Теневая занятость и серые зарплаты

Андрианов Владимир 2
               

               Занятость в теневом секторе и «серые» зарплаты в экономике России

В 2017 г. международная Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), подготовила исследование, посвященное оценке современному состоянию и прогнозу развития глобальной теневой экономики до 2025 г.

Теневую экономику эксперты ACCA определяют «как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора».

В представленном докладе Россия вошла в пятерку стран с наиболее высокой долей теневого сектора экономики, заняв четвертое место в рейтинге из 28 обследованных стран.

Стоимость объема теневого производства в России оценивалась в 33,6 трлн руб., что составляло 39% от ВВП страны.

В течение многих лет объем теневого сектора в России остается относительно стабильным. В периоды стагнации и кризисов он увеличивается, в периоды экономического роста предприниматели получают определенные стимулы для выхода из тени.

Для определения масштабов теневой экономики кроме показателя доли в ВВП используются показатели занятости (итальянский метод) и показатели размера фонда «серой» оплаты труда в официальном и теневом секторе экономики.

В условиях нестабильной экономической ситуации в последнее десятилетии в России наблюдается тренд на расширение вовлеченности граждан в теневую занятость.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется на рынке работников, занятых дополнительной или временной работой.

Поскольку неформальный сектор имеет тенденцию к расширению, соответственно объективно возникает повышенный спрос в этом секторе на рабочую силу.

По официальным данным Росстата количество занятых в теневой экономике увеличилось с 10,5 млн человек в 2003 г. до 13,6 млн человек в 2013 г.
За тот же период число работающих по найму возросло с 4,6 млн человек до 7,7 млн человек.

Доля занятых в неформальном секторе экономики за этот период возросла с 16 до 19% от общего количества занятого населения.

В 2016 г. Росстат оценивал количество занятых в неформальном секторе экономики России в 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых. Показатель удельного веса «серой» занятости оказался самым высоким за последние 11 лет.
               
Традиционно минимальна теневая занятость приходилась на северо-запад страны и столицу. Наиболее высокие показатели занятых в теневой экономике были в национальных республиках.

Наиболее высокий процент теневой занятости отмечался в  сельском хозяйстве (личные подсобные хозяйства), торговле, строительстве, операциях с недвижимостью, в образовании (репетиторство) и др..

В теневую экономику массово вовлекаются преимущественно представители малоимущих и маргинальных слоев населения, в том числе молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По численности они составляют наиболее массовую прослойку участников теневой экономики.

Подсчет объема теневой экономики и теневой занятости процесс весьма субъективный. Точную оценку этого показателя вывести весьма сложно, поскольку сам термин «теневая» подразумевает скрытность процессов.

Поэтому данные официальной статистики Росстата о неформальной занятости значительно отличаются от данных полученных путем социологических опросов, результатов специальных научных исследований и оценок независимых экспертов.

В частности, заместитель Председателя Правительства России по социальным вопросам Ольга Голодец сообщала, что по данным на август 2015 г. в теневой экономике страны было занято не менее 36% трудоспособного населения, или 27 млн чел.

Специалистами Центра социально-политического мониторинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в 2017 г. было приведено специальное исследование под названием «Динамика теневой занятости работников».

В частности, эксперты пришли к выводу, падение доходов населения, недостаточность предложений официального трудоустройства с достойной оплатой труда вынуждает работников к поиску основного или дополнительного заработка в неформальной, теневой сфере.

Доля граждан, которые в течение последнего года в различной степени были вовлечены в теневой некриминальный рынок труда, составляла примерно 44,8% от общей численности занятого населения страны (2017 г. – 72 млн человек).

Это более 33 млн трудоспособных граждан России или почти каждый второй работник, которые в течение последнего года в той или иной степени были задействованы в неформальном секторе экономики. 

Именно такое количество занятых работает или подрабатывает и при этом не платит налоги в федеральный бюджет. Большинство из них трудятся в неформальном секторе на постоянной основе.

Такие данные о теневой занятости были получены экспертами в ходе социологического опроса 1600 работников в возрасте старше 18 лет.

Следует отметить, что данные предыдущих опросов, выполненных по аналогичной методике, фиксировали следующие показатели вовлеченности работников в теневой рынок труда: в 2006 г.– 45,1%, в 2013 г.– 44,5%, 2016 г. – 40,3%.

Таким образом, можно констатировать, что за последние десять лет доля занятых в теневом секторе экономики России держится на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о том, что органам государственного управления не удалось найти экономические стимулы для работающих граждан для их перехода в формальный «белый» сектор экономики.

Внедряемые меры административного регулирования, включая стимулирование безналичных расчетов, позволяют выявлять теневой сектор и создавать барьеры для его функционирования, однако они не стимулируют владельцев бизнеса выводить его из тени. 

Некоторые меры законодательной и исполнительной власти, в частности принятие изменений в Гражданский кодекс об определении правового статуса самозанятых граждан или расширение безналичной формы расчета, не принесли ожидаемого эффекта.

Те административные меры, которые принимаются сейчас в отношении легализации занятости, в том числе, добровольная регистрация самозанятых граждан, оказывающих услуги уборки помещений, репетиторства, присмотра за детьми и др. пока не привели к положительным результатам.

По данным официальной статистики Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 августа 2017 г. всего в России только 295 человек подали заявки на регистрацию в качестве самозанятых.

При этом профильные ведомства рапортуют об успехах в борьбе с неформальной занятостью. В частности, в 2017 г. Минтруд в очередной раз привел данные, по которым за два с половиной года был легализован труд более чем 5 млн работников.

При этом в ведомстве не уточнили, сколько одновременно за тот же временной период рабочих мест перетекло в теневой сектор.

