9. Хоровод волш. раст. и живот. вокр. Вырий-дерева

Элеонора Ковалева
9. Хоровод волшебных растений и животных вокруг Вырий - дерева.

Более подробно рассмотрим, какими предметами и животными наши предки  «украшали» Вырий-дерево, и как эти «игрушки» перекликались с мифологическими представлениями других народов Земли. (Однако не забудьте, что выбор «игрушек» в данной книге произведен относительно произвольно, на самом деле, он, практически, безграничен). Естественно, большинство птиц занимало верхние ветви, животные, в основном, перемещались по середине дерева, а в корнях и под корнями прятались существа, связанные с нижним миром. Насколько тесно мифические представления переплетались с природными особенностями объектов? Что могло лежать в основах легенд?

     В мифах, легендах и истории

   Золотые яблоки: фигурировали со времен античности у народов Европы,
в том числе и славян, в качестве дара богов. На самом деле, мистическое значение этих символов уходит еще глубже: шар воспринимается
человеком как совершенная геометрическая форма потому, что его   
труднее обхватить рукой, чем какой-либо другой предмет. Круглая
форма тождественна полноте бытия. Золотой или красный цвет придавал
яблокам красоту и законченность, делал их пределом совершенства. Согласно мифам и сказкам, золотые яблочки возвращали молодость (молодильные яблоки), силу и здоровье, но иногда – служили причиной сна и забвение.

     Пух растений или мягкое пуховое перо птиц символизировало у древних славян и народов Сибири души еще не родившихся младенцев.

    С функцией «отмыкания» весны связаны «баранчики», или «ключики» - желтые цветы, обсыпающие солнечные лесные опушки и сухие косогоры.
Они радовали глаз своим видом после унылых заснеженных просторов, к тому же помогали от ряда заболеваний, в частности – зимнего авитаминоза.

   Гриб – многозначный символ разных народов. Странная форма плодового тела, скрытность грибов позволяли причислять их то к растениям, то к животным, причем, относить к хтоническому ряду. Народами России грибы воспринимались как сакральные и одновременно фаллические символы. Славяне полагали, что грибы вырастают не столько после дождя, сколько от удара грома, в местах попадания молнии. Старинное русское название грибов - «громовики». Ительмене верили в существование обманчивых существ -  «мухоморных людей», среди которых встречались девушки-соблазнительницы. В кетских (и некоторых европейских) мифах грибы считались потерянными человеческими фаллосами, утратившими свою функцию. Из грибов колдуны получали яд или лекарственные вещества, а шаманы приготовляли опьяняющий напиток.

    Голубь – у древнеазиатских народов, а потом и славян, служил символом  любви, нежности, верности. Душа человека отлетала на небо в виде голубя, поэтому на Дереве жизни он занимал почетные верхние ветви. В ХХ веке, благодаря рисунку известного художника, П. Пикассо, «Голубка», голубь превратился в символ мира.

   Синица в народных представлениях связывалась с обладанием чего-то малого, но надежного, о чем свидетельствуют известная поговорка: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Любые мелкие «птахи» выступали как посредники между человеком и небесами, между живыми и мертвыми, а также служили предвестниками весеннего пробуждения природы. У обских угров, душа, уходящая вниз по реке к морю (краю мертвых), принимала вид синицы. У славян любые мелкие птицы символизировали душу; залетевшая в дом птица пророчит чью-то скорую смерть.

    Ворона имела двоякую характеристику. В одних мифах она считалась глупой птицей, разиней, способной накаркать беду на свою голову: «Каркнула ворона, а на свою голову». Дело в том, что в некоторых славянских легендах ворона выступала в роли хранительницы ключей весны, но, потеряла их; тогда эта функция перешла к другим птицам. С другой стороны, она, наоборот, служила примером хитрости, вороватости, проворства. Пословица «Пуганная ворона куста боится» целиком и полностью отражает природную осторожность этой птицы в тех местах, где она подвергается преследованию со стороны человека.

    Куница и ее родственники (от соболя до горностая) в мифологии славян напрямую связывались с женской сущности, благодаря меху («мохнатка», «соболетка»). Одновременно куница издавна являлась ценным пушным зверьком. Знатные люди носили шубы «куньи», да «собольи». Кстати, меховые горжетки, небрежно накинутые на изящные обнаженные плечики светских львиц в первой половине ХХ века, являлись символом дразнящей женской сексуальности. Хотя, чаще на изготовление горжеток шли шкурки черно-бурых лисиц, а не представителей семейства куньих. Маленькие шкурки куньих, в количестве, достаточном для изготовления горжетки, оказывались безумно дорогим удовольствием!

