Стихи - зачем и почему?

Вячеслав Тихомиров
Потребность говорить у человека, скорее всего, возникла не столько для того, чтобы договориться с кем и куда пойти на охоту, потребность говорить возникла у человека как сочетание потребности межличностного общения и идентификации себя как личность, потребность реализации самовыражения, проявления своих мыслей и чувств.
Стихи – как вид литературного творчества, очевидно, существуют с тех пор, когда человек получил возможность произносить слова, получил способность говорить.
До этого человек самовыражался только путем создания оружия и орудий труда, осваивая новые способы охоты, начертания на стенах пещер, на земле (песке) фигур, отражающих внутренние переживания и мироощущения.
Возможно в этот же момент человек начал изготавливать простые художественные изделия – фигурки из глины, камня, раковин, дерева и так далее.
Стихи, скорее всего, возникли, как потребность человека выразить свое внутренне состояние и свое особое восприятие окружающего мира, свое  «я» в этом мире  как переходный этап от творчества рукоделия (рисунки, изделия) к творчеству слова.
Думаю, в первую очередь человек писал и пишет для самого себя, отражая свою неосознанную потребность разобраться в происходящих внутри него процессах, озвучить эти процессы посредством слова, словосочетаний.
Не случайно все поэты пишут по – своему и каждого поэта люди воспринимают индивидуально, в зависимости от своего восприятия мира, для каждого читателя должен зазвучать свой внутренний камертон, свое созвучие с автором, его внутренним миром.
«Поэтический взгляд на мир органически присущ каждому человеку.
 Поэзия как составляющая часть жизни струится в общем жизненном потоке, облагораживая жизнь, добавляя необычные, яркие и неизведанные впечатления и ощущения, отвлекая, радуя, утешая, торжествуя над серой повседневностью.
Стихи рождают причудливые ассоциации, своей глубинной музыкальностью восстанавливают гармонию в больной душе, обладают внушающим воздействием на человека.
Стихи – это не просто речь, не просто говорение.
Это – творение искусства, которое внушает нам что-то на своем особенном художественном языке и поэтому оказывает на нас неизъяснимое влияние.»
(Д.С. Лихачев)
Потрясающие слова, лучше чем сказал Д.С. Лихачев наверное невозможно сказать о следующих элементах, являющих нам природу поэзии:
- каждый человек внутри поэт, то есть способен ощущать мир в образах,  красках и впечатлениях (правда не каждый готов и хочет вынести свое восприятие мира на суд других людей, поделиться своими переживаниями и восприятием мира);
- поэзия – обязательная составляющая часть жизни людей, поэзия – часть внутренней жизни человека, физиологическая составляющая, отражающая состояние человека;
- поэзия оказывает как лечебное воздействие на психику и физиологию человека, так может и угнетать психику человека, действуя деструктивно;
- поэзия принимает участие в развитии человека - эволюции человека и развитии нравственности человека;
- поэзия принимает участие в интеллектуальном развитии человека, способствуя развитию его памяти;
- поэзия влияет на психику человека и психологию его поведения. 
Понятно, что стихи отражают индивидуальное восприятие человеком окружающего мира, в зависимости от возраста, образования, опыта и так далее.
Википедия – «Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Психика проявляется в психических явлениях.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.
Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией –регуляция деятельности.»
Насколько стихи отражают психику человека, ее состояние и способность дать человеку возможность:
пишущему стихи – найти решения проблем, которые накопились у него и проявились в стихотворных ассоциациях и психических образах, снять внутреннее напряжение, которое не находит выход иным способом;
читающему стихи – найти стихи, которые позволят ему найти решение своих физиологических проблем, которые накопились у него в результате жизненных коллизий и требуют своего разрешения либо путем восприятия чужого опыта через стихотворные (психические) образы и ассоциации, либо путем снятия внутреннего напряжения через ритмику стихов, которая для данного читателя оказалась совпадающей с его внутренними энергоинформационными процессами.
В человеке все материально- «Человек только думает, что он думает».
