Матильда - капризная железная леди

Марина Тарабрина
"На поле танки грохотали".
Во второе воскресенье сентября Россия отмечала День танкиста.
И одновременно набирала обороты шумная и малопонятная кампания вокруг фильма "Матильда".
Какая связь двух этих событий?
Сразу предупреждаю: речь пойдет о совсем-совсем другой "Матильде".
О незаслуженно забытой "железной леди" с туманного Альбиона.
К счастью, есть еще ветераны-танкисты, которые помнят эту капризную, но сильную машину.
Вспомним и мы добрым словом ту,  другую "Матильду".
Настоящую.

"Кто может сравниться с Матильдой моей".
Единственный танк Второй мировой, носящий женское имя.
Надежная: самое мощное  для своего времени бронирование и высокая надёжность всех систем танка.
Неуязвимая: немецкая 37мм противотанковая пушка была бессильной против брони «Матильды».
Популярная: самый массовый британский танк: до окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было выпущено 2987 танков «Matilda II».
Долгожительница: в 1945 году эти танки ещё встречалась в частях британской армии.
Долгожительница: машина стала единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.
Встречаем героиню.
«Матильда» - пехотный танк Mk.II «Матильда II»  A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

"Не ходите, дети, в Африку гулять".
Не ходил бы вермахт в Африку гулять.
Впервые наша "железная леди" показала силу и мужской характер в боях англичан с германо-итальянскими войсками в Африке.
Результат не заставил ждать.
Первую победу наша "железная леди" принесла своим создателям-британцам в мае 1941 года.
Эфиопские партизаны на броне британских "Матильд" освободили Эфиопию.
Это был первый успех союзников во Второй мировой.
На Африканском театре войны  у "Матильды" не было серьезных противников:
танки Италии и Германии проигрывали "Матильде" по многим показателям.
Развивая судьбоносный успех, "Матильды" сокрушили итало-германские войска на Африканском континенте к 1943 году.
"Железную леди" британцы по достоинству оценили.
И стали наращивать ее производство.

"Позади Москва".
После жаркой Африки нашу героиню ждала морозная Россия.
СССР стал основным получателем танков «Матильда» по программе ленд-лиза.
Первые 20 танков прибыли в Архангельск в октябре 1941 года.
Всего в 1941-1943 годах из Англии в СССР было отправлено больше тысячи «Матильд» - каждый третий танк с конвейера направлялся в Россию.
Боевое крещение «Матильда» получила в битве за Москву.
Вместе с отечественными тридцатьчетверками и довоенными легкими танками "Матильда" несла свободу городам и деревням западного Подмосковья в страшную зиму 1941 года.

Лопата и лом как средства макияжа капризной «Матильды».
Эксплуатация танка в суровых условия русской зимы выявили конструктивные недостатки этой машины.
Первая партия «Матильд» была снабжена летними гусеницами.
Эти гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы.
Поэтому проходимость первых партий «Матильд» в распутицу была низкая.
Между ходовой частью и бронированными фальшбортами танка набивались снег и грязь.
Экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой.

"Но вреден Север для меня" (А.Пушкин).
Первые партии «Матильд» были оснащены ненадёжными в морозы двигателями.
Этим двигателям также требовались горюче-смазочными материалы, предназначенные для эксплуатации в жарком климате
Поэтому трубопроводы жидкостной системы охлаждения танка замерзали даже в небольшие морозы.
В последующих партиях «Матильд» в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, и эта проблема была решена.
Обобщив все особенности машины и опыт ее боевой эксплуатации, советское командование использовало «Матильд» преимущественно на южных направлениях фронта.

"Броня крепка, и танка наши быстры".
«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ.
Это увеличивало выживаемость танка и экипажа на поле боя.
В сравнении с советскими танками качество брони было выше:
не происходило отслоения брони при попадании снаряда в танк.
Двигатель танка имел гарантированный пробег в 220 моточасов.
Фактически «Матильды» отрабатывали трижды, до 550—600 моточасов.
Говоря современноым языком, и эргономика боевой машины была на высоте: условия работы экипажа «Матильды» были достаточно удобными.
Мощная защита и малая скорость «Матильды» позволяли успешно применять танк в позиционных боях.
«Матильда» создавался как танк непосредственной поддержки пехоты,
поэтому машина имела невысокую крейсерскую скорость.
Но мастерство советских танкистов (механиков-водителей) позволяло справляться с этой проблемой в бою.

"Курская улица на Запад нас зовет" (Л.Утесов).
К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства в Великобритании.
К началу сражения на Курской дуге в составе Воронежского фронта имелось 18 «Матильд».
Тридцатьчетверки в Курской битве и последующем наступлении на Запад стали основными танками Красной Армии.
К этому времени набрали силу отечественные танкостроительные заводы.
Ситуация на фронте и в оборонном производстве страны позволили СССРотказаться от поставок «Матильды».
Оставшиеся танки продолжали активно использоваться Красной Армией.

"Во всех ты, душечка, нарядах хороша!"
Как и любая английская леди, "Матильда" легко перевоплощалась:
танк часто переделывался в спецмашины различного боевого назначения.
Часто эти переделки производились не только в заводских цехах,
но и в кустарных условия, в том числе непосредственно в передовых и тыловых частях.
В дальнейшей боевой работе и повседневной эксплуатации наши танкисты по достоинству оценили конструктивные решения "Матильды", простоту и надежность систем этого танка.

"И на Тихом океане свой закончили поход".
Изъятые после 1943 года из английских линейных танковых частей «Матильды» передавались в австралийскую армию.
Именно «Матильды» крушили самураев на островах Тихого океана в 1944-1945 годах.

"И снова здравствуйте".
Через 70 лет "Матильда" вернулась в Россию.
Только собирали "Матильду" уже не британцы.
И собирали "Матильду" уже не в заводских цехах туманного Альбиона.
Теперь собирали "Матильду" отечественные коллекционеры.
Молодые и не очень, старательные и дотошные.
Собирали на  столах - рабочих и кухонных, дачных и гаражных.
Собирали модели разных масштабов, от разных производителей.
Собирали, чтобы помнить самим и другим напоминать эту важную вешку истории военной техники и просто Истории.
Той Истории, что пишут с большой буквы.
Пластиковые модели "Матильды", старательно собранные и покрашенные ревнителями отечественной истории, украсили книжные полки и выставочные стенды.
На фото - советские танкисты и британский танк "Матильда".

Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Матильда_(танк)