1. Рождение мифа

Элеонора Ковалева
Жгучая тайна взаимоотношений неандертальцев и кроманьонцев

    Одна из волнующих загадок – период появления на Земле человека разумного. Предположительно, 200 тыс. лет назад произошло сокращение численности разных групп гоминид, и появился человек, близкий к современному, т.е. человеку разумному. Причем, появился он в одном-единственном месте: в Африке, южнее Сахары. К такому выводу исследователи пришли после археологических раскопок доктора  Л.С.Б. Лики, проведенных еще в середине прошлого века в ущелье Олдовай. Это место оказалось необыкновенно урожайным на останки многих видов гоминид и следов их жизнедеятельности. Лики оставил после себя целую плеяду последователей, которые продолжают его работу до сих пор.
   Около 65 тыс. лет назад сапиенсы проникли из Африки через Переднюю Азию в остальные части Азии и Европу. 50 тыс. лет назад условия существование этого вида настолько улучшились, что люди пережили демографический взрыв. После окончания Великого оледенения (15 тыс. лет назад) они распространились по всему миру: отдельные группы проникли в Америку и даже Австралию.
   Самые древние неандертальцы существовали, как показал радиоуглеродный анализ найденных останков, 200-150 тыс. лет назад; но они сохранились 35-30 тыс. лет назад, а, может быть, встречались еще позднее. Свой расцвет неандертальцы пережили 75 тыс. лет назад. Они отличались от кроманьонцев морфологическими признаками, были лучше приспособлены к холодному климату, поэтому легче переживали суровые условия оледенения. В отличие от кроманьонцев, чья продолжительность жизни составляла в среднем 40 лет, неандертальцы редко доживали до 35 лет. Хотя предельный срок жизни и тех, и других был сопоставим с продолжительностью жизни современного человека - 60 лет.
   Каким мы представляем себе неандертальца?  Скорее всего, как дикого волосатого получеловека, вооруженного дубиной и одетого в едва обработанную звериную шкуру; свою дубину он пускал в ход по любому поводу, да и вообще без повода. Убив какое-либо животное, неандерталец с жадностью поедал сырое, или полусырое мясо (если под рукой был огонь), потом, забившись в пещеру, спал около огня, пока голод вновь не выгонял его на охоту. Причем, огонь доставался ему случайно: когда от удара молнии вспыхивало какое-либо дерево. А пещеру неандертальцу приходилось отвоевывать у пещерного медведя. Такие представления о неандертальцах, вероятно, далеки от действительности. Ведь они также мифологизированы.
   Возьмем, к примеру, огонь. Постоянно поддерживать случайно добытый огонь -  задача куда более сложная, и в физическом, и в интеллектуальном плане, нежели получать его каждый раз заново. Это, оказывается, много проще.   
   Теперь о пещерах. Судя по археологическим материалам, неандертальцы в них действительно проводили много времени. Только давайте не будем верить в сказки, что пещерный медведь жил в пещерах! Он назван «пещерным» именно потому, что его останки сохранились в пещерах, в основном, на местах стоянок древних людей. Просто зверь, как и человек, использовал пещеры в качестве укрытий. Тут-то они и вступали в конфликт. Но чаще первобытный человек преследовал медведя вне пещер, а убитую тушу или часть туши приволакивал к себе «домой». Между собой неандертальцы, конечно, ссорились, но они держались небольшими группами, а значит, подчинялись определенным социальным правилам, определявшим, когда можно, а когда нельзя пускать в ход дубину.
  Надо признать, что неандертальцы все-таки грешили каннибализмом: на их стоянках кости, обгрызенные зубами соплеменников, попадаются в большем количестве, чем на стоянках кроманьонцев.
   Однако они не только убивали и ели друг друга (вероятно, представителей «чужаков», т.е. соседей), но и проявляли альтруизм - заботились о больных, старых, увечных.
  Управившись с пещерным медведем, охота на которого требовала не только первобытной ярости, но и слаженных взаимодействий между охотниками, они сохраняли череп и кости животного и клали их на каменный алтарь. О чем это говорит? Об уважении к сильному противнику? Желании заполучить частичку его силы? Или они предполагали свое родство с ним? В Африке ученые находили сходным образом расположенные черепа ланей и др. копытных, в Греции – гиен, датированных, примерно, одним и тем же временем. Умершим соплеменникам неандертальцы придавали позу спящих, обкладывали их рогами оленей или горных козлов и посыпали цветами. Рога, возможно, были выложены в форме солнца. Значит ли это, что неандертальцы поклонялись Солнцу, понимая, что Солнце дает свет, тепло и жизнь всему на Земле?
