О таджикском плове и о том как я призывников с Лен

Антон Путятин
Помнится я вез призывников из таджикского Ленинабода в свою вильнюсскую мотострелковую дивизию.

Ныне Лененабод это город Худжанд - административный центр Согдийской области. Призывников было много и русских среди них не было. Пересчитать всех не мог даже проводник. Число постоянно менялось. Вообще-то призывников мне надо было привезти 54, но их число колебалось около 60-ти. Сначала меня это напрягало, но потом я решил - больше, не меньше и успокоился. Это были родственники и братья, которые набились в вагон и не желали признаваться что они едут проводить, а не служить. Все они были черненькие, со сломленной волей и тревогой в глазах. По русски понимали лишь некоторые... и то только когда это было выгодно. Поэтому без вариантов... я решил - в части сами отсеются или послужат Родине повторно. Не беда...

Наш плацкартный вагон прицепляли в хвост к обычным пассажирским поездам. Проводник был местным и по его глазам я сразу понял - от понабившихся он не в восторге. Лежали на всех трех полках. Жара стояла по 50 и все окна конечно сразу же раскрыли. Ни о каком белье и речи не было. Белье было только у меня и проводника. Остальных было сложно заставить даже ботинки снять перед тем как залезть на третью или вторую полку (кстати, позже, благодаря амбре, хотелось их заставить надеть ботинки).

В вагоне я всех призывников переписал, составил альтернативные списки (для себя) и распределил их по местам будущей службы. Кто-то хотел в десантники, кто-то в летчики, кто-то в Москву. Некоторые мечтали стать подводниками и помощниками капитанов авианосцев. Не вопрос. Научим, оденем, трубку дадим. Всех нарушителей воинской дисциплины я безжалостно вычеркивал и переводил в пехоту, куда я их, собственно, и вез. Сколько было трагедий, слез и обещаний исправиться... Целыми группами брали на поруки, просили, уговаривали вписать обратно "брата". Потому что с детства все вместе мечтали стать разведчиками в спецназе и разлучать их никак нельзя... приходилось вписывать обратно.

Помнится, меня спросили про плов. И я сказал что у местного плова жестковат рис, мясо не разжуёшь (что чистая правда) и что у них все это не очень.
Мои слова произвели фурор ))) У паренька округлились глаза, будто пред ним сидел инопланетянин. Он даже отстранился, словно желая рассмотреть меня получше. Я начал догадываться, что сказал нечто крамольное, но он уже исчез, а вокруг меня все замолчали и образовался легкий вакуум. Сначала мне это даже понравилось... пока по прохожу не потянуло костром.

Первым тревогу поднял проводник. Он пронесся мимо с огнетушителем. Потом на его крики рванул и я. Растолкал столпившийся народ и продрался к месту событий. В тамбуре вагона было аккуратно выбито стекло и на какой-то самопальной кирогазке готовился плов. Без плова, как без кота и жизнь не та...

- Зачем выбили стекло! - орал проводник и злобно шипел что-то на местном диалекте.

- Э... спокойно, да... а зачем ты закрыл дверь? -  вертя глазами, логично парировал один из поваров, (имелась ввиду дверь на рельсы). - Ты зачем испортил сюрприз?! - зловеще спросил самый здоровый из призывников и для убедительности приподнял проводника вверх за грудки.

Я всех попытался успокоить, драки мне только не хватало... и у меня почти получилось. После этого русскоязычная речь прервалась и я перестал понимать детали разговора. Повара зажали проводника в угол и эмоционально водя пальцами перед его головой, объясняли что-то важное. Единственные слова которые я понимал, это "эээ зачем мЫлиция" и "хороЩий плов", которые почему-то произносились по-русски.

Сначала проводник от подобных аргументов не мог ничего ответить, просто краснел от злости и старался не взорваться. Я в глубине души был спокоен, но прикидывал кто будет за окно платить. Затем проводник выпустил пар, обмяк и огрызался все более вяло. Почему-то обращаясь ко мне он называл их "твои обезьяны". Выглядело это так: "Уйми своих обезьян, нас отцепят. Эти мартыны весь поезд сожгут!". Мне было странно... они его соотечественники, а обезьяны почему-то мои, но на это несоответствие я ему тактично глаз не раскрывал...

Скоро меня и проводника успокоили окончательно, огнетушитель повесили рядом с пловом и продолжили готовить, а мы ушли ждать настоящего плова, который нас настолько поразит, что заставит забыть выбитое окно.

После сытного обеда с вагона собрали деньги за выбитое стекло и проводник передумал идти за милицией (кстати, стекол выбили несколько). А плов все равно был таким же, как и раньше. Рис жесткий, мясо с трудом жующееся ))) но мне понравилось)))

Не знаю что они туда кладут, но через три дня я реально подсел на таджикский плов. И рис стал устраивать и лук, который у них почти сырой и мясо жесткое. Вообще, цвет рису в плове дает именно лук, который жарят с мясом когда готовят зирвак.

Позже они в рис наверное еще и сырой лук добавляют. Позже я пытался найти подобный, но у нас в России плов больше похож на рассыпчатую кашу...

А ребята за обман с родами войск на меня не обиделись. Потом при встрече в дивизии всегда кричали мне приветствия, обнимали как родного, словно я был их родственником и сам являлся кусочком их далекого Ленинабода..