Татария. Репрессированные священники. часть 2

Елена Соловьева 6
Часть 2
продолжение:
Шамшев Сергей Павлович( епископ Серафим),Казань, Иоанно-Предтеченский  мужской монастырь.
Шерстенников Павел Александрович (митрополит Палладий),Казанский Благовещенский Собор.
Степанов Алексей Иванович (епископ Гурий), Казанская Духовная Академия.
Шульмин Михаил Александрович (архиепископ Ириней),Казанская Духовная Академия.
Пудиков Иван Васильевич, священник, Пестречинский р-н, с. Черемышево.
Анисимов Василий Григорьевич, священник , рукоположил в Казани свмч. епископ Бугульминский Герман ( Коккель).
Тихоницкий Вячеслав Михайлович (митрополит Владимир),Казанская Духовная Академия.
Храповицкий Алексей Павлович( митрополит Антоний).Казанская Духовная Академия.
Листов Александр, иерей, Казанская губерния . г. Спасск.
Александров Орест Константинович, иерей, г. Спасск, настоятель Троицкого Собора, 6 детей.
Смирнов Василий, иерей , с. Кощаково.
Скворцов Леонид Евстафьевич, священник, г. Лаишев.
Козлов Григорий .дьякон. Чистопольский уезд  с. Красный Яр, Казанско-Богородицкая церковь,
жена Елена, вместе с ним  арестованы Алексей и Иван  Тепляковы, Терентий Бакунин.
Брагин Андрей Петрович, священник. Арестован -Спасский р-н  с. Левашево, место смерти с. Чирки-Бебкеевы Тетюшский р-н.
Максимов Степан Никитович, священник,  Мамадышский уезд, с. Албаево.
Беликов Василий Иванович, протоиерей, Казанская духовная семинария  . Имел детей и внучку.
Казань. Николо-Низская церковь.
Еланский Николай Александрович ( епископ Феофан) , Казань   , в 1923 г.- Иоанно-Предтеченский мужской монастырь   иеромонах, игумен, расстрелян в 1937 г. (Красноярский край).
Крылов Порфирий Семенович ( епископ Питирим),Казань, Иоанно-Предтеченский монастырь
иеродиакон (1921г.), иеромонах (1922г.), настоятель (1923г.). Расстрелян в 1937 г. на Соловках.
 Андрей Алексеевич Широков( Епископ Иоанн ),В 1922 году поступил послушником в Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь.В 1925—1926 годах отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.
4 ноября 1929 года хиротонисан во епископа Марийского, викария Нижегородской епархии.Расстрелян 19 августа 1937 года.
Касимов Иван Гаврилович. Священник, Лаишевский р-н с. Ковали, жена Пелагея, сын Павел.
 Кошурин Василий Семенович (Иером.Вениамин), поступил в Седмиезерный Богородицкий монастырь 15 июня 1909. Был пострижен в монастыре и там же принял сан иеродиакона, затем — иеромонаха.
Иеромонах Мартирий,Седмиезерный Богородицкий монастырь .
Клубок  Николай Филиппович  (архимандрит Лука),  1921 г. настоятель Свияжского Успенского монастыря.
иеросхимонах Серафим (Кашурин). После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни сохранил мощи преп. Гавриила Седмиезерного  вместе с Седмиезерной Смоленской иконой .
Ефремов  Михаил Иванович(епископ Ефрем), в июле 1922г. назначен настоятелем Успенского монастыря из настоятелей  Иоанно-Предтеченского монастыря . Расстрелян в 1937г.( сайт Свияжского Успенского монастыря).
архимандрит Феофан (Моисеев) ,1919г. настоятель Свияжского Успенского монастыря.
Попов Алексий, протоиерей  Свияжский уезд, с. Б. Мемей.
Тимофеев Феодор иеромонах Казанская губерния.
Меньшиков Аркадий, иерей Казанская губерния.
