Антонис Ван Дейк. Элизабет Тимбелби и Дороти

Алина Алексеева-Маркезин
         Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская - Антонис ван Дейк. Около 1637. Холст, масло. 123,1х149

      Самым значительным учеником Рубенса, прекрасно перенявшим его манеру, не потеряв при этом своего художественного лица, был Антонис ван Дейк (1599-1641)

                После пребывания в Генуе Антонис Ван Дейк в 1627 году вернулся в Антверпен, а спустя пять лет навсегда уехал в Англию, став придворным художником короля Карла I. Там Ван Дейк окончательно выработал свой стиль, который впоследствии стал эталоном для английской портретной живописи, золотым веком которой был век XVIII.

     Парадный портрет Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская создан около 1637 года. Он запечатлел двух сестер-католичек (в Англии официальной церковью была англиканская) накануне свадьбы одной из них.


        В этой работе «считывается» несколько биографических обстоятельств: Элизабет, стоящая слева, к моменту создания полотна, в 1634, уже благополучно вышла замуж. В руках у невесты - Дороти, чей брак состоялся в 1637 (по этому случаю и была написана картина), - корзина с цветами.

     Это один из символов, который зритель того времени ясно понимал: атрибут святой Доротеи, покровительницы всех невест. Амур указывает, что планируемый союз заключается по любви. Известно, что Дороти сбежала со своим женихом Чарльзом Говардом прежде, чем состоялось их бракосочетание.

       Художник прекрасно передает блеск атласных платьев красавиц, тонко выписывает их искусно завитые волосы и ювелирные украшения, которые оттеняют прелесть их лиц. Но взгляд этих чаровниц пуст и ничего не говорит нам об их переживаниях. Картина - просто блестящая констатация красоты двух юных дам.