Сорок лет спустя

Валентина Судакова
 
       Эти две, уже немолодые ,женщины встретились после окончания института
ровно через сорок лет. Вроде и близкими подругами не были и не очень - то переписывались - так, изредка, но не забывали друг о друге, а при встрече обрадовались до слёз. Вместе когда - то шагали по туристским тропам, любили свой родной геофак.
       Теперь Ирина Сергеевна жила в большом городе, а Валентина Александровна - в городском посёлке. 
С учительскими дипломами вступили они в самостоятельную жизнь. Конечно,
кое - какие премудрости педагогики они в институте освоили, а вот с " педагогикой жизни" у обеих вышел " неуд ".  Прошагав большую часть " поля жизни ", остались, считай, у разбитого корыта : без семьи, без надежды на спокойную и благополучную жизнь, не очень в ладах с детьми, с ненадёжной пенсией и вывернутой
наизнанку идеологией.

       Встреча возвращала их в то счастливое время, когда ничего этого ещё не было, а был любимый город, институт, пылкие увлечения и интересное времяпровождение ( обе увлекались гимнастикой и туризмом ).  А главное, была твёрдая уверенность, что так всегда и будет : хорошо и молодо, и никаких проблем со здоровьем.

       Ирина Сергеевна после института ни дня не работала в школе ( зачем только и  училась на педагога ?  )  . Её трудовой школой стал химзавод- так она закрепилась в городе, а не поехала учительствовать в село по направлению института, которое получали все выпускники.

       А Валентина Александровна оттрубила в школе четверть века, каждый день жалея, что выбрала эту профессию. Но бросить школу смелости и решительности так и не хватило у неё. В конце концов бросила и нашла себе работу, где была счастлива взахлёб." Вот оно, моё место ! Четверть века шла к нему. Сколько трудовой радости потеряла ! Да что толку горевать, жизнь вспять не повернёшь "

       Теперь сидят две белоголовые бабушки на уютном диванчике, листают страницы своих семейных альбомов и чудом сохранившихся студенческих дневников. Вспоминают. Заново переживают свою молодость, вглядываясь в знакомые лица на давнишних фотографиях.Воскрешают былое...

      - Какими мы были ! Какие - то у всех красивые и счастливые лица. А ведь и ели - то не досыта, правда ?...

      - Помнишь, как на курсе звали тебя за твои чёрные кудри и сросшиеся брови?
      - Помню...Магуль Мегери. Это персонаж из лермонтовской сказки. Мне так нравилось, что однокурсники сравнивали меня с этой восточной красавицей. Счастливое было время, несмотря на все материальные и прочие трудности.
     -   Да, счастливое. В молодости всегда солнце ярче светит и о плохом не думается. Полуголодные были, а всё равно жили с радостью. Я внуку рассказывала, как мы, бывало, бегали в институтскую столовую, где на столах были хлеб и горчица - бесплатное наше " лакомство " .А уж если покупали сладкий чай, да с этим хлебом вприкуску - вроде бы и перекусили, вроде бы и не совсем голодные. Внук удивлялся.
      - А помнишь, как мы на 7- е Ноября купили вскладчину торт и съели по большому куску ? А потом нас всех вывернуло наизнанку. То ли торт был несвежий, а мы не распробовали на радостях,что едим такую роскошь, то ли наши голодные желудки не выдержали такой нагрузки.
      - Да, помню эту праздничную дату...О- о. Дай - ка эту фотографию. Это же Борька Тальнов  ?
       - Он ! Сейчас большой человек у власти...   
      - Вот за кого надо было замуж выходить, а ты, дурочка, отвергла его любовь.
      - А- а, знать бы, где упадёшь, соломки бы постелил..Не судьба, значит...
      - А это Шурейка Спиридонова. Помнишь, какими квадратными глазами  смотрели мы на её живот, когда она на втором курсе выскочила замуж ?
      - А то ! Казачка суровикинская. Кровь бурлила, не то, что в нас, послевоенных городских недокормышах. Помнишь, какая она была крупняга. Кстати, до сих пор работает хуторской учительницей,солидная, как шкаф, и детей полный курень. С мужем живут хорошо и ладно, Вспомни, какой он был невзрачный и девчат не интересовал. Шурка, видать, в корень смотрела : не по красоте любим, а по любиму красив. Это мы, дурёхи, принца ждали и искали. Ты нашла ?
      
      - Нашла ! Да вот всю жизнь маюсь с таким" принцем " , куда бы его сплавить ? ! На старости -  лет руки стал распускать. Меня - то уж - ладно, а он и на взрослых детей наскакивает. Развелась я с ним. Да толку - то, всё равно живём под одной крышей, только в разных комнатах.
Тяжело это - каждый день видеть опостылевшего человека. В общем, погорела педагогика моей жизни.
А ты, извини, почему одна ? Такая красавица была...

      - Так уж вышло. Зато весь свет посмотрела. И по стране пошагала- поездила,и за рубежом несколько раз была. Было так интересно - не заметила, как молодость прошла...
Но сын и внук у меня есть. Без семьи плохо, зато никто меня не бил, не обзывал. Мои сёстры мне завидуют. А они от своих мужей тоже мало хорошего видели : то ревнивые, то ленивые, выпить к тому же любят. Прожили мои сестрички жизнь в
домашней круговерти, дальше областного центра мир не видели . А я - самой интересно вспоминать...

      - Эх, жизнь ! Как быстро она проходит ! Грустный факт .   
      - Ну, на то она и жизнь, чтобы шла и проходила. Зато у нас есть дети и внуки. А, знаешь, я ведь нашла формулу счастья : не желай больше того, что сумеешь заслужить в жизни,и не имей больше того, что Бог даёт...

      - Ты у нас , Магуль, всегда была философом. Тебе легче поэтому жить. Конечно, в жизни всякое бывает : и печаль, и радость. Давай выпьем с тобой по рюмашечке.   
      - Давай, давай. У меня есть домашнее вино - сын угостил.

Выпили по рюмашечке, посмотрели друг на друга, засмеялись. Хорошо ! Хорошо, что живы, хорошо, что встретились, хорошо, что есть что вспомнить.
Запели любимую турпоходовскую песню тех далёких студенческих   времён :

                Помнишь мезозойскую пещеру,
                У костра сидели мы с тобой,
                Ты мою изодранную шкуру
                Зашивала каменной иглой.

                Я сидел, немытый и небритый,
                Глаз кося из - под косматых век,
                Ты была уже не обезьяна,
                Но, увы, ещё не человек...........