10. Наши страхи

Элеонора Ковалева
   Кому из нас не приходилось испытывать страха или тревоги? Однако это несколько разные чувства. Страх – автоматический ответ организма человека на ситуацию реальной угрозы жизни, ощущение своей биологической беспомощности перед хищным зверем, более сильным врагом, стихийным бедствием. Тревога, в отличие от страха, заставляет переживать чувство психологического дискомфорта, вызванного неопределенностью ситуации, при которой существует лишь теоретическая возможностью проявления опасности. Однако тревога изводит больше, чем страх: от явного врага можно отбиться, во время стихийного бедствия – выжить, но как справиться с тем, чего не знаешь? Издавна люди боялись ночной темноты, водных глубин (особенно, морской пучины, а также речных омутов), дремучей лесной чащи, населенной злыми духами и дикими зверями, провалов в земле и, вообще, земной бездны, болотных топей. Опасность могла подстерегать людей везде. И очень часто воображение  преувеличивало ее размеры или вообще находило там, где она отсутствовала. Недаром сложилась пословица «У страха глаза велики».
   Во многих верованиях кровь и процесс дыхания человека являются сакральными и считаются носителями жизни или души человека. Не менее важное место занимает человеческий мозг. Наибольший ужас вселяют твари, которые, подобравшись к человеку или домашнему животному, высасывают кровь, съедают мозг или похищают дыхание. Именно поэтому человек наделяет вредоносными свойствами совершенно безобидных и даже полезных для его хозяйства зверей и птиц: не зная их биологии, он подозревает этих животных в вампиризме и пр. Они вызывают его страх тем, что ведут ночной или подземный образ жизни; умеют прятаться так, что полностью исчезают из поля зрения, хотя остаются тут, рядом; издают жуткие крики, напоминающие смех или плач. Человек считает опасными для себя любые непонятные элементы поведения животных и их удивительные способности, «энные» чувства: например, не просто умение видеть в темноте, а «видеть» ушами, как это делают летучие мыши.
   Издавна сильнейший страх возникал у человека при виде ярко светящихся в темноте глаз какого-либо зверя. Этот страх остался в человеческой памяти с тех самых пор, как бесшумно подкравшийся к стоянке первобытных людей хищник, выхватывал свою жертву из группы спящих вокруг костра и утаскивал ее в темноту. (Кстати, страх перед костром у животных обычно преувеличивался людьми: некоторых животных ночной огонь даже привлекает). Особенно ловко ночные нападения совершали представители сем. кошачьих – леопарды, тигры. Хотя тигр мог напасть и днем. Кроме того, большие кошки имеют обыкновение ходить по следам человека. И человеку очень страшно обнаружить поверх своего недавнего следа свежие отпечатки лап хищника. Кроме того, эти звери уносят собак, ищущих спасения у своего хозяина; нападают на лошадей или скот.
   
   В мифах, легендах и истории

    Необъяснимый, на первый взгляд, страх человек испытывает перед мелкими беспозвоночными, особенно, членистоногими – пауками и насекомыми. Арахнофобия (боязнь пауков), по мнению психолога и философа конца XIX-начала XX века Г. Юнга, связана с древними структурами нашего мозга. Но ведь древний человек был не только охотником, но и собирателем! До сих пор представители коренного населения Австралии и тропической Африки употребляют в пищу многие виды насекомых и их личинок, как в сыром виде, «приправляя» их съедобными растениями, так и запекая в золе или зажаривая на костре. Но не стоит забывать, что среди пауков и насекомых попадаются ядовитые или жалящие виды, иногда даже смертельно опасные.
   Интересно, что страх перед членистоногими с прошедшими веками только окреп. Наш современник, увидев незнакомое ему существо, в первую очередь, вспоминает об… инопланетянах. Интернет пестрит вопросами: «Кто это такой и не опасен ли он?!» А на присланной фотографии изображен какой-нибудь редкий вид из Красной Книги! Страх перед пауками и насекомыми, объясняется их полной непохожестью на нас, незнанием особенностей поведения и непониманием того огромного значения, которое эти существа имеют для всей нашей планеты, ее живой оболочки, биосферы.