Попова Татьяна Григорьевна, монахиня, Свияжский Иоанно-Предтеченский  монастырь.Родилась Псковская губерния  Островская волость д. Мельница.
Греков Владимир Иванович .с. Вознесенское. Священник.
Соколов Пантелеймон Иосифович .священнослужитель. Место рождения Свияжский уезд д. Верхние Вязовые.
По Книге Памяти :
Борисов Павел Далматович,Бавлинский р-н с. Покровский Урустамак, «религиозная агитация».
Борисов Петр Николаевич, священник, Верхнеуслонский р-н  , с. Саитово.
Борисов Петр Петрович, Казань, с. Савиново, церковный староста.
Бороздна Виктор Петрович, г. Мензелинск, «религиозная пропаганда».
Боронин Иван Петрович, с. Матюшино, церковный староста.
Ботин Степан Петрович, Заинский р-н, с. Александровская Слобода, член церковного совета.
Брагин Петр Петрович,место рождения Казанская губерния, с. Шутнерево. Священник.жил Самара, расстрелян в 1938 г. 8 февраля .
Братолюбов Иван Васильевич, Казань, священник. 10 лет ИТЛ.
Брозняков Василий Григорьевич,умер в Казани ИТК-1, сторож в церкви, жил в Москве.
Бубнова Феврония Ивановна, жила в Казани.  Монахиня Казанского  женского монастыря.
Бугаевский Иван Федосьевич( архимандрит Нифонт), монастырь Седмиезерная пустынь.
Бугрова Мария Гавриловна, Казань, швея, «религиозная пропаганда».
Бузин Иван Ильич, Тукаевский р-н , д.Суровка, «религиозный фанатизм».
Бузов Иосиф Петрович,  родился Апастовский р-н д.Шонгуты, священник.
Булавко Иван Иванович , жил Казань, священник, церковь Ивановского монастыря.
Булгаков Степан Иванович , Мамадышский р-н, с. Верхний Секинесь, священник.
Булдакова Марфа Спиридоновна, жила Бугульма, русская . Монашка.
Бурашников Иван Гаврилович, Бугульминский р-н, с. Ключевка. «религиозная агитация».
Буртасовский Гурий Васильевич, место рождения Чистополь, священник.
Бурумов Петр Осипович, Лаишевский р-н , с. Столбище, псаломщик.
Бурундукова Мария Максимовна, Менделеевский р-н , с. Бондюг, монашка.
Бусыгина Вероника Афанасьевна, жила Казань, п. Кукушкино, монашка.
Буторов Петр Владимирович, место рождения Татарстан. Священник.
Бухвалов Роман  Никитович , Лаишевский р-н , с. Давликеево, священник.
Бухвалова Мария николаевна, Апастовский р-н с. Давликеево, монахиня.
Быстрова Прасковья Сидоровна, Елабужский р-н, с. Армалы. Монашка.
Бычкова Серафима Егоровна (Дмитриевна),жила Мензелинск, монахиня.
Вавилин Федор Емельянович, Чистополь.
Вавилова ( Данилова , Камашева) Анна Петровна, Рыбно-Слободский р-н,д.Анатыш,церковный служащий.
Варламова Анисья Павловна. Жила Мензелинск, монашка.
Васенев Лукоян Георгиевич, Казань, монах.
Васильев Александр Глебович,Лаишевский р- н . с. Чирпы, священник.
Васильев Василий Андронович, Казань, священник.
Васильев Василий Васильевич, «религиозная агитация». Заинский р-н с. Савалеево, кряшен.
Васильев Яков Васильевич, Казань, « чтение лекций по богословию  студентам».
Старец Петр Лаишевский.Из воспоминаний современников мы знаем, что отец Петр Крюков родился в 1872 году в селе Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В молодости работал мельником, но в 1908 году по благословению протоиерея Иоанна Кронштадтского оставил мирскую жизнь и вступил на путь отшельничества, избрав себе жительство на окраине города Лаишево.