   Рядом с умершими в захоронение клали оружие, еду. Такие захоронения обнаружены в Европе (Франция, Испания), Азии (предгорья Гималаев) и др. местах. Можно ли предположить, что неандертальцы не только почитали умерших родичей, но и предполагали, что те уходят в иной, неведомый мир? Получается, что у неандертальцев уже имелись мифологические представления в виде тотемизма и культа предков, и возможно, начатков солярного культа.
  Да и огонь неандертальцы получали вовсе не случайно. Скорее всего, они умели его добывать простейшими способами: приметили, что при ударе одного определенного камня по другому, сыплются искры. Они не только изготавливали орудия из камня, но сделали технологическое открытие в его обработке – изобрели контрретушь. Т.е. клали будущую заготовку на наковальню и били по ней другим камнем сверху. Мелкие частички камня откалывались со стороны наковальни.
   Уже во времена неандертальцев было изобретено копье: оружие, состоящее из нескольких частей. Причем, наконечник копья был сменным. Одни авторы приписывают это «изобретение» неандертальцам, другие – кроманьонцам. Ясное дело, что возможность заменить наконечник, если копье выйдет из строя во время охотничьего похода, делало охоту более результативной. Охотники  уходили от стоянки на значительное расстояние, преследовали животных в течение нескольких суток или даже дольше. Охотились неандертальцы на крупных животных: бизонов, оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей.
   Однако ученые приписывают создание человеческой культуры сапиенсам: они стали делать кремневые ножи быстрее, обходясь «всего» 200-300 ударами; чуть позднее – изобрели лук и стрелы; в полной мере освоили изготовление одежды и украшений из камней и костей, развили традиции наскального творчества (самые ранние изображения на стенах пещер относят к периоду неандертальцев); научились мастерить мелкие скульптурки из подручного материала, которые, правда, почти не сохранились. Представители этой культуры начали изготавливать антропоморфные женские фигурки, символизирующие плодородие, и усовершенствовали погребальные обряды, что свидетельствовало о дальнейшем развитии мифологических представлений.
Жили они поселениями-колониями, строя дома наподобие чумов из подручного материала (камня, дерева, костей мамонтов). Поселение объединяло несколько семейных групп, связанных между собой социальными связями. Понятно, что при таком совместном проживании требовался более высокий уровень социальных отношений, чем при существовании узкой семейной группой. Кроманьонцы не убивали детенышей диких животных, часто приносили их на свои стоянки, выращивали. С ними играли их дети. Они съедали своих четвероногих друзей лишь тогда, когда их вынуждал к этому голод.
   Последние научные теории говорят о том, что кроманьонцы и неандертальцы в течение некоторого времени сосуществовали вместе. Предположительно, они даже вели товарообмен. А может быть, неандертальцы, при встрече с кроманьонцами, пускали в ход свою дубину? Так или иначе, но некоторое количество изобретенных сапиенсами украшений из костей и когтей животных, покрытых узором, ученые нашли на стоянках или в погребениях неандертальцев. Эти предметы были либо обменены на что-то другое, либо… отняты силой.
    Долгое время вопрос о возможной ассимиляции обоих видов служил предметом научных споров. Согласно генетическим исследованиям, проведенным в 1997 г.,  предполагается, что они не могли скрещиваться между собой. Выделенные из остатков неандертальцев ДНК, показала, что наследственные линии двух видов разошлись 690-550 тыс. лет назад. Однако полной ясности, у кого был взят анализ, ученые по-прежнему не имеют. В Португалии в 1999 г. было вскрыто захоронение мальчика, совмещавшего по морфологическим признакам оба вида, относимое к тому времени, когда неандертальцы уже вымерли. Что это? Курьез природы? Ошибка в датировке?
   Подъязычная кость позволяла неандертальцам произносить членораздельные звуки, однако для изготовления их орудий, вероятно, не требовались словесные наставления: ученику достаточно было повторять движения мастера. Скорее всего, начатки речи нужны были во время охоты. Наше воображение легко рисует себе картину, как отряд первобытных охотников атакует загнанного в ловушку огромного мамонта, и при этом охотники кричат друг другу короткие советы-указания: «Нападай!», «Беги!», «Бей!», «Сзади!», «Спереди!», «Сбоку!» (разбавляя их эмоциональными, но нечленораздельными возгласами). Самый скудный набор слов, связанных с охотой, уже предполагает наличие абстрактного мышления у неандертальцев, хотя, вероятно, развитого хуже, чем у кроманьонцев.