    Белка воплощала срединный, земной мир, была символом ныне живущего. Однако она разгрызала «золотые орешки», аналогичные «золотым яблокам», и этим выполняла разрушительную функцию. Бегая по Дереву жизни вверх-вниз, играла роль животного-посредника между верхним и средним миром, спускаясь до мира нижнего.
  У охотников-промысловиков Сибири и Дальнего Востока шкурка белки стоила золотник: так называлась мелкая монета или определенное количество золото,  весом 4, 266 г. Пословица «Мал золотник, да дорог» относилась, в первую очередь, к беличьей шкурке.

   К хтоническим чудовищам, населяющим нижний, подземный мир, народы России причисляли ряд промежуточных существ между зверями и духами, которые могли принимать как антропо-, так и зооморфный облик. В антропоморфном облике этих чудовищ выдавал какой-либо изъян: они были одноглазые, одноногие, однорукие и т.п. Злым духом чукчей слыла косатка: зимой она выглядела как кит, а летом как волк. Кроме того, опасность представлял восьминогий костяной медведь Кочятко. У эскимосов этих чудовищ заменял  Агдлак, а также огромные горностаи и тритоны. Все они причиняли людям вред. У якутов, поселившееся прямо в избушке чудовища реккен, могло вылезти из подпола, утащить человека вниз, в темноту и там съесть его. (Вам не напоминает это ваши детские страхи?)

  Всем нам хорошо известный крот – одно из хтонических животных земли, синонимичных черту: в некоторых местах его называют кроторый, а в других - черторый. Перекопанная земля, свежие выбросы, кротовины, вызывали у людей страх, т. к. кротовые норы вели под землю, в нижний мир.

    Лягушка – двойственный образ, связанный и с землей, и с водой и дождем, а, значит, с плодородие и возрождением. Считалось, что лягушки не квакают до первой грозы (на самом деле, это зависит от особенностей данного года.) В мифологии алтайцев лягушка открывает элементы верхнего мира: она нашла гору с березой и камнями, из которых человек добыл первый огонь. Вероятно, такое понимание образа оказалось возможным, благодаря отражению Солнце в воде. А вода – стихия лягушек. У манси лягушки была тотемным животным. В русских народных сказках герой совершал брачный магический обряд, посылая стрелу в неизвестном направлении, а попадал - в болото с лягушками. (Сказка «О Царевне-Лягушке»). Кроме того, лягушка относится к хтоническим животным, способным причинить вред, болезнь и даже смерть. Лекари и колдуны изготавливали из лягушек всевозможные снадобья, зашивали в мешочек в качестве амулета. У южных славян, согласно легендам, живую лягушку помещали в кринку с молоком, чтобы молоко не скисло.

    Различные насекомые символизировали разные части Мирового дерева и были рассеяны по всем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Крылатые (стрекозы и бабочки) – могли служить временными носителями человеческой души, отлетевшей от тела; вылезающие из земли (например, некоторые жуки и их личинки) – относились к хтоническим чудовищам.
  Селькупы и нганасаны верили, что люди после смерти на некоторое время попадают в Страну мертвых, но потом возвращаются на землю, превратившись в насекомых. Это связывало человека с вечным круговоротом жизни в природе.
   Изображаемые на натюрмортах известных художников XVIII-XIX века насекомые выражали идею бренности земного, подчеркивали понятие «натюрморт» - «мертвая природа».

    Чаще всего на глаза человеку попадались дневные бабочки. В славянской мифологии они служили, как и мелкие птицы, временным вместилищем человеческой души. Бабочка траурница, сидящая на белой поврежденной коре березы, подчеркивает идею светлой грусти.

    Небольшой жучок, божья коровка в мифологии славян служил символом скота, принадлежащего верховным силам, в т.ч. - Солнцу. Божья коровка передавала «на небо» человеческие просьбы. Но иногда мифы связывали маленького жучка с похищением скота человеком или с духом, имеющим плутовские наклонности. Отсюда –божьей коровке приписывали вредоносные способности. Такая трансформация образа произошла при переходе от солярного культа к некоторым другим формам язычества: из «солнечной невесты» (индоевропейской священной коровы), жучок превратился  в «наказанную» жену бога-громовержца. Сохранились детские песенки с обоими мифологическими оттенками: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!» и «Божья коровка, лети домой! Твой дом в огне, твои детки горят!»

