О субъективности в искусстве

Эль Ка 3
фото из личного архива автора


О СУБЪЕКТИВНОСТИ В ИСКУССТВЕ. (ЖЁЛТЫЙ цвет)

 
    Искусство люблю всё и всякое. Зависит от погоды, физического состояния и настроения (какие серёжки с утра надела).
    Лет 30 назад, детки в садик ещё ходили, пришла в Эрмитаж, иду мимо Рембрандта - не греет, чем дальше, тем больше не греет, просто тошнит! Я к итальянцам — тоже холодно, я на 3 этаж. Когда и импрессионисты не обрадовали, жутко расстроилась. Пошла на выход через деревянную лестницу, а там висит Кандинский. Так вот перед ним я и замерла на 30 минут, благо скамеечка была.

    Потом по Невскому как на крыльях летела. Правда через пару дней не выдержала, (а вдруг со мной что-то не так?) опять пришла к Рембрандту — все нормально! Великий!

    Рассказываю друзьям-художникам, один говорит: "А у меня такое тоже было, но я постеснялся об этом сказать, вдруг подумают, что я ничего не понимаю в живописи, полный невежда".
 А какая разница, что подумают? Но время... Конец 70-х, не высовывайся! Инакомыслие и инакочувствование не приветствовались.

  Недавно одна из моих приятельниц пошла на курсы арт-терапии. Девочка читает им лекцию, и ей верят — "Она ж искусствовед!". А девочка говорит, что самое ужасное сочетание — это жёлтое с зелёным!
 "Вот если дама по Невскому пойдет в таком наряде, то от её вида можно в обморок упасть!"
Так ведь кто-то может и просто от жары в обморок упасть. Но чтобы от такого сочетания? Тем более в одежде.
   
  К слову сказать, в Мухинском, наш профессор Яков Николаевич Лукин тоже терпеть не мог это сочетание, он повышал голос: " Что это за яичница с луком!!!?".
А мой муж-живописец говаривал: "Ох, а если туда еще помидорчик покрошить… такая вкуснотища!!!"

  А как же в природе, в мае , когда трава настолько сочного ядрёного зелёного цвета? Жёлтые одуванчики на этом фоне — это не просто красиво, это обалденно пронзительно после зимы! Душа просит, нет, требует буйства цвета!
 
  Все зелёные — разные, все жёлтые — тоже, найти между ними пропорции можно всегда! Как красивы жёлтые ирисы на их серебристо-серых ножках с листьями-мечами над водой под серебристо-зелёными ивами. А кому-то покажется серо, блекло, скучно, грустно. Ну да, конечно, всё дело где, с кем и когда!
 
То есть в архитектурном проекте, в подаче — яркий жёлтый цвет не очень хорошо, хотя и тут можно вспомнить классицизм с его безупречными бело-жёлтыми фасадами. В интерьере - дозировано (ведь и от радостно-яркого тоже можно устать), но очень хорошо в тёмных помещениях, в помещениях с окнами на север. В дизайне авто -  почему бы и нет? А стекло, керамика, т.е. в ДПИ? Совершенно гармонично! Существует такое понятие как психология цвета.

 То ли на первом курсе, то ли на втором был такой предмет — цветоведение. Как сейчас помню: Чёрный — цвет траура, чёрный плюс красный — оптимистическая трагедия, чёрный плюс фиолетовый — Гамлет.

  А вот как-то в Галерее сайта Ярмарка Мастеров была великолепная коллекция. «Плевать я хотела на белые и чёрные полосы жизни! Я иду по своей ...Фиолетовой!» Очень позитивная коллекция! Вопреки канонам, никакого Гамлета! Вообще, всё, что вопреки мне и интересно.

  И не в тему о жёлтом. Но о субъективном. Была в Галерее коллекция из белых воздушных изящных работ, но так и прошла бы мимо, много таких. Ан-нет, зацепила коллекция белым мишкой с красным ртом. Страшно, аж жуть. Но ведь зацепила! Появилась изюминка, хоть и кровавая, зато  как интересно смотреть стало! Сразу более нежными показались кружева,расположенные рядом, засияли непорочностью и белизной ткани. Но обсуждали, осуждали... а мне понравилось. Да, всё, что вопреки...

  И... Все субъективно. Субъективно настолько, что часто у одного человека меняется мнение в отношении художника не только на протяжении жизни, но и в течении дня, всё ещё и от психологического настроя зависит! Ну а уж в отношении цвета... Пропорции и соразмерность, дозированность и такт нужны везде и во всём.
Ведь никто не будет отрицать, что жёлтый радует, придаёт бодрость, энергию. Подсолнухи, эшшольции, лютики-цветочки, золотые шары, перечислять не имеет смысла — ах, все цветы я обожаю! Кому-то будут ближе холодные оттенки жёлтого, кому-то тёплые.

  Живите счастливо в жёлтом, оранжевом, в бесконечном живительном свете и цвете. И улыбайтесь господа, улыбайтесь!
И в голубом небе не будет туч, а если облака - то только белые барашки и ваши улыбки будут сиять маленькими жёлтыми солнышками! Представляете, каким тёплым будет мир?

Синее небо, зеленая трава,  желтое солнце и улыбающиеся люди.


Р.S.

   Эта статья была опубликована мною на ЯМ в 2014 году.
В обсуждении публикации одна девочка –психолог написала, что в жёлтой кухне вешаться хорошо. Чем собственно, подтвердила мою мысль , насколько мы разные. Или вот ещё история.

   Моя бывшая однокурсница, живописец, прекрасно живет в тёмно-красном интерьере. А когда я приезжала к ней в гости на дачу в бирюзовой куртке, она меня попросила, чтобы я больше в "ЭТОМ "цвете ей не показывалась. Мне стало интересно. У меня в комнате-мастерской ярко-бирюзовые обои.  Я здесь живу-дышу-творю. И стала я вспоминать Юлины картинки, потом открыла её каталог с работами  за 50-летний период. Да ведь в её живописи напрочь отсутствует бирюзовый цвет! Есть синий, голубой, кобальт, ультрамарин, а бирюзовый в её палитре отсутствует.

   Исследования Люшера показали, что при наблюдении оранжево-красного цвета увеличивается частота пульса, дыхания, поднимается давление(т.е. гипотоникам показано), и вообще оказывает возбуждающее действие. Синий, тёмно-синий, напротив, приносит успокоение. Хотя  и это тоже субъективно. Субъективно.