Высокий уровень теневой занятости россиян связан прежде всего с низким уровнем жизни, а также отсутствием в обществе механизмов, обеспечивающих диалог между гражданами, предпринимателями законодательной и исполнительной властью.

Неформальная занятость и серые зарплаты в целом отвечают интересам как предпринимателей, так и гражданам, выполняющих  работу за определенное вознаграждение без официального оформления трудоустройства.

Предприниматели освобождают себя от обязательных отчислений в пенсионные и социальные фонды, работники не платят подоходного налога.

В проигрыше остается государство, которое не получает налоги в федеральный бюджет, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.

В современной российской экономике сохраняются факторы, которые стимулируют переток трудящихся из белого сектора в серый.

По данным социологических опросов, сложилась ситуация, когда наемный работник не видит четкой связи между его официальной зарплатой и размером будущей пенсии.

При этом размеры пенсий по старости и «социальной» пенсии остаются на очень низком уровне, не покрывая даже официальный прожиточный уровень.

В этом связи для многих работников выгоднее сейчас получить деньги в конверте, чем обеспечить себе накопления в виде страховых взносов на будущую пенсию.

Другой фактор, стимулирующий теневую занятость, связан с предпринимательской деятельностью.

Мотивы ухода в тень у предпринимателей в большинстве случаев сугубо экономические, прежде всего это налоговое бремя, неадекватное сложившейся рыночной ситуации, несбалансированное трудовое законодательство, способствующее удорожанию и без того недешевой рабочей силы

Оказывает влияние на уход в тень предпринимателей сложная система разрешительно-запретительная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институциональные ограничения и масштабная коррупция.

Отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты.

Законопослушное поведение влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемые услуги.
               
                «Серый» фонд оплаты труда

В  следствие, глубоких структурных диспропорции;, в том числе в уровнях налоговой нагрузки между «белой;» и «серой;» экономикой; сохраняется тенденция к росту «серого» фонда оплаты труда.

По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране, в который входят доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе, с 2011 г. увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 году.

В 2016 г. Минфин оценивал «серый» фонд оплаты труда в 10 трлн рублей ежегодно. Таким образом на оплату труда и доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, приходилось около 25% от всего фонда оплаты труда наемных работников.

В 2017 г. этот показатель до данным Минфина увеличился до 12 трлн рублей, что составляло 40% размера федерального бюджета, и примерно 14% ВВП России.

Согласно социологическому опросу, проведенному ВЦИОМ, в 2016 г. каждый десятый трудящийся признался, что получает зарплату полностью в конверте, частично «серую» зарплату получали примерно 13% респондентов. При этом примерно для 90 % данной категории трудящихся неофициальный заработок являлся основным источником дохода.

Следует подчеркнуть, что с этих доходов трудящихся налоги в федеральный бюджет либо не уплачиваются вовсе, либо уплачиваются частично.

Для обеления оплаты труда и перевода его в легальную сферу необходимы дополнительные экономические стимулы. Минфин неоднократно предлагал изменить структуру налоговой нагрузки снизив ставки прямых налогов на труд и повысив ставки косвенных налогов.

В частности, предлагалось повысить НДС с 18 до 22%. И, параллельное снизить ставки страховых взносов для работодателей: с 30 до 22%.

Однако понижение норматива, или ставки по социально-страховым платежам приведет к снижению поступлений в Пенсионный фонд, что в свою очередь потребует дополнительных средств из Федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов фонда.

Теневой фонд заработной платы - это огромный объем неучтенной наличности, которая напрямую связана с коррупцией. Можно смело утверждать, что теневой сектор выгоден коррупционерам, поэтому многие из них препятствуют реальной борьбе с теневым бизнесом.

                *             *              *

Основными причинами существования теневой экономики обычно называют «провалы рынка» либо избыточное государственное регулирование. В экономике России с начала проведения либеральных экономических реформ эти оба феномены давно и «удачно» сосуществуют.

Возникает вполне резонный вопрос. Можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой, также как полное искоренение коррупции, с которой она тесно связана маловероятна.

Речь может идти прежде всего о сокращении теневого сектора экономики, за счет роста доли формальной «белой» экономики.

В России до сих пор нет комплексной программы борьбы с теневой экономикой. В Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г. эта проблема лишь упоминается как угроза, с которой надо бороться. Конкретных мер не предлагается.

В Минэкономразвитии считают, что для борьбы с теневой экономикой необходимо проводить тонкую настройку налоговой системы, чтобы поддержать «белые» компании, тех, кто инвестирует, тех, кто внедряет инновации, тех, кто экспортирует, тех, кто будет помогать достичь более высоких темпов роста.

Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. При этом очевидно, что одними заградительными мерами, снизить долю теневого сектора будет очень проблематично.

В мировой практике есть страны, где налоговое бремя не меньше российского, а стоимость рабочей силы еще более высокая, но при этом предприниматели не стремятся уйти в тень.

Очевидно, причина не в «жесткости и неотвратимости наказания», а в нахождении оптимального баланса интересов между государством и бизнесом.

Уровень теневой экономики в России можно снизить за счет улучшения качества бюрократии, усиления контроля над коррупцией и увеличения доходов населения.

Первоочередными мерами для снижения уровня «тенизации» экономики для законодательной и исполнительной власти должны стать:

• снижение уровня коррупции;
• легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику;
• повышение прозрачности государственного управления;
• ликвидация нелегального рынка рабочей силы;
• усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов, в том числе крупными корпорациями;
• использование современных технологий для мониторинга используемых населением моделей потребления и выявления незаконной деятельности;
• выработка более унифицированных законодательных норм;
• увеличение числа транзакций, которые должны осуществляться через электронные платформы и др.