     В природе

     Яблоня (род Malus) – всем известное культурное растения, широко распространенное по всей Евразии, за исключением тундровой и тропических зон. В умеренной зоне известно более 30 диких видов, растущих в подлеске смешанных и широколиственных лесов; привычное нам дерево образует целые леса по склонам гор. Однако бывает очень трудно установить, какая яблоня действительно дикая, а какая – одичавшая, яблоня-дичок. Кроме того, ученые до сих пор спорят, какой вид послужил прародителем своего культурного потомка. Перечислить все известные в наше время сорта яблок просто не представляется возможным!
   Земледельцы умеренной зоны считали красные и золотые яблоки – верхом совершенства. Однако легенды о «китайском яблоке», апельсине и др. цитрусовых дошли до Европы на несколько веков раньше, чем здесь начали культивировать эти растения. Поэтому в сказках Добры-молодцы отправлялись за волшебными плодами за моря и леса, а не в ближайший сад.
 
      Первоцвет настоящий (Primula veris) - растение из сем. примуловых (Primulaceae) с венчиком желтых цветов. Источник витамина С, столь необходимого человеку после долгой зимы. Растет почти по всей России.

    Самый известный из грибов - белый гриб, или боровик (Boletus sp.) – образует микоризу (грибокорень) с деревьями лиственных и хвойных пород, поэтому плодовые тела появляются по опушкам ельников и сосновых боров, березняков и лиственных лесов Европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока и Кавказа. Микориза – пример взаимовыгодных, симбиотических отношений между разными видами живых существ. Первые плодовые тела появляются в июне; такие грибы называют «колосовиками» потому, что одновременно с ними в эту пору начинают наливаться пока еще молочной зрелостью колосья культурных злаков. Да и грибы вылезают из земли частенько рядом с полями. Но основное время сбора боровиков – это, конечно же август-сентябрь. Белые грибы отличаются отменным вкусом, пригодны и для варки, и для жарки, и для засолки. Наличие в боровиках антибиотических веществ объясняет их способность лечить некоторые кишечные заболевания.
    Колдовской гриб - мухомор красный (Amanita muscaria) – необыкновенно красив. Он растет в тех же местах, что и белый, с июля по октябрь. Ядовит, обладает галюценногенными свойствами. В настоящее время главное назначение этого гриба – эстетическое. Согласитесь, что хоровод красных в белых точках грибов среди светлых березок и темных елочек служит украшением наших лесов!

   Домашние породы голубей произошли от сизого голубя (Columba livia), распространенного в Европе, Азии (до Японии) и Северной Африки. Он ведет оседлый образ жизни, хотя иногда предпринимает небольшие кочевки. Держится в скалистых участках горных долин, по обрывистым берегам рек и оврагов. Брачный сезон у диких голубей начинается в марте-апреле: самцы воркуют перед самками, совершают вокруг них брачные полеты. После ухаживания, самцы голубей строят простые гнезда из веток в трещинах скал, в норах, в различных нишах. Такое поведение «родителя» вызывает глубокую симпатию человека. В кладке 2 яйца. Насиживает яйца пара птиц по-очереди, что также способствует добрым чувствам со стороны человека. За лето голуби успевают вывести, в зависимости от климата, 2-3 выводка. Питаются как растительной, так и животной пищей. К осени голуби собираются в стаи и посещают убранные поля, подбирая упавшие зерна.
   Домашние голуби прославились не только оригинальной внешностью декоративных пород, но и способностью к ориентации: они возвращаются на родную голубятню, будучи отвезены от нее за сотни километров. «Голубиная почта» использовалась человеком не одну сотню лет в практических целях, а сейчас – является спортивным состязанием. Ориентируются птицы по солнцу и, предположительно, по электромагнитному полю земли.
     Голуби - синантропные птицы, т.е. привязанные к жилищу человека. Огромные колонии голубей, живущие в городах, увы, симпатий человека более не вызывают, а создают массу прблемы: сильно загрязняют здания, в том числе – архитектурные памятники, и являются разносчиками различных инфекций.

    Большая синица (Parus major) чаще других видов попадается на глаза человеку. Ведь это - обычнейшая птица наших садов, парков и лесов. Зимой синицы заглядывают в окна, надеясь добраться до вывешенных в форточках продуктов; обследуют мусорные баки; летом – ухитряются загнездиться даже в почтовых ящиках! Песенка большой синицы – свидетельство приближающейся весны. В средней полосе эта птица начинает петь в солнечные дни с января-февраля. Сначала песня короткая «Синь, синь!», но чем ближе к весне, тем чаще и громче звучит росчерк «Зин-зи-вер!» Гнезда синица устраивает в дуплах, щелях зданий; охотно использует искусственные гнездовья. Успевает вывести за лето 2 выводка. Оседла. Питается различными насекомыми, расклевывает плоды, зимой – отовсюду достает семена растений, охотно посещает кормушки для птиц. В парках осенью и зимой синицы становятся настолько ручными, что садятся не на кормушку, а на руку человека, чтобы получить заветные семечки.

