Когда произойдет следующий раздел Польши. Часть 2

Александр Ляхов
               
                ПРУССИЯ

Все государства в своей истории проходили фазы территориальных изменений. Некоторые надувались как мыльные пузыри в потоке истории, а затем, когда турбулентность событий стихала, лопались и приходили в начальное состояние. Примером несть числа: Испания, Англия, Голландия, Франция, Швеция в этом же ряду Великое княжество Литовское и Польша. Население большинства стран и их элиты приняли все изменения как историческую данность, и только Польша является исключением из этого ряда.

Историки Польши, описывая «трагичную» историю Польши насчитывают до девяти ее разделов. При этом за термином раздел они скрывают термин распад. Все реальные разделы территории Польши были обусловлены внутренними причинами, когда часть элиты из своих коростных интересов делила страну. Поскольку элита была оторвана  от народа, рассматривала его как объект неограниченной эксплуатации, то народ оставался равнодушным ко всем игрищам с дележом страны. Дешевые польские наемники, которые в современной исторической трактовке защищали Польшу, в шестнадцатом веке совершают многократные походы в Россию, во времена Наполеона воюют в Испании, в Италии, в Африке, во времена Великой Отечественной Войны вновь они сражаются в Италии, в Африке. В настоящее время польское пушечное мясо используется во всех военных авантюрах США, начиная с Афганистана до Сирии и Украины.

Польская элита настоящего времени страдает от фантомных болей и комплекса неполноценности.  Эти комплексы она пытается навязать народу, который, по-видимому, так же равнодушно, как в восемнадцатом веке, в двадцатом относится к этим идеям.

Заметим, что основная причина поражения Польши в 1939 году связана с тем, что Польская армия, польский народ не хотел воевать, за Польшу Пилсудского - Бека.

История Польши теснейшим образом связана с историей Пруссии и еще одного лимитрофного «псевдо государственного образования» Литовское Королевство.

Территория Литвы, включает полесье это непроходимые леса, болота, небольшие реки, бедные дерново-подзолистые почвы, и как следствие низкая продуктивность сельского хозяйства. Транспортная связность территории практически отсутствует. Городов и даже  городских поселений практически нет, плотность населения минимальна. Все это привело к тому, что на этих землях жили различные небольшие родственные слабо связанные между собой племена: Литва, жмудь, латгалы и т.д. Наиболее развитыми были племена пруссов, территория которых находилась на балтийском побережье.

При описании исторических событий, как правило, термины и понятия образованные в одной культурной среде без достаточного понимания переносятся к схожим по некоторым внешним признакам на качественно отличающиеся объекты. Это приводит к непониманию развития исторических процессов и ложной трактовке.
Во второй половины двенадцатого века в славянских летописях, в немецких и польских хрониках появляются упоминания о  литовских князьях. Само наличие института княжеского правления говорит о достаточно высоком уровне развития государственности. Однако реальность была иной.

Рассмотрим понятие Князь, которое широко употреблялось в летописях по отношению к лицам, управляющим некоторой территорией в совершенно разных культурных, цивилизационных традициях.

Имперский князь, рейхсфюрст (нем. Reichsf;rst) — фюрст (это лицо - княжеское достоинство которого было утверждено императором Священной Римской империи, это мог быть ландграф, герцог или епископ) при условии, что он владеет феодом в составе Священной Римской империи и занимает место в рейхстаге. Имперский князь имел право голоса при выборе императора. Имперские князья находились в прямой вассальной зависимости от императора, то есть он не являлся независимым монархом. Местное самоуправление находилось под контролем князя.

В древней Руси княжеский институт вырос как объединение славянских племенных вождей. Ни один князь не имел вассальной зависимости от какого-то другого князя, он ни кем не утверждался. Но все князья были включены в сложную «бюрократическую систему» родственных связей. С одной стороны князь являлся как бы независимой главой феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь), но практически он подчинялся традициям и законам наследования и местным народным органам.
Позднее появился титул Великий князь, на первом этапе это был старший князь, а затем возникла иерархия князей и титул Великий князь трансформировался в титул царя.

Пограничные славянские князья, принявшие вассальную зависимость от германской империи, исключались из управляющего русского сообщества: князь Даниила Галицкий, польский князь Боле слав Храбрый. Они присягали папе Римскому и императору, и были коронованы, то есть получили вассальную должность в феодальной имперской иерархии. При этом они не являлись имперскими князьями.

