Псков заветный. Оранжевый Мустанг. Иж-2125 Комби

Алла Алексеева
Я искала своего мужчину на сайте знакомств в Интернете. В объявлении у меня было написано: «Хочу мужчину с машиной».
«Почему с машиной»? – Спрашивали меня мужчины.
Для меня это было очень важно. У моего папы всегда была машина. Мы много и часто ездили на машине. Мы ездили в Опочку, откуда мои родители родом, все выходные подряд. Мы часто ездили на рыбалку, потому, что мой папа – рыбак. Ездили за грибами и за ягодами. А в отпуске обязательно ехали к морю.  Мои родители купили палатку и с тех пор мы ездили отдыхать дикарями.  По образу родительской семьи я представляла себе свою семью. Мой мужчина обязательно должен был иметь машину. Я представляла всегда себе мужчину и машину как одно целое.
Когда Сергей позвонил, он сказал, что машина у него есть и спросил, важно мне какая у машины марка?
Я ответила, что это не важно. Тогда я не задумывалась о сути своего ответа, я и представить себе не могла, что кто-то в наше время может ездить на машине москвич.
Сергей сказал, что у него машина москвич. Но и тогда я не придала значения его словам. Мало ли, какие машины выпускаются на Ижевском автомобильном заводе, - подумала я. Да и в то время меня больше интересовал мужчина, чем машина.
Когда Сергей приехал, я увидела, что машина у него  действительно москвич, как потом я вычитала из Википедии: «Иж-2125 «Ко;мби»  — советский автомобиль, выпускавшийся с 1973 по 1997 год на Ижевском автомобильном заводе, на базе легкового автомобиля Москвич-412. Первый советский автомобиль с кузовом типа «лифтбэк»». Самая старинная для современных 2000 годов машина – раритет, как сейчас скажут многие.
Я нашла видео в Интернете, как для прикола ремонтируют такие старые машины и выезжают покататься по городу, рассказывая, как гремит мотор, как медленно едет машина, как не хватает в машине автоматических и компьютерных наворотов, как прохожие поворачивают головы и крутят пальцем у виска, глядя вслед.
Но в тот момент, когда я увидела Сергея, весь мир исчез из моего видения и остался только он один. Исчезло всё, что было до него. А мир засиял новой ослепительной гаммой красок. Москвич был просто  частью Сергея.  Это было чудесное превращение в моём сознании, когда вдруг машина приобрела большую значимость в ореоле лучей, которые шли от чувств к этому человеку.
Сейчас многие люди живут думая только о том, что подумают о них соседи и другое их окружение. Вся жизнь превращается в гонку за новыми вещами. Основная цель – приобрести вещь лучше, чем у знакомого или соседа. Эта гонка идёт до бесконечности, потому, что промышленность выпускает новые и новые вещи. Иногда новшества излишни и не так важны. Но так уж устроен человек, ему нужно иметь то, чего нет ни у кого или, по крайней мере, не выделятся из толпы и иметь что-то похожее на то, что есть у других.
  Очень скоро мы стали выезжать с палаткой на природу. И тут я поняла, какие достоинства у столь древней машины.
Первый подъем, который буквально, покорил моё женское сердце, был на озере Чернозерье Новоржевского района. Потом мы много раз ездили к этому озеру, мы попадали в дождливую погоду и я всегда боялась, что мы не выедем от озера и надолго останемся там, но наш москвич не подвёл нас ни разу.
Озеро Чернозерье – родное для Сергея. Мне кажется, что машина всегда прибавляет ход, когда мы едем в сторону родных для Сергея деревень Выбор, Вёска, Лунино.
Дороги в тех местах грунтовые, проехать можно на любой машине, но мне кажется, что для таких дорог не нужны и даже вредны излишние элекронные приборы для машины. Стоит оторваться какому-то проводку и вы останетесь там навечно, проводя время в поисках провода, который оборвался и в поисках электрика, который может починить вашу машину.
Москвич был прост для ремонта, а запчасти к нему были очень дешёвыми. Отремонтировать москвич можно было с помощью изоленты. Как смеются многие, что если не удалось отремонтировать с помощью изоленты, то значит изоленты было мало.
Мы приехали к озеру, когда начинало темнеть. Вокруг озера были высокие холмы, а само озеро располагалось в низине. Мы не стали останавливаться в самом начале озера, хотели проехать подальше от группы рыбаков. Дальше дорога пошла выше, а озеро осталось глубоко внизу. Было лето, но дорога от деревни Складнёво до бывшей деревни Казариново была глинистой и ухабистой. Глубина многих ямок была мне по колено. Этот верхний участок пути к озеру всегда был очень опасным. Все машины с «низкой посадкой», останавливались, не доезжая до этого участка и спускаться вниз не рисковали. И в этот раз наверху стояла машина с палаткой. Но разве могут остановить москвич какие-то глинистые ямки?
Я вышла из машины сделать фотографии и посмотреть на озеро с высокого холма. Озеро имело извилистую форму берега и несколько островов. Над озером поднимался туман, солнце спешило укрыться за грядой холмов. Потом, я много видела закатов и рассветов, но всегда стремилась на Чернозерье. Самые красивые закаты были именно здесь. Самые красивые фотографии я привозила из Чернозерья.
