Владимир Зворыкин - богатырь Владимир Муромец

Кучин Владимир
Древний Муром знаменит свои богатырем Ильей Муромцем, но не в сказке, а наяву там родился еще один богатырь, которого я назвал Владимир Муромец – отец телевидения и русский изобретатель Владимир Зворыкин, которому я посвятил эту статью.

Величайший русский изобретатель Владимир Зворыкин родился в Муроме 30 июля 1889 года. Изобретения Владимира Зворыкина признаются всеми и во всем мире. Американская наука считает его великим американским изобретателем и отцом современного телевидения.

Судьба Зворыкина любопытна. Изложим ее фрагментарно:

- Зворыкин учился в Петербурге и Париже, его наставником в Петербурге был физик Борис Розинг, которого принято считать автором идеи приемной телевизионной трубки.

- 17 июля 1918 года Зворыкин сидел под арестом у красных в одном из домов Екатеринбурга и охранник сообщил ему, что (якобы было так!) в соседнем доме только что была расстреляна царская семья. Но Зворыкина красные в горячке бегства на запад от наступающих белых не расстреляли – банально не успели;

- В 1918 году Владимир Зворыкин приехал в Омск и сразу же белыми властями был командирован в Америку за радиостанцией. Зворыкин задание выполнил и вернулся, был послан в Америку еще раз, и уже возвращаться было некуда – режим белых пал – так Зворыкин остался в Америке;

- В 1920 году Зворыкин в США устроился в Питтсбурге в фирму «Вестингауз», там в 1923-1924 годах он обратился к руководству с идеями передающей и приемной трубок и передачи изображения по радио – но поддержки не нашел – американцы его не поняли!  Свои изобретения Владимир Зворыкин запатентовал как частное лицо (см. далее). В «Вестингаузе» Зворыкин работал в области телефаксной связи, а работу по созданию телевидения вёл ПОДПОЛЬНО – как он говорил – «пока инвесторы не понимают значимость работы – ее надо камуфлировать». Телевидение Зворыкиным разрабатывалось на любительских началах,- что-то есть в этом сугубо советское и многим знакомое;

- В 1923 году, 29 декабря, будущий «отец телевидения» Владимир Зворыкин  подал в патентное ведомство США первую заявку на свою «Телевизионную систему». Схема Зворыкина включала катодную трубку, 10 аудионов (триодов) и 1 вакуумный диод (см. иллюстрацию  к статье). Уже были проработаны вопросы развертки с помощью отклоняющих катушек, создания анодного напряжения и антенный усилитель. Система Зворыкина была очень близка к  реальным телевизионным конструкциям полностью электронного ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРИЕМНИКА. Патент по этой заявке 1923 года Владимир Зворыкин получит только через 15 лет — №2.141.159 от 20 декабря 1938 года.

- В 1924 году Владимир Зворыкин вне рамок своей основной работы на фирме «Вестингауз» изобрел иконоскоп, — электроннолучевую трубку, которая служила для ПРИЕМА изображения через объектив на светочувствительную матрицу. Это изобретение сразу поставило никому неизвестного (он будет неизвестен еще 5 лет) инженера Зворыкина впереди всех изобретателей телевизионных систем мира!
Главный элемент иконоскопа - мозаичный фотокатод был покрыт мелкими шариками фотоэлементов. Вертикальная высота фотокатода – около 80 мм, шарики фотоэлементов были из серебра, покрытого цезием или окисью цезия. На первом иконоскопе Зворыкина было 343 строки шариков фотоэлементов. Т.е. первая система телевидения Зворыкина имела 343 активных строки. Патентную заявку на иконоскоп Зворыкин подал в 1925 году, получил патент в 1928 году. В совокупности с патентом 1938 года на телевизионный приемник патент на иконоскоп образовал полный телевизионный канал – и студийную часть и абонентскую. И это сделал ОДИН человек! Поистине – Владимир Муромец!