Зависимость бояр и княжеской дружины на Руси от князя отличалась от системы западного вассалитета. Переходя на княжение из города в города, князь забирал с собой дружину и бояр, которые фактически образовывали княжескую администрацию, возвышающуюся над институтами местного самоуправления.
Заметим, что бояре образовывающие элиту того времени и князья были связаны с народом кровно племенными связями. Эта связь сохранялась до самого конца Российской империи. Если все дворяне были слугами, холопами царя, то крестьяне были детьми царя.

На Руси никогда не существовало запрета на ношение оружия простолюдинами, это было связано с постоянной необходимостью отбивать налеты кочевников. Сбор дани осуществлялся на основе общественного договора, при нарушении которого князь мог потерять даже жизнь.

Заметим, что практически все герои русского военного эпоса имеют происхождение из простых людей, и они служат не столько князю сколько народу. На западе совершенно иная картина, герой всегда рыцарь, принц, король, который сражается за свои личные интересы.

Еще более запутанное понятие частной собственности. В западной цивилизации частная собственность определялась по римскому праву. На Руси все было иначе. Князь не являлся отдельным собственником княжества, скорее он был управляющим территории. Он не мог ни продать, ни купить землю, княжество переходило в управление от князя к князю. Определенную ценность имели города, с которых можно было получать регулярные налоги.

Крестьянство вело в основном подсечную культуру землепользования. Крестьянин выжигал участок леса, который мог обработать, проводил корчевание и обрабатывал эту землю до тех пор, пока ее плодородие не снижалось. После этого он бросал участок и переходил на новый участок. Рациональная возможность возврата на старый участок возникала через тридцать, сорок лет, когда на этом месте вырастал новый лес. При таком земельном обороте, ни какой реальной частной собственности на землю вне городов не может быть.

Частная собственность на землю в России в западном понимании, была введена во времена Екатерины 2, когда стало возможна продажа земли без  крестьян.

Освобождение крестьян в России в 1860 году по своей масштабам и массовости ограбления населения России сравнима только с приватизацией девяностых годов двадцатого века. Одним указом было ограблено все крестьянское население России.

Крестьянская деревня живет на земле сотни, если не тысячи лет. Крестьяне платят дань князю, за защиту от кочевников, за организацию внутри государственной жизни. По мере развития отношений князь, а затем царь отдает деревню в управление какому-то дворянину для кормления. Дворянин и все его дети обязаны служить в армии. Жалованье дворянину не платят. Он сам собирает с крестьян средства для своего существования, на вооружения и одновременно выполняет в деревне полицейские функции. Если происходил перевод дворянина по службе в какое-то новое отдаленное место, то он там получал деревню для содержания. Дворянин управлял деревней до тех пор, пока служил, отказ от службы сразу приводил к лишению поместья.

Кстати вся интрига пьесы Фонвизина «Недоросль» закручивается вокруг возможной конфискации поместья Простаковых.

Первый шаг по введению крепостного права «рабства» западного образца осуществила Екатерина 11, когда отменила обязательную службу дворян и предала им крестьян с землею  в собственность. 

Заметим, что при этом существовали запретительные мер по продаже пахотных крестьян  без земли.

В 1861 году крестьянам объявили об их освобождении от земли, которой они владели сотни лет. Этот акт ограбления народа и явился одной из глубинных причин Великой Октябрьской Революции. В 1917 году народ вернул свою собственность.

 Все тысячелетнее развитие России говорит о том, что в русской цивилизации нет и не может быть частной собственности на землю, воду и т.д. Среда обитания принадлежит всему народу.
 
Второе подобное «освобождение» народа от собственности имело место в 1991 году.

На западе освобождение от крепостной зависимости осуществлялась в традициях римского права. В восточной Пруссии (в 1807-1810) освобождение крестьян традиционных поселений, имеющих достаточно длинную историю владения землей с момента её колонизации, осуществлялось с земельными наделами.

Еще в меньшей степени понятию князь соответствовали родоплеменные вожди литовских и прусских племен. Эти вожди  назывался князьями, как в немецких хрониках, так и в славянских летописях.  Племя контролировало некоторую слабо обозначенную территорию. Все решения литовского князя-вождя принимались после одобрения племенного совета.

Колонизация земель Пруссии Литвы шла с двух сторон. С юга двигались славяне, от Балтийского моря наступали немцы. Польша пыталась двигаться на восток, но не имела успеха. Немецкая колонизация и колонизация славян носили качественно различный характер.

Одна из причин активизации устремлений славян в Литву и Полесье связано с крещением Руси. Следует заметить, что крещение на Руси осуществлялось сверху и насильственными методами. Часть славян, уходя от религиозного давления и власти князей, мигрировало в леса Полесья. Археологи отмечают, что начиная с десятого века, в Литве возникла так называемая чересполосица: литовские захоронения перемежаются славянскими.

