Псков заветный. Никандрова пустынь 2017г

Алла Алексеева
Как мы ехали искать древнее городище, а попали в Никандрову пустынь. 

13.05.2017г. Этот маршрут был ближним и мы решили ехать без ночёвки. Псковский край в средние века был страной городов. Эти города - небольшие укреплённые площадки, предназначались для того, чтобы во время нападения спрятаться за стенами города и отразить атаку нападавших или продержаться какое-то время, там прятали свои богатства, запас продуктов и оружие. Так и произошло слово город - городить. Площадки находились обыкновенно на высокой горе. Верх горы выравнивали, из этой земли делали вал и ставили деревянный частокол. Выбирали самую высокую гору, стоящую в месте слияния двух рек или делали ров с водой.
    Если посмотреть карту Псковской обл., то можно найти населённые пункты с названиями Городище, Городок, Городачек, Городец. Названия просто так никто не давал. Все эти населённые пункты были в средневековье городами.
Около деревни Большое Загорье Карамышевской волости Псковского района, мы нашли гору с названием Городец. Туда мы и направились в выходной день.
Эта гора была хорошо видна от деревни. Если судить по карте, то к горе шла дорога, обозначенная пунктирчиком. Сергей заметил, что иногда эти пунктирчики - довольно приличные грунтовые дороги.
  В дер. Большое Загорье мы повернули с дороги направо. Время было около 2 часов дня.
Был солнечный денёк. Всю неделю до этого был небывалый для мая холод, то и дело, шёл снег. А в этот день, впервые за долгое время, немного отошло и пригрело. Словно, зима отступила.
У нас были большие планы на день (планировали найти два древних городища).
 Но тут мы застряли, почти на ровном месте. Оказалось, что это место было пропитано водой. Оно было болотистым и нисколько не высохло. Стоило наступить на землю, и сразу выступала вода, а земля пружинила под ногами.  Нам повезло, недалеко от деревни была свалка. Сергей сходил туда и принёс четыре небольших доски. Он приподнял домкратом одну сторону машины, подложил доски. Потом приподнял другую сторону машины и тоже подложил доски. Казалось, что вот теперь-то мы выедем без проблем. Но машина проехала только эти полметра, по доскам, на которых стояла. Стоило коснуться почвы и она, тут же, стала вновь зарываться в землю. У нас была летняя, совсем "лысая резина".
- Ты только не волнуйся. - Подбадривал меня Сергей.
Вершина, к которой мы стремились в этот день, находилась совсем рядом и хитро улыбалась нам слепящим солнечным светом. А было 13 мая.
 Казалось, что машина должна ехать, так ровно она стояла на болотистой почве, углубляясь в неё лишь на десять сантиметров. Проторчали там часа три. И ни с места. Проедем пол метра и опять -  домкратить и поднимать сначала одну сторону, потом другую.
 Я, пока ждала, погуляла вокруг, обошла холмы, сходила к ручью. До городища было далеко и я не рискнула идти одна, побоялась. Потом вернулась к машине. Я ничем не могла помочь Сергею.
   Рядом с нами вдруг начал образовываться торнадо. Это было так необыкновенно. В середине куста, совсем рядом с машиной, стал нарастать гул. Куст трясло и расшатывало. Звук нарастал. Казалось, что летит самолёт. Маленький торнадо начал закручивать ветви куста и отрывать их. Ветви поднимались  в воздух и разлетались в разные стороны. Звук усилился ААААА, УУУУУ.
- Машина едет? - Спросил Сергей. - Он, в этот момент, домкратом поднимал наш москвич, а торнадо закручивался с другой стороны.
Была очень большая разница температуры  между верхними и нижними слоями воздуха. Солнце палило и верхние слои прогрелись сильно. Земля же была холодной.
А  я, стояла и смотрела на зарождение смерча, словно впала «в ступор». Мне не хотелось убегать и прятаться.  Хотя я не знала, насколько сильный этот вихревой поток и смогу ли я устоять на ногах, если он пойдёт на нас.  Раньше я видела небольшие вихревые потоки над дорогой, когда вдруг начинал образовываться "водоворот" из воздуха и дорожной пыли.