   Паук – двойственный символ. С одной стороны, благодаря неутомимому плетению паутины, обладающей геометрически-правильной формой, он олицетворяет творческую деятельность, профессионально-ремесленные навыки и трудолюбие. С другой стороны – дьявольскую жестокость, вампиризм, жадность, злобу, колдовство, оборотничество. Согласно легенде дунган, красивый юноша стал приходить к девушке и играть на цитре. С каждым его посещением девушка слабела и чахла. Оказалось, что этот юноша – паук; он высасывал ее жизненную силу. Тонкая паутинки в различных легендах спасает героев или праведников, помогая им выбраться к свету. Целая паутина обозначает либо дьявольские тенета, либо упорядоченный космос.
   В России существовала поговорка: «Убьешь крестовика – сорок грехов простятся». Однако крестообразный рисунок на его брюшке воспринимался и как благоприятное предзнаменование. В сонниках, модных в XIX веке, сообщалось, что паук, приснившийся во сне, приносит удачу. Кроме того, русские до сих пор верят, что спустившийся на человека паучок, «приносит вести». Пауки, живущие в домах, в мифах других народов России воспринимались как ипостась домового.
    В литературе XIX века пауки неожиданно превратились в символ абсурдности бытия. В ХХ веке огромные насекомые и паукообразные являли собой образы властителей мира с негуманоидным мышлением, выступая в роли героев фантастических триллеров.

   В теплую летнюю ночь можно увидеть неподвижные светящиеся точки, разбросанные в траве то тут, то там. Этот зеленый холодный свет вызывал суеверный страх, его приписывали либо злым силам, либо наличию спрятанных в земле кладов. В мифах свечение жуков-светляков объединялось в один ряд со свечением гнилушек и блуждающими болотными огнями. Хотя природа этих явлений различна: свечение гнилушек вызывается мицелием грибов (опят), а болотные огни – это выход на поверхность пузырьков метана, образующегося на дне, в бескислородной среде. Позднейшее осмысление способности жуков светиться, дало возможность причислить их, как и ночных бабочек, к носителям тайной мудрости.

    Ночные бабочки, как и дневные, считались у славян временным вместилищем человеческой души. Только связаны они были с силами тьмы.
    Летящая на огонь бабочка – символ романтической безрассудности. Однако в таком виде эта аллегории дошла до России не ранее позднего Средневековья.  В это же время в Россию пришло европейское символическое восприятие бабочки и стадий ее развития. Невежественный, а потому беспомощный человек ассоциируется с личинкой; человек, ищущий просветления и погруженный в размышления – с куколкой; человек просветленный, преодолевающий темницу своей природы – с конечной стадией, имаго, вылетевшей из куколки. В этой системе мифологических координат, ночной мотылек, летающий в темноте (тьма невежества) становится носителем тайной мудрости.

   Больше всего легенд связано с павлиноглазками, чьи крылья украшены глазчатыми разводами и «таинственными письменами» в виде темных и светлых разводов, и бражником мертвая голова с рисунком, напоминающим череп, на спинке. Такой рисунок вызывает суеверный страх.

   Леопард, пантера, или барс впервые появляется в виде женского божества плодородия в неолитических культурах Чатал-Хуюка и Хаджилара (7-8 тыс. лет до н.э.) в Малой Азии. У хеттов, наряду со львом,  эти звери содержались в священных царских зверинцах. Легенды о человеке-герое, замаскированном леопардовой или барсовой шкурой, распространились по Восточному Средиземноморью и дошли до Кавказа. Историки видят в них пережитки тотемизма. Представление о барсе или леопарде как о священном животном надолго сохраняется в мифах и геральдике западноевропейского Средневековья.
   Во многих языках леопард и барс рассматривались в мифах как синонимы. И такое представление сохранялось до самого последнего времени. В качестве примера, можно вспомнить поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: отважный юноша, герой поэмы, сражался с барсом. На самом деле, это был леопард (барсы в тех местах никогда не водились), хотя, наверное, для героя поэмы это не имело особого значения.