Поток славян был достаточно мощным и длительным, начавшись стихийно в десятом веке, он продолжался и в следующие эпохи. Славяне обладали  более высокой культурой во многих областях человеческой деятельности и в частности в земледелии по сравнения с племенами литвы и жмуди. Поскольку язык, культура и образы жизни были близки, то не возникало антагонистических противоречий между коренными жителями и пришельцами. Не освоенных лесов хватало для всех. Славяне селились на свободных землях и признавали власть местных племенных вождей.  Мирное сосуществование привело к тому, что местные племена на окраинах полесья перенимали передовые методы хозяйствования, язык, межплеменные браки приветствовались и в итоге, коренное население достаточно быстро ассимилировало, и практически растворились в славянской среде.

Заметим, что в истории России подобные процессы колонизации имели место и позднее, например, при колонизации старообрядцами Поволжья, Сибири, Украинской степи.

Немецкая колонизация носила принципиально другой характер. Основная задача колонизаторов состояла в зачистке территории от местного населения, организация своих поселений и фактически превращения данной территории в часть метрополии. Колонизация велась по немецки методично, шаг за шагом. На колонизируемые земли из метрополии шел непрерывный поток крестьян. Этот подход реализовался неоднократно - в Саксонии, в Пруссии, а затем в Ирландии, Австралии и в США.

Попытки Польши проводить самостоятельную политику колонизации были неудачны.  Польская элита пыталась осуществлять её по образцу немецкой. Коренное население лишалось всех прав, о какой-то ассимиляции не могло быть и речи. Но, если германская экспансия поддерживалась постоянным притоком переселенцев низкого звания, которые начинали работать на земле, строить города, замки, то польская колонизация сводилась к насаждению своей управляющей элиты, силовое навязывание религии, сбор различных поборов и дани.

Поляки, как и немцы, коренным населением воспринимались как захватчики, с которыми надо вести беспощадную борьбу. И если немцы, обладая военной мощью и избыточным населением, переселяющимся на освобождаемые земли, подавляли сопротивление огнем и мечом, истребляя коренное население, то  польские колонизаторы смотрели на местное население, как источник дешевой рабочей силы.
 
Польша, жестко остановленная на западе, на границах Римской империи германских народов, подталкивалась католической иерархами к экспансии на восток. При этом империей решалось две проблемы. С одной стороны прекращалось давление Польши на восточные границы империи, с другой стороны шло освоение новых земель, которые со временем могли попасть под управление империи.

Однако Польское королевство плохо справлялось с этой задачей. Оно постоянно пыталось играть самостоятельную роль и терпело фиаско. Все попытки сколь ни будь продвинуться в Литву и Пруссию проваливались раз за разом. Вместо систематического продвижения на восток и освоение новых территорий, все сводилось к обычным набегам. Соответственно пруссы и литовцы отвечали тем же, то есть совершали набеги на польские земли. В этой ситуации польская элита приняло самое провальное за всю историю Польши решение, которое катастрофически повлияло на всю её дальнейшую судьбу. Для решения сиюминутных тактических задач, не думая о будущих последствиях, Польша пригласила Тевтонский орден в Пруссию. 

ЗАМЕТИМ, ЧТО ЗЕМЛИ ПРУССИИ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛИ ПОЛЬШЕ!!!

Все стоны о том, что это часть исконно польских земель не имеют ни какого основания. Примерно так, при колонизации Северной Америки, свободными объявлялись земли североамериканских индейцев.

Для захвата и колонизации земель Ближнего Востока Священная Римская империя создала уникальные военные международные организации, рыцарские ордена. Наиболее  мощные и продолжающие существовать в той или иной форме до настоящего времени это орден Тамплиеров и Тевтонский орден.
 
Под создание военных орденов была подведена мощная идеологическая база, которая позволяла объяснять агрессивную, захватническую политику. Все действия орденов оправдывались необходимостью защиты христианских ценностей.

Как это напоминает современную стратегию блока НАТО и защиту общечеловеческих ценностей на Ближнем Востоке, в Сирии, в Ираке.

