Чудесный визит

Галина Коревых
Чудесный визит
Режиссер Марсель Карне   


   Стремление к недостижимому высокому идеалу пронес по жизни Марсель Карне. Не мог отказаться от него человек, создавший “Дети райка”. Он трезво смотрит на жизнь, общество, человека, но стойко сопротивляется болоту обыденности, корысти, низких страстей. 
   
   “Мне надоело то, что пытаются делать из людей. Они лучше, выше этого”, - это слова из фильма, в которых выражена сверх-задача режиссера.  Напомнить людям об искре Бога в них. О том, что кем бы ты ни был по воле судьбы: музыкальной герцогиней, бесталанной прачкой или неудачливым рыбаком, ты можешь подняться над собой, - но только через добро, свет и веру в талант.  Так Карне определил и место религии: чудесное доступно тем, кто действительно верит, - и не в загробный  мир и блага, выпрошенные молитвой, а в то непознаваемо высокое, что откуда-то взялось в нашей жизни, - как звездное небо и нравственный закон внутри нас.
   
    Сельский кюре силен добротой глаз, заботой и прощением. Он слаб, как мелкий винтик церкви – института, где даже в телефонном разговоре  с вышестоящим ему отказано, - бюрократического института,  где  он оказывается недостаточно фанатичен.
   
    Ангел, забредший в деревню,  находит понимание лишь у простодушных: ребенка, девушки, мечтателя-неудачника, меломанки.   
   
    Его полет недоступен крестьянам. Нет, это не социальный класс земледельцев,  а толпа заземлённых. Карен довольно жесток к ним: это все, кто не ищет свободы духа, живя в клетке материальности, ежедневного труда.
   
    Свобода, как выясняется, нужна не всем: птицам она необходима для полета, - иначе они погибают, а курам она ни к чему.  Выпущенный на свободу скот не знает, на что она ему.   Имеющий крылья – несет свободу в сердце.
   
    Европа, имея такое наследие, как Марсель Карне,  сохраняет способность и сегодня, наряду с шоковыми изысками,  иногда создавать неагрессивное, возвышающее, дышащее высокой культурой кино.
 
    Каким же страшным контрастом смотрятся  иногда фильмы, сделанные в России, претендующие на международную фестивальную жизнь. Больно сознавать, что тот мир, который мы видим в них – это империя ада, убивающая все живое. Это кино отражает, увековечивает и умножает зло, утверждая, что обличает его. Увы, мы утратили крылья.  Мы заслуживаем лучшего, мы выше этого, как утверждает Марсель Карне?
 
    Я советую как можно большему количеству людей приподняться над собой с новым для них  старым фильмом французского классика.