7. Мифологические представления о мироздании

Элеонора Ковалева
  В мифологиях большинства народов мир покоился на тех или иных животных. Такими животными, чаще всего, служили три кита или черепаха. У забайкальских эвенков Землю выталкивала из воды и поддерживала перевернутая кверху брюхом лягушка.
  Деление Вселенной на три самостоятельных мира совпадало в мифологиях не только народов России, но и всей нашей планеты. Сверху располагался мир неба, где жили высшие божества; в середине помещался мир человека и известных ему животных, растений и явлений природы;  в нижнем мире прятались хтонические чудовища – звери или гады, опасные для человека. Добрые и злые зооморфные духи пронизывали все три мира, животные-посредники осуществляли связь человека с этими мирами. У древних славян нижний мир назывался навь, средний явь, верхний правь.
   Небо у разных народов распадалось на зоны числом до 9. Отсюда до сих пор принято использование множественного числа – «небеса». Например, у славян «своим» небом обладали Солнце, звезды, Месяц, тучи и ветра, различные стихии. На одном из небес помещался прозрачный дом Океана. Там хранились запасы дождей и живой воды. Выше (или в самом море-океане, причем, на севере) располагался чудесный остров, где жили «старшие» над зверями и птицами, т.е. их прародители. Сюда улетали на зиму птицы и уходили души убитых человеком животных. Они рассказывали «старшим», как с ними поступили люди. Если охотник благодарил убитого зверя, относился к нему почтительно, то «старшие» дозволяли зверю родиться вновь. Остров-рай (в сказках – остров Буян) иногда носил название «Ирий», или «Вырий», «Урай», т.е. он сливался с представлениями о Мировом дереве. На предпоследнем небе жили божества славянского пантеона. А последнее - служило для мироздания крышей, защищало его.
   Представители ряда сибирских народов также верили, что миров существует несколько, причем, каждый из трех главных делился на части. Так, шаманы совершали путешествия по 7 или 9 мирам.
   На миниатюре в русской рукописи «Космография Козьмы Индикоплава» изображалось движение Солнца по небу и по подземному «ночному морю»; кроме того, многомерности мира соответствуют оболочки яйца и его содержимое.
  У славян тройная вертикальная структура (небо, земля, преисподняя), пересекается горизонтальной четвертичной cтруктурой – ветрами. Юг, где царит тепло, и восток, где встает солнце, ассоциировал с верхним миром и весенним пробуждением природы; север, где холодно, и запад, где садится солнце – с нижним миром.
    Старинные изображения Солнца неспроста напоминают колесо или каравай хлеба: оно включает все три значения: светила, дающего жизнь, колеса, обеспечивающего круговорот живых существ, и хлеба – основной пищи земледельца.