И. А. Гончаров Обломов. Лекции для...

Сергей Сиротин
Лекции для …

И. А. Гончаров (1812-1891гг.) – создатель русских национальных характеров в романе «Обломов».
Проблема, поставленная автором в романе…

Критик И.Ф. Анненский писал о творчестве Гончарова: «Крайне простые по своему строению, его романы богаты психологическим развитием содержания, характерными деталями: типы сложны и поразительно обделаны… »
Гончаров всегда изображал лишь то, что любил, лишь те моменты жизни, когда возникало соглашение его представлений, привычных впечатлений с новыми явлениями наблюдаемой им жизни.
Главный герой его одноимённого романа Обломов, выдавая мысли автора, говорит о необходимости для литературы – видеть лучшее в человеке и чураться обличения. Г. во всём любил порядок, устроенность, всё крепкое, здоровое, изящное и не любил душевный надрыв, или по воспоминаниям Анненского «душевное худосочие». Его главный герой тоже почти панически боится людей с истерической жилкой, а автор через него подсмеивается над подобным душевным малокровием. Даже Штольц в романе вроде и резонёр, но его резонёрство здесь авторское, чисто русское, с юмором, с готовностью посмеяться над собой, сердечное, без тени самолюбования.
Обломов же не лишён рефлексии, переживаний и горьких раздумий о всеобщих человеческих скорбях, и, конечно же, складывается впечатление, что он не только порождение среды во времени и пространстве огромной России, её продукт, но и жертва, осознающая свою обречённость, судьбу, Вот эта инфернальная сложность обломовского характера делает созданный талантом писателя тип живучим на последующие времена, в разных социально-исторических условиях и во временных рамках их существования. Этот характер оказался настолько всеобъемлющим, что стал выражением не только определённых социально-психологических отношений между людьми, образа жизни и уклада в историческом времени, но и особенностей русского национального характера в общечеловеческом плане, именно отсюда проистекает горькая любовь автора к своему герою…
Художественный тип – это комбинация представлений о человеке из ряда однородных впечатлений. И чем разнороднее, разнообразнее группы населения, тем богаче обобщающие типы, их представляющие, часто возникающие на стыке разных слоёв населения. Чем больше такой худ. тип вбирает в себя черт этих групп. Тем он богаче и аутентичнее в передаче общих свойств.
В художественном типе, кроме обще типического, всегда проявляются мысли писателя, его чувства, душевные искания и порывы, желания и стремления, оценка состояния исторического общества и общественных идеалов, т.е. все элементы авторского осознания жизни, его видения мира, реальности, влияние общественно-философских доктрин, даже аберрация сознания, - всё это опосредованно влияет на создаваемый автором художественный тип. Чем глубже эти влияния, чем чувствительнее автор в восприятии действительности, тем богаче и жизненно правдивы, долговечнее типологические черты создаваемых автором образов – персонажей, а в случаях Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Гончарова можно говорить, о создании национальных типов русского человека, т.е. об авторских открытиях, типах, проявляющихся в русской действительности постоянно…
В типах Г. есть и эпическое начало и лирическая содержательность души, хотя автор и скуп на изображение душевных треволнений, но он психологически точно передаёт характер героев через их поведенческие трансформации. Ни в коем случае нельзя говорить о положительности или отрицательности персонажей писателя. Так Обломов при всей своей породистости, уме и образовании, бесхарактерен, в нём нет ни грана расчётливости, хотя он эгоист по наивности и воспитанию. При живом воображении, он не прельщается ни фортуной, ни карьерой, он пассивен принципиально…
Создавая художественный мир романа, Гончаров  не мог не задумываться о новом, чертах, необходимых для русского характера в будущем, как писал о романе «Обломов» Д.С. Мережковский: «Характеры только часть целого, как отдельные статуи и барельефы, размещённые в здании, - только ряд символов, нужных поэту, чтобы возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного». Итак, каждый писатель создаёт свою образную систему, свой мирообраз, в рамках которого и пытается доказать своё понимание сути времени. Поэтому, какими бы прекрасными или ужасными не были персонажи и созданный ими мир, произведение всегда часть его собственной личности, его души, они плоть и кровь его сознания и психологии, дум и мыслей, часто затаённых и не всегда декларируемых открыто. В этом плане и феноменален гончаровский Штольц, которого большинство исследователей зачем-то противопоставляет Обломову. Но у писателя Штольц не противопоставлен Обломову, а сопоставлен с ним: и совсем не для выяснения, кто из них лучше, а для того чтобы уяснить, каких же черт каждому из них по отдельности не хватает…