Материальность внутреннего мира человека заключается в том, что все процессы деятельности мозга отражают состояние физиологии организма – мозг как часть организма не может жить и существовать отдельно от тела, мозг по определению отражает через свою деятельность состояние организма.
Любые процессы, происходящие внутри организма человека сводятся к материальному обмену веществ и физиологическим процессам, протекание которых сказывается комфортно или дискомфортно на общем состоянии человека и отражается в его мыслительной деятельности и вызывает психические образы, которые являются совокупностью внутренних процессов и восприятием внешнего мира.
Мы можем бесконечно долго и много спорить по поводу того нравятся нам те или иные стихи и не факт, что придем к одному правильному решению – индивидуальность восприятия мира и индивидуальность каждого человека, как результат индивидуальности физиологического устройства каждого человека, всегда будет порождать различное восприятие стихов от почти полного совпадения ощущений с автором и расхождения в нюансах до полного отторжения.
И все таки – зачем и почему нам нужны стихи?
Через стихи мы продолжаем познавать материальный мир и развивать себя запуская в себе физиологические процессы, связанные с созданием химических веществ- в том числе феромонов и эндорфинов.
Википедия – «Феромоны (др.-греч.— несу — возбуждаю, побуждаю) — собирательное название веществ — продуктов внешней секреции, выделяемых некоторыми видами животных и обеспечивающих химическую коммуникацию между особями одного вида. Феромоны — биологические маркеры собственного вида, летучие хемосигналы, управляющие нейроэндокринными поведенческими реакциями, процессами развития, а также многими другими процессами, связанными с социальным поведением и размножением. Феромоны модифицируют поведение, физиологическое и эмоциональное состояние или метаболизм других особей того же вида. Как правило, феромоны продуцируются специализированными железами.»
Для человека феромоны - один из регуляторов общественной и социальной жизни, который, скорее всего, помог человеку стать человеком разумным.»
Википедия – «Эндорфины по способу действия сходных с опиатами (морфиноподобными соединениями), которые естественным путём вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль, аналогично опиатам, и влиять на эмоциональное состояние.
Выбросу эндорфинов способствует ультрафиолет (поход на пляж или солярий), сладости (особенно шоколад), спорт (при больших нагрузках), смех, позитивное мышление, новые впечатления (поход на выставку, в театр и т.д.).»
Разумность человека, феромоны, эндорфины и стихи -  очевидно все необычно взаимосвязано, одно не может существовать без другого и одно порождает другое.
Но самое главное – поэзия, стихи, делают нас людьми, человеками, хотим мы этого или нет, понимаем мы это или не понимаем.
Любой человек воспринимает мир во всех его многообразных проявлениях и образах, просто для кого -то существуют более тонкие грани восприятия, для кого- то эти параметры восприятия более упрощены, не имеют того количества оттенков, которые воспринимают другие люди.
Для кого- то картина «Черный квадрат»- верх изобразительного искусства, а кто – то не понимает суть и смысл этой картины, предпочитая картины Рафаэля, Айвазовского.
Кто –то читает Мандельштама, а кто-то предпочитает Пушкина – каждый по – своему воспринимает мир и имеет свою индивидуальную потребность усилить это восприятие, разобраться в себе (иногда на неосознанном уровне).
Пусть человек не читает стихи целенаправленно – слушая песни (а слова песни, как правило, даны в стихотворной форме) человек невольно воспринимает воздействие песни как совокупность стихотворных образов.
Большинство людей не пишет стихи по разным причинам, однако читают стихи, слушают песни и испытывают потребность в этом.
Мы все разные и в этом многообразии чудо и прелесть существующего мира!
Но, главное - стихи формируют нас материально, перестраивают нас незаметно, меняют нашу духовность и нравственность.
Хорошие стихи возвышают нас, плохие убиваю нас, разрушая нашу душу.
Делайте осознанно правильный выбор, не полагайтесь на чужое мнение - всё индивидуально, никто за вас не ощутит вкус груши.