На одной стороне большого глубокого оврага, который в народе называли Черным, отшельник вырыл себе небольшую келью-землянку. Это место до сих пор люди посещают в память о старце.Расстрелян 28 декабря 1937 г.
На сайте « Православие в Татарстане» . «Не стоит село без праведника, а город — без святого».

Одна монахиня, прислуживавшая в Никольском храме города Казани, оставила после себя жизнеописание лаишевского старца отца Петра (так его называли лаишевцы). Все, кто встречался с ним, отмечали, что он с большой любовью относился ко всем приходящим людям. Аккуратного внешнего вида, с приятным голосом: вся его наружность излучала доброту.
Из воспоминаний современников мы знаем, что отец Петр Крюков родился в 1872 году в селе Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В молодости работал мельником, но в 1908 году по благословению протоиерея Иоанна Кронштадтского оставил мирскую жизнь и вступил на путь отшельничества, избрав себе жительство на окраине города Лаишево.
На одной стороне большого глубокого оврага, который в народе называли Черным, отшельник вырыл себе небольшую келью-землянку. Это место до сих пор люди посещают в память о старце.
Позже, когда к пустыннику стали приходить за наставлением люди, к земляной пещерке была сделана деревянная пристройка. Летом отец Петр выходил на небольшой помостик и вел беседы с посетителями, а зимой принимал в этой самой пристройке. В ней была небольшая печурка в виде подтопка, столик из двух досок, несколько чурбачков для сидения. Освещала каморку керосиновая лампа; на восточной стене висела большая деревянная икона Спасителя, перед которой горела лампадка. Из утвари были только самовар да несколько чашек.
Отец Петр вел очень суровый образ жизни. Спал мало, ночью много времени проводил в молитве. В Великий пост первые несколько дней ничего не ел, а в последующие постные дни если и принимал пищу, то в виде вареной картошки в ограниченном количестве. Зимой из своей пещерки выходил часто босиком. Про себя говорил: «Я последний человек на земле». Зимней теплой одежды не имел. Все, что ему приносили посетители в качестве пожертвования, раздавал в тот же день бедным жителям через приходящих к нему детей.
Узнав о строгой жизни отца Петра, к нему стали приходить за советом и духовной помощью обремененные нуждой и горем жители Лаишева, близлежащих и отдаленных мест. Приходили к нему за советом и духовные лица: местные и приезжие священники, монахини местной обители. В летнее время число посетителей достигало нескольких десятков человек в день. Отец Петр выходил к ним и проповедовал слово Божие. Он имел дар прозорливости и оказывал духовную помощь.
Отец Петр наставлял людей в нравственном поведении, в терпении: «Прежде всего ищи вину в себе, а потом — в селе». И обращался к людям словами духовного содержания: «Огонь тушат не огнем, а водой, поэтому если произошла ссора, не нужно разжигать ее».
Был старец защитником вдов и сирот. Когда к нему обращались за исцелением, часто говорил: «Идите в больницу и просите Бога, чтобы Он вразумил врача. Господу угодно выздоровление в наше время посылать не открытым чудом, а через докторов. И не надо впадать в уныние, иначе выздоровления может и не быть». Также говорил, что детей нужно с малых лет наставлять в вере, обучать молитвам и разъяснять их значение. При этом важно замечать, к какому труду ребенок привержен, и развивать его в этой стезе.
Старец практиковал Иисусову молитву. Он говорил, что слова «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» должны произноситься медленно и восприниматься с сердечным чувством, приравнивая к дыханию. Творить эту молитву нужно все свободное время, ложась в постель и просыпаясь, все время внутренне молясь всем своим существом.