  Ранее существовал обычай держать певчих птиц (в том числе, и синиц) зимой в клетках, а весной – выпускать их на волю. Несмотря на обычай, птиц, долго живущих в клетках, выпускать на волю не рекомендуется: они отвыкают самостоятельно добывать пищу, перестают бояться своих естественных врагов. Вообще, в наше время поимка и содержание птиц отечественной фауны в неволе никоим образом не приветствуется. Для их привлечения и сохранения зимой в садах и парках развешивают кормушки, а весной - искусственные гнездовья.

     Лазоревка (Parus coerupleus) – западный вид синиц, распространенный в России на восток до Заволжья. Это самая красивая из синиц: ее крылышки и головка украшены настоящей лазурью. Живет в лиственных лесах, садах и парках. Питается  насекомыми. Зимой, как и большая синица, входит в состав смешанных стаек, которые часто сопровождают дятла: дятлу легче, чем синицам, добывать личинок из древесины. Пока дятел расправляется с вытащенными крупными личинками, синицы проверяют, не осталось ли добычи поменьше.   

     Московка (Parus ater)– привязана к хвойным лесам, более обычна в северной зоне европейской части страны. Человеческого жилья избегает, но на глаза человеку все же попадается. Как приятно в спящем зимнем лесу встретить стайку веселых, подвижных перекликающихся синичек! Питается московка насекомыми и пауками. В поисках пищи, она тщательно исследует дерево за деревом, ветку за веткой.

    Серая ворона (Corvus cornix) распространена в Европе и Азии. Синантропная оседлая или кочевая птица. «Кочевая» применительно к вороне означает, что в Москве зимой можно встретить, скажем, архангельских ворон. Впрочем, при том количестве доступных пищевых отходов, что оставляет человек во всех городах России, зимовать птицам можно в любом месте, а кочевать – разве что в поисках приключений. Везде вороны кормятся на помойках и свалках, охотятся на мелких животных и птиц по окраинам лесов и возле человеческого жилья. Гнездятся на деревьях. Воронята вылетают в мае - начале июня. Это очень умная, смелая, даже нахальная птица (в тех местах, где человек ее не трогает). Защищая в городах птенцов-слетков, отгоняет от них не только собак и кошек, но и людей. Об атаках некоторых ворон на слабонервных граждан даже пишут в газетах! Во всех случаях, причиной служит птенец-слеток, покинувший гнездо, но еще плохо летающий, спрятавшийся где-нибудь поблизости от места происшествия. Более серьезная причина вести войну с воронами в больших городах – это уничтожение ими яиц или птенцов других птиц, гнездящихся в городе. Там, где вороны подвергаются преследованию со стороны человека, они проявляют крайнюю осторожность. Ученые-этологи, специалисты по поведению животных, не устают восхищаться этой незатейливой внешне  птицей: она поражает их своей сообразительностью и легкостью обучения. Вороны способны оперировать такими абстрактными понятиями, как «больше-меньше», «разное-одинаковое» и пр.

   Лесная куница (Mustela foina)  - представитель сем. куньих (Mustellidae) - населяет лиственные и хвойные леса Евразии, предпочитая захламленные участки, где много дуплистых деревьев. Хотя куницы прекрасно лазают по деревьям и даже прыгают с дерева на дерево, они много времени проводят на земле. Это хищники, способные поймать как мышь, так и зайца, тетерева или рябчика. На деревьях куницы ловят белок. Иногда лакомятся медом и личинками насекомых. Гон у куниц начинается летом, но развитие зародыша приостанавливается (наступает так называемая латентная стадия), которая длится несколько месяцев. Собственно развитие зародышей занимает не более месяца и следующей весной самка рожает от 2 до 8 детенышей. Еще через месяц они прозревают и начинают вылезать из гнезда, изучая окрестности. Половозрелость наступает на 2-й год жизни.
 
