериц). Человеческое жилье и поля привлекают сов изобилием основной пищи – мышей и полевок. Еще в 30-е годы ХХ века было подсчитано, что одна сова съедает за год примерно 1000 мышей, одна мышь съедает или портит не менее килограмма зерна. Значит, одна сова сохраняет не менее тонны зерна. А мы так долго считали ее вестницей несчастья!

   Домовый сыч (Athene noctua) – населяет Центральную и Южную Европу, Переднюю, Среднюю и Центральную Азию, Северную Африку, встречается и в России: на севере связан с культурным ландшафтом, на юге – со степями и пустынями. Держится, вопреки поговорке не по одиночке, а парами, даже вне сезона гнездования. Пары складываются на всю жизнь. Человека пугает своеобразная брачная песня сыча, похожая на завывания, и его «залихватский» свист. Гнездится эта птица в брошенных норах других зверей, в углублениях по обрывам, в скирдах сена и заброшенных постройках. В кладке 4-5 яиц. Птенцы вылетают из гнезда в возрасте 5 недель и некоторое время живут вместе с родительской парой. Питается домовый сыч преимущественно крупными насекомыми и мышевидными грызунами.
   
   Воробей городской (Passer dometsticus) – синантропная птица, живущая рядом с человеком. Эта оседлая птица распространилась почти по всему свету, вероятно, благодаря человеку. Его можно встретить и в деревне, и в огромном мегаполисе, где много пищевых отходов. Однако количество воробьем в последние годы все же сократилось. Дело в том, что эта птица была тесно связана с конюшнями и лошадьми. Лошади, как известно, кушают овес. А самая лучшая пища для воробья – не переварившиеся в лошадином желудке зерна. Именно поэтому воробьи искали свои «алмазные зерна» в лошадином навозе. В мегаполисах смертью для воробьев стали противогололедные реагенты. Некоторые из них напоминают зерна злаков, и бедные неопытные воробьишки, вылетевшие из гнезда меньше года назад, наклевавшись таких «зерен» немедленно погибают.
   Гнездится воробей парами, изредка колониями в щелях различных строений, занимает искусственные гнездовья, вывешенные для других птиц. Иногда птицы поселяются в природных ландшафтах: в густых кустарниковых зарослях, в оврагах, глинистых обрывах, а также в стенках гнезд крупных птиц, сложенных из сучьев и веток (орлов, цапель, аистов). Надо сказать, что рядом с гнездом хищные птицы не охотятся. И под защитой орла воробьи чувствуют себя куда как привольно!
    В кладке бывает от 5 до 10 яиц, а птенцы вылетают из гнезд через 10 дней после вылупления. За лета воробьи успевают вывести 2-3 выводка. Гнезда, подновленные осенью, служат в качестве убежища во время зимних холодов.
   
    Воробей полевой (P. montanus) приурочен к сельской местности.
    Многочисленные стаи воробьев кормятся на созревающих зерновых, бахчевых культурах, расклевывают в садах фрукты и ягоды. Именно поэтому земледельцы относились к нему без особой любви, о чем свидетельствует само название птицы: «Вора бей!». Жители Китая в середине ХХ века истребили всех своих воробьев, посчитав их вредителями. Однако они не учитывали того, что своих птенцов воробьи выкармливают многочисленными насекомыми – гусеницами, мухами, мелкими жуками, которые причиняют сельскому хозяйству значительно больший вред, чем сам воробей.