Орден Тамплиеров формировался на базе стран юго-запада Европы. В настоящее время это территория стран: Англия, Франция, Италия. Тевтонский орден  был создан в 1198 году и формировался на землях современной Германии.
Потерпев поражение на Ближнем Востоке, крестоносцы искали приложение своих сил в восточной Европе. Первая попытка передислоцироваться в Европу связана с Венгрией.
 В 1211 году король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей для помощи в борьбе с половцами. Тевтоны разместились на юго-восточной границе Трансильвании, в Бурценланде, получив при этом значительную автономию. К 1220 году они построили пять замков: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт — позднее этими именами были названы замки в Пруссии. Эти замки стали плацдармом завоевания практически незаселенных половецких степей. При этом орден игнорировал права местного епископа и предъявил права на захваченные земли. В 1225 году Папа Гонорий взял земли ордена в Трансильвании под свою защиту, в результате чего Бурценланд стал феодом Святого престола, что делало эти территории независимыми от венгерского короля.

 Венгерский король под угрозой войны в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.

Польский князь Конрад I Мазовецкий  проявил преступную недальновидность, он попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними вновь захваченных территорий. Император Фридрих II санкционировал начинание золотой буллой 1226 года.

Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1231 году, обосновавшись на правом берегу Вислы. Здесь была построена первая крепость, давшая рождение городу Торн. В добринской земле закрепился Добринский орден. При продвижении на север был основан ряд замков, в том числе Мариенвердер, Рагнит, Тильзит, Велау, Георгенбург, Дурбен, Кандау, Велюн. Вступив на прусские земли, крестоносцы основали замок Бальга. В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

Тактика рыцарей была в основном следующей: они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побежденные использовались в качестве союзников в последующих войнах. Именно это дало возможность очень немногочисленным поначалу тевтонским рыцарям успешно одолеть во много раз превосходящие силы пруссов, и устоять во время общепрусских восстаний 1242—1244, 1260—1262 и 1278—1280 годов, несмотря на помощь, оказываемую пруссам литовцами и князьями Гданьского Поморья.

Тевтонский орден на своих восточных рубежах получал поддержку от Ливонского ордена. Заметим, что колонизация Прибалтики началась  в 1201 году. В это год епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословения Иннокентия III духовно-рыцарский  орден  меченосцев (Ливонский орден). Основную ударную силу составляли датские и шведские рыцари. Борьба шла за торговые пути. Поскольку поток переселенцев из Швеции был значительно меньше, чем поток из Германии в Пруссию, то коренное население Эстонии и Латвии всё таки сохранилось.
В 1237 году произошло полное слияние Тевтонского и Левонского орденов. Пруссия сформировалась как самостоятельное королевство.

Продвижение ордена на восток была остановлена в сражениях со славянским Новгородским Княжеством. Экспансия на земли Литовских племен, подтолкнуло к формированию государственности Литовского королевства.  Заметим, что это полу сформировавшееся государство для отражения агрессии вступила в союз с почти таким же слабо структурированным государством королевством Польша, образовав Речь Посполитую.

Мощное Прусское королевство участвовала в религиозных войнах 14 века.
Окончательная отделение ордена от папского управления произошло в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе.

Эта история с переходом ярых католиков и защитников Папского престола, за один день прямо к противоположной позиции повторится потом еще ни один раз.

Польша в этом переходе сыграла опять, мягко говоря, странную роль. Как ярая католическая страна, она должна была вступить в конфронтацию с новым герцогством, а она оказала ему поддержку, приняв формальную вассальную зависимость.

Естественно, как только в Европе закончились религиозные войны, Пруссия стала независимым германским королевством.

В 1772 году происходит первый раздел Польши.

В соответствии с этим разделом  России отошла часть Прибалтики, часть Белоруссии до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска.

Пруссия вернула земли Тевтонского ордена Эрмланд (Вармию) и Королевскую Пруссию (Западная Пруссия), территорию герцогства Померания без города Гданьск (Данциг), округа и воеводства Поморское, Мальборское (Мариенбург) и Хелминское (Кульм) без города Торн (Торунь). Перечисленные города были основаны крестаносцами.

К Австрии отошли Затор и Освенцим, часть Малой Польши, включающая южную часть Краковского и Сандомирского воеводств, а также части Бельского воеводства и вся Галиция (Червонная Русь) без города Кракова. Столицей новой австрийской провинции, названной Королевством Галиции и Лодомерии, был назначен город Львов.Австрия вернула земли королевства Даниила Галицкого.

После первой Мировой войны страны Антанты,  опасаясь усиления Германии, передали земли Пруссии Польше.

После второй Мировой войны союзники вновь отдали земли Польше.

Но, как известно, ни что не вечно под луной. Как только Германия достигнет определённого уровня силы, она вернет свои земли. Остановить ее может только Россия.

Польское руководство вновь наступает на те же грабли, приглашает войска НАТО, по факту немецкие, на помощь в своем стремлении переписать историю и стать “империей” от моря до моря.