- В 1929 году Зворыкин перешел из «Вестингауза» в RCA к предпринимателю, выходцу из Минска Дэвиду Сарнову. Минчанин Сарнов первым понял, что за силу таит в себе телевидение, и дал Зворыкину в своей фирме «зеленый свет», практически сразу  в США была организована экспериментальная электронная телесеть. Телесеть в США уже существовала в виде механического телевидения фирмы Jenkins Television Corporation, но кризис фондового рынка США, который начался с «черного четверга» 24 октября 1929 года, резко уменьшил в США интерес к механическому телевидению Дженкинса как весьма дорогому. В 1932 году все активы обанкротившейся Jenkins Television перешли к De Forest Radio Company. В условиях депрессии корпорация Дэвида Сарнова RCA, ускоренными темпами внедрявшая идеи гениального «отца телевидения» Зворыкина, одержала финансовую победу и купила в 1932 году все телевизионные патенты у De Forest Radio Company за 500.000 долларов. Так система Зворыкина захватила телеаудиторию США.

- В 1933 году «американец» Зворыкин приехал по приглашению правительства СССР в Ленинград.  14 августа 1933 года в Ленинграде в научно-техническом обществе электриков Зворыкин сделал доклад о своей системе телевидения, на основе которого в 1933 году в СССР вышла прекрасная и очень доходчивая книга Зворыкина «Телевидение при помощи катодных трубок». Зворыкин интересовался судьбой своего учителя Розинга -  оказалось, что заключенный Розинг уже умер на лесоповале в Архангельске.  Зворыкин решил узнать о судьбе своего старшего брата – выяснилось, что и он был репрессирован, но оказался жив;

- Идеи Зворыкина нашли свое применение в СССР в 1938 году, когда 25 марта, показом кинофильма «Великий гражданин» режиссера Эрмлера начал свою работу телецентр на Шаболовке в Москве. Телецентр был оборудован американским оборудованием компании RCA со стандартом в 343 строки (система Владимира Зворыкина). Прием велся на американские телевизоры — в Москве их было не более 30 штук.

- Однако триумф Зворыкина в СССР был не долог. В 1939 году, 10 марта, на Шаболовском телецентре в Москве началось регулярное вещание. Первая передача открылось демонстрацией хроникального фильма о XVIII съезде ВКП (б). Передачи с Шаболовки велись пять вечеров в неделю. Но в конце 1939 года было принято решение о переходе на Шаболовке с американского стандарта в 343 строки на НЕМЕЦКИЙ стандарт в 441 строку, с соответствующей заменой студийного оборудования и закупкой НЕМЕЦКИХ телевизоров. Воплотить принятое решение (вредительское?) о переходе в телевидении СССР на немецкий стандарт помешала война.

- Были до войны в СССР и отечественные электронные телевизоры. В конце 1940 года в Ленинграде на заводах имени Козицкого и «Радист» начали выпуск 1-го советского массового электронного телевизора «17ТН-1», кинескоп к которому поставлял Ленинградский завод «Светлана». Телевизор принимал 343/240-строчный сигнал – стандарты Зворыкина и старый советский стандарт. К июлю 41-го было сделано до 3.000 данных телевизоров.

- После войны  к лету 1946 года компания RCA Дэвида Сарнова, на которой работал Владимир Зворыкин, первой в мире начала массовое конвейерное производство нового телевизора «Model T». Телевизор стоил 385 долларов, к концу года было продано 10.000 аппаратов, в 1947 году — 200.000 аппаратов. В СССР в эти годы восстанавливали разрушенную войной страну.

- С 1946 по 1951 год Владимир Зворыкин активно работал в области цветного телевидения. Кроме создания аппаратуры борьба шла и в области стандартов – система NTSC Сарнова - Зворыкина победила! В 1953 году, 17 декабря, Федеральная комиссия связи США одобрила систему NTSC как стандарт цветного телевидения. 18 декабря 1953 года комиссия разрешила начать регулярное цветное вещание. Уже  19 декабря по NBC была показана цветная версия первой специально написанной оперы «Амаль и ночные гости». В СССР цветное телевидение появилось в 60-е годы 20-го века. И мы приняли систему СЕКАМ совместно с Францией. Так повторилась история с принятием 441-строчного немецкого телевизионного стандарта в 1939-40 годах.

Реплика от автора.
 
На конец 1953 года техническое отставание СССР от США по всему комплексу вопросов по телевещанию составляло не менее 15 лет. Кроме того, отмечу, что в вопросе развития телевидения американцы не использовали опыт немецких ученых, а опирались на энтузиазм и талант ДВУХ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ — минчанина Сарнова и муромчанина Зворыкина.  Но в СССР достижения Зворыкина как будто нарочно не внедряли.