    Лисица обыкновенная (Vulpes vulpes) встречается по всей России, населяя леса любых типов, степь и горы, заходя в пустыню. Предпочитает открытую, но пересеченную холмистую местность, перерезанную балками и оврагами,  с отдельными рощами, перелесками, руслами рек. Часто поселяется вблизи человеческого жилья, легко переходя к синантропному образу жизни (например, в городах Европы). Хотя она является хищником, но поедает самый разнообразный корм, вплоть до фруктов и ягод, падали или отбросов со свалок. Мышевидные грызуны становятся добычей лисы значительно чаще, чем зайцы и, тем более, домашняя птица. Хотя зверь способен охотиться и на более крупную добычу. Лисьи пары сохраняются по несколько лет. Семья занимает участок, богатый не только пищей, но, главное, такими местами, где можно вырыть нору. Иногда лисы занимают норы барсуков, сурков и др. животных, перестраивая их: углубляют гнездовую камеру и добавляют несколько запасных выходов. Около нор бывает много пищевых остатков, поэтому зверя считают «неряшливым». Якобы таким образом лисы «выживают» «аккуратистов» барсуков. Кроме того, так называемая фиалковая железа, которой снабжены и самцы и самки, обуславливает специфический мускусный запах. С его помощью резиденты метят свою территорию. Норы используются только для выведения потомства, в остальное время звери отдыхают во временных убежищах или просто в траве или на снегу. В выводке бывает до 12 лисят, обычно 4-6. Лисята рано выходят из нор и окончательно покидают родителей через полгода. Лисы оседлы, они совершают миграции лишь в условиях тундры, пустыни или гор.
    Вошедшая в сказки лисья хитрость основана на природной сообразительности этих зверей и пластичности их поведения. Кроме того, они легко приручаются и одомашниваются. В пушном звероводстве известны десятки пород лисиц, отличающихся по окрасу шкурки.

    Заяц-беляк (Lepus timidus) - населяет всю европейскую часть страны, тундру, лесотундру и тайгу Сибири, заходит в лесостепь. Ведет обычно ночной или сумеречный образ жизни. Держится в лесах, разреженных лугами и зарослями кустарников, на полях и лугах, по окраинам болот. Питается различной растительной пищей. Зимой – это кора и веточки ивы, осины, березы, рябины, плодовых деревьев и пр., поэтому зайцы собираются в мелколесье, выбирая места с плотным снегом. Часто посещают сады и огороды, обгрызают кору яблонь и др. плодовых деревьев. Но деревья легко защитить от этих зверьков, обмотав нижнюю часть ствола колючими ветками или другим материалом. Весной зайцы выходят попастись на проталины с молодой травой. На большей части ареала зверьки оседлы. Однако в тундровой зоне они собираются в стада по несколько десятков голов и совершают сезонные миграции: зимой идут на юг, весной – на север. На лежку устраиваются прямо на земле, и лишь в сильный мороз выкапывают в снегу норы длиной 1,5 м. (В тундре, в долинах рек, где снега больше, норы достигают 8 м). Зайчихи приносят 2-3 помета в год. Зайчат, рожденных в марте, называют «настовичками», осенью – «листопадничками». Зайчата рождаются с открытыми глазами, с первых часов своей жизни они способны бегать и принимать твердую пищу. Обычно они затаиваются и лежат на месте, стараясь не оставлять следов, по которым их могут обнаружить хищники, и ждут прихода матери. Спасаясь от врагов или просто отправляясь на лежку, заяц путает след, делая многочисленные петли и «скидки» (неожиданные прыжки в сторону). Отсюда выражение: «Петлять, как заяц».

    Заяц-русак (Lepus europeus) – крупнее беляка. Широко распространен по всей  Европе, в России встречается южнее и западнее беляка, хотя ареалы этих двух видов перекрываются. По своей природе, русак - зверек степи и лесостепи, но уже в историческое время он сам расселился по некоторым областям Западной Сибири. Далее в расселении ему способствовал человек: в ХХ веке русаков акклиматизировали в степных угодьях Восточной Сибири и Дальнего Востока. Держатся зайцы по открытым местам с бурьянами или зарослями кустарников, в лесах – по прогалинам и опушкам. На лежку залегают в поля, по зяби или  жнивью; копают норы не только в снегу, но и в земле, особенно в жару. На зиму русак не меняет серый мех на белый, как беляк. Бегает быстрее беляка. Отсюда выражение: «Бежать, как заяц» (т.е. очень быстро). У европейцев есть поговорка «мартовский заяц» (т.е. «сумасшедший»). Во время гона за самкой бегает несколько самцов, возбужденные зверьки пронзительно кричат и дерутся с соперниками. При этом они теряют бдительность и часто попадаются на глаза человеку, что и позволяет не особенно внимательному наблюдателю сделать вывод о сумасшествии «мартовских» зайцев. Число пометов, в зависимости от климатической зоны, может достигать 4.
    Зайцы – не такие уж беззащитные животные, как об этом говорится в сказках. Если им не удается убежать, они падают на спину и отбиваются сильными задними лапами. Таким способом русакам удается прогонять даже орлов!