     В природе

    Крестовик обыкновенный (Araneus diadematus) - многочисленный вид, распространенный по всей России. Он относится к семейству пауков-кругопрядов (Araneidae). Обращают внимание его ловчие сети в виде колеса, развешанные по опушкам леса, на лугах, возле человеческого жилья. Питаются крестовики различными насекомыми. Пауки сидят либо в центре паутины, либо в специальном убежище на одном из растений, к которому крепится паутина; это убежище соединено с паутиной сигнальными нитями. Липкая часть паутины – одна-единственная нить, натянутая спиралью. В ней и запутывается добыча. Сам паук перемещается по паутине по радиально натянутым нитям. О пойманном насекомом он узнает по вибрации паутины. Пищеварение у пауков наружное. Они убивают свою жертву механически, с помощью ротовых придатков (хелицер) или яда, а потом выделяют пищеварительные ферменты, растворяющие ткани, и всасывают образовавшуюся кашицу. От насекомого остается пустая шкурка. К августу пауки, которые вывелись весной из яиц, достигают своих максимальных размеров. Количество генераций зависит от температуры. Самка крупнее самца. Самки многих видов пауков, в том числе и кругопрядов, съедают самцов после оплодотворения. Кокон с яйцами помещается в укромных местах: на растениях, в трещинах коры или досках забора. Расселяются паучки, выпуская длинные нити: их подхватывает ветер, и они летят по воздуху. Для человека даже самые крупные крестовики не опасны, они не способны прокусить человеческую кожу. Уничтожая вредных насекомых, пауки, скорее, приносит пользу. Кроме того, сами пауки служат пищей для птиц, например, синиц.

   У жуков-светляков фотогенные (генерирующие свет) клетки, как правило, располагаются на конце брюшка. Они густо оплетены нервами и дыхательными трубками, трахеями. Биологическое свечение, биолюминисценция, вызывается окислительными процессами - воздействием на белок люциферин фермента люциферазы.

     У светляка большого (Lampyris noctiluca) светятся червеобразные самки, называемые в народе «ивановыми червяками». Они сидят в мокрой от росы траве по опушкам леса, обочинам дорог и приманивают с помощью света самцов. Жуки-самцы летают, но не светятся, во всяком случае, столь ярким светом. На Кавказе встречается другой вид, светляк южный (Luciola mingrelica). Летают и самцы, и самки. Их свечение в воздухе и на растительности напоминает иллюминацию. Светляки могут уменьшать или увеличивать силу света или испускать прерывистый свет; они то вспыхивают, то гаснут по очереди или одновременно – это способ коммуникации.
   Все светляки – хищники, добычей для жуков и их личинок служат, как правило, улитки.
 
    Сатурния грушевая, или большой ночной павлиний глаз (Saturnia pyri) – самая крупная бабочка России. Она встречается на юге европейской части и на Кавказе, в отдельные теплые годы появляется в средней полосе. Самка крупнее самца, размах крыльев может достигать 15 см. Лет бабочек наблюдается в апреле-мае. Гусеницы живут на груше, сливе, вишне, ясене. Перед окукливанием они плетут в ветвях кокон; окукливание происходит внутри него. Куколка зимует. Причиной для суеверной страха служат огромные размеры бабочки и «загадочный» волнисто-глазчатый рисунок на ее крыльях (таинственные «письмена»). Что касается размеров, то бабочку часто принимают за летучую мышь.   

   Бражник глазчатый, или зубчатка глазчатая (Smerinthus ocellata) – один из самых распространенных в России видов. Бабочка летает в конце весны. Это – не питающийся вид; все питательные вещества имаго запасены на стадии гусеницы. Биологическая функция бабочек – встретить брачного партнера и, после спаривания, отложить яички на кормовое растение. Гусеницы развиваются на тополе и различных ивах. В первой половине лета они спускаются с кустов и деревьев; неглубоко зарываются в землю и плетут рыхлый кокон, в котором окукливаются. Куколка зимует.
    Сами бабочки живут очень недолго (10-14 дней), гусеницы кормятся месяца полтора - два, дольше всего существуют куколки. В зависимости от лета возможна одно или более поколений (генераций). Верхние крылья глазчатого бражника имеют покровительственную окраску, нижние – яркие, с розово-черными глазчатыми пятнами. Неожиданная демонстрация этих пятен может отпугнуть птицу и даже человека. Такое поведение бабочки и наличие у нее «глаз» - постоянный источник мифов.
 
