Победа

Карпачёв Леонид
Пришло время, когда приобретённая привычка раз в год с женой ездить на море осталась, а возможности сильно поубавились. Экономия стала жизненной необходимостью, и авиационная компания «Победа» с ее дешевыми билетами оказалась как нельзя кстати.  Ограничения  на комфортность  казались пустяковыми, до Ларнаки меньше четырех часов полета. На безопасность это не влияло, почему бы и не воспользоваться  услугами популярного лоукостера?

Для начала пришлось ужаться с багажом до  десяти килограммов, и это было легко. Но при регистрации  ожидал сюрприз с оформлением ручной клади. Мы прилежно прочитали правила: даме бесплатно разрешается  пронести в салон дамскую сумку, а  мужчине - портфель. Роль дамской сумки играл небольшой рюкзачок за спиной жены, роль портфеля досталась моему ноутбуку.   Но еще мы везли на Кипр в подарок внуку детский телескоп - в компактном чехле, весом около трех килограммов. Оказалось, что за право пронести оптику в салон придется уплатить около двух тысяч - треть  суммы  "дешевого" билета.  Было немножко обидно. Однако, наблюдая за регистрацией других пассажиров, мы начинали веселиться. Мужчина сердито  размахиваал   рюкзаком, который уступал в размерах портфелю, но был неподходящей формы.   Мужчина  требовал позвать администрацию компании и объяснить эту дискриминацию - дамам можно сумки в виде рюкзака (он выразительно показал на мою жену), а мужчинам только портфель - кто их носит?! Но девушка за стойкой оставалась твердой, как скала.
Пожилая  супружеская  пара озадаченно вертела в руках небольшой  пакет с бытовой мелочью, необходимой в дороге. Провозка пакета стоила  дороже его содержимого в разы, хотя весил он пару килограммов. Озадаченные таким поворотом, супруги спокойно обсудили возможность оставить пакет в аэропорту и забрать на обратной дороге, ибо кому он нужен.  Но решили этого не делать, чтобы не   вызвать подозрение одиноко стоящей бесхозной кладью у службы безопасности. Платить за эвакуацию аэропорта и задержку рейсов вышло бы еще дороже, чем за право пакета находиться в салоне.

На этом неприятные сюрпризы не закончились, а продолжали удивлять нас.  Оплатив провоз подарка внуку,  мы вернулись к стойке, и  женщина в красивой униформе с улыбкой  сообщила, что места у нас с женой в  разных концах самолёта. Ибо это принцип компании - разделять семьи. Только младенцы имеют право лететь вместе с матерями, остальные члены семей  -  материал для реализации принципа: подальше друг от друга. Но если мы доплатим, то места, разумеется,  будут рядом.   Я спросил:
- Самолёт у нас будет один, если без доплаты?
- Конечно,  можете не сомневаться.
- Давайте отдельно.
Лететь всего четыре часа, соскучиться не успеем,  правда,  некоторые общие вещи будут у кого то одного.  Ничего, за таблетками и другими мелочами будем ходить друг к другу в гости.
 
Досмотр проходил в одном помещении и без дополнительной платы. А ведь могли разделить по весу, полу,  да и мало ли, по чему ещё.
Следующий сюрприз ожидал при посадке в автобусы. Наличие мест в разных частях самолёта предусматривал и доставку разными автобусами. В голову самолета вез правый автобус, в хвост - левый. Мы были не единственной разделенной семьей,  многие махали друг другу из окон. Водители автобусов успокаивали нервных, что это не навсегда - только до посадки.  Тронулись автобусы разными маршрутами, и я мысленно пожелал себе, чтобы всех привезли к одному самолёту. Так и случилось. Сажали с двух трапов - удивительно слаженно и быстро. Все налегке - пустые полки наверху, никакой сутолоки в проходах. Непривычно и удобно.

 Я со своего места в первых рядах с большим трудом разглядел жену, занимающую  место в хвосте, и помахал ей, но в предполетной суете  она не заметила. Я был не один, размахивающий руками в проходе, поэтому стюардесса поторапливала нас занять места и пристегнуться, так как время на взлёт ограничено.
Пилоты прогревали двигатели в ускоренном режиме, стюардесса в начале самолёта манипулировала спасательным жилетом и что то быстро говорила. Я понял только, что спинки всех кресел заблокированы в вертикальном положении, и любителям поспать в полете не надо  искать несуществующие кнопки.  Пассажиры щёлкали ремнями безопасности, усаживались в креслах,  изучая соседей,  с которыми придётся коротать время в полёте.  Быстро прошёл стюард, раздавая бумажные пакеты тем, кого только острая необходимость заставляла лететь самолётом в страну, куда не ходят поезда. 
Стал ждать, когда угостят карамельками или предложат воды, но самолёт в предполётном мандраже  сорвался с места и стал набирать скорость.  Теперь только бы хватило полосы разгона, а то, может быть,  для экономных самолётов она укороченная.  Ура, хватило. И вот  мы в воздухе. В окно наблюдаю как быстро удаляется от нас земля,   и ровно работает двигатель. Правда, вижу только  один, надеюсь, с противоположной стороны тоже есть. Во рту сухо от новых впечатлений.
Вызываю стюардессу и прошу воды.  Она приносит и сообщает, что ёмкость с водой стоит в хвосте самолёта и самообслуживание в этом самолёте не возбраняется, а поощряется.  Хорошо, есть шанс увидеть жену, когда захочу пить снова.   В голову полезли дурацкие мысли: в целях повысить прибыль авиакомпании перед взлётом могли бы раздавать солёные сухарики, а воду сделать платной, причём первый стакан разыграть, как на аукционе,- кто больше даст. Развлечение отвлекало бы пассажиров от нехороших мыслей, и полёт стал бы просто незабываем. Почему нет? Время такое...

Я пытался дремать.  Стюардессы не надоедали своим присутствием. Их бригадир исчез и больше не появлялся. Возможно,  подрабатывал вторым пилотом. Стали вновь раздавать бумажные пакеты перед посадкой. Хотелось спросить, ведь в полёте не кормили, так зачем?  Могли бы сэкономить и на бумаге...

Такое хорошее слово Победа. Для многих из нас оно почти святое, и связано с последней кошмарной войной, в которой наши деды выстояли и победили.

Компания, в которой всё построено на экономии и доплатах, - хорошая компания. Но маленькая и суетливая. Как-то не вяжется она с этим словом, - таким объёмным, общим для всех нас.

«Одна на всех, мы за ценой не постоим»...