Теперь немного о грустном – борьба муромчанина Зворыкина и его спонсора минчанина Сарнова с бизнес-конкурентами – американскими изобретателями Фарнсуортом и Армстронгом привела к вытеснению из бизнеса первого и самоубийству второго.

Э.Нехамкин «История ТВ: творцы и жертвы» журн. «Вестник», 1999:

«В 1930 году к Фарнсуорту  приехал Зворыкин. Хозяин продемонстрировал гостю свой анализатор, и тот, к большому удовольствию автора, признал его превосходным. Однако впоследствии, когда Фарнсуорт ознакомился с иконоскопом, он нашел в себе мужество признать, что разработка Зворыкина была лучше, чем его собственная: анализатор не накапливал заряд, при очень хорошей освещенности изображение было прекрасным, но по чувствительности анализатор значительно уступал иконоскопу. Тем не менее корпорация RCA, видя в Фарнсуорте конкурента, предложила ему продать ей его патентные права. Фарнсуорт был зажат в долговых тисках и пошел на продажу лицензии. Обе передающие трубки применялись в телевизионных системах еще долго, до создания более совершенных устройств: иконоскоп - в передачах кинофильмов, анализатор - в промышленном телевидении. А Фарнсуорт основал собственную радиотелевизионную компанию и продолжал совершенствовать свои разработки. Но тягаться с могущественной RCA ему оказалось не под силу. После смерти своего малолетнего сына он посвятил несколько лет разработке электронных приборов для медицины, затем некоторое время работал консультантом по электронике и занимался исследованиями в области атомной энергии, а по окончании войны вернулся к своим мормонским корням и поселился в Юте. Зворыкин же, под опекой Сарнова, успешно доводил телевидение до коммерческого уровня. Пришло время подумать о звуковом сопровождении изображения, и Сарнов вспомнил об изобретении Армстронга. Он предложил ему миллион долларов за право использовать его систему FM, но Армстронг  с негодованием отверг предложение, посчитав сумму обидно незначительной. Прежней дружбе пришел конец. Для проведения собственных исследований глава RCA выселил Армстронга с крыши Empire State Building, где ему было предоставлено место для испытаний. Упрямый Армстронг за свои деньги построил радиостанцию, передававшую в системе FM классическую музыку. Когда же инженеры RCA стали применять для телевидения свою систему FM, разработанную в обход патента Армстронга, тот затеял с корпорацией многолетнюю тяжбу. В октябре 1938 года Сарнов объявил о том, что "телевидение в доме стало технически осуществимым", а 20 апреля 1939 года, стоя перед телекамерой у павильона RCA на Нью-Йоркской всемирной выставке, он сказал: "Теперь мы к звуку добавляем радиоизображение". Репортажем с открытия выставки организованная Сарновым радиовещательная компания NBC начала ежедневные телепередачи. После войны Зворыкин вернулся к делу всей своей жизни - телевидению - и опять-таки под внимательной и заботливой опекой Сарнова занялся разработкой системы цветного телевидения. Непросто пришел цвет в телевидение: первые цветные телевизоры были очень дорогими и работали неважно, настройка была неустойчивой, цвета самопроизвольно менялись от красного до зеленого. Но творческая мысль Зворыкина и энергия Сарнова, не жалевшего сил и средств на совершенствование новой, только что родившейся техники, не пропали даром: цветное телевидение стало их очередной победой. Радость победы была омрачена трагедией: в ночь с 31 января на 1 февраля 1954 года Эдвин Армстронг, этот гениальный изобретатель, растративший все свое состояние на попытки расширить систему FM в радиовещании и безрезультатную судебную тяжбу, выбросился из окна своей манхэттенской квартиры.»

После 2-й мировой войны величайший изобретатель Владимир Зворыкин жил в Принстоне, его коттедж соседствовал с коттеджами великих физиков Альберта Эйнштейна и Роберта Оппенгеймера. Умер Владимир Зворыкин в 1982 году.


Автор надеется, что эта статья расширит кругозор читателей, которые согласятся с определением автора, что Владимир Зворыкин – богатырь Владимир Муромец.