Что я знаю о войне

Мила Верба
На фото - дядя Ваня и тётя Даша, на моей свадьбе.   


   Это было очень давно.
   Мама с папой были ещё молодые и энергичные и на все праздники мы, как правило, ходили к семейным друзьям, в гости.

   На 9 мая, нас обычно приглашали тётя Даша и дядя Ваня.
   Он был ветераном Великой Отечественной войны, а она пережила блокаду Ленинграда. У них всегда собиралось много гостей. Приезжали родственники из Ленинградской области, застолье было шумное и весёлое. А мы, дети, играли в соседней комнате, которая называлась смежной, и слышали, как наши папы и мамы смеялись, шутили, играла музыка, и я помню как мне было от этого хорошо и весело на душе.

   Как всегда в советское время, в магазинах ничего не было, но столы ломились от закусок и всяческих вкусностей, которые достaвали, кто где мог. Если в семье были рыбаки или охотники, тогда можно было полакомиться блюдами из дичи и рыбы. Дядя Ваня как раз и был заядлым охотником и рыболовом. А какие пироги с рыбой пекла тётя Даша, пальчики оближешь! Не говорю уже о колбасе из лосины, как говорится, такой теперь не делают!
 
   У них было много интересных вещей, которых не было у нас дома. Например, большая кулинарная книга, которую я просила достать с полки, и они никогда не отказывали. Она была какая-то вкусная сразу, и уютная. Помню там были такие цветные картинки невиданных блюд, рыб, пирогов, а бумага была тёплая и немного шершавая, как картон.

   Ещё на стенах висели маленькие ажурные полочки, которые дядя Ваня выпиливал сам. Oни были коричневого цвета и покрыты блестящим лаком,  очень красивые. А ещё на стене висела картина. Точнее, это была вышивка, которую когда-то сделала сама тётя Даша. На ней был изображён красивый рыцарь борющийся с тигром.
Они любили гостей, любили угощать, любили чтобы было шумно.

   Они любили детей и мы были всегда обласканы, одарены, обкормлены, дети близких, друзей и родственников. К сожалению, своих у них не было, по той причине, что война наложила свой отпечаток на здоровье тёти Даши. Они были гораздо старше, чем мои мама и папа, но это никогда не было преградой для общения, а наоборот, с ними было интересно.
   Дядя Ваня до войны был учителем. На полках, в серванте было много книг, а также он выписывал разные журналы. Так у них я впервые увидела и полюбила журнал "Огонёк". Помните, в середине была вкладка - репродукции картин художников, я могла часами их рассматривать.

   И вот очередное 9 мая и мы идём в гости.
   О том что, а точнее кого я там увидела и почему помню до сих пор, я вам сейчас расскажу.
   Этот мужчина привлёк моё внимание сразу, потому что возле него была какая-то суета.  Когда мы вошли в комнату и я увидела всех сидящих уже за праздничным столом, я обратила внимание именно на него, но сразу и не поняла, что это там шевелится у какого-то дяденьки по бокам, но почему-то пронзил ужас и холод разлился по животу.
 
Оказалось...у него не было рук. Вместо них торчали две клешни, наподобие как у рака, и эти клешни двигались. Представьте себе от плеча идут как бы кусочки рук, разрезанные вдоль...
Он был фронтовым другом дяди Вани.
   Потом уже, по рассказам, я узнала, что он горел в танке и чтобы совсем не остаться беспомощным, хирурги смогли сделать это чудо. По тем временам действительно чудо. Они спасли ему частично руки, то есть культи, которыми он хотя бы мог что-то подхватить, например я помню он держал ими вилку.

   За ним ухаживала его жена, очень весёлая женщина... Вот тогда, я помню точно, подумала, что война это очень страшно, и было такое чувство, как будто меня потрогали этой культёй, стало неприятно и жутко... я почему-то не хотела подходить и смотреть на этого дяденьку, и захотелось домой. Я стала звать родителей уйти. Mама до сих пор помнит как я была напугана этой встречей.
   Вот так я в первый раз и увидела настоящего, с войны, горевшего в танке, не по телевизору, не в кино, а живого человека.
   Вот сейчас подумала, что в подсознании может и было что он настоящий, тот дяденька, из войны...

   А дядя Ваня был для меня, просто дядя Ваня, но почему я его не жалела как того, который без рук? Не знаю, может мы привыкли к нему...

   Шли годы.
   Я уже была замужем и у меня была маленькая дочь.
   И вот сообщение - умер наш дядя Ваня.
   Дело было зимой...
   Я пришла на похороны, и тут ко мне подошли родственники и попросили нести за гробом...его награды, которые я никогда не видела. Мне их доверили, потому что дядя Ваня меня любил, сказали они...
   Они лежали на такой красивой, красной бархатной подушечке...несколько медалей и орден.
   Вот когда я их несла... не знаю даже как и передать те чувства - горечи, досады, жалости, ещё чего-то, от того, что я никогда не говорила ему, какой он хороший, и как мне у них всегда было здорово и интересно. Пусть не тогда, когда была маленькая, но уже взрослая. Что останавливало? А ведь ему было бы это очень приятно услышать.
 
   Я шла и плакала. От того, что не могу уже сказать, а очень хотелось, чтобы дядя Ваня услышал, что я знаю - он был настоящий, такой же как его друг, которого я так испугалась.

   Дядя Ваня был очень честным и добрым человеком, любил пошутить. Это были люди из того мира, совсем другого, к которому мы не имеем никакого отношения. И к которому я бы хотела принадлежать. Это был мир героев книг и героев из жизни, того, моего далёкого детства. Таких, как Санька Григорьев, Алексей Мересьев, Аркадий Дзюба, Павка Корчагин, да сейчас и не припомнить все имена. Вот где была честность, бескомпромиссность, доблесть, вера, порядочность и целеустремлённость. Я специально упомянула всех вместе, героев вымышленных и настоящих, потому что суть и внутреннее содержание их души не отличалось, и потому что я им верила, как и нашему дяде Ване.

   И ещё хочу добавить...дядя Ваня, я вас помню, и ещё - я ведь потом узнала, что у вас не было обеих пяток, что их оторвало на поле боя, разорвавшейся гранатой. И помню что не было несколько пальцев на руке, а вы, на вопрос почему нет указательного, шутили, что он в носу застрял...

   Спасибо вам...