Вдруг торнадо оторвался от куста и пошёл. Трава была длинной сухой. Торнадо вцепился в эту траву, поднял её дыбом вверх и стал закручивать и вырывать, раскидывая по сторонам.
    На наше счастье, торнадо пошёл от нас. Он быстро дошёл до кустов и там началась вакханалия. Гудело, и кусты тряслись в бешеном танце. Трещали и разлетались оторванные ветви. Звук усилился и потом, словно оборвались струны в инструменте, неожиданно стих. Бзиньк - на самой высокой ноте! И тишина.
В нашей местности торнадо - редкость. Были годы, когда смерчем срывало крыши с домов, валило полосой лес. Было это в 2000-х годах.
- Ты почему не снимала? - Спросил Сергей.
Я просто стояла, «раскрыв рот», вот и всё. А нужно было "тикать". Так устроен человек. В минуту опасности он стоит и смотрит или фотографирует)))).
Сергею стоило больших усилий, чтобы вытащить машину из болота. Наконец мы выскочили на сухое.
 Было как-то не по себе и мы решили в этот день больше не рисковать. Хотя неумолимо приближался вечер, мы решили поехать в Никандрову пустынь. Мы хотели искупаться в источнике и побывать в месте, которое нам дорого тем, что два года назад, когда мы только познакомились, это была одна из первых наших с Сергеем поездок.
   Около деревянной церкви в дер. Любовец мы остановились. Там раньше был погост. Сейчас всё сильно заросло кустарником.
 Около церкви нашли каменный крест в форме трилистника. Сергей натёр крест мелом и надпись проявилась. 
  На дороге сидела большая птица. Увидев нас, она тяжело поднялась и спряталась в ветвях дерева. Птица была любопытной и не пугливой. Я успела сделать несколько кадров.  Я думаю, что это тетерев. Зимой мы сфотографировали самца, сейчас это была самочка  - красивая лесная курочка. 
  Источник иконы Казанской Божией Матери (глазной источник) располагается прямо на въезде в Никандрову пустынь. Говорят, что он  помогает улучшить зрение. Обыкновенно туристов и паломников привозят на стоянку для машин и оттуда ведут к купели Александра Свирского, потом к другим источникам. Пройти нужно несколько километров, люди очень устают и не многие находят в себе силы вернуться и подойти к глазному источнику. Я вам советую: начинайте обход пустыни с этого источника.  Сегодня здесь идут работы по восстановлению сруба. Подобраться к воде трудно. Вода, пока ведутся работы, не очень чистая. 
Никандрова пустынь – одно из самых почитаемых людьми Святых мест, имеет богатейшую историю. Преподобный Никандр, в крещении Никон (1507-1581) прожил и молился на этом месте более полувека. Монастырь основан в 1584 году, назвали его Никандрова пустынь. Много сайтов, на которых известная история подробно рассказана.  Я скажу только, что тысячи паломников со всей страны стремятся побывать здесь. Место это необыкновенной силы, а вода чудодейственная.       Мы, не спеша, пошли к источникам. Впервые за холодную весну 2017 года немного потеплело. Было слышно, как поёт соловей. Трели соловья и мягкий солнечный свет, вносили некоторую расслабленную ноту. Так иногда греется кот на завалинке, подставляя спинку под тепло первых весенних  солнечных лучей.  Вечерело, туристы уже уехали. Мы были почти одни, а обыкновенно, здесь много народа.
  В небе летали монастырские голуби.  Я застыла с фотоаппаратом, стараясь поймать белых птиц в кадр на очередном круге. Я слышала, как шурли крылья, когда стая пролетала надо мной.
На пути к источнику Св. прп. Александра Свирского мы зашли на древний погост. Мне хотелось рассмотреть надписи на каменных крестах и намогильных плитах. Эти надписи сложно читать. Но язык русский: 1859г. болел, скончался и дальше 1 сэнт суй в риа (1-го сентября, скорее всего скончался). Крестов много, большая часть одинаковых, правильной формы с ровными лопастями и углами. Так не изготовишь из камня. Скорее всего - это какой-то раствор. В Порховском районе можно выделить два типа крестов с прямыми лопастями и в форме трилистника. Сейчас уже никто не скажет, почему такие разные формы у крестов. Есть кладбища только с трилистниками, есть  только с прямоугольными лопастями, есть  с двумя типами крестов.  Солнце село и бликовало в кадре.  Вечер казался тёплым, после майского снега. (Загадка мая 2017 года - снег выпал, а настроение не новогоднее).