В 1928 году по ложному доносу отец Петр был арестован и перевезен в Казань, однако вскоре был освобожден и жил в качестве сторожа проживая в колокольне храма святой мученицы Параскевы (около Кремля) до ее закрытия. После этого он жил в полуподвальном помещении дома №13 по улице Федосеевской города Казани, которое предоставил старцу один из его почитателей. Здесь же отец Петр продолжал принимать приходящих к нему людей.
12 декабря 1937 года отца Петра вновь арестовали. Долгое время о его судьбе ничего не знали, все думали, что старца сослали в северные лагеря. Однако совсем недавно было установлено, что лаишевский подвижник был расстрелян 28 декабря того же года.
Таким вот удивительным образом дает Господь даже небольшим городам, вроде нашего Лаишево, своих покровителей, праведной жизнью заслуживших не только почитание людей, но и возможность творить чудеса, помогая своим землякам.
Дернов Павел , протоиерей,и чада его Борис, Григорий и Семен. Расстреляны  в 1918 г. и похоронены в Елабуге Троицкое кладбище. Прославлены РПЦЗ в 1981 г. жена Анна.
С сайта « Православие.Ру».
 В феврале 1918 года в Елабуге были расстреляны красногвардейцами протоиерей Павел Дернов и трое его сыновей – Борис, Григорий и Семен, старшему из которых было 20 лет, а младшему едва исполнилось 17. В то смутное, ожесточенное время город не раз переходил в руки то красных, то белых, и крови как с той, так и с другой стороны было пролито немало. Однако гибель отца Павла с сыновьями в этой чреде жертв революции всегда стояла особняком. Никаких документов – допросов, приговоров – не сохранилось. Скорее всего, их просто не было. Отец с детьми были расстреляны по указанию Ефима Колчина, руководителя прибывшего из Сарапула карательного отряда. Расстреляны без всякого суда и следствия. И вот что странно: их смерть с самого начала не давала покоя большевикам. Позднее отец Павел с сыновьями были причислены к «организаторам мятежа» против красных, и это утверждение прочно закрепилось в революционной «летописи» города. Последнее подобное упоминание о них можно было прочесть в книге «Над шишкинским бором рассвет», опубликованной в Татарском книжном издательстве в 1989 году. Между тем к этому году прошло уже восемь лет с того времени, как протоиерей Павел Дернов и его сыновья были прославлены в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью За рубежом. А за много лет до этого, в 1918 году, примерно через месяц после гибели семьи Дерновых, патриарх Тихон совершил заупокойную литургию по новым священномученикам и мученикам, среди которых поминались протоиерей Павел и чада его.
Что же в действительности послужило причиной их мученической гибели? Самое полное и достоверное свидетельство об этом оставила единственная дочь отца Павла Варвара, написавшая в 1976 году воспоминания «Об отце и братьях».
Обратимся к этим воспоминаниям, раскрывающим трагические страницы истории.
«В начале 1918 года в Киеве был убит митрополит Владимир. Кто он был и за что его убили, я не знаю, имя его запомнила потому, что потом оно произносилось на всех заупокойных ектениях рядом с именами моего отца и братьев. И патриарх Тихон анафематствовал большевиков. Это был ответ на убийство митрополита Владимира. Анафематствуя большевиков, Тихон приказал прочесть его “буллу” на торжественном служении в храме (у нас читали в соборе) и потом совершить крестный ход. На столь торжественном служении следовало произнести проповедь. Кто же ее произнесет? Отец Павел Дернов! Известный всему городу оратор, человек, владеющий даром слова. Это было решение елабужского духовенства, которое и обратилось к папе с просьбой или предложением сказать эту проповедь, и папа согласился. Я думаю, что он хорошо понимал, на что идет…
Хорошо помню бурный разговор между папой и мамой вечером. Говорила очень взволнованно мама: “Что ты делаешь, у тебя дети!” Надо сказать, что я никогда не слышала никаких размолвок между родителями. Либо они уж очень любили друг друга, либо отец обладал такой кротостью и в такой степени, что никогда слова спора, столкновения в нашей семье между родителями не случалось. И это был единственный бурный разговор, который я слышала и хорошо помню. Что отвечал отец, я не знаю. Он уже решил для себя, принял на себя это обязательство. И вероятно, не сомневался, что последует расплата.