    Как бы то ни было, кроманьонцы повсеместно вытеснили неандертальцев. Неандертальцы исчезли примерно 35-40 тыс. лет назад. Почему это произошло? Вероятно, из-за изменения климата. Первоначально неандертальцы жили в условиях тундростепи и охотились на мамонтов и др. крупных животных загонным способом. Но постепенно климат изменился: тундростепь распалась на леса и, собственно, тундру. Кроманьонцы еще застали мамонтов, но с вымиранием этих гигантов, им пришлось научиться охотиться на зверей, обитавших в лесу. Чтобы добыть их, кроманьонцы стали изобретать все более сложные силки и ловушки. Из костей животных они начали делать иглы и шила, с помощью которых изготавливали одежду из шкур животных. Кроме того, в их рационе значительно место заняла рыба. Не исключено, что с расширением кормовой базы, появились новые охотничьи обряды.

                Зачем человеку внутренний мир?
 
   Чем человек отличается от животного? Существует множество определений: человек – это животное, которое рисует, хоронит своих соплеменников, обладает речью и способностью к абстрактному мышлению, умеет шутить и смеяться…
   История религии и искусства насчитывает 30-40 тыс. лет. По данным археологии, люди того времени обладали развитой системой обрядов и обычаев. А значит, обладали мировоззрением, в основе которого лежал миф.
   Существует теория о наличии двух типов культуры, взаимодополняющих друг друга: один тип - путь постоянных поисков нового, второй -  сохранения найденного, т.е. консервация. С эпохи неолита человек создал поселения, освоил земледелие, создал культуру и современную цивилизацию. И одновременно – люди, живущие по законам каменного века, остались до ХХ века.
  Но как возникли религия, искусство и наука? Предполагают, что магия и религия обязаны своим появлением недостаточной вычлененностью самого себя из окружающей среды, уверенностью в том, что в мире все предметы и явления взаимосвязаны друг с другом. Так ли это?
  Упорядоченность природных объектов (скажем, не просто красота звездного неба, но и движения небесных светил, неизбежность смены дня и ночи), стала связующим звеном между прошлым и будущим и породила искусство. Что такое древние рисунки? Попытка очеловечить природу, изменить ее? Одна из современных теорий гласит, что первобытный художник начал рисовать по тем же причинам, по каким рисует ребенок. Он просто не может иначе, ибо его переполняют чувства! А магические мотивы наложились на рисунки много позднее. Еще одна теория выделяет наблюдательность первобытного человека: многие поколения занимались тем, что отмечали движения небесных светил и своими первыми рисунками пытались создать первые календари. Ведь календарь нужен не только земледельцу, но и охотнику! К тому же солнце и звезды – прекрасный ориентир при пространственных передвижениях.
  Наблюдение за закономерностями в живой природе привело к попыткам делать выводы. При этом произошло постепенное ослабление связи субъекта с объектом, пришло иное осознание причинно-следственных отношений. С этого ли эмпирического опыта и логических операций родилась наука? Но ведь магические представления не исчезли до сих пор!
   Например, древнейшей из наук считается медицина. Кроманьонцы знали лечебные качества некоторых трав, понимали пользу от массажа, разогревания больных мест. Однако все свои действия они сопровождали магическими обрядами. Шаманизм дожил до наших времен. А это – одновременно и медицина, и магия, и театр, в котором шаман и все присутствующие являются актерами одного спектакля.
   В Новом и Старом Свете развитие культуры шло параллельно. В Австралии оно почему-то приостановилось. Австралийские аборигены не «додумались» до лука и стрел, зато в полной мере использовали возможности копья и изобрели бумеранг. Вместе с ними на этот изолированный континент пришли и домашние собаки, однако аборигены их «потеряли», предположительно, 5000 лет назад; собаки одичали; по второму разу аборигены их не одомашнили. (Генетический анализ показывает, что динго – самые древние из домашних пород собак). В своих магических обрядах аборигены использовали волшебные предметы – чуринги. Подобные предметы известны у очень многих народов мира, находящихся на расстоянии тысяч и тысяч километров от самого изолированного континента. Этнографы наших дней так и называют подобные предметы «чурингами».
   Вплоть до исторических времен, по Австралии время от времени прокатывались волны новых переселенцев из Океании и Азии. Насколько они ассимилировались с самыми первыми поселенцами? И почему не сумели изменить их культуру? Единого ответа на этот вопрос до сих пор нет.
   Что сделало человека – человеком? Может быть, наличие внутреннего мира? Сон, фантазии, мечты, новые замыслы, опасения, настроения и переживания… Не исключено, что вся история человечества служит лишь для реализации того, что заложено во внутреннем мире каждого из нас.