Если Обломов барин, сибарит во всех своих проявлениях, но при этом очень тонко чувствующий человек, то Штольц деловит и деятелен, точен в выражении чувств и желаний, предан в дружбе, воспитанный в немецком стиле, но в окружении русской жизни, по сути, он немец только по фамилии. Г. так и пишет, что он русский во многих поколениях, мать русская, аура Обломовки, где отец служит управляющим. Штольц важен для понимания кредо самого Гончарова, столь важного даже сегодня: «Сколько Штольцев должно появиться под русскими именами…». В этом герое Гончаров реализует свою идею о необходимости для нового русского характера привитого качества трезвого расчёта, но сразу же показывает слабость самого Штольца, так столкнувшись с глубиной и запредельностью внутренних установок друга, он пасует, отступает, не желая вникать в вечные вопросы, бередящие русскую душу Обломова, по сути, он не справляется с поставленной задачей – вернуть Илью Ильича обществу.
По Гончарову Штольц – это то, новое, со времён Петра I, что привнесено в жизнь России, изменившее весь уклад русской жизни к середине XIX века. Он та часть русской духовности, которую писатель пытается органично соединить с более ранней, выраженной в Обломове.  Осмысленный труд – главное содержание в характере Штольца, кроме того он прагматик, так необходимый русской жизни – вот это и хочет ввести автор в русскую общенациональную ментальность, потому что Гончаров не хочет повторения жизненных явлений по типу жизни Обломова: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить…» Именно женой Штольца делает автор Ольгу Ильинскую, хотя даже по фамилии она как бы должна принадлежать Илье, именно в семье Штольца и Ольги воспитывается сын Обломова от Пшеницыной (Подобный семейный расклад мы увидим в Войне и Мире Л. Толстого), именно Штольц становится свидетелем нищенства Захара, повторяющего жизнь Обломова в иной социальной среде – опять Штольцу не удаётся вытащить Захара из предопределённой ему судьбы.
У Обломова наблюдаются черты: врождённая доброта, рыцарская незлобивость, способность к дружбе, умение отказываться от себя, ради счастья других, нелюбовь к стяжательству - всё это прекрасные качества русского человека. Ф.М. Достоевский говорил, что Обломов сохранил в себе качества ребёнка, самые прекрасные, какие могут быть во взрослом человеке. Илье Ильичу знаком труд душевных переживаний, этот свет души русского человека и показал Гончаров в своём романе, страдая от того, что его любимый герой не борется за себя, что для нового хода жизни этого света недостаточно. Вот и появилась иная ипостась этого характера в Штольце, новой русскости, о которой мечтает автор, словно разделяя себя самого в этих двух характерах друзей. Но и сам Г. видимо не видел пока возможности полной гармонии таких несоединимых частей необходимого целого, воспроизведённой в одном персонаже. Обломов в романе, оценивая программу жизни сформулированную Штольцем, спрашивает: «Где же тут человек? Где его целостность? Куда он скрылся, и как разменялся на всякую мелочь?»
Это и беспокоит самого Гончарова, когда он, желая соединить разное и необходимое в целостное, в то же время боится искусственности этого соединения. При всей уравновешенности двух главных характеров романа по отдельности, логика их развития ведёт к дисгармонии и упадку: с одной стороны возвеличивание естественного и реального в жизни человека (Штольц), с другой – выпадение человека из жизни при прекрасных душевных качествах (Обломов).
Г. и пытается хотя бы свести эти характеры вместе, но нужен как бы «плавильный котёл», чтобы при всей своей непосредственности и духовности характер имел надёжную оболочку человека, умеющего трудиться, одухотворённого работой души для осознания высоких целей существования и служения им. В то же время автор предупреждает, что развитие только штольцевских качеств приводит к безверию, нахрапистости, в конечном счёте, к утрате человеком целей бытия. В постепенном соединении  лучших черт Обломова и Штольца автор видел будущее русского национального характера, именно за ним он готов был оставить будущее, только такой тип человека, по мысли автора, адекватен России, её истории, задачам, самому её существованию.
Современность подтверждает правоту Гончарова, но декларируемая им задача-проект до сих пор не реализована…