И вот состоялось это торжественное служение в соборе. Отец вышел на амвон говорить проповедь. Было это 10 или 11 февраля старого стиля 1918 года. Говорил он вот о чем – я помню только драматический сюжет и не помню ни одного имени: ни императора, ни временщика. В Константинополе при каком-то императоре был временщик, который забрал всю власть в стране, и император поступал так, как ему подсказывал временщик. А тот совершал одно зло за другим, все именем императора, и не было от него пощады несогласным с ним. Люди, попавшие в немилость к временщику, могли спастись только у алтаря храма, так как в Византии существовал древний обычай, что даже преступник, нашедший убежище в храме, получал защиту, и его нельзя было казнить. Надменный злодей временщик стал добиваться у императора отмены древнего обычая. И… добился! После того не было уже никакой преграды его своеволию и его злодеяниям. И в гордости своей он посягнул на то, что оскорбил императрицу. Она пала в ноги императору и просила защиты. Только тогда из уст ее узнал император о злых делах, которые творились его именем, и приказал схватить временщика и казнить его. А тот бежал и укрылся в храме, припав к алтарю. Однако это уже не могло спасти преступника: он сам позаботился о том, чтобы перестал действовать древний закон христианского милосердия. Но тут вышел сам Константинопольский патриарх и заступил дорогу посланным схватить преступника. И тем утвердил неприкосновенность Божиего храма.
Я думаю, что отец был отличный рассказчик. Проповеди, нравоучения, выводов не было, был только рассказ о драматических столкновениях, связанных с неприкосновенностью храма. И потому я помню этот рассказ почти 60 лет, и никогда забыть его нельзя…
И вот вечером 12 февраля, довольно поздно, раздался звонок. Это пришли директор реального училища Пантелеймон Александрович Вербицкий и его жена… Волнуясь, они сказали, что пришла Красная гвардия. А несколькими часами позднее – мы еще не спали, но я уже лежала в кроватке, – был снова звонок. Известие, которое и пугало, и было тем, что ожидали: обыск. Я помню, как папа за стеной моей детской прошел в свой кабинет. Почему-то я поняла, что он идет молиться. Мне надо было встать и пойти к нему. И зачем я не встала? А я ждала, когда он пойдет обратно. И этого не услышала. Наверное, он спустился из залы по парадной лестнице и вышел. Потом я слышала, как шумно и возбужденно собирались мальчики и как мама сказала что-то вроде: мальчики, вы потише или поосторожнее. И больше мы их живыми не видели и не слышали…
Не могу вспомнить, как скоро, но стало известно, что папа расстрелян на Тойме у Моралевской мельницы. А мальчики сидят в каком-то комитете. Словом, к вечеру тело папы было привезено, обмыто, облачено в священнические одежды и положено на стол. Есть предположение, что его не расстреляли, а закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на лице навылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, жив или умер, то ли добивали. А когда через несколько дней после похорон маме сказали, что можно съездить на Моралевскую мельницу, то оказалось, что на льду Тоймы громадное кровавое пятно. Мама зачерпнула этого кровавого снега. Помню, как его везла. Хозяин мельницы Моралев убеждал маму, что он все видел и что когда отца привезли, то он просил дать ему возможность исповедаться. Правда это или фантазия Моралева, я не знаю, но на отца это похоже. Он и перед такой смертью хотел, чтобы ему отпустили грехи, согласно его нерушимой вере…
Когда моим братьям сказали о смерти отца, они повели себя так, как и должны были вести все нормальные люди. Вероятно, они кричали и обвиняли. И что еще они могли и должны были говорить и кричать в это время и в этот момент?!