   Другие представители сем. бражников (Sphingidae) – как правило, прекрасные летуны. Они зависают над цветками, высасывая длинным хоботком нектар. Есть и дневные виды. Многие виды прилетают в среднюю полосу с юга, где дают 1-2 генерации, например, подмаренниковый (Celerio galii) и вьюнковый  бражники (Agrius convolvuli).

    Бражник мертвая голова (Acheronthia atropos) распространен по всей Евразии, Северной Америке, Северной Африке, но везде редок. Гусеница питается на растениях группы пасленовых – от кустарника дерезы обыкновенной (Lycium babarum) до листьев нашей картошки. Удивление вызывают ее поведенческие особенности. Она может забираться в ульи и красть мед. Взятая в руки, издает резкий писк или скрип. При спаривании бабочки свиристят столь громко, что могут, при открытом окне в сад, мешать людям спать, к тому же этот звук вызывает чувство тревоги. Хотя никакого реального вреда ни самому человеку, ни его хозяйству эти насекомые не приносят.

   Способность ночных бабочек прилетать на свет вызвана нарушением ориентации в присутствии более сильного источника света, чем луна или звезды, на которые «настраиваются» их органы чувств.

    Амурский леопард (Leo pardus orientalis) встречается на юго-западе Приморского края. Крайне редок, занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России. Еще более редкий подвид, переднеазиатский леопард (Leo pardus ciscaucasicus), некогда обитавший на Северном Кавказе, практически, исчез во второй половине ХХ века.
   Леопарды населяют леса по горным склонам. Охотятся на различных животных (кабаны, косули, олени) и птиц. В голодное время ловят даже земноводных и пресмыкающихся. Иногда едят падаль. Самцы и самки держатся поодиночке, территория самца включает участки нескольких самок. Гон происходит в январе; детеныши, в количестве 1-3, рождаются в логовах, устроенных в расселинах скал, пещерах, ямах под вывороченными деревьями. Самка водит котят до 12-16 месяцев. Иногда попадаются семейные группы из разновозрастного молодняка. Основными лимитирующими факторами служат сокращение мест обитания, отстрел леопардов браконьерами.
   Сведения о леопардах-людоедах в России, практически отсутствуют; описанные в литературе – относятся к 20-м гг. ХХ века. Так, нападения на человека были зарегистрированы в это время в Закавказье. Однако леопарды-людоеды хорошо известны в Индии, Юго-Восточной Азии и Африке. Как правило, людоедами становятся старые, больные или раненые горе-охотниками звери. Не имея возможности охотиться на свою естественную добычу, они переходят на «добычу» более легкую – человека. В некоторых случаях леопарды начинали нападать на человек, привыкнув поедать человеческие трупы. По смелости и дерзости эти хищники далеко превосходят львов и тигров. Так, в начале прошлого века в Индии из-за Панарского людоеда погибло не менее 400 человек. Рудрапраягский леопард (125 человек) терроризировал в 20-е гг. ХХ века густо населенные районы Индии, в местах массового паломничества жителей к индуистским святыням. Он убивал людей во дворах и даже проникал в дома, взламывая двери.
   В настоящее время большинство подвидов леопардов стали редкостью и охраняются законом почти во всех странах. В России сохраняется не более нескольких десятков особей амурского подвида. Нежелательные стычки зверя и человека возможны лишь в густонаселенных районах с разрушенными биотопами.

   Снежный барс, или ирбис (Uncia uncia) – населяет высокогорья Средней и Центральной Азии. В России встречается в Южной Сибири до Алтая и в Туве. От леопарда отличается более светлой окраской, густым мехом и толстым длинным опушенным хвостом. Охотится на копытных и птиц на высоте до 3 с лишним тыс. м над у. м. Зимой, вместе с животными на которых охотится, спускается в зону горных лесов. Звери держатся парами, самка приносит 3-5 детенышей. Снежный барс крайне редок, занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России.