    Белка обыкновенная (Sciurus vulgaris) – типично древесное животное, известное по всей лесной зоне России. Благодаря широкому распространению, этот зверек образует множество подвидов, поэтому в разных частях нашей страны зверьки сильно отличаются друг от друга: и окрасом шкурки, и размерами,  и длиной кисточек на ушах. Белка не только ловко лазает, но и прыгает с дерева на дерево и даже с вершины дерева - на землю. Гнездо (гайно) устраивает в дуплах или на ветвях в средней части дерева. Оно имеет шарообразную форму. Предпочитает хвойные или широколиственные леса, т.к. питается, в основном, семенами сосны и ели и различными орехами (кедровыми, лещины и пр.), а также желудями и каштанами. Самка приносит в среднем 5 детенышей. Численность белок зависит от урожайности семян ели или орехов. В обильные годы она резко возрастает, в голодные – падает. При этом белки сбиваются в стаи и совершать миграции в поисках леса, богатого шишками. Тогда они преодолевают открытые пространства, переплывают реки, забегают в населенные пункты и даже, в поисках пищи, забираются в дома человека. В городских парках белки легко приручаются и охотно берут орехи или семечки из рук посетителей. Иногда сытый зверек отбегает на пару метров, закапывает подачку в листву и тут же устремляется за следующей.

   Крот (Talpa sp.) – обитатель лесолуговых биотопов. Всю жизнь проводит в толще почвы, прокладывая горизонтальные кормовые ходы на глубине 2-5 см огромной протяженности. И роет он землю не из любви к искусству. По прорытым ходам зверьки передвигаются, собирая различных насекомых – жуков и их личинок, а также червей. Причем, последние сами активно заползают в кротовые ходы. Зверьки активны круглый год, как и их добыча, черви. Без еды кроты могут прожить не более 17 часов. В сильно уплотненной почве прокладывать ходы трудно, поэтому ходами, прорытыми под дорогой или тропой, пользуются все окрестные зверьки, постоянно ремонтируя и восстанавливая обрушившиеся стены или свод. Самые высокие кротовины образуются над гнездовыми камерами. Самка приносит детенышей с середины весны по середину лета. Детеныши быстро растут, хотя сами размножаться начинают лишь на следующий год. В условиях перенаселения проявляют агрессию и даже каннибализм по отношению друг к другу.

   Остромордая лягушка (Rana terrestris) – один из самых распространенных видов лесной зоны России. Большую часть времени проводит на суше. Лягушки держатся во влажных местах, т.к., кроме дыхания с помощью легких, используют дыхание через влажную кожу. Активны в сумерках или ночью, а также в пасмурные дни. Питаются жуками, гусеницами, пауками и др. беспозвоночными. Для размножения собираются в лесные водоемы. Брачный сезон в средней полосе России начинается в апреле. Самцы приобретают яркую голубую окраску. Самки откладывают икру, начиная с мая. Из нее выводятся головастики, которые дышат жабрами. Их развитие длится от 2 мес. и больше. К концу лета на берег выбираются уже вполне сформировавшиеся лягушата. Зимуют лягушки в кучах листвы, норах грызунов, реже – в ручьях и торфяных болотах. Ядовитые кожные выделения всех видов лягушек защищают своих обладателей от болезнетворных бактерий и грибков. Именно они могли оказывать какое-либо воздействие на организм человека, а также препятствовать скисанию молока.
      
    Траурница (Nymphalis antiopa) – бабочка Европейской части России, которая с каждым годом встречается все реже. Бабочки питаются соком, вытекающим из поврежденных деревьев. Такие деревья вырубаются, поэтому эти насекомые становятся редкостью. Весной перезимовавшие бабочки откладывают яички, из которых выводятся гусеницы. Они развиваются на различных растениях: козьей иве, вязе, груше, здесь же и окукливаются. Гусениц можно встретить в июне и июле. Лет бабочек происходит в августе. Траурницу, только что вылетевшую из куколки, легко отличить от перезимовавшей по ярко-желтой кайме на крыльях.
   
     Коровка семиточечная (Coccinella semptempunctata) – самый распространенный вид коровок. Встречается на лиственных деревьях и кустарниках. Сам жук и его личинка – свирепые хищники, которые охотятся на тлей. Они встречаются в течение всего лета, зимуют жуки. Они находят друг друга по запаху и забиваются в различные щели большими скоплениями. Взятая в руки коровка, выделяет капельку желтой едкой жидкости, отпугивающей птиц (о том, что насекомое несъедобно, свидетельствует его яркая окраска). Потом взбирается по пальцу вверх, расправляет жесткие надкрылья, высвобождает мягкие крылья и улетает, что, вероятно, и послужило основой легенды – «улетать на небо».