Как это было, никто и никогда не узнает. Но братьев сейчас же среди бела дня вывели и повели на расстрел. Вели к спуску на дамбу и потом по дамбе, и все это видели. Они что-то кричали для передачи маме, что-то вроде того, что они идут умирать за веру и святой крест. Есть множество свидетелей этого смертного пути моих братьев. Они еще помнят эти трагические, страшные и, может быть, героические слова. Братья, во всяком случае, думали, что именно так надо идти умирать. И я думаю, что именно так и никак иначе.
Их расстреливали, по-видимому, спешно: пришлось добивать. У Бори было избито лицо, его добивали по голове. У Гриши было что-то страшное: его застрелили разрывной пулей в затылок и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык. Он в гробу лежал с толстой повязкой на лице. Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти, ему за неделю до того исполнилось 17 лет. Его тоже убивали разрывной пулей, но она развернула ему ногу. Лицо его было единственное из всех четверых цело и спокойно. Есть фотография их четверых на столе. Отец с закрытым воздухом лицом – так хоронят духовных. Лица трех братьев видны ясно и отчетливо.
Во время войны, когда боялись, что немцы ворвутся в Ленинград, одна скверная баба, которой мама почему-то доверяла, сказала, что маме нечего бояться, надо только показать немцам эту фотографию. А мама ответила: “А потом что? А что бы сказал Павел Александрович? ” И мы знаем, что бы он сказал! Он проклял бы нас, встав из гроба!
Но я должна еще рассказать, как маме сообщили о том, что мальчики убиты. Мы все уже знали, но сказать ей никто не мог решиться.
Мама сидела на стуле в той самой большой столовой, о которой я уже говорила. Все эти дни у нас в доме было множество народа, а тут ее окружали учительницы из гимназии, воспитательницы из епархиального училища, кто-то из монастыря. Множество народа. И в дверь с лесенки, из маленькой прихожей, именно там, где я в последний раз слышала папины шаги, вошел дедушка Аркадий Иванович. Он держал перед собой руки, как-то полусогнутые, с полусжатыми кулаками. И мама сразу закричала что-то вроде: “Убиты?” И дедушка сказал: “Да, Анюта, расстреляны!” А мама воскликнула: “Да будет воля Твоя!”
Я рассказала в основном все. Могила их цела. Хотя кладбище давно закрыто. Они захоронены в кирпичном склепе. Недавно через бывшее кладбище прошла какая-то траншея. Этих могил, к счастью, она не затронула. Но все равно никто не лег рядом с ними и не ляжет больше.
Они были обречены. Мальчики после смерти отца непременно попали бы в Белую армию. И непременно омочили бы руки в крови. А может быть, потеряли бы человеческое, духовное, стали убийцами.
Они умерли чистыми. Мир их праху!»
Тяжело и горько читать эти строки. Но такова была Божия воля, чтобы именно в Елабуге, которая в то время входила в Вятскую епархию, появились первые новомученики Вятской земли.
Первое упоминание о них сделал в 1999 году в книге «Живые иконы» член комиссии по канонизации святых Вятской епархии А.В. Маркелов. А с 2002 года по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа комиссия приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея Павла Дернова. В 2008 году, к 90-летию мученической кончины отца Павла и его сыновей, А.В. Маркелов выпустил брошюру «Первые новомученики Вятской земли», в которой он написал: «Вывести работу на новый этап помогло пришедшее в Вятку письмо Д.С. Дернова, внука отца Павла. Дмитрий Сергеевич просил владыку Хрисанфа рассмотреть вопрос о прославлении отца Павла.


 Старец Платон, Чистополь. Васильев Платон Васильевич (1879), место рождения: Чистопольский р-н, пос. Перепутье, жил: там же, русский, странствующий монах. Дата расстрела: 12 .7.31 г. арест 10.3.31 г. Обвинение: организованная а/с деятельность, религиозная агитация. Место смерти: Казань.  Приговор: ВМН.