 Спуск к Чернозерью состоял из двух ступеней. На ступени так же стояла машина с палаткой. Стоило нам спуститься на одну ступень и я тут же начала причитать, что если пойдёт ночью дождь, то мы не выберемся оттуда никогда.
 Но Сергей стал спускаться к самому озеру. 
У берега была ровная площадка, было видно, что рыбаки часто приезжают на это место. Иногда рыбаки спускались на машине вниз, выгружали снасти, лодки и поднимались на холм. Они шутили над нами, что утром нам придётся идти за трактором.
Спуститься к береговой линии на Чернозерье, всегда большой риск. А тем, кто не верит, я советую побывать там и выяснить настоящие способности вашей машины. Этот берег сдавался только машинам УАЗ Хантер и УАЗ «буханка», ВАЗ-2121 Ниве и вот нашему москвичу.
Утром рыбаки стали делать ставки, сможем мы выехать или нет. Я слышала, как они смеялись над достоинствами нашей машины, но никто окончательного мнения не имел. Видимо у некоторых раньше был Иж - 412.
Ночью и утром шёл дождь и дорога стала скользкой. Я сходила наверх и к своему удивлению увидела, что глинистые глубокие ямки наполнились водой.
Мы собрали лагерь. Я смотрела на крутой подъём и молилась Богу.  Потом, каждый раз, когда мы приезжали на Чернозерье, я молилась Богу.
Сергей прогрел мотор. Ехать с ним я отказалась. Сказала, что лучше я пройду пешком. А он, полный азарта, стал выезжать. Не доезжая до верха первой ступени, москвич забуксовал. Сергей вскоре спустил машину вниз.
Рыбаки сказали, усмехаясь: «Мы же говорили»!
«Не волнуйся, дорогая, - сказал Сергей, - я просто плохо прогрел мотор».
И машина зарычала и весело принялась вскарабкиваться на крутой подъём. На этот раз москвич, как мне показалось, выскочил легко. А дождик всё накрапывал. На втором подъёме, в дождливое время один участок размывается очень сильно и видно, как много машин буксовало на этом  месте. Хотя подъём тут был менее крутым, я видела, что наезжена дорога в другом более крутом месте, потому, что некоторые водители старались объехать размытое место, такой плохой была там дорога.
Но Сергей поехал именно тем плохим местом. Он старался попасть в колею, чтобы машину не начало сносить вниз, по склону горы. Я слышала, как лихо взревел мотор, как взвизгнули колёса, как усилился звук в самом плохом месте дороги. Я видела, как замедлилась скорость, там где размыло дорогу и машину понемногу стало сносить вниз. В этот момент моё сердце сжалось от страха.
Рыбаки стояли внизу и смотрели, открыв рот.
Отчаянно зазвучал звук мотора, колёса дали несколько холостых кругов, но машина не подводила. Этот оранжевый жучок, преодолевая все трудности пути, упорно шёл вперёд.
И тут машина выскочила наверх. Я уже карабкалась по косогору, бежала к дорогому бесценному москвичу.
Сергей вышел из машины и счастливыми глазами смотрел на рыбаков, которые остались далеко внизу, которые спорили о том, одолеет ли подъём наша машина.
- Ты видела? – Спросил он меня. – Вот, а ты сомневалась. – Счастливо улыбался он.
 Если бы кто-то мне сказал раньше, что я буду гордиться тем, что езжу на москвиче, я бы не поверила ни за какие деньги. Какой красивой и совершенной стала казаться мне наша машина. А вы так сможете на своей?
Было несколько подъёмов, которые мы преодолели с трудом. Подъём у озера Петровское (Узкое), окло дер. Вышгород Дедовичского района, подъём около дер. Косохново и подъём около озера Каменец  Пушкиногорского района, подъём около озера Алё в районе деревень Гнеталово и Семилово Бежаницкого района, подъём около озера Большое Острие, проезжая деревню Остров и подъём около дер. Турушино Пустошкинского района. Подъём около Турушино мне запомнился особенно, потому, что дорога после проливных дождей была сильно размыта. Да и если вы посмотрите на карту, вы вообще не найдёте в этом месте дороги, на многих картах даже пунктира, обозначающего плохую дорогу, нет.
Я много фотографировала в поездках и часто москвич был центром кадра. Без него кадр бы потерял свою изюминку, свою целостность и завершённость. Так я вижу оранжевую машину, стоящую, в пожелтевшей осенью, высокой траве, на берегу затерянного озера, среди тонких берёз с жёлтой листвой.  Машина стоит и ожидает нас, когда мы завершим свои дневные поиски и снова тронемся в путь.   
Теперь, когда мы проехали такие сложные для многих других машин маршруты, я готова москвичу поставить памятник. Мне ни за что не хочется расставаться с этой машиной так я полюбила её. Её невозможно не заметить в потоке серых машин, на ней невозможно не остановиться взглядом. Такие красивые линии кузова, прямоугольные чёрные фары, и яркий, оранжевый цвет.
Да и большая часть дорог в Псковской области имеет грунтовое покрытие, много деревянных мостов,  да и область опустела катастрофически.
Мы с Сергеем зовём машину «наш Мустанг», так она напоминает в поездках дикую лошадь вольных  степей. Я рада, что мне посчастливилось узнать и оценить все достоинства этой машины.