  Сумерки сгустились. Кроме нас к источнику пришла ещё одна пара. Мы пропустили их вперёд. В прошлый раз я поняла, что вода в домике купели намного теплее, чем в срубе около купели. Теперь мне хотелось купаться только в этой синей воде. Мы подождали пока пара покупается и уйдёт. Я вылила на себя пять вёдер воды. Было такое чувство, что стынет мозг. Потом Сергей забрался в сруб и, держась за железную лестницу, нырнул три раза. Хорошо, когда кто-то подаст пример. Сначала мне было страшно, ведь дна в купели не достать. Я тоже влезла и нырнула три раза.
Ах, как здорово!
Вдалеке куковала кукушка, пел соловей. Вечер был тихим, а воздух невероятно чистым. Наверное, было так нужно, чтобы мы не нашли городище.
 Поздним вечером мы заехали на погост дер. Любовец (там два погоста, мы заехали на тот, что с левой стороны дороги, если ехать от пустыни). Когда ещё сможем побывать здесь? Погост, находился в лесу. Среди больших стволов сосен мы увидели старые и новые захоронения. Судя по найденным каменным крестам, - погост имел старинное начало.
 Над нашими головами громко посвистывала птица, словно удивлялась нашему позднему приходу. Птица вскрикивала так громко, что мне стало не по себе. Лица с фотографий на надгробиях смотрели печально.
  Я спросила Сергея, как бы ему жилось, если бы в центре деревни находился погост:
"А ничего, - ответил он, - я бы не боялся".
   Мне было немного страшновато. Я даже не знала, чего я боюсь больше - темноты или этих крестов.
 Во время наших путешествий мы часто попадали на погост после девяти часов вечера, один раз даже заночевали около погоста. Если и случались с кем-то на кладбище потусторонние события или видения, нас это ни разу не коснулось. Ни разу не показалась из могилы рука со скрюченными и зловонно пахнущими пальцами, ни разу земля не зашевелилась и ни один призрак, ни разу не попал в кадр. На кладбище было тихо и покойники лежали спокойно.
 Мы поехали дальше и фары нашего москвича немного освещали лесную дорогу, что открывалась перед нами. Я всматривалась в точку, где на дороге заканчивался свет фар, смотрела на тёмные стволы сосен и кусты, стараясь лучше рассмотреть пугающую меня темноту.   
Впереди на дороге, словно призраки, появились две собаки. Ушки у них стояли торчком, а мордочки "улыбались". Собачки сбежали, у одной была на ошейнике оборванная металлическая цепь. Собаки увидели нашу машину, не испугались, просто отбежали от дороги и смотрели, как мы проедем. Мы ехали медленно.
Вдруг впереди из кустов выскочило животное, его шерсть была клокастая, тёмно-серого цвета. Я подумала, что это волк. Животное быстро пересекло дорогу, не любовалось на нас, как собачки, даже не подняло головы, не посмотрело в нашу сторону. Моментально исчезло в лесу.
- Волк, - закричала я, - показывая пальцем туда, куда метнулось животное. А сама подумала, что мелькнувший зверь, слишком большой для волка.
Я видела волков, и понимала, что зверь, которого я увидела, не похож на волка. «Оборотень», - мелькнуло в моей голове.
Увиденная картина была такой пугающей, что волосы зашевелились на моей голове. Мозг судорожно вспоминал всех знакомых животных: «Медведь – нет, косуля – нет, рысь – нет, но кто, кто»?   Пугало то, что животное проскочило, не посмотрев в нашу сторону, оно бежало стремительно, опустив морду к земле,  видела я его лишь одно мгновение.
Что же, ночь и у страха глаза велики. Собачки, правда, очень рисковали в такой компании.
Напрасно я потом вглядывалась в тёмный лес, пытаясь увидеть и  рассмотреть волка, его и след простыл.
К поздней ночи мы вернулись домой. Дорога от Пскова до Никандровой пустыни – это асфальт после бомбёжки.
Вот вам и тринадцатое число.